Сравнительный анализ и аудит эффективного использования трудовых ресурсов в муниципальном учреждении Здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 14:15, дипломная работа

Краткое описание

В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
1)рассмотреть здравоохранение как важнейшею отрасль социальной сферы;
2) проанализировать бюджетно-финансовые основы деятельности учреждений здравоохранения;
3)проанализировать эффективность использования трудовых ресурсов и фонда заработной платы в ЦРБ п.Кировский Приморского края.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Здравоохранение как важнейшая отрасль социальной сферы.
1.1. Современное состояние здравоохранения в РФ (демографическая ситуация; показатели здоровья и главные факторы риска заболеваемости и смертности населения в РФ)…………………………………………………….8
1.2.Правовое регулирование медицинской деятельности в современной России…………………………………………………………………………….12
1.3.Государственные гарантии оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи…………………………………………………………...24
1.4.Менеджмент и маркетинг в современном здравоохранение…………..35
Глава 2. Бюджетно-финансовые основы деятельности учреждений здравоохранения.
2.1. Финансирование учреждений здравоохранения и организация контроля за целевым использованием бюджетных средств в ЦРБ п. Кировский……..44
2.2. Анализ расходов на содержание лечебных учреждений и порядок формирования внебюджетных средств………………………………………..55
2.3.Реформа здравоохранения и особенности ее проведения в Приморском крае………………………………………………………………………………64
Глава 3. Анализ труда и заработной платы в ЦРБ п.Кировский.
3.1.Анализ обеспеченности ЦРБ п. Кировский трудовыми ресурсами……73
3.2.Анализ использования рабочего времени в ЦРБ п. Кировский………..83
3.3.Анализ использования фонда заработной платы в ЦРБ п.Кировский…88
Заключение………………………………………………………………………94
Список источников и использованной литературы……

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 598.50 Кб (Скачать файл)

      Снижение  темпов сокращения численности населения  обеспечено главным образом увеличением  рождаемости и снижением смертности. В 2007 году родились 1602 тыс. детей, что на 8,3% больше чем в 2006 году. Рост рождаемости за 10 месяцев 2008 года составил  7,7%. Коэффициент смертности (на 1000 населения) снизился в 2007 году, по сравнению с 2006 годом, на 3,3%. За 10 месяцев 2008 года коэффициент смертности по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года не увеличился.

      В 2006 году, впервые за последние 7 лет, начала увеличиваться  ожидаемая  продолжительность жизни населения  Российской Федерации. По сравнению  с 2005 годом этот показатель вырос на 1,3 года – с 65,3 лет до 66,6 лет. В 2007 году ожидаемая продолжительность жизни увеличилась до 67,65 лет. Тем не менее, продолжительность жизни в России остается низкой — на 6,5 лет меньше, чем в «новых» странах ЕС (европейские страны, вошедшие в ЕС после мая 2004 года), и на 12,5 лет меньше, чем в «старых» странах ЕС (европейские страны, входившие в ЕС до мая 2004 года). Разница между ожидаемой продолжительностью жизни мужчин и женщин остается очень высокой и составляет 13 лет. Ключевую роль в низкой ожидаемой продолжительности жизни населения Российской Федерации играет высокая смертность людей трудоспособного возраста, главным образом, мужчин, которая по сравнению с 1990 годом возросла более чем  на 40%.

      Современная история Российской Федерации убедительно показывает, что снижение государственной поддержки здравоохранения и ухудшение качества жизни населения приводят к значительному уменьшению средней продолжительности жизни.

      Так в 1991-1994 годах, в результате существенного  снижения уровня жизни населения продолжительность жизни сократилась  на 5 лет. В первые годы после финансового кризиса 1998 года, приведшего к сокращению доли расходов на здравоохранение в ВВП на 30% (с 3,7% в 1997 году до 2,6% в 1999 году),  средняя продолжительность жизни снизилась на  1,84 года.

      Рост  показателя продолжительной жизни  в 2005-2007 годах в значительной степени  связан с увеличением расходов на медицинскую помощь с 2,6% ВВП в 2005 году до 2,9% ВВП в 2007 году, а расходов на здравоохранение в целом –  с 3,2% ВВП в 2005 году до 3,5% ВВП в 2007 году.  Данные отражены в Приложение 1.

            Общий коэффициент  смертности, т.е. число умерших от всех причин на 1000 человек, в 2007 году составил 14,7 (в 2005 г. — 16,1, в 2006 г. — 15,2), что отражает определенную положительную динамику. Но, тем не менее, коэффициент смертности остается в 1,3 раза выше, чем в «новых» странах ЕС, и в 1,5 раза выше, чем в «старых» странах ЕС.  Основной причиной смертности являются болезни системы кровообращения, от которых в 2007 году умерли около 1,2 млн. человек (56,6% умерших). От новообразований умерли 13,8%, от внешних причин - 11,9%. Показатели материнской и младенческой смертности превышают аналогичные показатели в развитых странах в 1,5 – 2,0 раза. В структуре причин младенческой смертности лидируют отдельные состояние, возникшие в перинатальном периоде, врожденные аномалии и заболевания органов дыхания. Данные отражены в Приложение 2.

            В последние 16 лет заболеваемость населения  Российской Федерации постоянно  растет, что связано, с одной стороны, с ростом доли пожилого населения и с более эффективной выявляемостью заболеваний с помощью новых методов диагностики, с другой стороны, с неэффективностью системы профилактики и предотвращения заболеваний. В 1990 г. было выявлено 158,3 млн. случаев заболеваемости населения, в 2006 г. — 216,2 млн. случаев, то есть рост заболеваемости составил 36% (а в пересчете на 100 тыс. населения заболеваемость  — на 41,8%).

      Важнейший индикатор эффективности здравоохранения  любой страны — это средняя  продолжительность жизни лиц, страдающих хроническими заболеваниями. В России она составляет 12 лет, а в странах ЕС — 18—20 лет.

      В России существуют четыре основные фактора  риска: высокое артериальное давление, высокий уровень холестерина, табакокурение  и чрезмерное потребление алкоголя, вклад которых в структуре общей смертности составляет 87,5%, а  в количестве лет жизни с утратой трудоспособности — 58,5%. При этом на первом месте по влиянию на количество лет жизни с утратой трудоспособности (16,5%) стоит злоупотребление алкоголем. По экспертным оценкам, относительные показатели мало изменились за последние 6 лет.

      Таким образом, современное состояние  здравоохранения в РФ характеризуется  такими показателями как демографическая  ситуация в стране и показателями здоровья т.е. главными факторами риска заболеваемости и смертности населения в РФ. Демографическая ситуация в Российской Федерации пока еще остается неблагоприятной. Сокращение численности населения, начавшееся в 1992 году, продолжается. Однако темпы уменьшения численности населения в последние годы существенно снизились. Снижение темпов сокращения численности населения обеспечено главным образом увеличением рождаемости и снижением смертности. В 2006 году, впервые за последние 7 лет, начала увеличиваться ожидаемая продолжительность жизни населения Российской Федерации. А главными факторами риска: высокое артериальное давление, высокий уровень холестерина, табакокурение и чрезмерное потребление алкоголя. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.2. Правовое регулирование  медицинской деятельности в современной России.

      Исследования  в области правового регулирования  в сфере медицинской деятельности представляются актуальными в контексте  необходимости постоянного совершенствования  правового регулирования общественных отношений, возникающих в процессе оказания медицинской помощи.

        По мнению С.С. Алексеева, механизм  правового регулирования - это  "взятая в единстве система  правовых средств, при помощи  которой обеспечивается результативное  правовое воздействие на общественные  отношения"12. Действительно, только единая система всех правовых средств (их восприятие в существующих методах и способах правового регулирования) позволяет осуществлять правовое регулирование общественных отношений, в числе прочих и в сфере медицинской деятельности. При этом, анализу должны быть подвергнуты, как сами правовые средства, так и многообразие их взаимодействия.

      Исследуя  стадии правового регулирования  в традиционном теоретико-правовом понимании, следует обратиться к  работам В.В. Лазарева и С.В. Липеня, которые выделяют следующие стадии механизма правового регулирования13:

  1. стадия регламентации общественных отношений, формирования и общего действия права;
  2. стадия возникновения у адресатов правовых норм субъективных прав и обязанностей;
  3. стадия реализации субъективных прав и обязанностей в правомерном поведении субъектов права.

        В свою очередь, наиболее отвечающим  современным потребностям юридического  обеспечения здравоохранения может  считаться подход проф. С.Г. Стеценко, который, анализируя стадии механизма  правового регулирования в сфере  медицинской деятельности, выделяет14:

       - издание правовой нормы в законодательстве об охране здоровья и ее регламентирующее воздействие на общественные отношения в сфере медицинской деятельности;

       - возникновение прав и обязанностей  у субъектов медицинских правоотношений;

       - реализация прав и обязанностей за счет фактического, реального поведения субъектов медицинских правоотношений;

       - применение права.

      В сфере здравоохранения современной  России имеют место проявления, как  императивного, так и диспозитивного метода правового регулирования  общественных отношений.

        Во-первых, государственное управление  системой здравоохранения, даже  при наличии объектов частной  медицины, сохранилось и направлено  на практическое осуществление  одной из социальных функций  государства.

        Во-вторых, в сферу медицинской  деятельности все шире проникают частноправовые начала, которые обусловливают использование диспозитивного метода правового регулирования.

        Поддержка со стороны государства  развития частной системы здравоохранения;  расширение возможностей получения  платной медицинской помощи; практическая реализация прав пациентов на выбор лечащего врача, лечебного учреждения и страховой медицинской организации; широкие возможности при трудоустройстве для медицинских работников; - все эти и многие другие факты свидетельствуют о все более широком использовании в регулировании медико-правовых отношений диспозитивных методов правового регулирования в отечественном

      В настоящее время на правовое регулирование  здравоохранения направлены десятки  и сотни разноуровневых нормативных  актов (различных отраслей права, как частного, так и публичного).

      В соответствии с п.1 ст. 3 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, законодательство РФ о здравоохранении состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации и Конституций республик в составе Российской Федерации, настоящих Основ и принимаемых в соответствии с ними других законодательных актов Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, а также правовых актов автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

      Как подчеркивают исследователи, «федеральный уровень медицинского законодательства представлен системой нормативных  правовых актов, объединенных в самостоятельную  отрасль российского законодательства, представляющую собой комплексное образование. Об этом свидетельствуют особенности предмета и метода регулирования в здравоохранении. Предметом актов данной отрасли является совокупность правовых норм в области оказания медицинской помощи, лекарственного обеспечения, санитарно-эпидемиологического благополучия, а также иные связанные с этим вопросы. Должное поведение субъектов отношений в сфере охраны здоровья граждан обеспечивается посредством комбинированного воздействия приемов и способов, характерных для административного, гражданского права и права социального обеспечения. Субъектами регулируемых отношений являются государство, его органы и учреждения, медицинские учреждения различных форм собственности, с одной стороны, и граждане (в ряде случаев все находящиеся на территории Российской Федерации) - с другой»15.

      К слову сказать, еще в дореволюционный  период высказывалось суждение о  существовании комплексного врачебного права как отрасли законодательства, состоящей из трех частей: социально-санитарного, врачебно-лечебного законодательства и норм, определяющих общественное положение врача. В современных исследованиях считают возможным выделять медицинское право как комплексную отрасль законодательства или пограничную комплексную отрасль национального права России.

      В комплексе норм, образующих действующее  законодательство о здравоохранении, ключевое значение имеют нормы конституционного, административного, финансового, гражданского законодательства и, несомненно, законодательства о социальном обеспечении граждан. Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации объективируя правовую основу здравоохранения, справедливо обращает внимание на необходимость совершенствовать законодательство в области охраны труда, окружающей среды, создания условий для занятия физической культурой и повышения физической активности, регулирования рекламы и продажи табачных изделий. Таким образом, в законодательстве о здравоохранении вполне уместны и могут сыграть серьезную профилактическую роль в охране здоровья населения нормы трудового, экологического, семейного и некоторых других отраслей законодательства.

      Представим  иерархию обозначенных нормативных  актов.

      Конституция Российской Федерации – Основной законы страны, базисный акт в сфере  охраны здоровья, закрепляет следующие принципы (ст.41)16:

      «1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская  помощь в государственных и муниципальных  учреждениях здравоохранения оказывается  гражданам бесплатно за счет средств  соответствующего бюджета, страховых  взносов, других поступлений.

      2. В Российской Федерации финансируются  федеральные программы охраны  и укрепления здоровья населения,  принимаются меры по развитию  государственной, муниципальной,  частной систем здравоохранения,  поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию».

      Прежде  чем переходить к рассмотрению пласта законодательных актов о здравоохранении, необходимо подчеркнуть, что действующее законодательство данной области, базируется на общепризнанных международных нормах. В соответствии с п.4 ст.15 Конституции РФ и ст.7 ГК РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Информация о работе Сравнительный анализ и аудит эффективного использования трудовых ресурсов в муниципальном учреждении Здравоохранения