Инвестиционная политика РФ в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 15:35, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы: изучение и закрепление знаний по проблеме инвестиционной политики государства, а также определение приоритетных направлений инвестиционной политики в России.
В рамках поставленной цели выделено ряд задач:
1) Изучить и изложить теоретические основы инвестиций и инвестиционных процессов;
2) Раскрыть основные принципы инвестиционной политики в современной России;
3) Провести анализ инвестиционных процессов в РФ;
4) Показать проблемы и пути совершенствования в регулировании инвестиционной деятельности РФ;

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Государственное регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации. 6
Глава 2. Современное состояние инвестиционной среды Российской Федерации. 8
Глава 3. Проблемы привлечения инвестиций в современной России. 14
Заключение. 19
Список используемой литературы. 21

Вложенные файлы: 1 файл

Инвестицианная политики РФ в современных условиях.docx

— 48.80 Кб (Скачать файл)

 

 

Оглавление

Введение.3

Глава 1. Государственное регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации.6

Глава 2. Современное состояние инвестиционной среды Российской Федерации.8

Глава 3. Проблемы привлечения инвестиций в современной России.14

Заключение.19

Список используемой литературы.21

 

Введение.

Инвестиционная сфера в последние годы всё более становится объектом внимания российских властей, деловых кругов и общества в целом. Растёт количество научных исследований, конференций и «круглых столов», публикаций в средствах массовой информации, которые направлены на анализ инвестиционной деятельности в различных отраслях хозяйствования, поиск путей повышения эффективности инвестиций, оптимизацию инвестиционных процессов.

Инвестиции играют центральную роль в обеспечении эффективности функционирования экономической системы и всего общественного воспроизводства, поскольку непосредственно влияют на возможность экономического роста в долгосрочной перспективе. Инвестиционная активность относится к числу важнейших показателей экономической динамики. Их интенсивностью определяется состояние экономики.

В процессе инвестиционной деятельности решаются крупные макроэкономические проблемы: структурная перестройка национальной экономики и технический прогресс, возможно преодоление инфляции, происходит расширение налогооблагаемой базы и пополнение бюджета, увеличение числа рабочих мест.

Опыт развитых стран свидетельствует о необходимости участия государства в управлении инвестиционными процессами. При любом уровне развития рыночных отношений автоматического регулирования инвестиционного процесса не происходит. Государственное регулирование экономических и социальных отношений представляет собой не что иное, как целенаправленную деятельность государства по обеспечению стабильности национальной экономики и её воспроизводства, общих условий нормального функционирования свободных товаропроизводителей.

При помощи инвестиционной политики государство непосредственно может воздействовать на темпы объёма производства, на ускорение НТП, на изменение структуры общественного производства и решение многих социальных проблем.

На современном этапе происходит втягивание России в финансовый кризис. Мировой финансовый кризис оказал большое влияние на российскую экономику: на финансово-кредитную систему России, на инвестиционную активность, на рынок труда, на настроение населения. В период кризиса многие организации начали сворачивать инвестиционные программы, сокращать текущие расходы. Активизация инвестиционного процесса – важнейшее средство обеспечения условий выхода из экономического кризиса.

Анализ проблематики современного состояния российской экономики приводит к выводу о совершенствовании инвестиционной политики государства.

Объект исследования: инвестиционная политика.

Предмет исследования: проблемы регулирования инвестиционной деятельности в России.

Цель дипломной работы: изучение и закрепление знаний по проблеме инвестиционной политики государства, а также определение приоритетных направлений инвестиционной политики в России.

В рамках поставленной цели выделено ряд задач:

1) Изучить и изложить теоретические  основы инвестиций и инвестиционных  процессов;

2) Раскрыть основные принципы  инвестиционной политики в современной  России;

3) Провести анализ инвестиционных  процессов в РФ;

4) Показать проблемы и пути  совершенствования в регулировании  инвестиционной деятельности РФ;

В ходе исследования применены методы системного и сопоставительного анализа, метод экспертных оценок, др.

Представленный материал позволяет выделить теоретические и прикладные аспекты проблемы, позволяющие охарактеризовать приоритеты, источники и условия активизации инвестиционного процесса в РФ.

 

Глава 1. Государственное регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации.

В условиях глобализации мировой экономики, одним из важных факторов, которые существенно влияют на мировой экономический процесс, является международное перемещение капитала. Сегодня половину валового мирового продукта, оцениваемого в 30 трлн долл., составляет т.н. «интернационализированная» мировая экономика, имеется в виду производство иностранных предприятий, принадлежащих иностранным компаниям и находящихся на иностранных территориях1.

В современных условиях экономическое развитие не только развивающихся, но и развитых стран определяется степенью их активного участия в этом процессе.

В российскую экономику иностранные инвестиции стали поступать во второй половине 80-х годов. Переход к рыночной экономике в России, особенно после приобретения ею государственного суверенитета в 1991 г. существенно повлиял на активизацию деятельности иностранных инвесторов.

Эффективность процесса привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику во многом зависит от стабильности политической ситуации в стране, осуществления единой продуманной инвестиционной политики государства с учетом национальных приоритетов. Формирование и проведение в жизнь такой политики невозможно без наличия системы административно-организационного регулирования иностранных инвестиций. Под инвестиционной политикой государства понимается комплекс проводимых государством мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем2.

Под административно-организационным регулированием иностранных инвестиций понимается комплекс мер, заключающийся в создании (учреждении) специальных федеральных органов исполнительной власти, наделения их соответствующими полномочиями по осуществлению управленческих функций в сфере обеспечения притока и контроля иностранных инвестиций.

 

Глава 2. Современное состояние инвестиционной среды Российской Федерации.

Темпы роста ВВП в России на протяжении последних лет превышали аналогичные показатели ЕС и США и достигали в среднем 6%. За первые шесть месяцев 2008 года, по оценке Минэкономразвития России, прирост ВВП по отношению к соответствующему периоду прошлого года составил 6,3%.

Такой экономический рост стал возможен, с одной стороны, благодаря восстановлению макроэкономической стабильности и проведению рыночных реформ, а с другой, благодаря сохранению контроля государства в некоторых отраслях.

Признанием успешности социально-экономического развития России стало последовательное повышение ее кредитного рейтинга до уровня инвестиционного (по версии всех крупнейших международных рейтинговых агентств), а также предоставление ей Европейским союзом и США статуса страны с рыночной экономикой.

Финансовое положение страны продолжает укрепляться. Постоянно растущие стабилизационный фонд и золотовалютные запасы служат защитой от финансовых потрясений в случае резкого ухудшения конъюнктуры на мировых рынках основных товаров российского экспорта. По объему золотовалютных резервов (более 270 млрд. долл.) Россия вышла в 2008 г. на третье место в мире после Китая и Японии.

Стабфонд РФ формируется из поступлений от нефтяных налогов, если цена российской нефти сорта Urals превышает 27 долл. За баррель. В мае-июне 2006 года средняя цена сорта Urals составила 64,46 долларов за баррель. Поэтому неудивительно, что объем средств Стабфонда увеличивается быстрыми темпами. На начало июля 2006 г. он превысил 75 млрд. долл.

Весной 2006 года российские власти определили, как будут использованы средства Стабилизационного фонда – их можно вложить в иностранную валюту (доллары США, евро и английские фунты стерлингов), либо приобрести долговые обязательства 14 развитых иностранных государств.

С 1 июля 2006 г. в России отменены последние ограничения в валютной сфере, что является стратегической задачей российского руководства по обеспечению конвертируемости рубля. Необходимое условие полной конвертируемости национальной валюты – отсутствие ограничений по текущим и капитальным операциям в стране. Текущие ограничения в России сняты давно, однако ограничения по капитальным операциям до 2006 г. продолжали существовать. Отказ от них, по мнению российского правительства, одной стороны, станет дополнительным доводом для иностранных инвесторов вести бизнес в России, а с другой, даст возможность российскому бизнесу участвовать в инвестициях в других странах без дополнительных обременений.

В июле 2006 года весьма успешно прошло IPO российской государственной нефтяной компании «Роснефть» в Лондоне и в Москве. В результате размещения «Роснефть» получила 10,4 млрд. долларов за 14,8% своих акций. Исходя из данного объема и цены размещения, ее капитализация составила 79,8 млрд. долл. Это стало самым крупным размещением среди российских компаний и пятым по величине в мире.

Благодаря укреплению экономической и финансовой ситуации в стране стало возможным досрочное осуществление расчетов со странами-кредиторами. В августе 2006 г. Россия досрочного погасила остаток своего долга Парижскому клубу кредиторов в размере около 22 млрд. долл. По данным Минфина РФ, общая экономия средств федерального бюджета на процентных платежах за период до 2020 года превысит 12 млрд. долларов. При этом отношение государственного внешнего долга к ВВП снижается до 9%.

Это стало знаковым событием для российской экономики. С 1993 г. Россия выступала одновременно и кредитором, и должником клуба. С погашением долга она переходит в разряд полноправных кредиторов. Эта операция – крупнейшее досрочное погашение долга за всю историю клуба. Минфин РФ отмечает, что досрочное погашение будет способствовать укреплению международного авторитета России как государства со значительным запасом финансовой и долговой устойчивости, имеющего репутацию добросовестного заемщика и стремящегося улучшить инвестиционный климат в стране.

В роли донора Россия в 2006 году заявила о намерении присоединиться к инициативе «большой восьмерки» по списанию долга беднейшим странам и списать 700 миллионов долл. Долгов.

Поэтому сейчас на первый план в России выходят проблемы качества роста и модернизации экономики. Власти считают необходимым обеспечить переход к ее инновационному развитию. Для чего заявлены цели по продвижению институциональных реформ и повышению качества человеческого капитала.

На развитие человеческого капитала направлены запущенные осенью 2005 года четыре приоритетных национальных проекта – развитие здравоохранения, образования, жилищной сферы и сельского хозяйства. В бюджете на них предусмотрено более 6 млрд. долл. Начало этих проектов во многом означает реальный сдвиг в пользу придания экономике социальной ориентации.

Кроме того, если до сих пор власть стремилась избегать создания институтов прямого участия государства в реализации бизнес-проектов, то теперь в России возникают институты, специально нацеленные на точечную поддержку соответствующих инвестиционных проектов. К этим инструментам относятся особые экономические зоны (ОЭЗ), а также Инвестиционный фонд.

ОЭЗ уже возникли на карте России: 4 технико-внедренческие зоны и 2 зоны промышленно-производственного типа. По закону, резиденты ОЭЗ пользуются таможенными и налоговыми льготами.

Основным назначением созданного в 2005 г. Инвестиционного фонда стало развитие крупных инвестиционных проектов общенационального значения. Предполагается реализовывать эти проекты на основе софинансирования с частным сектором.

На высоком уровне находится инвестиционная активность в ряде обрабатывающих отраслей промышленности, ориентированных на конечный спрос. Предприятия, производящие изделия из кожи и обувь, увеличили капиталозатраты в 2,3 р., целюлозобумажный комплекс- на 32,3%, химическое производство – 134,5%, машиностроение – 141,3%, текстильная промышленность -112,3%. Данная тенденция дает основания полагать, что в данных отраслях, традиционно демонстирующих невысокую конкурентоспособность, усилились модернизационные процессы.

В структуре инвестиций в основной капитал выросла доля заемного капитала и сократилась доля собственных средств. В частности, за январь-сентябрь 2008 г. доля банковских займов в структуре капиталовложений составила 9,3%, в то время как за аналогичный период прошлого года она была на уровне 6,5%. Тем не менее, этот источник пока не играет значительной роли для инвестиционной деятельности предприятий, что является очевидным препятствием для проведения широкомасштабной модернизации экономики.

В текущем году увеличилась доля прочих привлеченных средств, в том числе за счет роста доли средств от эмиссии акций: 3,0% в 2008 году, 0,4% в 20075. В этом результате отразилась высокая активность российских компаний на фондовом рынке в текущем году.

За первые три квартала 2008 года в российскую экономику поступили иностранные инвестиции на сумму 35,3 млрд. долл. США, что на 31,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года. По сравнению с прошлым годом значительно выросли прямые иностранные инвестиции (10,3 млрд. долл. США и 6,6 млрд. долл. США соответственно), что привело к увеличению их доли до 29,1% в общем объеме иностранных инвестиций.

Таблица 2.1

Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования в январе-сентябре 2007 – 2008 г.г.3

 

январь-сентябрь 2008г.

январь-сентябрь 2007г.

 

млрд. руб.

в % к итогу

в % к итогу

Инвестиции в основной капитал, в т.ч.

2133,7

100,0

100,0

 собственные средства, в т.ч.

962,3

45,1

47,5

 прибыль

424,5

19,9

20,1

 амортизация

477,4

22,4

23,2

 привлеченные средства

1171,4

54,9

52,5

 кредиты банков

198,2

9,3

6,5

 из них кредиты иностранных  банков

38,3

1,8

1,1

 заемные средства других  организаций

119,1

5,6

7,9

 бюджетные средства

369

17,3

18,7

 средства внебюджетных  фондов

10,2

0,5

0,4

 прочие

474,9

22,2

19,0

Информация о работе Инвестиционная политика РФ в современных условиях