Государственная поддержка инвестиционной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 21:33, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – выявление факторов, сдерживающих инвестиционный процесс в Новосибирской области и разработка предложений по активизации инвестиционного процесса.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
1. Определить формы и методы государственной поддержки инвестиций для субъектов Федерации, оценить их эффективность;
2. Выявить особенности инвестиционной ситуации в Новосибирской области;

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования инвестиционного процесса 5
1.1. Понятие инвестиций. Субъекты инвестиционной деятельности.
Законодательная база государственного регулирования. 5
1.2. Возможности государственной поддержки инвестиций
на федеральном уровне и уровне субъектов Федерации. 9

Глава 2. Опыт поддержки инвестиций субъектами федерации. 13
2.1. Изменение инвестиционного климата в конце 90-х годов. 13
2.2. История поддержки инвестиционной деятельности в Новосибирской области. 20
2.3. Развитие инвестиционной деятельности в Москве и Московской области 27
2.4. Опыт поддержки инвестиций в Алтайском крае 30

Глава 3. Проектный цикл государственной поддержки инвестиций 34
3.1. Формирование источников государственной поддержки. Бюджет развития 34
3.2. Процедура отбора и оценки проектов. Подходы коммерческих банков
и Администрации 39
Заключение 56
Список использованной литературы: 60

Вложенные файлы: 1 файл

Государственная поддержка инвестиционной деятельности.doc

— 407.50 Кб (Скачать файл)

Однако, самая главная  проблема - плохое исполнение законов. «Строгость законов росийских смягчается необязательностью их исполнения», - эти слова  М.Е.Салтыкова - Щедрина говорят о нашей давней национальной традиции. В ряде случаев это связано с отсутствием санкций за неисполнение норм права или их неэффективностью, когда нарушение права экономически выгоднее, чем его исполнение. Что касается наличия законодательства, то в Федеральном законе от 25.02.99г. «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» особое значение придается  Федеральному закону от 26.11.98г. «О бюджете развития Российской Федерации». Инвестиционная деятельность в России регулируется как общим государственным и хозяйственным законодательством, так и системой специальных нормативных актов федерального и ведомственного уровней.

К первой группе мы можем  отнести Конституцию Российской Федерации, Гражданский кодекс, законы о собственности, недрах и концессиях о предприятиях и предпринимательской  деятельности, об акционерных обществах  и некоммерческих организациях, банках и банковской деятельности, законоположения о налогообложениии, внешнеэкономической деятельности, таможенном контроле и валютном регулировании, о залоге, арендных отношениях и страховании, основы земельного, водного и лесного законодательств, нормативные акты и программы приватизации и др.

Что касается специальных  нормативных актов, то к ним относятся  законоположения и нормативные  акты, в том числе документы  федеральных ведомств, регулирующие собственно инвестиционный процесс  как в области капиталообразующих денежных средств, так и в области вложений, размещаемых в финансовых активах.

Характерным методом  нормотворчества Правительства  РФ является издание постановлений, в которых преобладают поручения  различным ведомствам по разработке проектов решений по актуальным вопросам. Так, в Постановлении Правительства РФ от 19.12.97г. №1605 «О дополнительных мерах по стимулированию деловой активности и привлечению инвестиций в экономику Российской Федерации» определен ряд мер, охватывающих привлечение средств граждан, создание рынка земли, развитие рынка страховых услуг, совершенствование налогообложения, поддержку малого бизнеса и т. п.

Учитывая, что иностранные  инвесторы призваны сыграть важную роль в развитии инвестиционной деятельности, законодательство Россиии регулирует участие иностранных инвесторов в инвестиционной деятельности следующими нормативными актами: ФЗ от 25.02.99г. №39-ФЗ «Об иностранной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», Законом РФ от 09.10.92г. № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле», ФЗ от 09.07.99г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и другими нормативными актами. Федеральные ведомства принимают также специальные акты, регулирующие отдельные области инвестиционной деятельности. Ряд положений, касающихся инвестиционной деятельности, регулируются международными соглашениями и договорами общего характера (например, договор к Энергетической хартии), а также соглашениями с международными финансовыми институтами    (Международный Валютный Фонд). В настоящее время, когда Россия начинает заявлять о себе во взаимоотношениях с другими государствами, необходимо развивать отдельное направление законотворческой деятельности - гармонизацию национального законодательства применительно к требованиям международного права. Уже сейчас подписана Конвенция о защите прав инвесторов. Гармонизация национального и международно - правового регулирования инвестиций направлена, прежде всего, на обеспечение полной и правовой защиты  иностранных инвестиций. Несмотря на то, что в России законотворчество постоянно развивается, правовые риски явно превышают допустимые для цивилизованной страны размеры. В целом, правовая система носит излишне запутанный характер. Особые нарекания вызывает механизм исполнения законодательства. Обычным делом является невыполнение отдельных решений и законов. Все это сочетается де-факто с приоритетным использованием государственными структурами всяческих инструкций, противоречащих законам.

Дополнительную озабоченность вызывает у иностранных инвесторов недостаточная защита интеллектуальной собственности. Этому способствуют неисполнение существующих законов, затяжки с формированием Высшей патентной палаты. Некоторые проблемы иностранцы могут уменьшить, организуя тесное взаимодействие с местными пользователями их технологий, создавая, например, совместные предприятия или франчайзинговые системы, хотя и здесь наблюдается слабость законодательной базы. Для решения правовых рисков необходима деятельность государственных органов. В первую очередь необходимо завершение формирования иерархической системы. Основой для этого является жесткое соблюдение законов, их приоритетности.  Кроме того нужно отказаться от практики издания актов с обратной силой, а также усилить контроль за исполнением законов и судебных решений. Только в таком случае инвестор сможет выделить некую достаточно стабильную основу в правовой среде и определить диапазон возможных изменений законодательства для разумной оценки правовых рисков.

1.2.Возможности государственной поддержки инвестиций на федеральном уровне и уровне субъектов Федерации

 

Одним из важных вопросов, который приходится решать на нынешнем этапе рыночных реформ в российской экономике, является регулирование  взаимоотношений федерального центра и регионов в бюджетной и инвестиционной сферах.  Реальной мерой эффективности рыночных реформ выступают их социально-экономические результаты, получаемые людьми непосредственно в регионах. Сегодня становится понятным, что необходимо регулировать региональную инвестиционную политику.

В законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных  вложений»1, определены формы и методы регулирования инвестиционной деятельности, во-первых - это создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, путем:

  • Совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;
  • Установления специальных налоговых режимов;
  • Защиты интересов инвесторов;
  • Предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами;
  • Расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально - культурного назначения;
  • Создания и развития сети информационно - аналитических центов, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и их публикацию;
  • Принятия антимонопольных мер;
  • Расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;
  • Развития финансового лизинга;
  • Проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;
  • Создания возможностей формирования собственных инвестиционных фондов.

Во-вторых, органы государственной  власти субъектов  Федерации могут  осуществлять прямое участие, путем:

  • Разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов;
  • Размещения на конкурсной основе средств бюджетов субъектов Федерации;
  • Предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств бюджетов субъектов Федерации.

Региональная инвестиционная политика представляет собой совокупность мер по регулированию и стимулированию инвестиционного процесса с целью  обеспечения устойчивого социально-экономического развития территории. Региональная инвестиционная политика разрабатывается и реализуется путем взаимодействия государственных органов управления федерального и территориального уровня, а также органов местного самоуправления. В принципе это взаимодействие должно основываться на Конституции РФ, Федеративном договоре, регулироваться законодательными и нормативными актами, принимаемыми Федеральным собранием, президентом и правительством, а также  договорами между центром и регионами.  В инвестиционной сфере наглядно проявляется несовершенство системы федеративных отношений в стране.

Российская Федерация  включает два типа субъектов - национально-государственные  и административно-территориальные  образования, которые согласно Конституции (ст.5) равноправны между собой  и во взаимоотношениях с Федеральными органами государственной власти. Фактическое первенство субъектов Федерации наблюдается в инвестиционной сфере. Так, на долю национально-государственных образований приходится 15-16% общего объема инвестиций  в стране, между тем доля средств из федерального бюджета в финансировании инвестиций  на их территории достигает 30%.1 Для административно-территориальных образований соотношение совершенно иное - соответственно 85 и 70 %.

Недостаток средств  для финансирования инвестиций заставляет региональные и местные  власти прибегать к нетрадиционным методам привлечения ресурсов. К ним относятся  муниципальные займы, из которых примерно половину составляют целевые инвестиционные займы, главным образом, жилищные. В 1995г. возникло новое явление – целевые займы, предназначенные для осуществления инвестиций в промышленные предприятия и развитие инфраструктуры. Доля таких займов пока невелика и составляет около 15%. Как правило, они преследуют одну конкретную цель - осуществление проекта строительства дороги, АТС и т.д. Но, как правило, целевые займы очень часто используются  на текущие, а не на инвестиционные цели. Серьезной проблемой остается распространение на муниципальные займы государственных гарантий и подведение под них законодательной базы. Назревшей мерой представляется принятие Федерального законодательства, регламентирующего конкретные механизмы выпуска и обращения муниципальных обязательств, что позволило бы создать систему льгот и гарантий для отечественных и зарубежных инвесторов, вкладывающих средства в муниципальные ценные бумаги. В регионах применяют и другие экономические методы стимулирования инвестиций .

Предоставление налоговых  льгот  инвестороам используется в каждом пятом регионе, страхование  рисков залогом имущества субъектов  РФ – в каждом третьем.2 Не на должном уровне оказался и федеральный центр. Основным инструментом его инвестиционной политики остается федеральная инвестиционная программа, которая строится в основном по отраслевому принципу и слабо увязывается с регионами, хотя и реализуется на их территории. Кроме того, исполняемость инвестиционной программы крайне низка, в связи с тем, что инвестиции из федерального бюджета обеспечиваются по остаточному  принципу. Трансферты из федерального бюджета в бюджеты  территорий  осуществляются в основном не на нормативной, а на индивидуальной основе путем договоренностей между соответствующими органами центра и субъектами  Федерации, носят преимущественно целевой характер и не преднаначены для инвестиционных целей. 

Наряду со слабостью механизма взаимодействия органов управления различного уровня, в инвестиционной сфере негативную роль играет расплывчатость, концептуальная непроработанность региональных приоритетов политики федерального центра. Так, в утвержденных Указом  Президента от 03.06.96г. «Об основных положениях региональной политики РФ»  отсутствуют разделы, отражающие ее региональный аспект. Заключенные до настоящего  времени  договоры  о разграничении полномочий между федеральным центром и субъектами РФ носят политический характер и мало затрагивают конкретные экономические вопросы, в т.ч. инвестиционные.

Системный подход к взаимодействию федеральных, региональных и местных  органов в инвестиционной сфере  требует создания законодательной  основы и должен базироваться на принципах бюджетного федерализма.

Необходимо законодательно закрепить инвестиционные полномочия различных иерархических уровней  управления и подвести необходимую  для их выполнения финансовую базу.

Необходимо упорядочить  систему бюджетных трансфертов, придав ей целевой характер. Для этого необходимо  введение понятия «инвестиционных трансфертов». Одним из требований к трансфертам должен быть их адресный характер.

В совершенствовании  нуждается порядок инвестиционной поддержки регионов из федерального бюджета. В соответствии с международной практикой среди функций регионов можно выделить следующие: поддержка и развитие социально - бытовой и производственной инфраструктур на их территории, осуществление структурной перестройки их хозяйства в соответствии с требованиями рыночной экономики.

Инструментом реализации инвестиционной политики на уровне регионов должны стать региональные инвестиционные программы и планы, составляемые по единой общероссийской методологии  при координации со стороны федеральных  органов. Только инвестиционные проекты, включаемые в эти программы, могли бы претендовать на долевое участие в финансировании из федеральных источников. Сегодня, в сфере региональной инвестиционной политики, необходима доработка уже существующих принципов и создание новых условий для успешного осуществления инвестиционной деятельности.

В настоящее время  отмечается недостаток инвестиционных ресурсов, поэтому необходимо концентрировать  инвестиции там, где они дают высокую  экономическую отдачу.

Каждый регион в своем  развитии должен руководствоваться  стратегией развития. На территории региона необходимо отдавать предпочтение созданию и развитию предприятий, способных оказать  положительное влияние на экономику региона, исполнение бюджета, экономическую эффективность. Государственное вмешательство требуется до тех пор, пока регион  достигнет порога развития и  начнется мультипликативный эффект.  Для осуществления подобной политики регионы должны руководствоваться стратегией развития, отдавать предпочтения проектам, отвечающим требованиям экономической, бюджетной эффективности и соответствующим стратегии региона.

Глава 2. Опыт поддержки инвестиций субъектами федерации

2.1.Изменение инвестиционного  климата в конце 90-х годов

 

Инвестиционный климат представляет собой совокупность факторов, влияющих на решение инвестора о вложении средств в экономику региона.

Оценка инвестиционного  климата основывается на анализе  факторов, определяющих инвестиционный климат. Обычно для оценки  применяют  так называемые выходные параметры  инвестиционного климата - приток и отток капитала, уровень инфляции, доля сбережений в ВВП, а также входные параметры:

  • природные ресурсы и состояние экологии;
  • качество рабочей силы;
  • уровень безработицы;
  • уровень развития и доступность объектов инфраструктуры;
  • политическая стабильность и предсказуемость, вероятность возникновения форс-мажорных обстоятельств;
  • состояние бюджета, платежный баланс и долг ОГВ и МСУ региона;
  • качество государственного управления, политика центральных и местных властей;
  • законодательство, полнота и качество регулирования экономической жизни;
  • уровень соблюдения законности и правопорядка, преступность и коррупция;
  • защита прав собственности, уровень корпоративного управления;
  • обязательность партнеров при исполнении контрактов;
  • качество банковской системы и других финансовых институтов;
  • доступность кредитования;
  • административные, технические, информационные и другие барьеры входа на рынок, уровень монополизма в экономике.

Информация о работе Государственная поддержка инвестиционной деятельности