Ценовая политика РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 21:01, курсовая работа

Краткое описание

Важная роль цен в экономической жизни определяется тем, что они являются основой всех экономических измерений, оказывают значительное влияние на затраты и результаты деятельности всех хозяйствующих субъектов: и предпринимательских структур, и домашних хозяйств, и народного хозяйства в целом. Цены определяют эффективность внешнеэкономической деятельности.

Содержание

Введение …………………………………………………………………2

Глава 1 . История ценовой политики в России
1.1.Основы государственной ценовой политики в России…………5 во второй половине XIX — начале XX век
1.2.Ценовое регулирование на разных этапах развития……………6 социалистического хозяйственного строительства
1.3.Ценовая политика государства с 1991 года………………………15 (либерализация цен)



Глава 2 . Система цен и ее классификация

2.1. Определение системы цен…………………………………………20

2.2. Классификация цен ………………………………………………..21



Глава 3. Ценовая политика

3.1. Способы ценообразования…………………………………………27

3.2. Стратегии ценовой политики ……………………………………30

3.3. Особенности и основные проблемы ценообразования…………31



Глава 4. Современное состояние ценовой политики в Российской Федерации………………………………………………..35



Заключение ……………………………………………………………….39



Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

основы бизнеса.docx

— 91.58 Кб (Скачать файл)

ПЛАН:

Введение  …………………………………………………………………2

Глава 1 . История ценовой  политики в России

1.1.Основы  государственной  ценовой политики  в России…………5                                 во второй половине XIX — начале XX век

1.2.Ценовое  регулирование на  разных этапах  развития……………6                     социалистического хозяйственного строительства

1.3.Ценовая  политика государства  с 1991 года………………………15                                                      (либерализация цен)

 

Глава 2 . Система цен и  ее классификация 

2.1. Определение системы  цен…………………………………………20

2.2. Классификация цен  ………………………………………………..21 

Глава 3.  Ценовая политика

3.1. Способы ценообразования…………………………………………27

3.2. Стратегии ценовой  политики ……………………………………30

3.3. Особенности и  основные проблемы  ценообразования…………31  

Глава 4. Современное состояние ценовой политики                                                       в Российской Федерации………………………………………………..35 

Заключение  ……………………………………………………………….39 

Список  использованной литературы  
 

ВВЕДЕНИЕ 

Важная  роль цен в экономической жизни  определяется тем, что они являются основой всех экономических измерений, оказывают значительное влияние  на затраты и результаты деятельности всех хозяйствующих субъектов: и  предпринимательских структур, и домашних хозяйств, и народного хозяйства в целом. Цены определяют эффективность внешнеэкономической деятельности.

Особенно  велика их роль в рыночной экономике, где свободные цены выступают основным регулятором пропорций общественного воспроизводства, хозяйственных отношений. Цены являются также важным объектом государственного регулирования, благодаря которому государство осуществляет свою политику и в условиях рынка. Поэтому овладение современной методологией ценообразования с учетом российских особенностей является неотъемлемым элементом формирования квалифицированных специалистов в области экономики и управления.

Формирование  цен, отвечающих требованиям рыночной экономики, связано с аккумулированием современных знаний экономики, бухгалтерского учета, финансового менеджмента, маркетинга, налогового и таможенного законодательств.

Становление рыночной системы в России определяет динамичный, развивающийся характер нормативно-правовой базы, влияющей на ценообразование. Это вызывает необходимость отслеживания законов РФ, указов Президента, постановлений Правительства, инструкций Государственной налоговой службы РФ и иных ведомств по формированию свободных и регулируемых цен, налогообложению, таможенному регулированию и другим вопросам, связанным с ценообразованием.

Цена - многофункциональное экономическое  явление, ведущая рыночная категория. Изменение цены часто влечет за собой серьезнейшие социальные, экономические, а также политические последствия. Поэтому во всесторонней и объективной информации о ценах, в глубоком анализе закономерностей и тенденций их изменения заинтересовано все общество, а не только властные структуры и маркетинговые службы.

Цена - сумма денег, уплачиваемая за единицу  товара, эквивалент обмена товара на деньги. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1.   История ценовой политики в Росси 

1.1 Основы государственной  ценовой политики  в России во  второй половине XIX – начале XX века

В экономическом  обороте дореволюционной России, построенном на началах свободной конкуренции, цена товара определялась всецело отношением спроса и предложения. Как указывалось исследователями, все большая масса видов товара, выбрасываемых ежедневно на рынок, быстрая смена условий производства и обращения делали все менее возможным определение цен административной или законодательной властью. Вместе с тем, из общего принципа свободы на установленные цены законодательство допускало некоторые исключения. Эти исключения диктовались «резко выступающим общественным интересом».

Регулируемые  законодательством цены назывались таксами.  Существовали следующие виды такс:

а) на лекарственные вещества.

б) на печеный хлеб и мясо, если признано будет городским общественным управлением, с утверждения губернатора, необходимым установить на эти предметы определенные цены.

в) на перевозку по железной дороге.

Как указывалось  в комментариях ученых, хотя цены на предметы устанавливаются по экономическим законам, однако «случаются неестественные движения цен, как бы возмущения в экономическом быту, которые правительство обязано предупреждать, устранять».

В литературе излагаются различные причины прямого ценового регулирования, осуществлявшегося в России начала XX-го века. Так, говорилось, что продавцы какого-либо продукта, особенно когда потребность в этом продукте чрезвычайно ощутительна, как потребность в хлебе и мясе, могут принудить потребителей к платежу чрезмерно высоких цен, и множество потребителей потерпит убыток и даже вред.

Такса на указанные  товары и услуги устанавливалась исходя из их рыночной цены, а не произвольно. При этом в расчет принималась средняя рыночная цена, а не цена, характерная для определенного временного промежутка.

Применявшийся способ ценового регулирования можно  охарактеризовать следующим образом. Такса устанавливалась как максимально  допустимая цена. Поэтому установленная  такса не могла препятствовать продавцу отступить от нее в пользу покупателя, то есть в сторону уменьшения. В качестве нарушения рассматривалось отступление от таксы в ущерб покупателю.

Таким образом, на рубеже XIX–XX веков претворялся  принцип свободного рыночного ценообразования. Государство оставляло за собой  право устанавливать таксы на весьма узкий перечень товаров (услуг), исходя из защиты публичных интересов.

Государственная ценовая политика коренным образом  изменилась после революции 1917 года и перехода к построению социализма.  
 
 

1.2. Ценовое регулирование  на разных этапах  развития социалитистического хозяйственного строительства

На разных этапах развития социалистического хозяйственного строительства вырабатывались различные  формы финансовых отношений государства  с хозяйствующими субъектами, способы удовлетворения государством своих имущественных интересов и соответствующее правовое регулирование товарно-денежных отношений. В связи с этим на каждом этапе разрабатывались и претворялись в жизнь различные концепции ценового воздействия государства на деятельность предприятий.

Социализму, который  в нашей стране начинает развиваться  после пролетарской революции, предшествует переходный период, основным содержанием которого является процесс социалистического обобществления, процесс формирования социалистической собственности, ликвидации класса «эксплуататоров» и установление социалистических производственных отношений.

Разрушив действовавший  ранее государственный аппарат, пролетариат приступил к формированию новых органов управления. Декретом ВЦИК и СНК от 5 декабря 1917 г. в качестве верховного экономического органа страны с чрезвычайно широкими правами и полномочиями был образован Высший Совет народного хозяйства (ВСНХ). Ему было предоставлено право конфискации, реквизиции, принудительного индицирования и прочих мероприятий в области производства и распределения. Организаторы ВСНХ мыслили его одним из важнейших рычагов на пути преобразования капиталистического общественного уклада в социалистический, универсальным бухгалтером и приказчиком социалистического общества.

ВСНХ проводил в жизнь экономическую политику государства, осуществляя управление всеми национализированными и еще  не национализированными предприятиями данной отрасли, действуя через разветвленную систему главков.

Обстановка гражданской  войны, интервенции и разрухи, сложившаяся  в послеоктябрьский период, полностью расстроила финансовый механизм страны. Хозяйственные отношения этого периода строились на основе административных предписаний. Эта система обычно называется военным коммунизмом или, в применении к промышленности — главкизмом. Главкизм принято определять как систему крайне централизованного управления, систему, основанную на публично-правовых принципах строгой иерархической соподчиненности органов управления друг другу и отрицании какой бы то ни было самостоятельности и автономии предприятий.

Мобилизация материальных ресурсов для фронта потребовала  сосредоточения всей производимой продукции в руках центральных хозяйственных органов, определявших ее распределение и использование. Предприятия работали по нарядам главков, вся их продукция поступала в распоряжение главков. Использование этой продукции и материальное снабжение промышленности сырьем и материалами производилось в централизованном порядке. Этим ведали сводные отделы ВСНХ, Совет снабжения и распределения, Комиссия использования, Главтоп.

Вся продукция  предприятий поступала в распоряжение центра в натуре. С другой стороны, предприятия снабжались сырьем и  материалами также в порядке бесплатного натурального распределения. Управление государственным производством осуществлялось без использования товарно-денежных инструментов.

Еще в первые дни своего существования советское  государство монополизировало торговлю хлебом, а к концу 1918 г. — и снабжение населения всеми предметами широкого потребления. 21 ноября 1918 г. СНК издал декрет об организации снабжения населения всеми продуктами и предметами личного потребления и домашнего хозяйства; частная торговля ими была запрещена. Крестьяне обязаны были сдавать все излишки хлеба по твердым ценам органам Наркомпрода. В его же распоряжение поступали и все товары широкого потребления, производимые промышленностью и предназначаемые для населения.

Формально товарно-денежные отношения не отменялись. Наркомпрод оплачивал и продукцию промышленных предприятий, и продовольствие по установленным государственным ценам. Снабжение населения также производилось в определенной части по твердым государственным ценам. Фактически же в результате колоссального обесценения денег распределение приобретало натуральный характер. Оплата продукции превратилась в формальность, так как стоимость денег не соответствовала стоимости приобретаемой за них продукции.

Наконец, решениями  Правительства в 1920-1921 годах была отменена плата для рабочих и  служащих за продовольственные продукты и предметы широкого потребления, жилые помещения, газ, электричество, воду, бани.

Параллельно с  этим и денежные расчеты между  государственными предприятиями, находившимися на бюджетно-сметном финансировании, также были отменены. Распределение продукции предприятий и их снабжение сырьем и материалами стали осуществляться в натуре. ВСНХ обязал все государственные предприятия сдавать продукцию на учет центрам, главкам и производственным отделам ВСНХ и от них получать сырье и необходимые материалы. Расчеты между отдельными предприятиями по поставкам продукции должны были производиться безналичным путем, при помощи бухгалтерских записей и приняли условно-денежный характер. Деньги, а следовательно и цены, использовались лишь как средство учета, проверки и контроля деятельности предприятий. Одновременно с введением бесплатного отпуска продуктов в 1920–1921 гг. СНК были даны указания Наркомфину по ликвидации взаимных расчетов между государственными предприятиями.

Как совершенно справедливо подчеркивается исследователями, натурализация личного распределения делала невозможным сохранение денежно расчетных отношений между предприятиями. В результате промышленность не получала никаких денежных доходов от реализации своей продукции. Заработная плата перестала учитываться как элемент себестоимости. Деньги перестали обслуживать товарный оборот, а товарные массы в руках государства перестали быть обеспечением денег. Финансовая система страны пришла в расстройство.

Этот опыт социалистического  строительства на первом этапе существования  советской власти имеет огромное теоретическое значение. Он учит тому, что ликвидация товарных отношений  неизбежно приводит к невозможности  использования товарно-денежных инструментов, а это в свою очередь — к постепенной парализации экономики, о чем красноречиво свидетельствуют статистические данные. 
 
 
 
 

Информация о работе Ценовая политика РФ