Взаимосвязь развития внешнеэкономической деятельности с инвестиционно - промышленной политикой РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 17:27, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении инвестиционного климата России.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1. определить понятие иностранных инвестиций;
2. рассмотреть их источники;
3. оценить их состояние на сегодняшний момент;
4. выявить основные проблемы, пути их решения.
Объект исследования – инвестиционный климат России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИЙ И ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА……………………………………………………………………..1
1.1. Инвестиции: понятие и классификация……………………………….1
1.2. Понятие инвестиционного климата…………………………………...4
1.3. Инвестиционная привлекательность: что это такое………………….7
2. АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В РОССИИ……………...10
2.1. Особенности инвестиционного климата в России………………….10
2.2. Анализ современного состояния инвестиционного климата ……...12
2.3. Привлечение иностранных инвестиций в Россию: медленный прогресс………………………………………………………………..18
3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА РОССИИ………………………………………………………..24
3.1. Проблемы инвестиционного климата в России……………………..24
3.2. Пути улучшения инвестиционного климата в России……………...29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИНВЕСТИЦИОННО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКОЙ РФ.docx

— 730.38 Кб (Скачать файл)

Рисунок 4

Совокупный внешний долг государственного и частного сектора РФ составлял на 01.01.2012 г. (рис. 5) 538,94 млрд. долл. В «лихие 90-е» такие суммы никому и не снились.

 

Рисунок 5

Из рисунка 6 понятно, что под видом иностранных инвестиций в Россию, в основном, возвращаются из оффшоров укрытые от налогообложения средства. На Кипре зарегистрированы «дочки» ВТБ (Russian Commercial Bank), Промсвязьбанка, Альфа-банка, представительства «РенессансКапитала», «Тройки Диалог», «Открытия». Большая часть российских активов «Евраза» принадлежит кипрской Mastercroft. «Роснефть» владеет 51%-ной долей в Shell Caspian Ventures Ltd. Среди активов ЛУКОЙЛа – Lukoil Cyprus Ltd, K&S Baltic Offshore (Cyprus) Ltd, Lukoil Overseas Cyprus Ltd и Bitech Cyprus Ltd. Кипрская дочерняя компания «Норильского никеля» - Norilsk Nickel Cyprus Ltd российского же происхождения. 

До 95% крупнейших российских предприятий и банков в 2010 г. были «прописаны» за границей, в основном в оффшорах, там же оседает и львиная доля их прибыли, которая не идет ни на инвестиции, ни на внедрение инноваций на приватизированных предприятиях. При том, что изношенность их основных фондов вызывает серьезную тревогу: по разным оценкам, она достигает 50-75%.

Рисунок 6. Прямые иностранные инвестиции

Уже никто не вспоминает про обещания Путина об «удвоении ВВП». Мы знаем, чего стоят его обещания. Но, тем не менее, проверим, удвоился ли ВВП даже не с 2003 года, а с 2000-го.

 

Рисунок 7

Таким образом, для стабилизации экономики и активации инвестиционного климата требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране, как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения инвестиций. Необходимо обеспечить комплексный подход к формированию инновационной системы и инвестиционной среды в целом, разработать и реализовать на практике в самое ближайшее время конкретные механизмы внедрения и поддержки инновационных технологий. На мой взгляд, ожидать резкого бума в притоке инвестиций в России в ближайшие пять лет нет оснований. В современных условиях залогом развития российской экономики может стать модернизация на внутреннем инвестиционном рынке, и только после реализации мер, рассчитанных на внутренних инвесторов, можно апеллировать к иностранным партнерам за инвестициями для масштабных инновационных преобразований.

 

3.2. Пути улучшения инвестиционного  климата в России

Привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций является важным направлением инвестиционной политики государства, способствующим обеспечению устойчивого динамического развития экономики Российской Федерации и ее регионов.

Проводимая работа по совершенствованию российского законодательства в целях обеспечения благоприятного инвестиционного климата и стабильных условий деятельности иностранных вкладчиков капитала, а также принятые меры по совершенствованию налогового, таможенного и валютного регулирования способствовали росту объема иностранных инвестиций.

В то же время масштаб привлечения иностранных инвестиций не отвечает реальным потребностям российской экономики. Приток зарубежных капиталовложений сдерживается незавершенностью формирования инвестиционного и налогового законодательства, недостаточной его «прозрачностью» и стабильностью, слабой координацией работы по привлечению иностранных инвестиций между федеральными и региональными органами власти.

Для активизации процесса привлечения иностранных инвестиций требуется проведение скоординированной политики на федеральном и региональном уровнях.

Важно отметить, что в российской экономике сегодня принципиально иная ситуация по сравнению с прошлым десятилетием, характеризующаяся экономическим ростом. В случае если он будет устойчивым, это само по себе может послужить мощным стимулом для привлечения иностранных инвестиций в Россию. Иностранный капитал предпочитает страны с устойчивой экономикой, способствуя в свою очередь дальнейшему экономическому росту.

Меры, ориентированные на создание привлекательных условий для притока иностранных инвестиций, включают три основные группы:

. базовые  меры по созданию благоприятного  инвестиционного климата;

. правовые  и административные основы деятельности  иностранных инвесторов;

. специфические стимулы для ПИИ.

В отличие от большинства стран Центральной и Восточной Европы, Россия не смогла пока решить задачу создания благоприятного инвестиционного климата, предусматривающего формирование стабильных политических и макроэкономических условий, защиту прав собственности. Однако улучшение инвестиционного климата само по себе не способно обеспечить резкое увеличение объемов иностранных инвестиций. Вместе с тем, как показывает опыт стран с развивающейся и переходной экономикой, и экономический рост, и улучшение инвестиционного климата являются необходимыми, но недостаточными условиями притока ПИИ. Решение этой задачи требует реализации мероприятий по созданию правовых основ деятельности иностранных инвесторов и специфических стимулов для ПИИ, направленных на повышение инвестиционной привлекательности России для иностранных инвесторов, привлечения их внимания к перспективным инвестиционным проектам на территории страны.

Стратегической целью политики в сфере привлечения ПИИ должно являться предоставление иностранным инвесторам национального режима. Формально российское законодательство гарантирует иностранным инвесторам именно этот режим. Проблема, однако, состоит в том, что российский национальный режим крайне неблагоприятен как для российских, так и для иностранных инвесторов.

Стране нужен кардинально иной национальный режим, обеспечивающий благоприятные условия для притока иностранных инвестиций в экономику России. Для этого необходима серьезная работа по изменению налогового, инвестиционного и корпоративного законодательства, которая могла бы способствовать интенсификации инвестиционного процесса. В области налогов эта работа уже началась, но и она еще далека от завершения. Кроме того, плоды налоговой и прочих реформ скажутся на практике не сразу.

Наряду с применением принципа национального режима необходима также реализация иных принятых в международной практике принципов правового регулирования иностранных инвестиций. В первую очередь речь идет о режиме наибольшего благоприятствования, который предоставляется многими государствами с целью исключить дискриминацию по отношению к инвесторам из каких-либо стран.

Режим в отношении ПИИ в России должен характеризоваться высокой транспарентностью. Принцип транспарентности означает, что правовые нормы, регулирующие деятельность иностранных инвесторов, должны быть открытыми и не допускающими неоднозначной интерпретации, а процедуры пересмотра этих норм должны быть гласными и проходить в условиях, обеспечивающих для заинтересованных сторон (включая иностранные компании) возможность высказать свою позицию по обсуждаемым вопросам.

В России по части транспарентности дело обстоит благополучно с публикацией законов и других правовых актов федерального уровня. Но степень транспарентности резко снижается по мере перехода на ведомственный или региональный (местный) уровни. Реализовать в полной мере принцип транспарентности на практике достаточно сложно даже наиболее развитым странам, но идти по этому пути необходимо, поскольку этого требуют рыночная экономика и растущая глобализация мирового хозяйства, не оставляющие странам иного выбора.

Сложная ситуация существует в области предсказуемости правовых или административных изменений, между тем именно нестабильность обстановки в России является предметом наиболее серьезных жалоб со стороны иностранных инвесторов.

Действующее российское законодательство в отношении иностранных инвесторов далеко не во всем соответствует требованиям международной практики и глобальной тенденции либерализации режима привлечения ПИИ. Более того, российское инвестиционное законодательство в области привлечения ПИИ по своей «привлекательности» заметно уступает законодательству многих других стран, конкурирующих с Россией в области привлечения иностранных инвестиций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала.

Иностранный капитал может привнести в Россию достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение России в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала - необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают государственные долги. Приток инвестиций как иностранных, так и национальных, жизненно важен и для достижения среднесрочных целей - выхода из современного общественно-экономического кризиса, преодоление спада производства и ухудшения качества жизни россиян. При этом необходимо иметь в виду, что интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов - с другой, непосредственно не совпадают. Россия заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники и... даже ее экологической беспечности.

Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, и, не лишая его собственных стимулов, направлять его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей.

Привлекая иностранный капитал, нельзя допускать дискриминации в отношении национальных инвесторов. Не следует предоставлять предприятиям с иностранными инвестициями налоговые льготы, которых не имеют российские, занятые в той же сфере деятельности. Как показал опыт, такая мера практически не влияет на инвестиционную активность иностранного капитала, но приводит к возникновению на месте бывших отечественных производств предприятий с формальным иностранным участием, претендующих на льготное налогообложение.

Отдельно нужно сказать, что национальные инвестиции ещё более важны, чем иностранные потому, что они служат показателем доверия населения правительству. Российские инвесторы будут заинтересованы не только в получении максимальной прибыли, но и в увеличении стабильности экономики нашей страны (по крайней мере можно на это надеяться), а также в неразбазаривании природных богатств России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений"
  2. Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "Об иностранных инвестициях в РФ''
  3. Байгускаров Ч. У. Влияние политических факторов на инвестиционный климат России: теоретико-методологические аспекты//Актуальные проблемы политологии. М.: МАКС Пресс, 2011.
  4. Вознесенская Н.Н. Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт. - М.: ИНФРА - М., 2010
  5. Доклад о мировом развитии 2010.  Как сделать инвестиционный климат благоприятным для всех. Пер. с англ. М.: Весь мир, 2010.С.287.
  6. Инфраструктура технологического развития России: состояние, становление, перспективы / А. Кулькин / Инвестиции в России. - 2011. - N 3. - С. 79.
  7. Козырская И.Е. Значимость развития внешнеэкономической деятельности для регионов страны (Электронный ресурс)//Известия ИГЭА (БГУЭП): электр. научный журнал. 2010. № 6
  8. Медведев Д. А. «Россия, вперед!»//Российская газета, 2009, 11 сентября.
  9. Основные направления налоговой политики РФ на 2011г. и на плановый период 2012-2013 гг. [Электронный ресурс]: одобрено Правительством РФ от 20 мая 2010 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  10. Основные тенденции развития инвестиционных процессов в экономике России / С.В. Шманёв, д.э.н., профессор, Н.В. Лисичкина/ Транспортное дело России. – 2012.
  11. Староверова Г.С., Медведев А.Ю., Сорокина И.В. Экономическая оценка инвестиций: учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2006. – С.101.
  12. Путин В. Программа 2012-2018. Итоги десятилетия и предстоящие вызовы//http://putin2012.ru/1/
  13. Эксперты назвали выступление Медведева в Давосе «унылым политическим ритуалом» http://www.gosrf.ru/news/8206/
  14. http://qwas.ru/russia/sps/id_62639/ Нечаев А. Как улучшить инвестиционный климат России.
  15. http://www.utro.ru/articles/2005/06/23/451510.shtml. Трофимова Е. Главная российская беда – всеобщая шизофрения.
  16. http://www.gks.ru
  17. http://www.ra-national.ru
  18. http://ria.ru

Информация о работе Взаимосвязь развития внешнеэкономической деятельности с инвестиционно - промышленной политикой РФ