Основы формирования доходов местных бюджетов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 14:26, курсовая работа

Краткое описание

Новый этап формирования рыночной экономики России определён Конституцией РФ, выделившей три качественно новых звена в составе бюджетной системы страны - федеральные, региональные и местные бюджеты, каждое из которых которые являются самостоятельным.
Практика формирования и исполнения местных бюджетов имеет свою специфику, отличительные особенности и проблемы. За понятием местного бюджета скрывается огромное количество не только научных, но и практических проблем, выдвигаемых самой жизнью. Необходимость исследования роли местного бюджета в социально-экономическом развитии региона обусловлена осуществлением в стране экономической реформы, которая отражается на социальной жизни населения, а также в связи с проведением бюджетной реформы и развитием бюджетного федерализма. Продолжение экономических реформ в России предъявляет особые требования к четкости функционирования бюджетных процессов.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Основы формирования доходов местных бюджетов в современных условиях. 1.1Местные бюджеты в бюджетной системе Российской Федерации
1.2 Система формирования доходов местных бюджетов
1.3 Исполнение местного бюджета
Глава 2. Анализ формирование доходов местного бюджета Кулебакского района Нижегородской области
2.1 Социально-экономическое положение Кулебакского района. Тенденции развития 21
2.2 Формирование и использование доходов бюджета Кулебакского района
ГЛАВА 3. Анализ особенностей формирования доходной части бюджетов и других обязательных платежей в зарубежных странах.
3.1 Опыт США
3.2 Опыт Германии
3.3 Опыт Швейцарии
3.4 Опыт Скандинавских стран
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа ГМФ 1.doc

— 360.50 Кб (Скачать файл)

Видим, что хотя неналоговые доходы имеют совсем незначительную долю в общем объёме доходов бюджета Кулебакского района, они имеют наибольший показатель исполнения: в 2008г. они исполнены на 183,4%; в 2009 г. – на 217,6%. Это значит, что доля их постепенно увеличивается. В связи с ростом заработной платы среди налоговых доходов в 2008 г. наибольшее исполнение имеет подоходный налог. За счет введения в 2009г. местного налога на прибыль в размере 5% значительно возросли поступления от сбора на прибыль; исполнение бюджета по этому виду налога составило 161,2%. Тем не менее, поступления по таким видам налогов, как налог на имущество, налог с продаж, единый налог на вмененный доход ниже, чем было утверждено в проекте бюджета на 2009 год. С переходом предприятий не единый вмененный налог уменьшается налог с продаж и по сравнению сравнению с 2008 годом составляет 89,1%. Бюджет Кулебакского района за 2009 год к плановым значениям выполнен на 138% (назначено 96561,7 тыс. рублей, исполнено 133113 тыс. рублей) и характеризуется следующими данными (табл.2.6) представлена в (приложении 5).

Наибольший процент исполнения определяется по отраслям:

       сельское хозяйство -134%;

       жилищно-коммунальное хозяйство – свыше 200%;

       образование – 122%;

       культура и искусство – 121%.

По жилищно-коммунальному хозяйству сверхплановые расходы связаны с приобретением топлива, которое будет использоваться на отопительный сезон 2009-2010гг. В целом в структуре расходов значительных изменений по сравнению с 2008 годом не произошло (рис.2.6).

Рис.2.6 – Структура расходов бюджета по Кулебакского  района в 2008-2009 гг.

 

За исключением расходов по таким отраслям, как:

-транспорт и связь – за счет передачи финансирования по льготным перевозкам;

- сельское хозяйство – за  счет уменьшения расходов на инженерное обустройство.

Таким образом, видим, что отклонения в исполнении бюджета по доходам и расходам составляли в 2008-2009 гг. более 10%.  Заслушав информацию начальника финансового управления Кулебакского района, об исполнении местного бюджета глава администрации Кулебакского района и Совета депутатов на очередной сессии (по итогам I полугодия 2008 г.,II  полугодия 2008 г.,I полугодия 2009 г.,II полугодия 2009г.) приняли решение о внесении изменений в местный бюджет. Рассмотрим исполнение бюджета Кулебакского района по доходам и расходам за 2009-2010 гг. в таблице 2.7 (приложение  6)

При утвержденном проекте бюджета на 2010 год 100106 тыс. рублей доходы составили 122463 тыс. рублей, т.е бюджет исполнен на 122,3%. Из запланированной дотации из областного бюджета 52500 тыс. рублей район профинансирован полностью. Бюджет Кулебакского района по расходам за 2009год к плановым значениям выполнен на 105,3% (назначено 118323 тыс.рублей, исполнено 124616 тыс. рублей) и характеризуется следующими данными (табл.2.8),  представлена в (приложение 7).

Отклонения в исполнении бюджета по доходам и расходам составляли в 2009-2010 гг. более 10%. Поэтому в проекте бюджета на 2009 год также вносились изменения. Подведём итого исполнения бюджета Кулебакского района за весь рассматриваемый период.

Таблица 2.9

Итоги исполнения бюджета Кулебакского района по доходам и расходам в 2008-2010 гг., тыс. руб.

НАИМЕНОВАНИЕ

2007г.

2009 г.

2010 г.

1. Доходы

89558

100321

122463

2. Расходы

98877

133113

124616

3.Дефицит (-)/ профицит (+) бюджета

-9319

-32792

-2153

Таким образом, бюджет Кулебакского района на протяжении 2008-2009 гг. является дефицитным, хотя дефицит бюджета в 2009-2010 гг. значительно  снизился (рис.2.7).

Рис.2.7.-Изменение дефицита бюджета Кулебакского района

Работникам бюджетной сферы района выплачено за 2009 год заработная платы с начислениями 44024 тыс. руб., в том числе за счет средств областного бюджета 24936 тыс. рублей и районного бюджета 19088 тыс. рублей, что соответственно 57% и 43% к выплаченной зарплате с начислениями на неё. На выплату заработной платы из бюджета района направлено 51% поступивших собственных доходов. Если построить динамику бюджетной обеспеченности в расчете на одного жителя, то мы увидим, что она устойчиво растёт (рис.2.8).

Рис.2.8 – Изменение бюджетной обеспеченности одного жителя Кулебакского района.

Также растёт бюджетная обеспечённость за счёт собственных доходов (рис.2.9).

 

 

Рис.2.9 – Изменение бюджетной обеспеченности одного жителя Кулебакского района за счёт собственных средств.

В районе постоянно ведётся работа по увеличению собственных доходов бюджета. Это закрытие внебюджетных фондов, сдача в аренду муниципального имущества, сбор недоимки - работа по данному направлению позволила сократить недоимку на 50%.  Работа по реструктуризации налоговой задолженности в 2009году принесла ощутимые результаты, особенно это отразилось на собираемости земельного налога (129%), такого показателя не было последние 5 лет. Теперь главной задачей является мобилизацией налоговых платежей, как текущих, так и уплачиваемых в счёт погашения графиков реструктурируемой задолженности. Важнейшей задачей является и рационализация расходов. Эту работу район ведёт с 2004 года, уже тогда на территории района стали действовать лимиты ГСМ, связь, топливо, электроэнергию. Финансирование отраслей ведётся согласно данным лимитов. На территории района действует комиссия, которая регулирует размещение государственного заказа для бюджетных отраслей.             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА III Анализ особенностей формирования доходной части бюджетов регионов (штатов, земель и т.д.) за счет налогов, сборов и других обязательных платежей в зарубежных странах.

Во многих странах, в том числе и в России, существует три уровня власти: центральный (федеральный), региональный (субъекты Федерации в РФ, штаты в США, земли в Германии и т.д.) и местный. За каждым из них закрепляются обязанности по выполнению тех или иных государственных функций и определяются ресурсы, которые могут ими использоваться.

Доходы региональных и местных бюджетов формируются за счет налогов, закрепленных за каждым уровнем или установленным им, на основе разделения поступлений от определенного налога между разными уровнями, за счет различного рода перечислений из вышестоящего бюджета (дотаций, субвенций, трансфертов, займов). Причем конкретный механизм формирования доходов региональных и местных органов власти в каждой стране свой. На этом нам бы и хотелось остановиться более подробно при рассмотрении налоговых систем некоторых зарубежных стран со схожими с Российским государственным устройством и природно-климатическими характеристиками. В дальнейшем выработать предложения по применению положительного опыта зарубежных стран.

 

3.1 Опыт США.

В США , как федеративном государстве, существуют три бюджетных уровня: государственный (федеральный) бюджет, бюджеты штатов и местные бюджеты. Налоговые поступления являются основным источником доходной части бюджетов всех уровней, но их характер очень различен. Так, доходная часть федерального бюджета США в основном формируется за счет прямых налогов, в том числе подоходного налога с населения (примерно 45% от всех доходов федерального бюджета), взносов по социальному страхованию (около 35%), налога на прибыль корпораций (около 10%). Доля косвенных налогов незначительна (акцизы - около 5%, таможенные пошлины -1.5 - 2%). Что же касается бюджетов штатов, то их доходная часть формируется прежде всего за счет косвенных налогов (налоги на продажи и акцизы); источником доходов местных бюджетов являются главным образом местные налоги, особенно налог на недвижимость.                В США около 2/3 налогов поступает в федеральный бюджет; остальная часть примерно поровну распределяется между штатами и местным уровнем. Самый крупный в США  налог - подоходный на население - взимается по прогрессивной шкале. В результате налоговой реформы 1980-х гг.

 

 

__________________________________________________

Мещерякова О.В. Налоговые системы развитых стран мира (справочник)-М.: Фонд “Правовая культура”,2005 г.-240 с.

Прогрессивность этого налога была заметно снижена (максимальная ставка упала с 70 до 33%), необлагаемый минимум - увеличен, но наряду с этим уменьшилось количество налоговых льгот. Исчисление данного налога производится по установленной ставке от суммы всех получаемых отдельным лицом или семьей доходов за вычетом деловых издержек, связанных с получением этих доходов (для свободных профессий и мелкой предпринимательской деятельности), необлагаемого минимумом доходов, необлагаемых расходов, подпадающих под налоговые льготы (взносы в благотворительные фонды, алименты, расходы на медицинское обслуживание не более 15%  облагаемой суммы и др.). На практике расчеты подоходного налога достаточно сложные и трудоемкие.

Вторая по величине статья доходов федерального бюджета - отчисления на социальное страхование. В отличие от европейских стран (в том числе от России), где основную часть этого взноса делает работодатель, в США он делится пополам между работодателем и наемным работником. Ставка меняется ежегодно при формировании бюджета. В начале 90-х годов общая ставка была 15.02% от фонда заработной платы, причем работодатель и трудящийся вносили по 7.51%. Но облагается не весь фонд заработной платы, а только первые 48.6% тыс. дол. в год в расчете на каждого занятого. Отчисления имеют строго целевое назначение. Тенденция здесь - к повышению ставок.

Налог на доходы корпораций занимает лишь третье место в доходах бюджета. Его основная ставка - 34%. Но вносится он ступенчато. Корпорация уплачивает 15% за первые 50 тыс. дол. налогооблагаемого дохода, 25% - за следующие 25 тыс. дол. и 34% - на оставшуюся сумму. Кроме того, на доходы в пределах от 100 тыс. дол. до 335 тыс. дол. установлен дополнительный сбор в размере 5%. Такое ступенчатое налогообложение имеет чрезвычайно важное значение для средних и малых предприятий.

Налоги на доходы корпораций взимаются также в бюджеты штатов. Ставка обычно стабильна, хотя  встречается и градуированная шкала штатного налога. Наиболее высок этот налог в штатах Айова -12%, Коннектикут - 10.25%, в округе Колумбия (центр Вашингтон) - 10.25%. Наиболее низкие налоги в штатах Миссисипи - от 3 до 5%, Юта - 5%. Налог на доходы корпораций имеет большое количество льгот.

Федеральные акцизные сборы имеют ограниченное значение и скромное место в доходах государственного бюджета. Федеральные акцизы установлены из товаров - на алкогольные и табачные изделия, из услуг - на дороги и воздушные перевозки.

Доля прочих налогов, включая налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, и государственные пошлины очень незначительна.

 

__________________________________________________________________________________

Михайлов Е.Д. Система местного налогообложения// США. Экономика, политика, идеология.-2008.-№8/9.-с.43-45

Свою отдельную от федеральной налоговую систему имеет каждый штат. Штаты взимают подоходный налог с корпораций и граждан. Причем вопросы обложения решать бывает подчас не просто. Так, штат имеет право взимать налог с доходов корпорации в том случае, если она имеет на его территории строения или служащих.

Не всегда просто бывает решить вопрос и с налогообложением личных доходов. Подоходный налог штату платят его жители и граждане, получающие здесь доходы.

Одним из основных источников доходов штатов, которым они делятся с городами, является налог с продаж. Обычно им не облагаются продовольственные товары, за исключением ресторанов. Налог с продаж применяется в большинстве штатов. Его ставка колеблется, поскольку устанавливается правительствами самих штатов. Наиболее низкая она в Колорадо и Вайоминге - 3%, в Алабаме, Луизиане, Мичигане, Джорджии, Южной Дакоте, Айове - 4, наиболее высокая - в Калифорнии - 7.25, Иллинойсе - 8, Нью-Йорке - 8.25%. Например, в штате Иллинойс налог с продаж распределяется следующим образом: в бюджет штата - 6%, в бюджет крупных городов - 1% и оставшийся 1% направляется на нужды департамента скоростного транспорта.

Некоторые штаты, например Калифорния, взимают налог на деловую активность. Налог включает два элемента: налогообложение общего годового оборота предприятия обычно в пределах от 1 до 2.5% и налог на фонд заработной платы - 1.6%.

Информация о работе Основы формирования доходов местных бюджетов РФ