Государственная поддержка инвестиционной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 21:33, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – выявление факторов, сдерживающих инвестиционный процесс в Новосибирской области и разработка предложений по активизации инвестиционного процесса.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
1. Определить формы и методы государственной поддержки инвестиций для субъектов Федерации, оценить их эффективность;
2. Выявить особенности инвестиционной ситуации в Новосибирской области;

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования инвестиционного процесса 5
1.1. Понятие инвестиций. Субъекты инвестиционной деятельности.
Законодательная база государственного регулирования. 5
1.2. Возможности государственной поддержки инвестиций
на федеральном уровне и уровне субъектов Федерации. 9

Глава 2. Опыт поддержки инвестиций субъектами федерации. 13
2.1. Изменение инвестиционного климата в конце 90-х годов. 13
2.2. История поддержки инвестиционной деятельности в Новосибирской области. 20
2.3. Развитие инвестиционной деятельности в Москве и Московской области 27
2.4. Опыт поддержки инвестиций в Алтайском крае 30

Глава 3. Проектный цикл государственной поддержки инвестиций 34
3.1. Формирование источников государственной поддержки. Бюджет развития 34
3.2. Процедура отбора и оценки проектов. Подходы коммерческих банков
и Администрации 39
Заключение 56
Список использованной литературы: 60

Вложенные файлы: 1 файл

Государственная поддержка инвестиционной деятельности.doc

— 407.50 Кб (Скачать файл)

Можно различить следующие  гарантии:

1.Гарантии на земельные  участки:

Закрепляются на праве  постоянного пользования или  аренды, если земельные участки изымаются, то инвестору возмещаются убытки.

2.Гарантии использования  доходов:

доходы, получаемые в  результате инвестиционной деятельности после уплаты соответствующих налогов  и сборов. Инвесторам предоставляются  также налоговые льготы и налоговые  кредиты - изменение срока налоговой уплаты, при котором юридическим лицам предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшить свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита начисленных процентов.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок 1-5 лет по  налогу на прибыль и другим налогам, определенным в законе.

Налоговый кредит по налогам  может быть предоставлен при наличии  следующих основ:

  1. Приобретение юридическим лицом технологического оборудования, машин, механизмов, транспортных средств производственного назначения для осуществления реконструкции или технического перевооружения производства.
  2. Приобретение этим лицом оборудования для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ при реконструкции или технической перевооруженности производства.
  3. Приобретение оборудования для защиты окружающей среды от загрязнения промышленными отходами.
  4. Выполнение юридическим лицом на контрактной основе государственного заказа на закупку и поставку товаров, производство работ и оказание услуг для обеспечения государственных нужд  Московской области.
  5. Осуществление внедренческой или инновационной деятельности, направленной на создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов.
  6. Осуществление этим юридическим  лицом инвестиционной деятельности в соответствии с перечнем приоритетных направлений.
  7. Ряд других оснований, предусмотренных законом.

Решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита принимается финансовым органом исполнительной власти Московской области в месячный срок с момента подачи письменного заявления. Инвестиционный налоговый кредит имеет форму бюджетного кредита на основании договора, при условии предоставления заемщиком обеспечения использования своего обязательства по возврату указанного кредита. Среди способов обеспечения инвестиционного налогового кредита выделяют банковские гарантии, поручительства и залог имущества в размере не менее 100% предоставленного кредита. Предоставление инвестиционного налогового кредита за счет средств областного бюджета осуществляется в пределах лимитов, предусмотренных законодательством Московской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Налоговые льготы предоставляются субъектам инвестиционной деятельности в порядке, предусмотренном законодательством Московской области «О льготном налогообложении в Московской области»1 с соблюдением положений Закона № 65\98-ОЗ «О гарантиях осуществления деятельности в Московской области». Право на получение дополнительных льгот имеют субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие инвестиционную деятельность с перечнем приоритетных направлений инвестиционной деятельности. При этом, сумма налоговых льгот не может превышать сумму инвестиций, вложенных в инвестиционный проект.

Согласно ст. 44 Закона «О льготном налогообложении в Московской области», льготы, предоставляемые  пользователям объектов производственных инвестиций на территории Московской области. К пользователям относятся  юридические лица и их филиалы, осуществляющие производственную деятельность на этих объектах и уплачивающие налоги на территории Московской области. В законе пользователи делятся на две группы в зависимости от  суммы инвестированных средств.

Льготы действуют со дня заключения налогового соглашения до дня завершения инвестиционного проекта. Отдельной статьей закона «О льготном налогообложении в Московской области» предусматривается предоставление льгот инвесторам, осуществляющих инвестиции в организации, предназначенные для производства субстанции генно-инженерного и человеческого инсулина.

Таким образом, можно  сделать вывод, что в Москве и  Московской области уделяется огромное внимание созданию благоприятного инвестиционного  климата.

2.4. Опыт поддержки  инвестиций в Алтайском крае

 

Одним из основных законов, регулирующим инвестиционную деятельность в Алтайском крае является закон от 09.12.98 №61-ЗС «Об инвестиционной деятельности в Алтайском крае». Согласно закону, выделяются следующие  цели инвестиционной деятельности:

1.Формирование привлекательности  инвестиционной среды, способствующей  повышению инвестиционной активности  хозяйствующих субъектов в социально-экономическом  развитии края.

2.Инвестиционная поддержка  жизнеобеспечивающих производств   и социальной сферы.

3.Формирование развитой  общехозяйственной и рыночной  инфраструктуры на территории  края.

4.Полное и эффективное  использование материального, производственного  и кадрового потенциала края.

5.Обеспечение высоких стандартов  качества жизни населения края.

При осуществлении инвестиционной деятельности, органы государственной власти исходят из следующих принципов:

  • Приоритетности направлений инвестирования;
  • Максимальной социально-экономической эффективности;
  • Программно-целевой ориентации;
  • Информационной открытости;
  • Конкурсной основы;
  • Предварительной аналитической обоснованности;
  • Повышения доли собственных средств товаропроизводителей в инвестициях;
  • Контролируемости целевого использования инвестируемых средств;
  • Законодательной защищенности интересов инвесторов.

В крае применяются меры по стимулированию инвестиционной деятельности:

  • Разработка, утверждение и реализация инвестиционных программ в крае;
  • Проведение благоприятной финансовой и кредитной политики, политики ценообразования и амортизационной политики;
  • Предоставление льгот по налогам и сборам, зачисляемым в краевой бюджет;
  • Предоставление займов из краевого бюджета для осуществления инвесторами инвестиционной деятельности по приоритетным направлениям развития края;
  • Ряд других мер.

 При осуществлении  инвестиций в объекты производственного назначения устанавливается льготное налогообложение.

Льготы предоставляются  на весь период окупаемости инвестиционных программ и пересмотру в связи  с изменениями финансовых и иных обстоятельств не подлежат.

Инвестиционная деятельность осуществляется на основе инвестиционной программы, в которой указаны цели инвестиционной деятельности и необходимые для достижения этих целей средства, а также возможные источники инвестиций и состав участников.

Инвестиционная программа края утверждается краевым Законодательным Собранием после вступления в силу закона о краевом бюджете на соответствующий год. Администрация выделяет займы в случае осуществления инвестором инвестиционной деятельности по приоритетным направлениям развития края. Приоритетные направления инвестиционной политики в крае определяются в перспективных планах социально-экономического развития края с утверждением при рассмотрении годовых планов социально-экономического развития края и закона края о краевом бюджете.

 Со стороны краевой администрации предоставляются частные поручительства, займы, кредиты. Кроме мер государственной поддержки есть и формы прямого участия  органов государственной власти в инвестиционном процессе:

приобретение паев, долей, акций, движимого  и недвижимого имущества; размещение средств при заключении государственных контрактов на поставку товаров, продукции, услуг для нужд края; размещение средств при организации подрядных работ для нужд края; участие в договорах простого товарищества; прямого финансирования реализации региональных программ из бюджета края.

Исходя из опыта осуществления  инвестиционной деятельности  субъектами Федерации, мы можем сделать следующие  выводы:

В Новосибирской области  широко применяется предоставление льгот, не существует нижних пределов льготирования. В Москве и Московской области, а также в Алтайском крае законодательно определен перечень и условия льгот.

При осуществлении конкурса инвестиционных проектов в Новосибирской  области руководствуются Положением о конкурсе.  В Алтайском крае конкурс осуществляет совместная комиссия администрации края и краевого законодательного собрания, в Московской области - Правительство.

В Новосибирской области  имеет место предоставление льгот  тем, кто не попал в число выигравших конкурс. Такого рода поблажки отрицательно сказываются на исполнении бюджета области. Органы исполнительной власти получили очень много полномочий по сравнению с законодательной властью.

Исходя из вышеизложенного, мы убеждаемся, что каждый субъект  Федерации проводит свою инвестиционную политику, хотя, довольно распространенным является копирование нормативно-правовых актов различных субъектов федерации без учета факторов на данной территории. Подобная политика скорее вызывает негативные последствия, нежели положительные сдвиги в экономике региона. Одним из самых важных моментов при осуществлении инвестиционной политики является учет потенциала региона, его возможности, его наиболее перспективные отрасли экономики.

Сравнивая состояние  законодательной сферы в Новосибирской  и Московской областях, и Алтайском крае, приведем следующую таблицу1:

 

 

Таблица  3    

Инвестиции  в основной капитал по регионам

 

Инвестиции в основной капитал (млн. руб.)

1996 год

1997год

НСО

3631,3

3979,3

Алтайский край

2795,6

2421,8

Московская область

10663,5

13261,4


 

Лидером среди представленных регионов по инвестициям в основной капитал является Московская область, за год объем инвестиций вырос  порядка 3 тысяч. НСО входит в число  двадцати первых регионов по инвестициям  в науку. Они составили в 1999году 67, 61 млн рублей 2.                                     

Таблица 4

    

Инвестиционный  потенциал регионов 1998--1999гг.

 

 

потребительский

трудовой

производственный

инфраструктурный

финансовый

инновационный

институциональный

природный

НСО

16

16

22

56

16

6

12

34

Алтайский край

25

21

32

48

38

21

26

21

Московская область

4

3

7

4

3

2

3

51


 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 5

 

 Инвестиционный риск  регионов в 1998-1999гг.

 

 

Законодательство

политика

экономика

финансы

социальные

криминал

экология

Московская область

10

16

31

12

10

53

40

Алтайский край

35

72

84

68

68

13

53

НСО

88

49

42

22

32

55

29


 

Согласно инвестиционному  рейтингу российских регионов 1998-1999гг.1, Московская область имеет максимальные инвестиционные возможности при минимальном риске, Алтайский край-это более благополучный регион с потенциалом чуть выше среднего, Новосибирская область относится к регионам со средним потенциалом и умеренным риском. Московская  область характеризуется высоким инновационным, финансовым, трудовым и институциональным потенциалом, в то время, как  природный потенциал незначителен по сравнению, например, с потенциалом Новосибирской области. Алтайский край занимает средние позиции по всем показателям. Что касается инфраструктуры, то Алтайский край имеет довольно низкий потенциал. Новосибирская область характеризуется высоким инновационным потенциалом при довольно низком значении инфраструктурного потенциала. Новосибирская область имеет высокий показатель инвестиционного риска в законодательстве, Алтайский край – в экономике, в то время как Московская область имеет высокий риск криминализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Проектный цикл государственной  поддержки инвестиций

3.1.Формирование источников государственной  поддержки.

 Бюджет развития

 

 Наряду с объективными причинами политического и экономического характера сложное состояние дел в сфере привлечения инвестиций на предприятия обусловлено отсутствием у предприятий опыта разработки инвестиционных проектов и подготовки бизнес - планов, отсутствием целенаправленного сбора информации о потенциальных инвесторах, слабой поддержкой инвестиционной активности со стороны государства и координации этой деятельности.

Информация о работе Государственная поддержка инвестиционной деятельности