Современный опыт и проблемы регионального телевещания на примере Иркутской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 11:14, дипломная работа

Краткое описание

В дипломной работе проанализированы деятельность ведущих центральных телеканалов: «Первый», «Россия», в аспекте их взаимодействия с региональными телеканалами-партнерами в исследуемый период,выявлены основные принципы формирования отношений между федеральными и региональными телеканалами,исследованы негативные и позитивные моменты функционирования региональных телекомпаний в условиях продолжающейся коммерциализации и других аспектов современного развития отечественного телевещания,. проанализированы проблемы деятельности регионального телевидения и установлена степень освещаемости региональной тематики федеральными каналами, найдены пути решения проблем регионального телевещания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ (1985-2002 ГГ) 8
1.2. Специфика программирования на региональном телевидении, методики и принципы производства собственных телевизионных программ. 24
1.3 Пространственная организация телевещания в контексте регионального развития 29
2. ВЛИЯНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ НА КОНЦЕПЦИЮ, СТРУКТУРНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И СОДЕРЖАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ВЕЩАНИЯ 35
2.1 Структура, особенности содержания и место информационных программ регионального телевидения 46
2.2. Роль экстралингвистических факторов в создании телевизионных новостей. 55
3. ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ РЕГИОНАЛЬНОГО ТЕЛЕВЕЩАНИЯ 63
3.1 Анализ программ регионального и местного телеканалов Иркутской области 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа 2012.doc

— 467.50 Кб (Скачать файл)

Телевизионное расследование.

Сегодня телевидение переживает не лучшие времена. Об этом говорит статистика федеральных каналов, об этом поговаривают в регионах.69

Причины разные. Фильмы на телеэкране уже не того качества, чаще дешёвые, низкопробные блокбастеры. Много  «мыла», криминала. Новости перестали отличаться от «дежурной части»…Отчасти аудиторию забирают оживившиеся кинотеатры, концертные залы, театры. Жизнь постепенно стабилизируется. И на фоне этого проявляется ещё одна тенденция – новости тоже стали смотреться меньше.

Ещё совсем недавно человек, придя с работы, замирал у телевизора с искренним вопросом: «Что случилось?» Его интересовало всё: выборы, политика, отношения, интриги, «дворцовые» перевороты. Сейчас интересы и ожидания зрителей изменились. Нет уже такой политической активности и живого интереса к информации. Во многих регионах сложилась одинаковая эфирная практика. Это сетевой партнёр с тем самым «мылом» и криминальными хрониками, это собственные новости и немного «ужасов» городка, коммерческой моды, сплетен из мира культуры.

Сейчас, видимо, завоевать  аудиторию удаётся тому, кто первым изменит стандарт новостей и посмотрит  на зрителя другими глазами. Мы так  долго изживали с телевидения  авторские программы, публицистику и аналитику, что в результате все стали этакими усреднёнными корреспондентами новостей и криминала. К аналитике пора возвращаться.

Что такое аналитика? Прежде всего, это способность найти  факты, связывать их в некую интересную логическую линию и привести зрителя  к какому-то выводу. Иными словами, некое исследование жизни под определённым углом. Где взять темы для новостей журналистам, которые будут способны развить эти темы, тех редакторов, которые будут их прикрывать? О расследованиях сразу говорят словами-штампами: «Не дадут!», «Не позволят!», «Убьют!» или «Дорого!!!». Есть много интересных телевизионных расследований, которые никто никогда не запретит. И которые могут выстрелить по власти гораздо сильнее, чем мощные политические партии. Вот одно из расследований корреспондентки Марины Добровольской из Красноярска

Ей как раз действительно  пришлось испытать все давления властей… Рассказывалась в фильме история  девушки-юриста, которая стала копать одно забыто дело. И докопалась она  до фальсификации документов в пользу юноши-убийцы. Делу дороги не дали. Девушка  была вынуждена уйти с работы и уехать в другой город. Материал Марны был подан очень сильно, хотя мнение второй стороны в фильме представлено только бумагами. А потому, помимо резонанса в городе, фильм имел и негативные последствия – на Марину подали в суд.

Это пример показывает, что от журналиста требуется некое присутствие духа и героического начала. Можно снимать расследования и без криминала! Любая строка в городском, районном или поселковом бюджете может стать материалом для журналистского расследования.

Концепция программы новостей.

Прозвучала музыка, посмотрели заставку, разглядели студию и диктора. Начинается анонс программы. Сейчас это модно называть профессиональным словом «шпигель». Но прежде чем разбирать некоторые правила создания шпигеля, самое время упомянуть о его концепции. Это очень важный момент. Потому что перед разбором содержания информационной, надо определиться: а какую собственно программу надо сделать. Если для одного федерального канала главным в показе новостей всегда будут события, для другого – люди и только через людей события. И даже зритель не знает об этом, то он это чувствует.

Например, канал НТВ  – нечто остропроблемное и  дискуссионное, чем Первый канал. А канал «Россия» - наиболее официальный, зато панорама событий там самая широкая. Многие беды региональных новостных программ происходят от отсутствия самой концепции вообще. Ставится условная задача: находить новости и рассказывать о них людям. И вот журналисты, режиссёры пытаются находить и рассказывать. Кто-то делает трёхминутный сюжет об интересном человеке, кто-то ведёт репортаж с горящей свалки, и всё по отдельности нормально .А цельное впечатление отсутствует, и программа на глазах разваливается, превращаясь в некий набор случайных материалов.

Какие варианты концепций  региональных новостных программ могут быть? Существует три основных стиля70:

  1. Классический стиль. Это новостная программа, которая придерживается формата новостей федеральных каналов. Достаточно официально, коротко, ясно, ритмично. Основное внимание – событие сегодняшнего дня. Строгое оформление студии. Строгий стиль ведущего. Так работают в Красноярске, на «4 канале» в Екатеринбурге и на многих других телеканалах.
  2. Домашний стиль. Здесь совсем иной принцип подачи материала. Первым может стать сюжет местный, необязательно неоперативный. Ведущий держится иначе, говорит больше, может себе позволить прокомментировать тот или иной материал. Сюжеты, как правило, длиннее, чем в первом варианте. Так работают в программе «Час пик» в Томске, в телекомпании «Волга».
  3. Публицистический стиль. Это особая подача информации, когда одно событие, одни сюжет становится стержневым для всего выпуска новостей. Более того, именно он становится основой для интерактивного общения со зрителями.

Конечно, любая классификация  условна. Есть программы, где сочетаются домашний стиль с публицистическим или классический с домашним. Выбор концепции зависит и от установки, которую даёт учредители, от специфики зрительской аудитории. Вряд ли в маленькой районной студии можно сделать классические новости, но вполне возможны домашние или публицистические.

У каждой концепции есть сильные и слабые стороны. Но если концепции нет вообще, это всегда проигрыш. Наиболее предпочтителен домашний стиль новостей на региональном телевидении. Именно этот стиль даёт возможность выиграть много очков, используя близость к зрителям, знание своего зрителя в лицо, знание на собственном опыте всех проблем и особенностей жизни данного города или региона. Надо отдать должное тем корреспондентам, кто взялся за классический стиль новостей, потому что, подняв планку требований к себе, они вынуждены искать и находить огромное количество событий, оперативно снимать и монтировать и сами себе ставить в ситуацию невольного сравнения с командами профессионалов из Москвы.

Приметы классического стиля новостной программы

  1. Строгий, официальный тон ведущего.
  2. Строгий стиль дизайна и оформления студии.
  3. Подводки короткие, только по делу, никаких комментариев ни до, ни после сюжета.
  4. Большая насыщенность информацией.
  5. Строгая вёрстка: первым сюжетом, т.е. главной новостью дня становится событие, которое затрагивает наибольшее количество людей. Если среди событий есть ЧП: катастрофы, стихийное бедствие, теракт – эта новость всегда будет первой.
  6. Хронометраж сюжета - полторы-две минут, не более.
  7. Новости спорта ведёт отдельный ведущий.
  8. Показ новостей строится по такому шаблону: общий план студии, затем крупно ведущий, затем анонс и только потом сам выпуск, финал новостей от крупного плана на общий план, затем финальная заставка.
  9. Стиль подачи новостей – в хорошем ритме, несколько агрессивно, высокая скорость говорения текста в кадре и за кадром

Преимущества классического стиля:

Зритель получает большой  объём информации, имеет возможность  сам сформулировать своё отношение  к тому или иному событию. Ему  ничего не навязывается, он испытывает гордость от того, что в родном городе новости делают «как у людей», т.е. по высоким образцам федеральных каналов. Как правило, зритель имеет возможность участвовать в создании таких новостей, так как практически все студии, которые работают по классическому стилю в поисках новой информации, дают номера своих контактных телефонов или адреса электронной почты.

Недостатки классического  стиля.

Бешеный ритм таких новостей изматывает коллектив редакции. В  условиях регионального телевидения каждому корреспонденту приходится делать два-три сюжета в день. Это сложно, и качество сразу хромает. Дни, когда в городе реально мало, что происходит, становится катастрофой, так как избранный стиль, как голодный галчонок, «требует корма и корма». Изнашиваются не только люди, но и техника. Классический стиль новостей требует хорошей технической базы, опытных монтажёров и обходится недёшево.

Приметы домашнего стиля  новостной программы

  1. Спокойный темп речи ведущего.
  2. Стиль студии и ведущего не официальный, располагает к общению. На заднем плане может фотография ночного города. Ведущий может быть в строгой кофточке или рубашке с жилетом. Пиджак и галстук не обязательны.
  3. Возможны комментарии ведущего до и после сюжета. Они воспринимаются естественно.
  4. Хронометраж сюжета не ограничен и может варьироваться от одной минуты (короткая информация) до 3-3,5 минут, когда речь идёт об интересном человеке или проблемной ситуации.
  5. Количество сюжетов в программе зависит от информационной картины дня. Их может быть много (коротких), а может и мало (тогда они длинные, но содержательные).

Достоинства домашнего  стиля.

Это «своё», родное, домашнее телевидение. Ведущий не устанавливает  официальных преград между собой  и зрителем и работает на личной, а иногда даже интимной дистанции. Такой стиль не требует погони за самими новостями. Здесь широко привлекается социальная тематика, а материалом для сюжета становятся склоки, скандалы, светские сплетни, которых, к несчастью, всегда хватает. И это всегда интересует зрителя.

Недостатки домашнего стиля.

Трудно всегда остаться объективным в комментариях к  подобным сюжетам. Надо уметь приводить  разные точки зрения сохранять положения  «над схваткой», что требует особого  мастерства от всех творческих работников. Сделав шаг навстречу зрителю, надо уметь держать дружеский тон всегда и избегать соблазна использовать это доверие. Известно много примеров, когда именно домашний стиль новостей был грубо использован в жёстких политических целях. Это за гранью профессии, морали, этики

Приметы публицистического стиля.

  1. Самой яркой и заметной приметой является использование интерактивного опроса. С первых минут программы зритель втянут в обсуждение острой проблемы, и создаётся впечатление, что без его мнения картина будет не полной.
  2. Стиль студии и ведущего может быть не так жестко привязан к стилю новостей.
  3. По вёрстке и структуре программы всегда выбирается одна главная тема, один сюжет, который, как правило, показывается первым, а затем ставится голосование в интерактивном режиме.
  4. В ходе программы ведущий напоминает о главной теме дня, побуждая людей участвовать в голосовании. Как правило, делается несколько сюжетов вокруг одной главной темы, в том числе опросы, репортажи, очерки.
  5. Драматургия выпуска также полностью «завязана» на главной теме, и всегда самым ярким моментом такой программы становится финал с подведением итогов интерактивного обсуждения. Здесь уместен комментарий ведущего или приглашенных экспертов.

Достоинства публицистического  стиля.

Публицистика подразумевает  обсуждение актуальной общественной проблемы и яркую авторскую позицию, которая не является тайной для зрителя. Даже по этому определению ясно, что если тема выбрана правильно и ведущий способен выступить в роли публициста, то смотреть такую программу очень интересно. Как правило, даже на следующий день люди прекрасно помнят, какой вопрос им предложили для обдумывания. Тем саамы региональное телевидение не только отображает общественное мнение, но и формирует его. Это очень важно.

Недостатки публицистического  стиля.

Очень сильно не повезёт тем ярким событиям, которые случились в этот день в городе, сели они не попали под главную тему обсуждения. Сам интерактив и главная тема заслоняют в тень все другие сюжеты и события. В этом смысле новости становятся уже не совсем новостями, так как положение у них неравное. К тому же каждый день придумывать темы для интерактивного обсуждения очень сложно. Иногда они, что называется, высасываются из пальца, и это сразу заметно. Умные менеджеры таких программ не выводят на экран информацию о количестве звонков в студию, так как иногда сама цифра демонстрирует невзрачность поставленного вопроса. Грамотнее в финале программы показывать распределение голосов в виде компьютерной схемы с цветными колонками. Конечно, публицистические новости могут быть сделаны только под сильного автора – ведущего, а публицисты на региональных студиях - большая редкость.

 

3.1 Анализ программ  регионального и местного телеканалов  Иркутской области

 

Известно, что телевидение  одновременно и отражает животрепещущие проблемы современности, и оказывает существенное влияние на возникновение определенных потребностей у тех или иных слоев общества. Контент, т.е. содержание, и есть то, что привлекает зрителя к телевидению. Именно содержание позволяет любому средству массовой информации оказывать огромное влияние на жизнь и образ мыслей общества в целом и каждого его гражданина.

Региональные государственные телекомпании с самого начала их функционирования имели более высокий технический и творческий потенциал для производства собственных программ, чем негосударственное региональное телевидение. В силу исторически сложившихся условий производства, развития, формирования регионального телевидения государственные телекомпании долгое время занимали лидирующие позиции по качеству производства и количеству собственных передач. Так, например, бесспорным лидером по производству собственных программ среди телекомпаний Иркутской области до сих пор остаётся ГТРК «Иркутск».

Информация о работе Современный опыт и проблемы регионального телевещания на примере Иркутской области