Взаимосвязь развития внешнеэкономической деятельности с инвестиционно - промышленной политикой РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 17:27, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении инвестиционного климата России.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1. определить понятие иностранных инвестиций;
2. рассмотреть их источники;
3. оценить их состояние на сегодняшний момент;
4. выявить основные проблемы, пути их решения.
Объект исследования – инвестиционный климат России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИЙ И ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА……………………………………………………………………..1
1.1. Инвестиции: понятие и классификация……………………………….1
1.2. Понятие инвестиционного климата…………………………………...4
1.3. Инвестиционная привлекательность: что это такое………………….7
2. АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В РОССИИ……………...10
2.1. Особенности инвестиционного климата в России………………….10
2.2. Анализ современного состояния инвестиционного климата ……...12
2.3. Привлечение иностранных инвестиций в Россию: медленный прогресс………………………………………………………………..18
3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА РОССИИ………………………………………………………..24
3.1. Проблемы инвестиционного климата в России……………………..24
3.2. Пути улучшения инвестиционного климата в России……………...29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИНВЕСТИЦИОННО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКОЙ РФ.docx

— 730.38 Кб (Скачать файл)

Понятие инвестиционной привлекательности в российском законодательстве отсутствует. Многие исследователи проблемы в зависимости от объекта исследования предлагают собственные определения, характеризующие наиболее важные признаки, влияющие на понятие инвестиционного решения в отношении объекта. Таким образом, по отношению к объекту-государству под инвестиционной привлекательностью следует понимать совокупность экономических и политико-правовых условий, способствующих установлению экономических отношений между субъектами инвестиционного процесса в плане эффективности развития бизнеса на территории государства или на других территориях с участием данного государства, направленные на получение материальных или иных выгод, при условии обеспечения законных прав и интересов всех субъектов процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОГО  КЛИМАТА В РОССИИ

2.1. Особенности  инвестиционного климата России  на современном этапе

Финансовый рынок занимает важное место в экономике страны. Ведь от состояния финансового рынка в значительной мере зависит устойчивое функционирование национальной экономики. Взаимоотношения государства и финансового рынка многоплановы. Государство может выступать кредитором и заемщиком, устанавливать общие правила функционирования рынка и осуществлять повседневный контроль над ним, проводить через рынок официальную денежно-кредитную политику и даже более широкие экономические мероприятия. Государство может также поощрять и защищать развитие финансового рынка (так, фондовые биржи в ряде стран являются государственными учреждениями).

В первую очередь такая политика проводится через придание рынку и его составляющим организационной завершенности, стандартизации операций и жесткого контроля.

Для нормального развития экономики как на макро-, так и на микроуровне необходим постоянный приток средств (инвестиционных ресурсов). В условиях рыночной экономики объем и структура привлекаемых в экономику инвестиций непосредственно зависит от уровня доходности капитальных и финансовых активов. Норма дохода, а через нее цена (курс) этих активов определяются спросом и предложением на инвестиционные товары.

В России начала XXI века существуют все атрибуты научно-технического развития, которое могло бы дать социально-экономический эффект инновационного развития. Наша страна обладает наукой, образованием, промышленностью, вошла в координаты информационного общества.10

Инвестиционный климат страны является наиболее обобщенной характеристикой инвестиционных процессов в субъектах РФ и представляет собой сложившуюся в течении ряда лет совокупность различных социально-экономических, природных, экологических, политических и других условий определяющих масштабы, объем и темпы привлечения инвестиций в основной капитал региона. В каждом регионе РФ с одной стороны с одной стороны объективно существуют некоторые заданные условия и предпосылки для осуществления инвестиционной деятельности (например, в виде природных богатств, географического положения, состояние производственной инфраструктуры и политической стабильности и др.) и, с другой стороны, имеет место субъективная деятельность инвесторов по использованию этих объективно существующих условий и предпосылок. Таким образом, степень благоприятности инвестиционного климата региона определяется совокупным воздействием объективных и субъективных факторов инвестирования.

Понятие инвестиционного климата отличается сложностью и комплексностью и может рассматриваться как на макро так и на микроэкономическом уровне. На макроуровне это понятие включает в себя показатели политической, экономической и социальной среды для инвестиций.

Например, для потенциальных иностранных инвесторов при анализе политической ситуации решающую роль играет политика государства в отношении иностранных инвестиций, вероятность национализации иностранного имущества, участие страны в системах международных договоров по различным вопросам, прочность государственных институтов, преемственность политической власти, степень государственного вмешательства в экономику и т.д.

Одним из важнейших условий обеспечения экономического роста служит сбалансированная инвестиционная политика государства, стратегически нацеленная на поддержание экономической и политической стабильности в долгосрочной перспективе. В последние годы инвестиционная ситуация в России постепенно изменяется к лучшему, однако пока рано считать, что эти улучшения носят устойчивый характер. Успешное развитие российской экономики невозможно без решения целого круга проблем отраслевого, регионального, институционального и инструментального характера, что и является приоритетной задачей современной инвестиционной политики, призванной обеспечить интеграцию страны в мировую хозяйственную систему.

Действующее в России инвестиционное законодательство благоприятствует скорейшей легализации сферы негосударственного инвестирования, функционирующей на основе договоров между субъектами инвестиционной деятельности (застройщиками и подрядчиками) и предусматривает широкие возможности применения различных мер государственного регулирования инвестиционной деятельности, включая экономические и административные методы управления инвестициями. Комплексный характер защитных мер и гарантий государства в области инвестирования предполагает создание благоприятных условий и обеспечение равных прав и возможностей участия в инвестиционной деятельности для всех субъектов экономических отношений, включая иностранных инвесторов.

В последние годы в России, хотя и наблюдалась постепенная активизация инвестиционных процессов, в то же время в абсолютном выражении суммарный объем инвестиций явно не удовлетворял реальной потребности российской экономики в средствах. По мнению аналитиков, к основным факторам, сдерживающим инвестиционную активность, относятся:

- высокая зависимость национального хозяйства, государственных финансов и платежного баланса от внешнеэкономической конъюнктуры при существующей структуре ВВП;

- избыточные административные  барьеры для предпринимателей;

- недостаточная правовая защита отечественных и иностранных инвесторов, слабая правоприменительная практика;

- достаточно высокая цена коммерческого кредитования, несмотря на заметное снижение ставок на финансовом рынке;

- отсутствие эффективных механизмов трансформации сбережений населения в инвестиции;

- недостаточный уровень развития  фондового рынка.

На наш взгляд, наиболее серьезной проблемой, с точки зрения инвесторов, являлось неадекватное и постоянно меняющееся налоговое законодательство. Затем следовали проблемы, связанные со слабым обеспечением прав собственности и прав кредиторов, действиями таможенных органов, риском изменений в политической сфере, неустойчивым макроэкономическим положением, неразвитым банковским сектором, российской системой бухучета и коррупцией. Отраслевые проблемы привлечения иностранных инвестиций тесно стыкуются с не менее острыми региональными. По нашему мнению, в России возможности экономической регионализации и имеющиеся ресурсы были должным образом не задействованы во многом именно из-за недостаточного учета специфики региональных условий и факторов, что стало одной из основных причин невысокой результативности рыночных реформ и вытекающей из этого недостаточной конкурентоспособности экономики.

Эффективное использование инвестиционных ресурсов является, безусловно, одним из главных факторов, определяющих рост экономики в долгосрочной перспективе.11

2.2. Анализ современного  состояния инвестиционного климата в России

По состоянию на конец июня 2013г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 370,6 млрд. долларов США, что на 10,7% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе, - 66,9% (на конец июня 2012г. - 59,0%), доля прямых инвестиций составила 31,2% (38,5%), портфельных - 1,9% (2,5%).

 В I полугодии 2013г. в экономику России поступило 98,8 млрд. долларов иностранных инвестиций, что на 32,1% больше, чем в I полугодии 2012 года (таблица 1).

Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, составил 62,5 млрд. долларов, или на 7,4% меньше, чем в I полугодии 2012 года.

 

Поступление иностранных инвестиций по типам                Таблица 1

 

I полугодие 2013г.

Справочно 
I полугодие 2012г.  
в % к

млн. 
долларов 
США

в % к

I полугодию 2012г.

итогу

I полугодию2011г.

итогу

Инвестиции

98795

132,1

100

85,3

100

из них:

         

прямые инвестиции

12139

159,8

12,3

108,0

10,2

в том числе:

         

взносы в капитал

4503

115,6

4,6

128,9

5,2

из них  
реинвестирование

396

99,7

0,4

27,3

0,5

лизинг

1

36,8

0,0

5,6

0,0

кредиты, полученные 
от зарубежных совла- 
дельцев организаций

6837

в 2,3р.

6,9

91,5

4,0

прочие прямые  
инвестиции

798

111,9

0,8

102,4

1,0

портфельные  
инвестиции

326

27,3

0,3

в 4,9р.

1,6

в том числе:  
акции и паи

255

23,1

0,2

в 7,4р.

1,5

долговые ценные бумаги

71

79,3

0,1

96,1

0,1

прочие инвестиции

86330

130,8

87,4

82,1

88,2

в том числе:

         

торговые кредиты

12869

98,3

13,0

109,1

17,5

прочие кредиты

72999

152,9

73,9

71,8

63,8

из них:

         

на срок до 180 дней

10852

34,5

11,0

67,6

42,0

на срок свыше 180 дней

62147

в 3,8р.

62,9

81,5

21,8

прочее

462

8,9

0,5

в 2,7р.

6,9

           

Источник: http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d02/174inv21.htm

Наибольшая доля накопленных иностранных инвестиций приходилась на обрабатывающие производства (40%); оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (17,1%), почти столько же на добычу полезных ископаемых (17,1%, на 114 млн. долл. меньше); деятельность по операциям с недвижимым имуществом, аренде и предоставлению услуг (9,6%), транспорт и связь (8,6%) (таблица 2).

 

Иностранные инвестиции по видам экономической деятельности, млн. долл.  Таблица 2

 

 

I полугодие 2013г.

Накоплено на конец 
июня 2013г.

поступило

погашено 
(выбыло)

переоценка  
и прочие  
изменения активов и обязательств

всего

в % к итогу

Всего

98795

62464

-3951

370634

100

в том числе:  
сельское хозяйство, охота  
и лесное хозяйство

182

150

23

2622

0,7

рыболовство, рыбоводство

10

25

-0,0

64

0,0

добыча полезных ископаемых

6120

4022

6

63301

17,1

обрабатывающие производства

58624

20758

-3843

148033

40,0

производство и распределение  
электроэнергии, газа и воды

914

177

-59

8526

2,3

строительство

385

244

-259

4237

1,1

оптовая и розничная торговля;  
ремонт автотранспортных  
средств, мотоциклов, бытовых  
изделий и предметов личного  
пользования

15146

13555

173

63415

17,1

гостиницы и рестораны

12

59

-1

588

0,2

транспорт и связь

2098

2441

-31

31869

8,6

финансовая деятельность

11318

18670

26

10893

2,9

операции с недвижимым  
имуществом, аренда и  
предоставление услуг

3849

2247

23

35493

9,6

государственное управление и  
обеспечение военной  
безопасности; обязательное  
социальное обеспечение

-

-

-10

557

0,1

образование

0,3

0,1

-

3

0,0

здравоохранение и предостав- 
ление социальных услуг

109

40

0,0

347

0,1

предоставление прочих  
коммунальных, социальных  
и персональных услуг

28

76

1

686

0,2


Источник: http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d02/174inv21.htm

Основные страны-инвесторы по объему накопленного капитала в экономике России на конец июня 2013 года – Нидерланды, Кипр, Люксембург, Китай, Великобритания, Германия, Ирландия, Франция, США и Япония. На долю этих стран на 30 июня 2013 года приходилось 3120634 млн долл. США, или 84,3% общего объема накопленных на 30 июня 2013 года иностранных инвестиций (таблица 3).             

               Объем накопленных иностранных инвестиций в экономике России     Таблица 3 
по основным странам-инвесторам, млн. долл

 

Накоплено на конец  
июня 2013г.

В том числе

Справочно 
поступило  
в I полугодии2013г.

всего

в % к 
итогу

прямые

порт- 
фельные

прочие

Всего инвестиций

370634

100

115689

6831

248114

98795

из них по основным  
странам-инвесторам

312487

84,3

85900

5304

221283

70262

в том числе:  
Нидерланды

66548

18,0

22956

153

43439

11165

Кипр

64640

17,5

40831

1144

22665

11633

Люксембург

47989

12,9

1194

219

46576

8927

Китай

32228

8,7

1383

15

30830

4609

Соединенное Королевство  
(Великобритания)

24855

6,7

2292

2947

19616

8692

Германия

19812

5,3

10811

17

8984

2981

Ирландия

18655

5,0

365

2

18288

5055

Франция

15786

4,3

2493

34

13259

9158

США

11491

3,1

2772

768

7951

7554

Япония

10483

2,8

803

5

9675

488

Информация о работе Взаимосвязь развития внешнеэкономической деятельности с инвестиционно - промышленной политикой РФ