Государственный земельный кадастр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 21:02, реферат

Краткое описание

Основная проблема теории и практики управления земельными ресурсами — установление его функций. Каждая из функций управления земельными ресурсами формирует совокупность мероприятий, систему элементов, состав и содержание которых определяют специфические для данной функции задачи, а также методы и средства их решения. Это позволяет каждой отдельной функции управления быть относительно обособленным направлением управленческой деятельности в области использования земельных ресурсов. Объективной основой организации и осуществления управления земельными ресурсами являются экономические, природные, социальные и иные законы. Это положение должно быть основополагающим при определении функций управления земельными ресурсами.

Вложенные файлы: 1 файл

государственный земельный кадастр.docx

— 49.16 Кб (Скачать файл)

С момента ввода в эксплуатацию автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра возрастающими темпами увеличивается число запросов на получение сведений из ГЗК от граждан и юридических лиц.

В 2002 г. в органы кадастрового учета поступило более 2,1 млн обращений о постановке на учет и о предоставлении сведений  государственного земельного кадастра. Средства, зачисленные в  федеральный бюджет, составили более 40 млн р.

Цель проводимого в стране реформирования отношений  собственности на землю — ликвидация монополии государственной  собственности на землю.

Одним из важных элементов разгосударствления земель является разграничение государственной собственности на землю на  собственность Российской Федерации и собственность муниципальных образований.

Наиболее важные мероприятия в этом направлении:

передача земель городов и иных поселений в собственность  муниципальных образований;

разграничение земель по уровням собственности;

сохранение в собственности Российской Федерации земельных участков, обеспечивающих стратегические интересы государства и удовлетворение государственных нужд.

В целях эффективного управления федеральными землями в Российской Федерации проводят работы по формированию реестра федеральных земель, который представляет собой построенную на единых методологических и программно-технических принципах совокупность сведений о земельных участках и территориальных зонах, включая участки недр, вод, леса и других природных  объектов, находящихся в федеральной собственности.

Работа по формированию реестра федеральных земель была  начата в соответствии с постановлениями Правительства Российской  Федерации от 3 июля 1998 г. «Об организации учета федерального  имущества и ведения реестра федерального имущества» и от 20 декабря 1998 г. «Об утверждении плана действий по реализации документа «О мерах Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации по стабилизации социального  положения в стране». Ответственность за организацию и ведение реестра федерального имущества была возложена на Минимущество  России, за организацию и ведение реестра федеральных земель — на Росзем кадастр.

Относят земельные участки к федеральной собственности в  соответствии с действующими законодательными и нормативными правовыми документами, такими как Лесной кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, другими федеральными законами и указами Президента Российской Федерации, а также постановлениями и распоряжениями Правительства  Российской Федерации, регламентирующими использование земель, вод, недр, лесов, особо охраняемых природных территорий и других объектов учета, находящихся в федеральной собственности.

Основаниями для внесения земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, могут быть:

наличие на земельных участках, находящихся в государственной собственности, недвижимого имущества, находящегося в  федеральной собственности;

предоставление земельных участков, находящихся в  государственной собственности, органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также  государственному унитарному предприятию, государственному учреждению,  другой государственной некоммерческой организации, которые  созданы органами государственной власти Российской Федерации;

включение земельных участков в состав земель лесного фонда, земель особо охраняемых природных территорий федерального  значения, земель водного фонда, занятых водными объектами,  находящимися в федеральной собственности, земель обороны, участков недр федерального значения, земель запаса Российской Федерации;

наличие на земельных участках приватизированного  недвижимого имущества, находящегося до его приватизации в  собственности Российской Федерации.

Ведение реестра федеральных земель призвано обеспечить  получение достоверной информации о земельных участках в виде права на землю, оценке ее стоимости, режиме использования, а также оперативное управление земельными участками, находящимися в федеральной собственности.

В 1999—2002 гг. начали собирать сведения о земельных участках, закрепленных за государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями федеральной формы  собственности, которые поступали из федеральных министерств и ведомств. В соответствии с постановлением Правительства Российской 

Федерации от 20 декабря 1998 г. территориальные органы Росземкадастра также собирали предварительные сведения о земельных  участках, подлежащих отнесению к федеральной собственности по 86 субъектам Российской Федерации (за исключением Республик  Татарстан, Кабардино-Балкарской и Чеченской).

Имеющиеся в Росземкадастре сведения о земельных участках, подлежащих отнесению к федеральной собственности, служат  информационной базой для реализации Федерального закона «О  разграничении государственной собственности на землю», принятого в июле 2001 г.

Указанный закон определил правовые основы разграничения п> сударственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральная собственность), собственность субъектов российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальная собственность). В данном законе предусмотрены порядок разграничения государственных земель и порядок  подготовки перечней земельных участков, на которые у Российской 

Федерации возникает право собственности. В результате площадь земель, которые могут быть отнесены к  федеральной собственности (по расчетам специалистов  Мингосимущества РФ), составила в целом по России 707,98 млн га (табл. 4.1)Анализ данных таблицы показал, что площадь земель, 

подлежащих отнесению к федеральной собственности, по Сибирскому 

федеральному округу составила более 50 %, по Дальневосточному — 17,

по Уральскому — 15, по Северо-Западному — 11,4 %.

В составе земель, подлежащих отнесению к федеральной 

собственности, на долю земель лесного фонда приходится 90,3 %, земель

особо охраняемых территорий — 2,1, земель водного фонда — 2, 

земель сельскохозяйственного назначения — 1,2, земель 

промышленности, транспорта и т. д. — 2,1 %.

Необходимо отметить, что согласно Водному кодексу 

Российской Федерации к собственности Российской Федерации 

относятся, в частности, внутренние морские воды и территориальное море.

Российской Федерации, но механизм постоянного учета этих 

огромных покрытых водой территорий пока не отработан. Поэтому

для внесения этих земель в перечень земельных участков, на 

которые у Российской Федерации возникает право собственности, 

необходимо развернуть работы по созданию адекватной 

информационной базы по землям, покрытым водой.

Кадастровое зонирование территории России и ее субъектов, а

также информационное обеспечение государственного управления

земельными ресурсами практически невозможно без установления

(восстановления) границ  указанных территориальных образований.

Достоверно установленные границы служат основой для 

обеспечения единства правового пространства Российской Федерации, 

верховенства федерального законодательства, формирования системы

управления земельными ресурсами, незыблемости частной 

собственности на землю, предельного упрощения налоговой системы.

Кроме того, появляется возможность разработки нормативной 

базы, регламентирующей создание государственного механизма, 

который бы обеспечивал правовое и организационное решение 

споров, возникающих между субъектами Российской Федерации по

поводу прохождения их границ.

Анализ современного состояния границ регионов свидетельствует

о крайне низком уровне их правовой, документальной и 

инструментальной обеспеченности. Так, в большинстве комитетов по 

земельным ресурсам и землеустройству субъектов Российской Федерации,

входящих в состав Дальневосточного федерального округа, 

недостаточно полно укомплектованы или отсутствуют вовсе:

правовые и распорядительные документы, определяющие 

положение границ Российской Федерации;

текстовые описания границ между субъектами Российской 

Федерации как приложения к правовым и распорядительным 

документам;

материалы графического отображения границ на 

топографических картах, планах и схемах.

Основная причина этого — отсутствие указанных документов во

властных структурах субъектов Российской Федерации, входящих в

состав округа, и в архивах федерального и регионального уровней,

а также средств на приобретение материалов в территориальных 

органах государственного геодезического надзора.

Согласно поступившим из территориальных органов Росземкада-

стра сведениям спорные участки границ имеет 21 субъект 

Российской Федерации. При этом в отдельных случаях на одном участке

границы имеется несколько спорных фрагментов (так, на границе

между Владимирской и Ивановской областями выявлено 18 

фрагментов границы, вопросы по которым не урегулированы).

Инструментальная обеспеченность границ субъектов 

Российской Федерации практически отсутствует. В большинстве случаев

границы либо не вынесены в натуру, либо граничные межевые

знаки установлены много лет назад (в 30—50-е годы) и 

значительная их часть утрачена на местности. Отсутствуют сведения о 

наличии каталогов координат на инструментально обеспеченные

участки границ.

Для устранения имеющихся недостатков следует:

принять срочные меры к разработке нормативной правовой базы,

регламентирующей установление (восстановление) границ 

государственно-территориальных образований, и созданию 

государственного механизма, обеспечивающего правовое и организационное 

решение споров, возникающих между субъектами Российской Федерации

по поводу прохождения их границ;

провести комитетам по земельным ресурсам и землеустройству

субъектов Российской Федерации с привлечением 

подведомственных Росземкадастру организаций и предприятий работы по 

согласованию границ между соседними субъектами;

предусмотреть финансовое обеспечение работ по выносу 

граничных межевых знаков на местность и их геодезической привязке.

Спорные участки, выявленные в ходе выполнения работ по 

согласованию границ между субъектами Российской Федерации, 

целесообразно разделить на три группы:

земельные участки, одновременно учитываемые в двух субъектах

Российской Федерации;

земельные участки, которые не учитываются ни в одном из 

субъектов Российской Федерации;

участки границ, имеющие неточности в картографическом 

отображении границы.

Как показывает анализ, большинство территориальных споров

возникает вследствие принятых ранее законодательных актов 

субъектов РФ по изменению границ.

Особое место в решении задачи установления (восстановления)

границ и вычисления площади территории России и субъектов 

Российской Федерации занимает проблема создания и последующего

ведения базы данных (БД) о границах Российской Федерации, т. е.

осуществление автоматизированного накопления и учета 

информации, ее обработки (в части решения различных расчетных и 

информационных задач), мониторинга границ, хранения данных, их 

ревизии и выдачи потребителям.

Точные площади объектов учета государственного земельного

кадастра (территории Российской Федерации в целом, субъектов

Российской Федерации, муниципальных образований, земельных

Участков, зданий, сооружений и т. д.) необходимо определять для

Решения следующих задач УЗР:

создания единого информационного пространства 

инфраструктуры рынка недвижимости;

осуществления экономической оценки, мониторинга и контроля

За использованием земель;

 

 

 

 

 

ведения государственной регистрации прав на недвижимость и

сделок с ней;

создания базы налогообложения;

информационного обеспечения конкурсов и аукционов 

недвижимости;

ведения учета и контроля за поступлением налогов и арендной

платы, платежей от различных операций с недвижимостью.

 


Информация о работе Государственный земельный кадастр