Государственная инвестиционная политика на региональном уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 07:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: изучение и закрепление знаний по проблеме инвестиционной политики государства, определение приоритетных направлений инвестиционной политики России, анализ предпринятых государством мер, направленных на инвестиционную привлекательность субъектов РФ на примере Новгородской области.
В рамках поставленной цели выделены следующие задачи:
1) Изучить и изложить теоретические основы инвестиций и инвестиционных процессов;
2) Раскрыть основные принципы инвестиционной политики в современной России

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Анализ инвестиционной политики РФ ……………………………..5
Понятия инвестиции, инвестиционная деятельность ……………….......5
Анализ инвестиционной политики Российской Федерации…………...11
Мероприятия, направленные на совершенствование инвестиционной деятельности в регионах ………………………………………………………………….29
Глава 2. Анализ инвестиционной политики Новгородской области ……39
2.1. Областные нормативные правовые документы, регулирующие инвестиционную деятельность на территории новгородской области и порядок предоставления налоговых льгот субъектам инвестиционной деятельности на 2012 год ……………………………………………………………………………………………….39
2.2. Анализ условий, созданных для инвесторов в Новгородской области …….50
2.3. Стадии прохождения инвестиционного процесса …………………………..56
2.4. Инвестиционные проекты, реализуемые на территории Новгородской области ……………………………………………………………………………………..59
Заключение ………………………………………………………………………...62
Библиографический список ……………………………………………………..67
Приложение 1. Структура инвестиций в нефинансовые активы в Российской Федерации ………………………………………………………………….70
Приложение 2. Инвестиции в основной капитал в Российской Федерации ………………………………………………………………………………………………74

Вложенные файлы: 1 файл

инвестиции курсовая итог.doc

— 715.50 Кб (Скачать файл)

В 2012 г. в структуре инвестиционных ресурсов доля банков в кредитовании инвестиций повысилась до 11,0% против 10,4% в 2011 г. и 9,3% в 2010 г., однако в минувшем году не сохранилась тенденция к повышению участия страховых и инвестиционных компаний, промышленных и торговых предприятий в финансировании инвестиционной деятельности.

Следует обратить внимание на особенности участия иностранных банков в финансировании инвестиционной деятельности. Повышение доли зарубежных инвестиций и роста участия иностранных банков в финансировании инвестиций в основной капитал в российской экономике наблюдалось с 2000 г. В январе-сентябре 2012 г. в общем объёме инвестиций в основной капитал инвестиции из-за рубежа составили 5,2%, а доля кредитов иностранных банков повысилась до 1,7% против 1,1% в аналогичный период предыдущего года. В 4 квартале при абсолютном уменьшении объёмов прямых иностранных инвестиций на 4,0% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года доля инвестиций из-за рубежа составила 3,7% общего объёма инвестиций в основной капитал в российскую экономику.

В структуре инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности на протяжении 2012 г. Произошли сдвиги (табл.2.6). По итогам 2012 г. темпы инвестиций в промышленность сохранились в области положительных значений, в том числе прирост инвестиций в добычу топливно-энергетических полезных ископаемых составил 4,6%, в обрабатывающие производства – 7,8%, производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 11,3%. При этом отметим, что повышение концентрации инвестиционных ресурсов в январе-сентябре 2008 г. в промышленности до 44,1% общего объёма инвестиций в экономику в 4 квартале сменилось сокращением масштабов инвестиционной деятельности в добывающем и обрабатывающем производствах, а также в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды. В результате доля инвестиций в основной капитал в экономику за период октября-декабря составила 38,4%.

По сравнению с 2011 г. фиксировалось сокращение инвестиций в строительство на 8,3%, торговлю – на 4,4% и связь – на 4,9%. Инвестиции в транспорт за счёт железнодорожного транспорта сохраняли достаточно высокую динамику – 112,4% к 2007 г.

Прямые и портфельные инвестиции в промышленность сократились в 2012 г. по сравнению с 2011 г. на 27,3 и 64,5%. Прочие вложения в промышленность, наоборот, увеличились по отношению к предыдущему году на 22,8%. Таким образом, удельный вес прямых и портфельных инвестиций в промышленность снизился с 36,3 и 8,5% в 2011 г. до 26,6 и 2,3% - в 2012 г., доля прочих инвестиций за данный период выросла с 57,3 до 71,1%.

В структуре иностранных инвестиций по видам экономической деятельности в промышленности также были отмечены изменения (рис. 2.3). В сфере добычи полезных ископаемых прямые инвестиции снизились в 2,8 раза, что привело к сокращению их доли в совокупных вложениях в данную отрасль до 40,2% (в 2011 г. – 80,1%). Доля прочих вложений в добычу, рост которых по итогам 2012 г. оценивался в 2,1 раза (до 7,3 млрд.долл.), увеличилась до 59,0% (2011 г. – 19,8%).

Как и в предыдущем году, в обрабатывающей промышленности в 2012 г., наоборот, основная часть иностранных инвестиций пришлась на прочие вложения, которые по сравнению с 2011 г. увеличились на 10,5%, достигнув в итоговых показателях инвестиций в обрабатывающую промышленность 81,9% (2011 г. – 78,7%). Прямые иностранные инвестиции в обрабатывающие отрасли за рассматриваемый период выросли на 44,3%. Удельный вес прямых вложений в обрабатывающую промышленность вырос до 17,5% (2011 г. – 12,8%).

Регионы с наиболее благоприятным инвестиционным климатом в основном сосредоточены в европейской части страны. Особо благоприятным климатом отличаются регионы Северо-Западного, Центрального и Приволжского федеральных округов. В них сконцентрировано почти две трети инвестиционного потенциала страны, а инвестиционный риск в расчёте на один регион здесь ниже среднероссийского.

Активизация инвестиционной политики регионов в условиях рыночных отношений в России вызвана реализацией курса на децентрализацию инвестиционного процесса, попытками регионов преодолеть несовершенство федеральной инвестиционной политики и инвестиционного законодательства, создать более благоприятный климат, обеспечивающий приток инвестиций в регионы. Помимо положительных последствий активизации инвестиционной политики регионов возник ряд проблем, связанных с углублением межрегиональных противоречий: дифференцированность инвестиционной среды, разнообразие форм и методов стимулирования инвестиций, отсутствие унифицированных схем продвижения проектов. Решение этих проблем предполагает учёт при формировании инвестиционной политики макроэкономического и региональных аспектов, согласование интересов федерального центра и регионов, их ориентацию на достижение общих экономических результатов.

 

1.3. Мероприятия, направленные на совершенствование инвестиционной деятельности в регионах

 

Во многих российских регионах в целом уже накоплен богатый опыт взаимодействия, сформировалась необходимые правовая инвестиционная среда и институты сопровождения приходящих в регион инвесторов от «нулевого цикла» до завершения инвестиционного проекта (получение лицензий, содействие в выделении земельных участков и подключении к коммунальным службам и др.). В табл. 3.1 представлены основные методы государственного регулирования инвестиционной деятельности на региональном уровне.

Таблица 1.

Методы государственного регулирования инвестиционной деятельности на региональном уровне

Прямые методы

Косвенные методы

  1. целевые региональные программы развития промышленности, сельского хозяйства, др.отраслей;
  2. региональные бюджетные, внебюджетные фонды;
  3. прямые капитальные государственные вложения;
  4. региональные стандарты и нормы;
  5. квотирование;
  6. лицензирование;
  7. региональные контрольные пакеты акций;
  8. региональная и муниципальная собственность;
  9. стимулирование спроса и регулирование цен;
  10. государственное финансирование НИОКР;
  11. субсидирование затрат предприятий на патентование изобретений за рубежом
  1. налоговые ставки и стимулирующее льготное налогообложение;
  2. налоговые каникулы;
  3. льготные ставки по ссудам;
  4. кредитные меры стимулирования экспорта:

-предоставление прямых  экспортных кредитов;

-рефинансирование экспортных  кредитов;

-страхование экспортных  кредитов;

-государственные гарантии  кредитов на развитие приоритетных с точки зрения развития региона производств;

  1. инвестиционный налоговый кредит;
  2. региональные и муниципальные займы;
  3. платежи за использование региональных и муниципальных ресурсов;
  4. платежи за загрязнение окружающей среды;
  5. гарантии и льготы кредитным учреждениям региона, предоставляющим инвестиции в экономику региона.

 

Можно отметить, что формы и методы стимулирования инвесторов российскими регионами соответствует мировой практике.

Таким образом, основными элементами инвестиционной политики в субъектах Российской Федерации являются: 1) принятие собственного законодательства, регулирующего инвестиционный процесс; 2) предоставление (в пределах своих полномочий) инвесторам различных льгот и стимулов финансового и нефинансового характера; 3) создание организационных структур по содействию инвестициям; 4) разработка и экспертиза инвестиционных проектов за счёт государственных источников финансирования; 5) оказание содействия инвесторам в получении таможенных льгот; 6) предоставление гарантий и поручительств банкам под выделенные ими средства для реализации отобранных на конкурсной основе инвестиционных проектов; 7) аккумулирование средств населения путём выпуска муниципальных займов. 10

Одним из инструментов инвестиционной политики регионов, направленной на улучшение инвестиционного климата, выступает законодательная деятельность.

В последние годы акценты в правовом регулировании инвестиционной деятельности переместились на региональный уровень. Это обусловлено усилением роли субъёктов Федерации в экономической и правовой сферах, острой потребностью регионов в инвестиционных ресурсах и отсутствием достаточно внятной стратегии государства по привлечению частных инвестиций в отечественную экономику.

На начало 2013 года в субъектах РФ выпущено около 908 законов регионального уровня, посвящённых темам инвестиций и инвестиционной деятельности. Большая часть этих законов формальна: они лишь изменяют иные, ранее принятые законы. Так, по числу законов, посвящённых инвестиционной деятельности, на первом месте с большим отрывом идёт Томская область, более 10 законов издано в Новгородской, Ярославской и Вологодской областях. С одной стороны, эти числа отражают внимание, которое придают в регионах инвестиционным вопросам, - с другой стороны, эти числа могут показывать и нестабильность регионального законодательства в отношении инвестиционной деятельности.

Можно сказать, что в регионах России сделаны первые шаги по развитию инвестиционного законодательства. Назрели следующие шаги, такие, как развитие инструментария в виде процедурных норм прямого действия, снижающих коррупционные риски; как введение инвестиционных режимов поощрения небольших капвложений, направленных на инновационное развитие; как создание благоприятного климата для массированного роста отечественных инвестиций (сохраняя для иностранных инвестиций как катализаторов развития, национальный режим), и, наконец, введение форм публичной отчётности исполнительной власти перед законодателями о реализации законов, направленных на поощрение инвестиций. Эти меры могут быть реализованы на основе разработки модельных законов для регионов, а также при такой доработке норм на уровне федеральных законов, чтобы через них дать образцы для регионального законотворчества.

Без объединения усилий федеральных, региональных и местных органов власти, государственного и альтернативного секторов экономики трудно рассчитывать на переход экономики в стадию устойчивого экономического роста.

Инвестиционная политика в каждом регионе России имеет свои особенности, которые обусловлены следующими факторами:

- экономической и социальной политикой, проводимой в регионе;

- величиной имеющегося производственного потенциала;

- географическим местонахождением;

- природно-климатическими условиями;

- привлекательностью региона для иностранных инвестиций и др.

Основными задачами системы управления инвестиционной деятельностью в регионе являются:

- создание инфраструктуры инвестиционного рынка;

- определение приоритетных направлений вложения инвестиций;

- создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования инвестиций, в том числе свободных средств населения, иностранных и инвестиций из других регионов страны;

- обеспечение интеграции регионального инвестиционного рынка с международным рынком инвестиционных ресурсов. 11

Региональная инвестиционная политика направлена на подъём экономики и повышение эффективности производства в регионе, обеспечение самофинансирования и хорошего задела развития региона в будущем.

Реализация инвестиционных проектов в большинстве случаев происходит на региональном и муниципальном уровнях, а потому потенциальному инвестору важно знать о намерениях властей. В условиях рыночной экономики минимальное требование к властям со стороны инвестора – это эффективно функционирующая институциональная среда и стабильная налоговая политика. При выполнении этих требований инвестор, теоретически, способен взять на себя все остальные вопросы реализации инвестиционных проектов. Проблемой переходной экономики является то, что нормальные рыночные институты ещё не начали функционировать.

В этой связи очень важна нацеленность властей субъекта на преодоление имеющихся институциональных препятствий, что выражается в существовании политики привлечения инвестиций в регион. Эта политика должна отражать позиции властей по основным аспектам инвестиционной деятельности:

- принципиально наличие органов и должностных лиц, ответственных за привлечение инвестиций, а также возможность курирования инвестиционных проектов представителями власти как потенциальная защита от противозаконных действий отдельных представителей власти;

- приоритетные направления инвестирования, что определяет заинтересованность властей в связанных с этим проектах;

- существование рынка производственных площадок;

- наличие рабочей силой требуемой квалификации и возможность её подготовки на месте;

- налоговые льготы и условия их получения;

- порядок предоставления земли, величина арендной платы за землю.

Российская практика показывает, что практически в каждом регионе есть структуры и должностные лица, ответственные за привлечение инвестиций на территорию субъекта федерации. В ходе проведённого анализа выяснено, что около 60% просмотренных официальных сайтов регионов содержат информацию о структурных подразделениях, так или иначе занимающимися проблемами инвестировании.

В идеале, приоритетные направления инвестирования должны соответствовать имеющемуся потенциалу региона (чтобы быть привлекательными для инвестора) и учитывать тенденции и желаемые направления развития региона (чтобы быть привлекательными для администрации, реализующей определённую стратегию развития региона). Определение властями приоритетных направлений развития говорит, как минимум, о понимании существующих возможностей региона, а также о формировании видения направления развития региона.

Во многих субъектах РФ традиционно практически не уделяется внимание формированию и поддержанию положительного имиджа региона в целом, а также широкому распространению в мировом инвестиционном сообществе информации об уже имеющихся и перспективных инвестиционных возможностях и их преимуществах.

Регионам необходимо разработать стратегии привлечения инвестиций. Стратегия привлечения инвестиций представляет собой подробное и обоснованное представление инвестиционных возможностей и общих подходов по улучшению инвестиционного климата в регионе. Стратегия ориентирована на обеспечение продуктивного диалога между инвесторами и ключевыми лицами региона, а также на согласование существующих приоритетов.

Разработка и реализация стратегии привлечения инвестиций предполагает:

- создание условий, способствующих привлечению инвестиций в регион, определение перспективных направлений и приоритетных объектов для инвестирования;

- экспертную оценку ключевых инвестиционных проектов, определение источников и механизмов привлечения инвестиций в регион, реализацию механизма привлечения инвестиций (привлечение стратегических и финансовых инвесторов).

Наиболее распространенными видами налоговых льгот для стимулирования инвестиций в регионах оказались льготы на налог на прибыль (33 субъекта) и налог на имущество (28 субъектов). Реже встречаются льготы по налогу на землю (9 субъектов) и на транспорт (4 субъекта).

Информация о работе Государственная инвестиционная политика на региональном уровне