Взаимосвязь развития внешнеэкономической деятельности с инвестиционно - промышленной политикой РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 17:27, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении инвестиционного климата России.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1. определить понятие иностранных инвестиций;
2. рассмотреть их источники;
3. оценить их состояние на сегодняшний момент;
4. выявить основные проблемы, пути их решения.
Объект исследования – инвестиционный климат России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИЙ И ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА……………………………………………………………………..1
1.1. Инвестиции: понятие и классификация……………………………….1
1.2. Понятие инвестиционного климата…………………………………...4
1.3. Инвестиционная привлекательность: что это такое………………….7
2. АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В РОССИИ……………...10
2.1. Особенности инвестиционного климата в России………………….10
2.2. Анализ современного состояния инвестиционного климата ……...12
2.3. Привлечение иностранных инвестиций в Россию: медленный прогресс………………………………………………………………..18
3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА РОССИИ………………………………………………………..24
3.1. Проблемы инвестиционного климата в России……………………..24
3.2. Пути улучшения инвестиционного климата в России……………...29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИНВЕСТИЦИОННО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКОЙ РФ.docx

— 730.38 Кб (Скачать файл)

Источник: http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d02/174inv21.htm

Среди субъектов Российской Федерации наибольшая доля накопленных иностранных инвестиций за первое полугодие 2013 г. приходилась на Москву (42,6%), Сахалинскую область (11,1%), Липецкую область (7,2%), Московскую область (6,6%), Санкт-Петербург (5,3%); наименьшая доля - на Карачаево-Черкесскую Республику (0,0%), Республику Калмыкия (0,002%), Республику Алтай (0,002%), Кабардино-Балкарскую Республику (0,003%),Магаданскую область (0,004%), Республику Бурятия (0,005%), Еврейскую автономную область (0,01%), Чукотский автономный округ (0,02%).

В структуре инвестиционного дохода иностранных инвесторов за период с 2012 г. по 2013 г. произошли изменения.

Так, доля дохода от прямых инвестиций снизилась за этот период с 43,0% до 39,5%, от прочих инвестиций - с 45,6% до 42,8%, при росте доли доходов от портфельных инвестиций - с 11,4% до 17,7%.

Основной объем дохода был получен иностранными инвесторами в организациях, осуществляющих деятельность в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий (19,6% общего объема инвестиционного дохода), производстве пищевых продуктов, включая напитки, и табака (11,7%) и в производстве кокса и нефтепродуктов (13,4%).

В 2013 г. иностранные инвестиции поступили в 77 субъектов Российской Федерации. Поступление по субъектам Российской Федерации происходило неравномерно, так на 13 из них приходилось 87,0% общего объема поступления, в том числе на Москву - 57,7%.

В 2013 г. по сравнению с 2012 г. наибольший рост доли поступления иностранных инвестиций в общем их объеме наблюдался в Вологодской области - с 0,1% до 0,9%, Республике Хакасия - с 0,0% до 0,5%, Республике Татарстан - с 2,7% до 3,6%, Москве - с 50,4% до 57,7%; значительное ее снижение имело место в Сахалинской области - с 7,0% до 4,4%, Санкт-Петербурге - с 6,8% до 4,5%, Ленинградской области - с 1,5% до 0,6%, Чукотском автономном округе - с 0,6% до 0,0%.

В 2-3 раза выросли объемы поступления иностранных инвестиций в Республику Адыгея, Липецкую область, Республику Башкортостан, Красноярский край, Ульяновскую область; в 5 раз - Еврейскую автономную область, Тамбовскую область; Курскую - в 7,1 раза; Вологодскую область - в 15,6 раза; Ханты-Мансийский автономный округ - Югра - в 18,2 раза; Республику Хакасия - в 19,4 раза; Орловскую область - в 24,9 раза.

В то же время в ряде территорий наблюдается значительное сокращение поступления иностранных инвестиций. Так, в Республике Марий Эл поступление иностранного капитала составило 8,1% от уровня 2012 г., Республике Дагестан - 6,5%, Магаданской области - 6,2%, Чукотском автономном округе - 5,4%.

Наиболее привлекательными для иностранных инвесторов были Красноярский край, Москва, Ленинградская область, Свердловская область, Тюменская область, Приморский край, Саратовская область, Пермский край. Объем поступления портфельных иностранных инвестиций в эти субъекты Российской Федерации составил 1,0 млрд. долларов США, или 92,9% от общего объема поступления портфельных инвестиций.

Из рисунка 1 можно увидеть, что объемы инвестиций с основных стран-инвесторов росли, кроме, Швейцарии, где они сократились на 2,5 раза. Значительное увеличение поступления иностранного капитала в 2013 г. по сравнению с 2012 г. наблюдалось из Ирландии (в 38 раз), Китая (в 17,6 раз), Франции (в 16,9 раз), Соединенного Королевства (Великобритании) (в 6,3 раза), Германии (на 41,7%).

Рисунок 2. Изменение объема поступивших иностранных инвестиций в экономику России по основным странам-инвесторам

Объем инвестиций из России, накопленных за рубежом, на конец июня 2013г. составил 175,6 млрд.долларов США. В I полугодии 2013г. из России за рубеж направлено 126,4 млрд.долларов США инвестиций, или в 1,8 раза больше, чем в I полугодии 2012 года.

Объем погашенных инвестиций, направленных ранее из России за рубеж, составил 75,9 млрд.долларов США, или на 20,9% больше, чем в I полугодии 2012 года. Страны - крупнейшие получатели российских инвестиций в 2010 г. - Виргинские (Британские) острова, Кипр, Нидерланды, Соединенное Королевство (Великобритания), Швейцария, Люксембург, США, Беларусь, Турция, Австрия. В общем объеме инвестиций, направленных из России за рубеж, на долю этих стран приходилось 90,2% (158343 млн. долларов США), на долю прямых – 76,6% от общего объема направленных прямых инвестиций (121229 млн. долларов США).

Объем инвестиций из России, накопленных за рубежом, млн. долл.   Таблица 4

 

Накоплено на конец июня 2013г.

В том числе

Справочно 
направлено  
в I полугодии2013г.

всего

в % к 
итогу

прямые

порт- 
фельные

прочие

Всего инвестиций

175635

100

129825

11926

33884

126350

из них в страны- 
крупнейшие получатели 
инвестиций

158343

90,2

121229

10747

26367

110481

в том числе:

           

Виргинские о-ва (Брит.)

59617

33,9

55829

799

2989

58805

Кипр

32807

18,7

20524

1867

10416

7370

Нидерланды

26874

15,3

23127

2154

1593

5386

Соединенное  
Королевство  
(Великобритания)

8887

5,1

2323

3228

3336

1802

Швейцария

8326

4,7

3046

51

5229

24082

Люксембург

6594

3,8

3813

2458

323

445

США

6433

3,7

5606

128

699

297

Беларусь

5842

3,3

5268

60

514

1926

Турция

1570

0,9

1568

-

2

766

Австрия

1393

0,8

125

2

1266

9602


Источник: http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d02/174inv21.htm

 

 

 

 

2.3. Привлечение иностранных инвестиций  в Россию: медленный прогресс

 

Новым стимулом роста российской экономики должны стать инвестиции. Рост потребления за счет высокого роста зарплат и ускоренного роста кредитования постепенно замедляется. Эта тенденция продолжится - ресурсы для стимулирования потребления, особенно бюджетные средства заканчиваются. Правительство планирует увеличить объем инвестиций в основной капитал и довести их с текущего уровня 17-18% от ВВП до 25%. Ускорение притока иностранных инвестиций, особенно долгосрочных, так называемых прямых иностранных инвестиций, становится приоритетной задачей.

Во-первых, приток иностранных инвестиций должен компенсировать падение профицита счета текущих операций. По оценкам специалистов в 2013 году этот профицит сократится до 30-33 млрд. долл., и может совсем исчезнуть в 2015 году. Во-вторых, иностранные инвестиции - это импорт новых технологий, передовых бизнес практик и более продвинутой корпоративной культуры. Иногда это более важно, чем прямое иностранное финансирование проектов. К сожалению, пока инвесторы рассматривают Россию и ее финансовые рынки как объект краткосрочных вложений и спекуляций. Это делает структуру иностранных инвестиций неблагоприятной для страны. В настоящее время отношение долгосрочных инвестиций к краткосрочным составляет 1:10. 

Рейтинг инвестиционной привлекательности России остаётся низким. В 2013 году Всемирный банк поставил Россию на 112 строчку между Палау и Сальвадором. Хоть и наблюдается прогресс +8 строчек в рейтинге по сравнению с 2012 годом, стоит отметить, что страны, располагающиеся в списке рядом с Россией, имеют кредитный рейтинг на 2 пункта ниже российского и ВВП на душу населения значительно меньше чем у РФ.12 Несмотря на то, что макроэкономическая и политическая стабильность, обилие сырьевых ресурсов и большой потребительский рынок стимулируют приток инвестиций в страну, слабость государственных институтов, высокий уровень коррупции и обилие бюрократических барьеров заставляют инвесторов проявлять осторожность.

Такой негативный имидж России является своеобразным ассиметричным ответом на инвестиционную политику развитых стран, которую они проводят с конца 60-х гг. прошлого века. Экономически сильные страны пропагандируют свободу торговли и свободу инвестиций в других странах. При этом они формально разрешают приходить им к себе. Однако менее развитым странам просто не с чем прийти – ведь все, кроме сырья, у них технологически находится на две-три ступеньки ниже. Сегодня достаточно высокий объем ПИИ в США свидетельствует о том, что менее развитые страны, открыв свой рынок, хотят, в свою очередь, прийти в Америку. Однако, как правило, они могут инвестировать лишь в производства, качественно не важные, не определяющие перспективы страны. С этой точки зрения отрицательный имидж России тоже можно считать своеобразным защитным механизмом. По сути дела, мы поддерживаем свой такой имидж, где процветают бандитизм, бюрократия, коррупция, потому что это нам позволяет закрыть рынок от конкуренции, прежде всего со стороны малых и средних компаний. Между тем приход именно малого и среднего бизнеса мог бы принести немало пользы российской экономике13.

Россия проигрывает гонку по привлечению ПИИ и выглядит хуже остальных стран БРИКС. В 2012 году чистые ПИИ в Бразилию и Индию составили 2,7% и 2% от ВВП соответственно, а в России они колеблются около 0 уже который год подряд. 

Низкий приток ПИИ - хроническая проблема для страны. Чистые прямые инвестиции в среднем составляли 0,4% от ВВП в 2000-08 гг., а с 2009 года стали практически нулевыми. По привлечению ПИИ Россия проигрывает большинству стран Центральной и Восточной Европы и СНГ. Хотелось бы надеяться на рост чистых ПИИ до 1% от ВВП в ближайшие годы. Однако без проведения структурных реформ и постепенного снижения доли государства в экономике надеяться на качественные перемены с привлечением ПИИ нельзя. 

Можно выделить две основные причины потенциального ускорения роста ПИИ в ближайшие годы. Во-первых, это подписанные соглашения в нефтегазовой отрасли в 2011-13. Если подписанные проекты по разведке месторождений успешно завершаться в 2013-14 годах, то с 2015 года приток ПИИ должен существенно ускориться. Во-вторых, правительство сменило фокус с экспансии российского бизнеса за рубеж на поощрение инвестиций внутри страны. Отток ППИ должен замедлиться. 

Нефтегазовый сектор

Приток ПИИ недостаточно диверсифицирован. Инвесторы традиционно проявляли наибольший интерес к нефтегазовому сектору. Однако закон, принятый в апреле 2008 года,14 существенно ограничил иностранные инвестиции в так называемые стратегические секторы экономики, включая природные ресурсы, СМИ, национальную оборону. Для инвестирования в эти секторы требуется согласование специального комитета правительства, возглавляемого премьер-министром. До принятия закона корпорация BP вошла на российский рынок с компанией TNK-BP, которая стала флагманом иностранного бизнеса в стране. Но других примеров не было, а в 2012 г. холдинг был выкуплен государственной компанией Роснефть, что прекратило присутствие единственного весомого иностранного игрока в нефтегазовом секторе страны. 

За последние два года правительство сделало нефтегазовый сектор более доступным для иностранных инвестиций, хотя даже сейчас международным корпорациям запрещено покупать контрольные пакеты акций представителей нефтегазовой индустрии России. При этом им разрешено участвовать в совместных проектах, и это участие поощряется. Например, несколько иностранных компаний -ExxonMobil, ONGC, SODECO, Shell, Mitsu и Metsubishi, в партнёрстве с Газпромом и Роснефтью стали операторами шельфовых проектов Сахалин-1 и Сахалин-2. Такой вид кооперации однозначно оказывает положительное воздействие на российскую экономику и ускоряет приток прямых иностранных инвестиций. Например, инвестиции компании Shell вывели Нидерланды на второе место среди стран-инвесторов в Россию. Сотрудничество в рамках проектов по разработке шельфовых месторождений в Арктике также должно ускорить приток ПИИ. Роснефть предложила 30 лицензий иностранным компаниям в 2011, двенадцать в 2012 и семь в 2013. ExxonMobil, Statoil и Eni примут участие в проектах. Они получат 30% от всей добычи и полностью профинансируют разведку и бурение. Объем инвестиций по оценкам компании составит около 6 млрд долл. в год с 2014-15 годов. Однако независимые эксперты выражают сомнения, что реализация проектов пройдет гладко, что может вызвать перенос сроков осуществления проектов. 

Но на кону слишком важный вопрос, чтобы позволить себе провал или длительные отсрочки. Успех шельфовых проектов может стать переломным моментом в привлечении иностранных инвестиций. Приток ПИИ ускорится до 15 млрд долл. в год, начиная с 2015-16 гг. Более того, Роснефть оценивает общий объем инвестиции в шельфовые проекты в 500 млрд долл. к 2030 г., из которых, по оценкам правительства, инфраструктурные инвестиции составят около 300 млрд долл. Это может добавить 1,0-1,5 п.п. к ежегодному росту ВВП в 2016-25 гг. Эти инвестиции будут много значить и для роста производства нефти, которое может быть ускорено на 2-3 млн баррелей в день +20% к сегодняшнему уровню. 

Сейчас, когда экономический рост сильно замедлился, и призрак стагнации замаячил на горизонте уже в 2013 году, сложно поверить в возможность такого ускорения. Тем не менее, оно реально, если новый курс на иностранные инвестиции не будет пересмотрен. 

Более широкая диверсификация

С 2004 года, ограниченные возможности инвестировать в нефтегазовый сектор России постепенно вызвали рост инвестиций в другие отрасли, особенно в торговлю и финансовый сектор. С 2010 года мы видим увеличивающийся объем ПИИ в производственный сектор, в частности в автомобилестроение. Правительство ввело запретительные пошлины на ввоз подержанных автомобилей и оставило пошлины на ввоз новых на уровне 25%, тем самым создавая преференции для постройки заводов внутри страны. За последние 5 лет было открыто несколько крупных сборочных линий. Например, завод «Toyota» в Санкт-Петербурге, пуск которого состоялся в конце 2007 г. Общий объем инвестиций составил порядка 5 млрд руб. 4 апреля 2012 г. «Рено-Ниссан» совместно с «ОАО Автоваз» запустили новую производственную линию автомобилей в Тольятти. Общий объем инвестиций составил 15,6 млрд руб. Недавно автоконцерн BMW объявил о начале строительства нового завода в Калининграде совместно с российской компанией «Автотор». Стороны инвестируют в равных долях 360 млн евро. Помимо автомобилестроения, в 2012 г. было реализовано несколько крупных инвестиционных проектов в других отраслях производственного сектора. 

Как результат, структура иностранных инвестиций стала более диверсифицированной. Средний размер одного инвестиционного проекта снизился с миллиардов долларов, что характерно для нефтегазового сектора, до 50-150 млн долл. Правительство планирует стимулировать дальнейшую диверсификацию ПИИ и открыть или частично открыть в прошлом закрытые сектора, такие как инфраструктура.

А также, в России большая часть ПИИ представляет собой репатриацию капитала. На данный момент в структуре ПИИ доминируют офшорные зоны, такие как Кипр, Виргинские острова и Багамы. В 2012 году на эти страны пришлось 40,6% всего притока ПИИ в страну. Если правительство серьезно настроено на борьбу с коррупцией и ограничение офшорной деятельности, мы можем увидеть замедление оттока инвестиций за границу в ближайшем будущем и симметричное замедление репатриации капитала. А значит, эффект на чистые ПИИ останется нейтральным. 

В региональном разрезе приток ПИИ достаточно диверсифицирован. Лидирующие позиции занимают регионы трех основных типов. Первый - это регионы, в которых основная часть ПИИ направляется в добывающую отрасль. К ним относятся Сахалинская, Архангельская, Тюменская области. Второй тип - это «столичные» регионы - Москва и Ленинградская область. Третий тип можно условно назвать «регионы с благоприятным инвестиционным климатом», где региональные власти проявляют похвальную активность по привлечению инвестиций. Именно стараниями региональных властей по созданию привлекательных условий для иностранных инвесторов можно объяснить высокие результаты таких регионов как Калужская область, Республика Татарстан и Владимирская область. 

Отток прямых иностранных инвестиций из России

Увеличение чистых прямых иностранных инвестиций может стать возможным при ограничении экспансии российского бизнеса за границу. В докризисные годы правительство поощряло компании покупать иностранные активы. Однако большое количество крупных сделок было проиграно по политическим причинам. Например, не состоялась покупка компании Опель. Многие государства не хотят присутствия российского бизнеса, ссылаясь на особенности российской бизнес культуры и опасаясь экспорта криминала в свои страны. Это показывает, что России стоит поработать над улучшением своего имиджа в глазах иностранных инвесторов. 

Сейчас вектор государственной политики изменился. Кремль стимулирует компании увеличивать вложения в российские активы. Например, AAR консорциуму, получившему 28 млрд долл. от сделки TNK/BP, было «рекомендовано» правительством вложить эти средства в проекты на территории России. Не секрет, что зарубежная экспансия государственных банков и корпораций была особенно заметной в последние годы. Именно эти сделки сыграли решающую роль в растущем оттоке ПИИ из России. 

Портфельные инвестиции 

Приток портфельных инвестиций в Россию всегда был слабым. В 2000-08 гг. чистые портфельные инвестиции составляли в среднем 0,1% от ВВП в год и никогда не превышали уровня 0,25% от ВВП. Начиная с 2009г., активное инвестирование России в иностранные облигации привело к отрицательным значениям чистых портфельных инвестиций -10 млрд. долл. В любом случае, уровень притока находится значительно ниже потенциала. 

Правительство провело ряд мер по стимулированию портфельных инвестиций. В результате начала расчетов в системе Euroclear доля нерезидентов в держателях ОФЗ выросла с 5,5% в начале 2013 до 25% в октябре 2013 +15-20 млрд долл. притока в сегмент. Вполне возможно, что к концу 2013 года расчеты в Euroclear станут доступны для корпоративного рублевого долга, что вызовет дальнейшее ускорение притока средств. С середины 2014 года акции также будут учитываться системой. Это значит, что финансовые рынки смогут получить еще 15-20 млрд долл. новых фондов в следующем году. 

Государство не остается в стороне от стимулирования притока портфельных инвестиций. Государственные компании обязали размещать свои акции на российском рынке. Это - положительный сигнал, хотя мы не ожидаем очень большого эффекта от этого решения. В прошлом большинство российских IPO проводилось в мировых финансовых центрах - Лондон, Нью-Йорк, Гонконг, которые могли обеспечить доступ к крупным инвесторам. Вряд ли ММВБ сможет предложить услуги подобного уровня и заменить международные финансовые центры для российского рынка IPO. 

"Прочие" инвестиции: репатриация российского капитала

Большая доля чистых иностранных инвестиций в Россию приходится на так называемые «прочие» инвестиции. С 2009 г. «прочие» инвестиции оставались единственной положительной компонентой чистых иностранных инвестиций. Начиная с 2000 г. в структуре «прочих» инвестиций резкий рост показали торговые кредиты. Подозрительно высокий рост этой компоненты обычно ассоциируется с серыми схемами вывоза/ввоза капитала. С 2006 г. торговый оборот России вырос на 85%, в то время как объемы торговых кредитов увеличились в 5 раз. Неудивительно, что основными пунктами назначения «прочих» инвестиций являются все те же офшорные зоны. 

В феврале 2013, Сергей Игнатьев - тогда председатель ЦБР оценил объем подозрительных операций в 2012 в 35 млрд долл. или 63% от чистого оттока капитала. Правительство может постепенно снизить эти квази-инвестиции через агрессивную борьбу с коррупцией в 2013-14 гг. Закон, запрещающий представителям власти иметь банковские счета за границей, может оказать заметное влияние на отток капитала. 

Остальные же компоненты «прочих» инвестиций, отличные от торговых кредитов, скорее всего, не будут сокращаться в ближайшие годы. Во-первых, приток нефтедолларов не настолько велик, чтобы стимулировать значительный рост сбережений в зарубежных банках. А риски в самой банковской системе России не выглядят особенно высокими. Во-вторых, ставки по депозитам в России намного привлекательней ставок большинства западных стран.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ  ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННО КЛИМАТА

3.1. Проблемы инвестиционного  климата в России

Одним из главных условий экономического подъема российской экономики является наличие в стране благоприятного инвестиционного климата.  Так как инвестиции определяют будущее страны в целом и являются локомотивом в развитии экономики, а привлечение инвестиций в экономику и их освоение способствуют повышению производительного потенциала экономики.

Оценивая ситуацию нашей страны в мировой экономике, можно сказать, что наша страна, к огромному сожалению, остается сырьевым придатком развитых государств, пополняя свой бюджет за счет продажи сырьевых ресурсов, а не их переработки.   Диверсификации экономики, модернизации на основе инвестиций и инноваций не наблюдается.  По многим экспертным оценкам Российская Федерация отстает в технологическом развитии от стран-лидеров на 30-40 лет.15 В экономике страны в настоящий момент сложилась «неопределенность в развитии некоторых ключевых отраслей».  Обещанный переход на инновационный путь развития все никак не начнется, хотя планов и задач предостаточно.

Во время выступления на Давосском форуме премьер-министр России Дмитрий Медведев заявил, что Россия поставила перед собой задачу увеличения иностранных инвестиций в экономику страны. Он отметил, что наша страна обладает сильной экономикой, которая открыта для желающих стать партнерами и инвесторами. В то же время Медведев признал, что России необходимо больше делать для привлечения прямых иностранных инвестиций, которые нужны России для роста экономики. «Чтобы выйти на желаемые показатели роста экономики, а мы их определяем как 5% в год, инвестиции должны расти несколько лет подряд хотя бы на 10% ежегодно», - заявил премьер-министр Д. А. Медведев.16

Неоднократно по этому поводу высказывался и В. Путин: «Нужен масштабный рост инвестиций.  Наша цель – создание за 20 лет не менее 25 млн. рабочих мест нового качества с достойным уровнем оплаты за интересную работу.  Размещение нового производства в России должно быть более выгодным, чем в других странах ». Но с инвестиционным климатом в нашей стране не все благополучно и пока что размещение новых производств  в РФ не выгодно. Все это связано с тем, что потенциальных инвесторов отпугивают неэффективная российская бюрократия, деятельность бизнесменов все еще сопряжена с высокой коррупцией, рейдерством (недружественное, силовое поглощение предприятий против воли его собственника), недостаточная защита прав собственности, что проявляется в боязни потерять капитал из-за отсутствия гарантий неприкосновенности частной собственности (достаточно вспомнить дела Ходорковского, Чичваркина, кондрахина и т.д.). Также, в своей предвыборной программе В. Путин обещал, что мы совершим скачок с 120-го на 20-е место в мире по условиям, благоприятным для предпринимателей.17

Стратегический план Минэкономразвития России по привлечению капитала более чем амбициозен. Приток прямых иностранных инвестиций в страну в ближайшие годы должен вырасти на треть: с $51,9 млрд в 2011 до $70-75 млрд, планируется также войти в топ-30 лучших стран по условиям ведения бизнеса.

Однако, несмотря на знаковые инициативы власти, связанные с переходом на инновационный путь развития экономики, ее модернизации и т.д., кардинальных изменений пока не происходит. В целом можно утверждать, что у нас происходит очень много хорошей риторики и очень мало позитивной практики. На том же всемирном экономическом форуме в Давосе Джордж Сорос, известный американский финансист и инвестор, в своем выступлении заявил, что у нас «разваливающаяся экономика, которую Путин ведет в ошибочном направлении». С таким приговором миллиардер, чье состояние говорит само за себя, назвал инвестиции в России наихудшим выбором.18 

Решать проблему привлечения инвестиций нужно, прежде всего, с улучшения инвестиционного климата, пока она еще остается не очень благоприятным. Под инвестиционным климатом  понимается совокупность экономических, политико-правовых, финансовых условий, оказывающих влияние на приток внутренних и внешних инвестиций в экономику страны.  Благоприятный климат характеризуется политической устойчивостью, наличием законодательной базы, умеренными налогами, льготами, предоставляемыми инвесторам.  Иными словами, эти условия должны способствовать установлению экономических отношений между субъектами инвестиционного процесса в плане эффективности развития бизнеса на территории государства или на других территориях с участием данного государства, направленные на получение материальных или иных выгод, при условии обеспечения законных прав и интересов всех субъектов процесса

Между тем отечественный капитал продолжает, к сожалению, в огромных размерах покидать страну. По данным независимых экспертов, за последние десять лет из страны было вывезено до 1 трлн. долл. Только в 2008 г., по данным Центробанка (рис. 3), из России «ушли» 129,9 млрд. долл. В 2011 г. почти удвоился по сравнению с  2010 г., превысив 80,5 млрд. долл., а в 2012 г. – 84 млрд. долл. Это максимальный показатель для некризисных лет, свидетельствующий, что инвестиционный климат в стране не благоприятствует долгосрочным вложениям.

Ввоз/вывоз капитала 

Рисунок 3

По данным ЦБ РФ на 01.01.2012 (рис. 4) международные резервы  (т.е. внешние активы, в основном, средства в иностранной валюте, а именно в долларах и евро, а также в долговых ценных бумагах, выпущенных нерезидентами) составили 505,391 млрд. долл. Т. е. сотни миллиардов долларов, принадлежащих России, уже 12 лет как работают на экономику чужих государств.

Информация о работе Взаимосвязь развития внешнеэкономической деятельности с инвестиционно - промышленной политикой РФ