Государственная поддержка инвестиционной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 21:33, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – выявление факторов, сдерживающих инвестиционный процесс в Новосибирской области и разработка предложений по активизации инвестиционного процесса.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
1. Определить формы и методы государственной поддержки инвестиций для субъектов Федерации, оценить их эффективность;
2. Выявить особенности инвестиционной ситуации в Новосибирской области;

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования инвестиционного процесса 5
1.1. Понятие инвестиций. Субъекты инвестиционной деятельности.
Законодательная база государственного регулирования. 5
1.2. Возможности государственной поддержки инвестиций
на федеральном уровне и уровне субъектов Федерации. 9

Глава 2. Опыт поддержки инвестиций субъектами федерации. 13
2.1. Изменение инвестиционного климата в конце 90-х годов. 13
2.2. История поддержки инвестиционной деятельности в Новосибирской области. 20
2.3. Развитие инвестиционной деятельности в Москве и Московской области 27
2.4. Опыт поддержки инвестиций в Алтайском крае 30

Глава 3. Проектный цикл государственной поддержки инвестиций 34
3.1. Формирование источников государственной поддержки. Бюджет развития 34
3.2. Процедура отбора и оценки проектов. Подходы коммерческих банков
и Администрации 39
Заключение 56
Список использованной литературы: 60

Вложенные файлы: 1 файл

Государственная поддержка инвестиционной деятельности.doc

— 407.50 Кб (Скачать файл)


 Оглавление

 

 

Введение

 

Опасным следствием реформ последних лет является уход инвестиций из экономики страны. Для того чтобы  поднять свою конкурентоспособность и завоевать позиции на рынках, России потребуется более 2-х трлн. $ USA инвестиций из всех источников. Объем инвестиций в основной капитал снижается уже 12 лет и составил  в 1999 году 22 % от уровня 1991 года.1

Большинство российских предприятий вынуждено поддерживать собственное производство в условиях оттока денежных ресурсов и полного обесценивания оборотных средств.2

Общероссийский кризис промышленного производства усугубляется в Новосибирской области (НСО) с  преобладанием в структуре ее промышленности обрабатывающих отраслей, в частности, значительную долю в производстве промышленной продукции занимают предприятия ВПК, а в сложившихся условиях снижения государственных закупок продукции ВПК - это является очень негативным фактором. Процесс же конверсии, как и в целом по России, идет очень медленно и требует значительных инвестиций. Обещанное федеральным правительством финансирование конверсионных программ в НСО практически не осуществляется. Не намного лучше обстоят дела и в других отраслях промышленности Новосибирской области. Существует необходимость структурной перестройки.

Несмотря на то, что  все регионы страны испытывают острую потребность в инвестициях, состояние  отдельных территорий по их различным  характеристикам не является идентичным, что отражает их различия по климату, географическому положению, плотности населения, сочетанию национальностей, историческим традициям. Наиболее глубокие принципиальные различия затрагивают уровень промышленного развития, структуру рынка рабочей силы, состояние окружающей среды. Регионы различаются и по наличию ценных природных ресурсов и энергии. Политический климат и местное законодательство играют существенную роль.

Таким образом, становится очевидным актуальность инвестиционной поддержки, которая заключается в обдуманном использовании форм и методов, способных оказать положительное влияние на инвестиционный процесс в целом.

Изучение инвестиционного  сектора экономики региона и  государственного регулирования, как  было уже сказано выше, является очень важным и интересным направлением научного поиска, но, в силу невозможности полноценного изучения всех его сторон в одной работе, попытаюсь более четко сформулировать цель моей работы.

Цель работы – выявление факторов, сдерживающих инвестиционный процесс в Новосибирской области и разработка предложений по активизации инвестиционного процесса.

Для достижения указанной  цели необходимо решение следующих  задач:

1. Определить формы  и методы государственной поддержки  инвестиций для субъектов Федерации, оценить их эффективность;

2. Выявить особенности  инвестиционной ситуации в Новосибирской  области;

3. Выявить соответствие  форм и методов государственной  поддержки инвестиций экономической  ситуации;

4.Разработать предложения  по организации проектного цикла.

Объектом исследования является политика государственной поддержки инвестиционной деятельности, проводимая на территории Новосибирской области.

Предмет исследования - основные формы и методы государственной поддержки инвестиций на территории Новосибирской области.

В работе были использованы следующие методы исследования:

-методы эмпирического  исследования (анализ документов, сбор и сопоставление эмпирических данных);

-метод теоретического моделирования.

Изучению отдельных  сторон инвестиционного процесса в регионе, поддержки инвестиций посвящены работы В.Караваева [30].

Информационной основой  этой работы служат статистические, аналитические  и прочие данные, полученные от российских и зарубежных средств массовой информации, периодических и книжных изданий, ГлавЭУ администрации Новосибирской области.

Учитывая то, что кризис начал проявляться с началом  проведения реформ, то большая часть  данных будет касаться периода с 1991 по 1998 год.

Данная работа состоит  из трех глав. В первой из них  рассматриваются теоретические основы государственного регулирования инвестиционного процесса. Проводится анализ инвестиционного законодательства, определяются сходства и различия в возможностях государственной поддержки инвестиционной деятельности как на федеральном, так и на уровне субъектов Федерации.

Во второй главе проводится анализ существующего положения  в инвестиционной сфере РФ. Дается сравнительный анализ инвестиционной деятельности в отдельных регионах России.

В третьей главе рассматриваются  возможности государственной поддержки инвестиционной деятельности на примере Новосибирской области. Описывается проектный цикл государственной поддержки, включающий в себя оценку и отбор проектов, заключение договоров. Большое внимание  уделяется  анализу действующего бюджета развития Новосибирской области.  Выявлены сдерживающие факторы и предложены рекомендации по их предотвращению.

Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования инвестиционного  процесса

1.1.Понятие инвестиций. Субъекты инвестиционной деятельности. Законодательная база государственного регулирования.

Экономическая деятельность отдельных хозяйствующих субъектов  и страны в целом характеризуется  объемами и формами осуществления  инвестиций. Существует достаточно много  определений инвестициям, трактуемых законами и авторами учебных пособий по проблемам инвестиций[20],[21], [22]. Основным документом, определяющим понятие инвестиций является Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений».1

«Инвестиции» в переводе с латинского означает «вложение».

Инвестиции - это вложение капитала с целью последующего его увеличения.

Типичная ошибка в  том, что под инвестициями понимается любое вложение средств, которое  может и не приводить ни к росту  капитала, ни к получению прибыли. Частая ошибка - идентификация «инвестиций» с термином «капитальное вложение». Инвестиции в этом случае рассматриваются как вложение средств в воспроизводство основных фондов, но вместе с тем, инвестиции могут осуществляться и в оборотные активы, и в различные финансовые инструменты, и в отдельные виды нематериальных активов, следовательно, «капитальные вложения» более узкое понятие. Во многих определениях инвестиций отмечается, что они являются вложениями денежных средств, но инвестирование может осуществляться в формах движимого и недвижимого имущества.

Существует очень много  видов инвестиций, мы определим лишь некоторые из них.

Как правило, разделяют  инвестиции на портфельные - инвестиции в ценные бумаги, и инвестиции в реальные активы - инвестиции в физические активы.

Инвестиции в реальные активы можно  классифицировать с позиции, какую  из стоящих перед фирмой задач  необходимо решить с их помощью:

  1. Инвестиции в повышение эффективности. Они служат для снижения затрат предприятия за счет замены оборудования, обучения персонала или перемещения производственных мощностей в регионы с более выгодными условиями производства;
  2. Инвестиции в расширение производства служат для расширения возможностей выпуска товаров для ранее сформировавшихся рынков в рамках уже существующих производств;
  3. Инвестиции в создание новых производств. Данная группа инвестиций обеспечивает создание новых предприятий, которые будут выпускать новые товары;
  4. Инвестиции ради удовлетворения требований государственных органов управления. Они необходимы для случая, когда предприятие должно удовлетворять требования властей в части экологических стандартов, либо безопасности продукции, либо иных условий деятельности.

Основной причиной для  введения такой классификации является различный уровень риска, с которым они сопряжены. Чем выше доля сберегаемых средств, тем выше темп прироста экономики. Таким образом, наименее рисковыми являются  инвестиции для удовлетворения требований государственных органов управления  и инвестиции в повышение эффективности.

Существует еще несколько  классификаций инвестиций, с целью  учета, анализа и планирования.1

Инвестиции могут быть как краткосрочными, так и долгосрочными, краткосрочные - если период инвестирования не больше 1 года, долгосрочные -если период окупаемости составляет больше 1 года.

Валовые инвестиции - это общий объем инвестированнных средств в определенном периоде, направленный на новое строительство, приобретение средств производства и на прирост товарно - материальных запасов.

Чистые инвестиции - объем валовых инвестиций, уменьшенных на сумму амортизационных отчислений в определенном периоде.

По характеру  участия  различают прямые и непрямые инвестиции. Прямые - осуществляются при непосредственном участии инвестора в выборе проектов инвестирования и вложении средств.

Непрямые -  при опосредуемом участии инвестора другими лицами.

По формам собственности:

  • Частные
  • Государственные
  • Иностранные
  • Совместные

По региональному признаку:

  • Инвестиции внутри страны
  • Инвестиции за рубежом

Определившись с понятием «инвестиций», мы должны дать характеристику субъектам инвестиционной деятельности. Согласно ст. 4 ФЗ от 25. 02.99 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений», к субъектам относятся инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи капитальных вложений. Приведем различия между этими понятиями.

Инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории РФ с использованием собственных или привлеченных средств. Инвесторами могут выступать как физические, так и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности, и не имеющие статуса юридического лица, объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные инвесторы.

Заказчики - уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов. Инвесторы могут быть заказчиками. Если заказчик не является инвестором, то он наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, установленных договором.

Подрядчики - это физические и юридические лица, которые выполняют работу по договору подряда и государственному контракту, заключенному с подрядчиком.

Пользователи объектов капитальных  вложений - физические и юридические лица, в том числе, иностранные, государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и органы, для которых создаются указанные объекты. Инвесторы могут быть также пользователями капитальных вложений.

Субъект инвестиционной деятельности может совмещать функции  нескольких субъектов. Следует иметь  ввиду, что это лишь условное деление  субъектов инвестиционной деятельности, отношения, возникающие между субъектами,  регулируются другими нормативно - правовыми актами, в том числе Гражданским Кодексом, договорами, заключаемыми между субъектами, ФЗ от 09.07.99г №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ». Субъекты наделяются правами, обязанностями в соответствии с действующим законодательством. Инвесторы самостоятельно определяют объемы и  направления капитальных вложений, осуществляют контроль целевого использования средств.

Для инвестора самое  важное - стабильность законодательной  базы, соблюдение правовых норм и возможность  обеспечить их принудительное исполнение. Законы могут быть лучше или хуже, но с этим можно мириться при условии, что они не будут постоянно меняться. Главное - стабильность.

За годы реформ создана  практически заново законодательная  база рыночной экономики. Приняты Гражданский  кодекс, Законы «Об акционерных обществах», Закон  «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» и другие законы. Тем не менее, в этой области еще много проблем. Не завершена работа по внедрению Налогового кодекса, не принят Земельный кодекс.

До сих пор нет  закона о регистрации юридических  лиц, хотя эта процедура является одной из самых привлекательных  для правонарушений и случаев  коррупции. Наиболее остро ощущается  отсутствие закона, регламентирующего  процедуры возможной национализации и устанавливающего надежные гарантии для собственников имущества, подлежащего национализации.

Законы, регламентирующие инвестиционную деятельность, страдают серьезными недостатками. В области  законотворчества часто происходит заимствование норм, применяемых в других правовых системах или в государствах с иным уровнем институционального и культурного развития.

Многие законы плохо  увязаны друг с другом, содержат взаимоисключающие нормы, более  того, такие нормы можно обнаружить в рамках одного закона. Практика внесения поправок в действующее законодательство не продумана и нередко для решения сиюминутной проблемы, вносятся такие изменения, которые разрушают уже существующую концепцию правового регулирования. Дестабилизирующим фактором для предпринимательской деятельности является несоответствие федерального и региональных законодательств, хотя в 2000г. начата и продолжается в 2001г. работа в Федеральных округах по их приведению в соответствие.

Информация о работе Государственная поддержка инвестиционной деятельности