Государственная поддержка инвестиционной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 21:33, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – выявление факторов, сдерживающих инвестиционный процесс в Новосибирской области и разработка предложений по активизации инвестиционного процесса.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
1. Определить формы и методы государственной поддержки инвестиций для субъектов Федерации, оценить их эффективность;
2. Выявить особенности инвестиционной ситуации в Новосибирской области;

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования инвестиционного процесса 5
1.1. Понятие инвестиций. Субъекты инвестиционной деятельности.
Законодательная база государственного регулирования. 5
1.2. Возможности государственной поддержки инвестиций
на федеральном уровне и уровне субъектов Федерации. 9

Глава 2. Опыт поддержки инвестиций субъектами федерации. 13
2.1. Изменение инвестиционного климата в конце 90-х годов. 13
2.2. История поддержки инвестиционной деятельности в Новосибирской области. 20
2.3. Развитие инвестиционной деятельности в Москве и Московской области 27
2.4. Опыт поддержки инвестиций в Алтайском крае 30

Глава 3. Проектный цикл государственной поддержки инвестиций 34
3.1. Формирование источников государственной поддержки. Бюджет развития 34
3.2. Процедура отбора и оценки проектов. Подходы коммерческих банков
и Администрации 39
Заключение 56
Список использованной литературы: 60

Вложенные файлы: 1 файл

Государственная поддержка инвестиционной деятельности.doc

— 407.50 Кб (Скачать файл)

 

В период 1995-1999гг. в Новосибирской области происходит постепенное снижение доли областного и местного бюджетов в общем объеме инвестиций в основной капитал. Если в 1995г. доля местных бюджетов составляла 9,3%, то в 1999-снизилась до 5,1%, в 2000г. наметился подъем до 7,1%, но это прогнозные данные и, скорее всего, фактически они будут ниже.

С 1992 года основным источником финансирования являются средства предприятий. На их долю приходится более половины средств, используемых на инвестиции. Но инвестиционные возможности большинства предприятий на сегодняшний день не велики.

Изменилась за последние годы и воспроизводственная структура капитальных вложений. В 1992 году 44% всех капитальных вложений в промышленности были направлены на реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий. А в 1994 году уже 25%. В то же время доля затрат на строительство новых предприятий возросла с 38% до 56%. Более подробно данные изменения показаны в Таблице 2.

 

 

 

Таблица 2

 

Воспроизводственная структура инвестиций в основной капитал но объектам промышленного назначения (в процентах к предыдущему году)1

 

 

1992

1993

1994

1995

1996

Инвестиции в основной капитал, всего

100

100

100

100

100

в том числе направленные на:

         

техническое перевооружение и реконструкцию действующих  предприятий

44

36

25

30

28

расширение действующих  предприятий

15

10

14

12

12

новое строительство

38

50

56

54

55

отдельные объекты действующих  предприятий

3

4

5

4

5


 

Уменьшение инвестиций, направляемых на техническое перевооружение и реконструкцию, привело к возрастанию износа именно промышленного оборудования. В результате, износ всех ОПФ в промышленности в 1994 году был равен 48,9%2 и значительно превышал износ всех ОПФ по народному хозяйству Новосибирской области (38%).

Как известно, ранее одним  из источников капиталовложений предприятий были средства амортизационных отчислений. В 1991 году в России более 51% всех капитальных вложений осуществлялись за счёт средств амортизационных отчислений”3. В 1994 году эта доля уменьшилась до 10%. Использование их для многих предприятий сейчас не выгодно из-за отсутствия каких-либо других значительных  источников пополнения оборотных средств.

Зачетная система расчетов за произведенную продукцию явилась  чуть ли не единственно возможным  источником пополнения собственных  средств - простаивающие основные фонды, механизмы оптимальной реализации которых сегодня только начинают разрабатываться.

Не меняется не только группа получателей инвестиций, но и стран-инвесторов. До последнего времени основной формой участия иностранных капиталов в виде прямых инвестиций было создание совместных предприятий. Несмотря на довольно большое число зарегистрированных СП, размеры привлечённых ими инвестиций невелики, а роль в экономике незначительна.

Что касается инвестирования предприятий посредством кредитования, то ситуация в этой сфере за последние годы резко ухудшилась. По данным Главного управления ЦБ РФ по Новосибирской области, за 1998 год кредитные вложения в реальный сектор экономики уменьшились на 392 млн. рублей, или на 220%, и на 1.01.99г. составили 1535,6 млн. рублей. Удельный вес задолженности по кредитам в общей сумме вложений банков и филиалов составил на  01.01.98 г 29% против 41% на 01.01.99 г. Доля просроченной задолженности в кредитных вложениях возросла в три раза (с 6% на 01.01.98 г. до 18% на 01.01.99 г.).

Из приведенных данных видно, что ситуация в сфере кредитования реального сектора 1998 году значительно ухудшалась. Это обусловлено резким падением рубля, ростом темпов инфляции, ростом процентных ставок по кредитам.

Всего за 1998 год банковской системой Новосибирской области  было выдано кредитов на сумму 4000 млн. рублей, что на 25% ниже, чем в 1997 году. Практически все кредиты (90%) были направлены в три отрасли: промышленность (17,4%), торгово-посредническая деятельность (35%), и прочие отрасли, включая потребительские кредиты  населению, органам власти и внебюджетным фондам (37%). При этом, объемы кредитов, выданных промышленным предприятиям области, уменьшились на 43%, торгово-посредническим предприятиям  - на 24%. Практически не кредитовалось сельской хозяйство, а в строительство и транспорт было направлено 10% общей суммы выделенных средств.

Таким образом, из приведённых  данных видно, что, проблем в инвестиционном комплексе довольно таки много и что для активизации инвестиционной деятельности и решения ряда проблем, стоящих па этом пути, необходимо принимать меры.

В настоящее время  действует закон «О внебюджетном фонде развития промышленности Новосибирской области» от 25.05.98 № 12-03. Этот закон устанавливает порядок образования и использования средств внебюджетного фонда развития промышленности Новосибирской области, компетенцию органов государственной власти по управлению и осуществлению контроля. Целью создания фонда является накопление финансовых ресурсов для финансирования целевых социально-экономических, научно-технических, конверсионных программ и проектов промышленных предприятий, увеличения инвестиций в промышленность области, повышения конкурентоспособности продукции предприятий области.1

Основным источником формирования фонда является задолженность  промышленных предприятий всех форм собственности перед областным бюджетом, трансформированная в товары, услуги, фондовые инструменты.

Расходная часть фонда  формируется в соответствии с  законом НСО «О бюджете внебюджетного  фонда развития промышленности Новосибирской  области» на очередной финансовый год по следующим направлениям:

Предоставление кредитов промышленным предприятиям всех форм собственности на подготовку и освоение производства с целью внедрения  результатов научно-технических  и опытно-конструкторских работ,

Предоставление краткосрочных кредитов для финансовой поддержки предприятий, выпускающих конкурентоспособную, экспортную и импортозамещающую продукцию или осуществляющих структурную перестройку производства, в том числе реализацию программ конверсии производства.

Новосибирским областным  Советом депутатов 26 мая 1999 года принят  Закон НСО №12-03 «О государственной  поддержке инвестиционной деятельности на территории Новосибирской области» (Приложение 1). В нем предусмотрен ряд льгот для инвестиционных проектов, прошедших конкурсный отбор и система государственных гарантий. Так, по этому Закону, предприятие, прошедшее конкурсный отбор, освобождается от ряда налогов в части, зачисляемой в бюджет области, в размере, не превышающем половины привлеченных инвестиций. Это налог на прибыль, отчисления в территориальный дорожный фонд, налог на имущество. Предложен ряд льгот по аренде областной собственности, отсрочке платежей в территориальный дорожный фонд.

Инвесторы, отвечающие требованиям, установленным настоящим Законом, имеют право на применение следующих ставок налогов и льгот по налогам, в части зачисляемой в областной бюджет и территориальный дорожный фонд Новосибирской области:

на период фактической  окупаемости вложенных инвестором инвестиций, но не более срока окупаемости, предусмотренного инвестиционным проектом:

налог на имущество, используемое инвестором для реализации инвестиционного  проекта 0 % от базовой ставки;

- налог на прибыль,  полученную от реализации продукции  (работ, услуг), произведенной на  созданных (приобретенных, полученных) в ходе реализации инвестиционного проекта производственных мощностях или посредством технологий, внедренных в ходе реализации инвестиционного проекта 0 % от базовой ставки;

- налог на пользователей  автомобильных дорог 0,75% от суммы реализации продукции (услуг);

- налог на имущество,  используемое инвестором для  реализации инвестиционного проекта  0 % от базовой ставки;

Также, в качестве мер  государственной поддержки, предлагается предоставление инвестиционных бюджетных  ссуд из средств областного бюджета и внебюджетных фондов, предоставление поручительств в качестве обеспечения использования обязательств инвестора, возникающих в процессе реализации проекта, обеспечение залогом обязательств инвестора.

Областным Советом депутатов  принят закон НСО «О Бюджете развития Новосибирской области»  от 20.12.99 № 81-ОЗ (Приложение2).

Администрация НСО в  своей работе расширяет применение программно-целевого метода управления. Их основой является формирование специальных  областных целевых программ по крупным социальным и экономическим проблемам.

Учитывая сложное финансово-экономическое  положение области, к реализации и финансированию за счет средств  областного бюджета в 2001 году принято 10 областных целевых программ, наиболее актуальных и значимых, требующих незамедлительного внедрения. (Приложение 3).

В целях усиления контроля за процессом разработки и реализации областных целевых программ было разработано Положение о порядке  разработки и реализации областных  целевых программ, утвержденное постановлением главы администрации области от 27.01.99 №43.

Данное положение предусматривает  ряд мер, позволяющих более качественно  производить разработку проектов программ, более рационально и эффективно использовать бюджетные средства 1.

2.3.Развитие инвестиционной деятельности в  Москве и Московской области

 

Рыночные преобразования в Москве и Московской области  продвинуты дальше, чем в любом  другом регионе. Правительство города, образованное десять лет назад как  правительство экономических реформ, продолжает линию по созидательным процессам в области рыночных преобразований. Система власти вызывает доверие, которому придается большое значение при выборе региона для инвестирования.

Юрий Лужков в своем  докладе «Притяжение Москвы», на первом заседании Московского Международного пресс-клуба «Моя Москва», посвященному теме  «Инвестиционный климат Москвы»1, говорил, что, принятые законодательным собранием Москвы законы расширили поле возможных инвестиций. В 1996г. объем иностранных инвестиций составил 4 млрд $, в 1997- 8 млрд. $, в 1998 - 6 млрд. $. Из них 55-60% составили иностранные инвестиции. Вкладываемые сегодня инвестиции на 1 тыс. $ приносят через полгода 2 тыс. $.

Московская область  двигается в сторону льгот  и гарантий защищенности  инвесторам. При спорах, инвесторы прибегают к юридическим нормам тех стран, откуда они приходят. В настоящее время отрабатывается режим залоговых гарантий, особенно крупных инвестиций.

Московскую область  с полной уверенностью можно отнести  к региону с благоприятным  инвестиционным климатом и низким уровнем инвестиционных рисков. Все это благодаря  как инвестиционному потенциалу региона, так и грамотной политике, проводимой властями.

Инвестиционная деятельность в Московской  области регулируется законом от 28.07.97.г. №39/97 – ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области».

И от 31.12.98 г. №65/98-ОЗ «О гарантиях  осуществления инвестиционной деятельности в Московской области».

Согласно вышеприведенному закону, различают следующие государственные  гарантии:

  • Обеспечение правовой защиты инвестиционной деятельности
  • Гарантия компенсаций при национализации и реквизиции инвестиций
  • Гарантии от незаконных действий государственных властей, ОМСУ и должностных лиц
  • Гарантии в случае изменения законодательства Московской области
  • Гарантии прав инвестора на земельные участки
  • Гарантия использования доходов
  • Гарантии правительства Московской области от имени московской области по возмещению кредитору части фактически предоставленных им средств на финансирование инвестиционного проекта.

Власти Московской области со своей стороны стараются создать такие условия, которые бы предупредили возникновение форс-мажорных обстоятельств.

Гарантии в случаях  изменения законодательства Московской области предполагает, что в случаях  принятия нормативно-правовых актов московской области, за исключением связанных с изменением федерального законодательства, ухудшающие условия инвестирования, предусмотренных в ранее заключенном договоре. Их положения не распространяются на срок окупаемости инвестиций, если иное не предусмотрено в договоре, но не более 7 лет с даты начала осуществления  инвестиционного проекта по договору.

Информация о работе Государственная поддержка инвестиционной деятельности