Государственная инвестиционная политика на региональном уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 07:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: изучение и закрепление знаний по проблеме инвестиционной политики государства, определение приоритетных направлений инвестиционной политики России, анализ предпринятых государством мер, направленных на инвестиционную привлекательность субъектов РФ на примере Новгородской области.
В рамках поставленной цели выделены следующие задачи:
1) Изучить и изложить теоретические основы инвестиций и инвестиционных процессов;
2) Раскрыть основные принципы инвестиционной политики в современной России

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Анализ инвестиционной политики РФ ……………………………..5
Понятия инвестиции, инвестиционная деятельность ……………….......5
Анализ инвестиционной политики Российской Федерации…………...11
Мероприятия, направленные на совершенствование инвестиционной деятельности в регионах ………………………………………………………………….29
Глава 2. Анализ инвестиционной политики Новгородской области ……39
2.1. Областные нормативные правовые документы, регулирующие инвестиционную деятельность на территории новгородской области и порядок предоставления налоговых льгот субъектам инвестиционной деятельности на 2012 год ……………………………………………………………………………………………….39
2.2. Анализ условий, созданных для инвесторов в Новгородской области …….50
2.3. Стадии прохождения инвестиционного процесса …………………………..56
2.4. Инвестиционные проекты, реализуемые на территории Новгородской области ……………………………………………………………………………………..59
Заключение ………………………………………………………………………...62
Библиографический список ……………………………………………………..67
Приложение 1. Структура инвестиций в нефинансовые активы в Российской Федерации ………………………………………………………………….70
Приложение 2. Инвестиции в основной капитал в Российской Федерации ………………………………………………………………………………………………74

Вложенные файлы: 1 файл

инвестиции курсовая итог.doc

— 715.50 Кб (Скачать файл)

В инвестиционной сфере России существует свой переходный период, характеризующийся определенными особенностями, к числу которых относятся:

-      снижение доли и объема государственных инвестиций;

-      формирование новой системы инвестиционных стимулов, в которой решающую роль играет ориентация на получение прибыли. Возрастает роль критериев принятия инвестиционных решений на основе анализа издержек и доходов;

-      в экономике наблюдается возрастание доли производства потребительских товаров при одновременном сокращении выпуска товаров производственного назначения;

-      возникают новые, в первую очередь негосударственные, источники финансирования.

В России, несмотря на периодическое оживление инвестиционного процесса, начиная с начала девяностых годов ХХ века, продолжается «инвестиционный голод». Опыт реформирования отечественной экономики показал, что основным источником инвестиций являлись и продолжают оставаться собственные средства предприятий. За годы реформ не стали достаточно надежными и стабильными ресурсами ни кредиты коммерческих банков, ни бюджетные средства, ни портфельные инвестиции, ни средства населения.  Поэтому при фактически огромном дефиците внутренних средств, стремительном старении промышленно-производственного потенциала страны, необходимости обеспечения технологического перевооружения промышленных отраслей национальная экономика испытывает значительные потребности в инвестициях.

Цель инвестиционной политики государства заключается в:

- обеспечении структурной перестройки экономики;

- стимулировании предпринимательства  и частных инвестиций;

- создании дополнительных рабочих мест;

- привлечении инвестиционных ресурсов из различных источников, включая иностранные инвестиции;

- стимулировании создания негосударственных структур, для аккумулирования денежных сбережений населения на инвестиционные цели;

- создании правовых условий и гарантий для развития ипотечного кредитования;

- развитии лизинга в инвестиционной деятельности;

- поддержке малого и среднего предпринимательства;

- совершенствовании системы льгот и санкций при осуществлении инвестиционного процесса;

- создании условий для становления и развития венчурного инвестирования. 4

До недавнего времени политика в области инвестиций была прерогативой федерального центра, принимающего решения о «горизонтальном» и «вертикальном» перераспределении инвестиций. Инвестиционные кризисы доказали неэффективность такой системы, и регулирование инвестиционной деятельности постепенно смещается  на региональный уровень, на котором лучше видны текущие задачи развития, возможные к применению методы стимулирования  (см. Приложение 1,2).

К основным принципам инвестиционной политики государства на современном этапе можно отнести:

- снижение реальных процентных ставок до уровня, соответствующего эффективности инвестиций в реальный сектор экономики на основе обеспечения сбалансированного бюджета и дальнейшего снижения инфляции;

- проведение налоговой реформы, предполагающей рассмотрение инвестиционных возможностей субъектов рынка на основе упорядочения, упрощения и структурной перестройки существующей налоговой системы, а также совершенствования амортизационной политики;

- осуществления процесса реформирования предприятий с целью повышения их инвестиционной привлекательности;

- формирование организационно-правовых предпосылок снижения инвестиционных рисков с целью стимулирования сбережений населения, прямых инвестиций внутренних и внешних инвесторов;

- повышение эффективности использования бюджетных инвестиционных ресурсов на основе их конкурсного размещения, смешанного государственно-коммерческого финансирования приоритетных инвестиционных проектов, представления государственных гарантий по частным инвестициям и усиления государственного контроля за целевым использованием бюджетных средств. 5

В России при планировании инвестиций на уровне страны и регионов используют понятие «инвестиционный климат». В отечественной экономической литературе несколько последних лет активно дискутируется  сущность данного понятия.

Так, по мнению П. Гаглоева, С. Белогура, «под инвестиционным климатом страны или региона понимается обобщение характеристики совокупности экономических, социальных, политических и государственно-правовых условий, создающих определенный уровень привлекательности финансовых вложений»6.

По мнению К. Гусевой, инвестиционный климат – это «система социально-экономических отношений, формирующихся под воздействием широкого круга взаимосвязанных процессов на макро- и микро- уровне управления и создающих предпосылки для появления устойчивых инвестиционных мотиваций».

По смыслу все авторы трактуют инвестиционный климат как совокупность различных факторов, посредством которых можно определить состояние внешней инвестиционной среды, в которой предполагается осуществление и развитие конкретного  инвестиционного процесса. 7

Опираясь на такое понимание инвестиционного климата его структура приведена на рис. 1.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Проблемы низкой  привлекательности  инвестирования в России

Для возникновения инвестиционных ресурсов, формирующих инвестиционный потенциал, необходимы следующие условия: существование сбережений и способность населения делать текущие сбережения; возможность обслуживания долга; иностранные займы и инвестиции. Масштабы и эффективность реализации инвестиционного потенциала определяются степенью благоприятности инвестиционного климата. Инвестиционный климат определяется  воздействием следующих основных факторов:

1. Геополитическое положение  региона и его природно-ресурсный потенциал. Приграничное положение региона, прохождение через его территорию важнейших транспортных путей, в том числе для осуществления внешнеэкономической деятельности, наличие морских портов, соседство с промышленно развитыми регионами повышают его привлекательность для инвесторов.

Наличие собственной сырьевой базы, с одной стороны, повышает эффективность инвестиций за счет уменьшения транспортных издержек, снижения зависимости от внешних поставок сырья. Это может приобрести особое значение в условиях автоматизации региональных экономик и регионализации товарных рынков. С другой стороны, добывающие отрасли характеризуются высокой капиталоемкостью и длительными сроками окупаемости капиталоемких вложений, что делает их недоступными для реальных инвестиций мелких и средних инвесторов, одновременно ограничивая возможности привлечения кредитных ресурсов.

2. Производственный и  финансовый потенциал региона  и состояние региональных товарных  рынков. Более привлекательными  для потенциальных инвесторов  являются регионы, располагающие развитой  производственной инфраструктурой, дешевой рабочей силой необходимой квалификации, возможностями мобилизации финансовых ресурсов, свободными нишами на региональных рынках продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления.

3. Уровень развития рыночной  инфраструктуры, таких ее инвесторов, как банки, биржи, оптово-розничные  фирмы, торговые дома, страховые, инвестиционные, лизинговые компании, инвестиционные  фонды и др.

Наличие этих институтов способствует формированию региональных рынков капитала,  возможности мобилизации финансовых ресурсов для инвестирования за счет привлечения средств хозяйствующих субъектов, населения, посредством выпуска ценных бумаг, использования ресурсов банков.

4. Налоговая политика. Органы власти и управления субъектов Российской Федерации располагают широкими возможностями влияния на инвестиционный климат путем регулирования условий налогообложения, введения дополнительных льгот с целью привлечения инвестиций в приоритетные сферы экономики региона, страхование частных инвестиций за счет средств бюджета субъектов Федерации, инициирования создания на территории региона свободных экономических зон или режима наибольшего благоприятствования.

5. Внешнеэкономические риски. Неурегулированность межнациональных, межбюджетных  отношений, нестабильность социально-политической ситуации в регионе, наличие острых социальных проблем, проявляющихся в повышении уровня политической активности населения, забастовочном движении, резко ухудшают климат в регионе  и по своему влиянию на уровень инвестиционной активности могут перевесить все положительные экономические факторы. 8

Оценка инвестиционной ситуации в РФ

Основными показателями, характеризующими состояние инвестиционной деятельности, являются «Инвестиции в основной капитал» и «Инвестиции из-за рубежа».

В российской экономике тенденция опережающего роста инвестиций в основной капитал по сравнению с динамикой ВВП фиксировалось с 2002 г. В 2012 г. это соотношение сохранилось. Прирост ВВП в 2012 г. составил 5,9% против 4,3% в 2011 г.

2012 год в целом характеризовался  устойчивым ростом экономики  России, хотя темпы роста постепенно  снижались. Несмотря на то что  в 2012 году доходы от экспорта  нефтегазового сырья формировали  чуть менее половины доходной статьи федерального бюджета, эта доля продолжала снижаться и её вклад в рост ВВП был практически нулевым шестой год подряд так как основным катализатором роста ВВП было расширение розничного спроса на товары и услуги на внутреннем рынке страны]. По оценке Росстата, объем ВВП России за 2012 г. достиг в текущих ценах 62356,9 млрд.рублей. Прирост ВВП относительно 2011 г. составил 103,4%]., в том числе розничная торговля, на которую приходится 50% ВВП, увеличилась на (+5,9%).

Так, в первом квартале рост экономики составил 4,9%]. Данный показатель превысил значение IV квартала 2011 года (4,8%), а также значительно превзошёл прогнозы как российских (4,0%), так и зарубежных экспертов, которых удивила резистентность российской экономики по отношению к продолжающейся рецессии в странах Евросоюза и Еврозоны.. Последнее объяснялось продолжающимся подъёмом внутрироссийского спроса, который стимулировал российскую экономику на протяжении всего 2012 года и отчасти компенсировал негативные моменты внешнеэкономической конъюктуры. В дальнейшем темпы прироста ВВП сокращались: во II квартале они составили +4,0%, в целом за первое полугодие 2012 года +4,5%. В III квартале 2012 года произошло дальнейшее снижение темпов роста экономики (+2,9%). Темпы прирост ВВП страны в VI квартале 2012 года сократились, но продолжали оставаться положительными (+2,2%) относительно соотв. периода 2011 г. По данным за январь-ноябрь 2012 года, индекс физического объема ВВП России составил относительно января-ноября 2011 года 103,9%. Прирост промышленного производства составил в январе-ноябре 2012 г. +2,7%,, за весь год +2,6%. На протяжении всего года отмечался быстрый, хотя и постепенно понижающийся темп роста объёмов розничной торговли. Даже в декабре 2012 года её прирост составил (+5,0%).

Среди положительных факторов, характеризовавших экономическую ситуацию в 2012 году были: падение безработицы до рекордно низкого значения в августе-сентябре 2012 года (5,2%), интенсивный рост населения, а также продолжающееся снижение темпов инфляции (в первом полугодии).Основным катализатором роста ВВП было расширение розничного спроса на товары и услуги на внутреннем рынке страны.

Среди негативных факторов начало 2012 года характеризовалось интенсификацией оттока капитала за пределы страны, связанного с политическими спекуляциями по поводу последствий от выборов президента 5 марта 2012 года. Кроме этого, отрицательный вклад в рост ВВП (в размере около 0,3%) внесла засуха. При этом банковская система страны на 43% увеличила объём розничных кредитов населению. Этот показатель, однако, значительно превышал рекомендуемый 28%-ый уровень, что в свою очередь свидетельствовало об опасности перекредитования.

По предварительной оценке Минфина РФ, дефицит федерального бюджета в 2012 году составил 12,82 миллиарда рублей или 0,02% ВВП[19], что оказалось меньше прогнозируемых 0,2%.. При этом за первые 8 месяцев 2012 года профицит бюджета составил 1,4%. Доходы фед. бюджета на 50,2% формировались доходами от экспорта нефтегазоносного сырья, на 49,8% - из собранных налогов. 9

В территориальном разрезе в 2012 г. выше среднего по России лимит средств на финансирование строек и объектов ФАИП использован в Южном, Северо-Западном, Приволжском и Сибирском федеральных округах. В Центральном, Уральском и Дальневосточном федеральных округах освоение бюджетных инвестиций значительно ниже среднего.

Лимит государственных инвестиций и их фактическое использование за счёт всех источников финансирования по федеральным округам

Принципиально новым моментом экономического роста в последние годы был сдвиг от финансирования инвестиций в основной капитал за счёт собственных средств предприятий и организаций к расширению участия привлечённых средств. По итогам 2011 г. на долю привлечённых средств приходилось 59,6% общего объёма инвестиций в основной капитал. По итогам 2012 г. доля привлечённых средств в структуре источников финансирования инвестиций составила 60,0%, что соответствовало показателю предыдущего года.

Развитие этого процесса обусловлено повышением активности банковского сектора, ростом вложений населения в жилищное строительство и интенсивным притоком иностранного капитала. До последнего времени низкая реальная стоимость кредитных ресурсов обусловливала расширение круга предприятий-заёмщиков. Среди факторов, влияющих на динамику кредитов и других заёмных средств, можно выделить также рост организованных форм сбережения населения. Доля средств, направленных на долевое участие в строительстве, по итогам 2012 г. составила 3,3% общего объёма инвестиций в основной капитал, в том числе средства населения – 1,5%. Финансовый кризис определил особенности инвестиционного поведения инвесторов на рынке жилищного строительства. Если в январе-сентябре доля средств, полученных на долевое участие в строительстве, составляла 3,5%, в том числе средства населения – 1,7%, то в 4 квартале эти показатели составили соответственно 2,9 и 1,0%.

Информация о работе Государственная инвестиционная политика на региональном уровне