Современный опыт и проблемы регионального телевещания на примере Иркутской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 11:14, дипломная работа

Краткое описание

В дипломной работе проанализированы деятельность ведущих центральных телеканалов: «Первый», «Россия», в аспекте их взаимодействия с региональными телеканалами-партнерами в исследуемый период,выявлены основные принципы формирования отношений между федеральными и региональными телеканалами,исследованы негативные и позитивные моменты функционирования региональных телекомпаний в условиях продолжающейся коммерциализации и других аспектов современного развития отечественного телевещания,. проанализированы проблемы деятельности регионального телевидения и установлена степень освещаемости региональной тематики федеральными каналами, найдены пути решения проблем регионального телевещания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ (1985-2002 ГГ) 8
1.2. Специфика программирования на региональном телевидении, методики и принципы производства собственных телевизионных программ. 24
1.3 Пространственная организация телевещания в контексте регионального развития 29
2. ВЛИЯНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ НА КОНЦЕПЦИЮ, СТРУКТУРНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И СОДЕРЖАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ВЕЩАНИЯ 35
2.1 Структура, особенности содержания и место информационных программ регионального телевидения 46
2.2. Роль экстралингвистических факторов в создании телевизионных новостей. 55
3. ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ РЕГИОНАЛЬНОГО ТЕЛЕВЕЩАНИЯ 63
3.1 Анализ программ регионального и местного телеканалов Иркутской области 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа 2012.doc

— 467.50 Кб (Скачать файл)

Следует также отметить, что в последние годы в России появились десятки областных и городских телеканалов, которые создают на местном уровне довольно серьезную конкуренцию московскому вещанию. Большинство этих каналов до сих пор не имеют собственных диапазонов и потому вынуждены использовать эфирное время центрального телевидения, перекрывая тем самым вещание из Москвы.

Что касается областных теле- и  радиостудий, то они в СССР традиционно представляли собой не более чем региональные подразделения Гостелерадио.

Вещая обычно один-два часа в сутки, они практически не обладали культурно- информационным потенциалом, позволяющим составить конкуренцию центральному телевидению. По-настоящему региональное телевидение начало формироваться только в начале 90-х годов, когда местные политические элиты почувствовали необходимость в собственном информационном пространстве, через которое они непосредственно могли бы влиять на общественное мнение, и оно постепенно перестало быть калькой центрального телевидения, обретая собственный взгляд и голос.

Журналистика, а радио и телевидение  в особенности, несут в себе все  болезни, которыми заражено наше общество и государство. Это не зеркало, а увеличительное стекло, через которое все наши общие беды можно увидеть крупным планом, изучить в деталях. Не все региональные каналы имеют лицензии. Существует ряд самодеятельных теле- и радиостудий, не утруждающих себя лицензированием. Они вещают по любым каналам. Умельцы в каком-нибудь райцентре мастерят передатчик, ставят на крышу антенну и запросто перекрывают государственные каналы. Так что экспансия им не страшна. Зато на любом канале и в любое время может появиться все, что угодно, и пресечь это некому. Российское законодательство, к сожалению, еще настолько несовершенно, что это не единственное его упущение. В нем, например, нет ни одной строчки, регламентирующей и процессы экспансии на телевидении. Региональные каналы транслируют и ретранслируют любые программы и в любое время, делая это лишь в соответствии с собственным желанием и сомнительными договорами на взаимовыгодных условиях с каналами-производителями.

 

2.1 Структура, особенности содержания и место информационных программ регионального телевидения

 

Информационные программы составляют основу вещания любого телеканала. По структуре и вёрстке информационной программы, ее месту в сетке вещания телеканала, характеру информации можно судить о телевизионном канале в целом, его ангажированности тем или иным органом власти или олигархом, определить его идеологическую направленность. Сегодня практически все отечественные центральные телеканалы имеют собственную информационную программу (за исключением СТС и «MTV-Россия», специфический формат которых не предполагает наличия информационных программ). На региональных телевизионных каналах информационные программы играют не менее важную роль, чем на федеральных.

Информационные новостные  программы – «регулярное сообщение текущих событий, состоящее из 8–14, иногда до 20 эпизодов (“сюжетов”). Набор новостей универсален – от политики до погоды, включается все имеющее прикладное, ориентирующее значение для любого зрителя – слушателя. Специализированные новостные информационные программы – набор новостей одного профиля (мода, результаты спортивных соревнований, криминал, автомобилизм, сельское хозяйство и др.)»47. Но здесь необходимо уточнить, что информационные программы освещают не просто текущие события, а новости, т.е. что-то новое, актуальное и достоверное.

Под понятием «собственные»  подразумеваются программы собственного производства, т.е. программы, подготовленные «своими» силами, на собственных технических средствах, на материалах отечественного и иностранного производства, а также сделанные на заказ (оплаченные из собственных средств) и полученные в бессрочное пользование. Определение данного понятия необходимо, так как информационные программы региональных телекомпаний вызывают наибольший интерес именно с той позиции, что являются собственным, а иногда и единственным телепродуктом региональной телекомпании, по которому можно судить о степени развития той или иной местной станции.

Информационные редакции составляют основу деятельности каждого  телевизионного канала и, как правило, включают самое большое количество сотрудников телекомпании. Это связано, прежде всего, со спецификой их работы, которая заключается в сборе и обработке материала, и ее целью – максимальным охватом событий и происшествий в городе, области, регионе. Для обеспечения работы отделов и редакций информации недостаточно одного режиссера и двух-трех журналистов-редакторов, как обычно бывает в других отделах. Жесткое распределение обязанностей, планирование эфира, быстрое реагирование на события и способность репортеров и операторов быстро сориентироваться в любой ситуации – вот основные слагаемые успеха работы информационных служб.

Информация – визитная карточка любого канала»48, – считает исследователь телевидения Г.В. Кузнецов. «Информационные программы – это программы, посвященные новостям, сиюминутного сообщения»49. Новостная журналистика – это профессиональная деятельность по сбору и подаче «самоочевидных» фактов, когда факт не нуждается в дополнительных комментариях, говорит сам за себя.

Однако до выхода в эфир новость  проходит несколько этапов обработки  в соответствии с коллективным образом  работы телевизионщиков и структурой редакции:

− главный редактор координирует работу всей редакции, определяя тематический план выпусков, график работы съемочной группы и распределение обязанностей редакционных работников, осматривает, редактирует и выпускает (или не выпускает) материал в эфир;

− режиссер программы комплектует информационный выпуск согласно плану, разработанному в тесном сотрудничестве с выпускающим редактором; он хронометрирует сюжеты и модулирует композицию программ. Режиссер – это еще и постановщик, поэтому в его функции также входит руководство техническим персоналом: операторами, инженерами, осветителями, звукорежиссерами;

− корреспонденты информационных отделов, прежде всего, должны собрать нужную информацию, которая после обработки станет основой информационных выпусков, подготовить соответствующий сценарий, закадровый текст, комментарии и в некоторых случаях дикторский текст.

Корреспонденты информационных служб, готовя материалы к эфиру, чаще всего  используют два типа новостей –  «жесткие» и «мягкие». Каждый из этих типов имеет свои положительные  и отрицательные стороны. Принцип построения «жестких» новостей – «ничего лишнего», при такой подаче информации не гарантируется полная объективность, зато присутствует допустимый уровень правдивости. В зависимости от акцентов репортер располагает факты по «убывающему интересу», начиная с самого важного («перевернутая пирамида»). В отличие от «жесткой», «мягкая» новость менее оперативна, в нее вводится момент интриги, что делает новость более легкой для восприятия. Использование модели «мягкой» новости рекомендуется при пониженной значимости события, когда ослаблены или совсем отсутствуют оперативный либо информационный поводы.

В 90-е годы построение новостных  программ изменилось. Если ранее сценарий выпуска был ограничен четкой схемой: политика, экономика, культура, спорт, то современное информационное телевидение делает упор на сенсационность информации, нарушая последовательность событий. Это связано с появлением новых тенденций в информации, изменением отношений адресант – адресат и заменой старых принципов работы всего телевидения новыми. В телевизионной практике, например, появился такой прием, как персонификация50 новостей, что является результатом изменившегося восприятия зрителем программ телевидения.

Произошла реорганизация и в  структуре самих редакций. Например, появилась такая профессия, как продюсер51, что было вызвано коммерциализацией исследуемого феномена. Тем не менее, несмотря на многие изменения в структуре и организации информационных отделов, и сегодня «редакция информации сформирована по функциональному признаку – подготовка и выпуск сообщений о текущих событиях, в какой бы сфере они ни происходили»52.

Естественно, что все эти изменения, произошедшие на центральном телевидении, повлияли и на деятельность региональных телеканалов. Развитие информационных программ на региональном телевидении – процесс, «открытый в будущее, незавершенный»53, при этом хотя и планируемый, но чаще – стихийный. Это своего рода «реальная материализованная форма существования телевидения в обществе, его публичное бытие»54.

Вёрстка.

Верстка – газетный термин, заимствованный телевидением. Предельно просто: сборка воедино всей программы с учетом факторов актуальности устных и видеоматериалов, продолжительности каждого материала и возможного сокращения того или иного материала, необходимости перебивок (заставок). Посредством вёрстки зритель понимает, что на сегодняшний день самое важное. Для составления информационной картины используются следующие способы: – сводки информационных агентств об уже произошедших событиях, анонсы агентств о предстоящих событиях; – анонсы (иногда в форме приглашения для съемочных групп) различных учреждений, в первую очередь – официальных, либо тех, кто сегодня, исходя из общего контекста последних дней, может стать источником новостей (предположим, известно, что последует какое-то заявление, обещающее стать сенсационным и т.п.); – заявки корреспондентов с мест, из других стран, регионов о сюжетах, которые ими готовятся.

Этот материал (как  и предыдущий, да и вообще весь видеоматериал) принимается к сведению с учетом временного фактора. Это значит, что группа выпуска должна четко осознать: первое – соотносится ли время события со временем выхода программы в эфир и возможна ли подготовка сюжета чисто физически; второе – возможности перегона материала из другой страны или региона, будет ли этот материал уже смонтирован и есть ли возможность связаться с корреспондентом и как можно ранее получить текст; если материал будет перегоняться в сыром виде, есть ли физическое время для монтажа и т.д.

− наличие в редакции видеоархивных материалов, а в информационной базе данных о предыстории и контексте данного события для подготовки, скажем, редакционного комментария, аналитического материала;

− возможно ли получение того или иного материала по системе видеообмена, от дружественной телерадиокомпании или из других аналогичных источников.

В практике телеканалов  все эти вопросы корректируются еще и концепцией новостной программы. Деление новостных программ по концептуальности является весьма условным. Тем не менее, представление о том, что концепции программ могут различаться должно помочь формированию у корреспондента представлений о том, какова значимость его собственного сегодняшнего материала. Одно и то же событие может быть как новостью дня, как просто получить право на место в эфире, так может и оказаться в редакторской корзине.

От чего зависит вёрстка  программы? В качестве основных факторов выделим следующие:

1. Концепция и стиль программы.

2. Художественные и политические предпочтения автора, согласованные с учредителями.

3. Качество сделанных сюжетов.

4. Оперативность снятого сюжета и возможность сыграть на опережение конкурентов.

Драматизм события: стихийные  бедствия, катастрофы, войны, политические катаклизмы (новые назначения или снятия с должности, арест крупного олигарха или чиновника, принятие революционного по содержанию закона или указа) и т.д.

5. Субъективный фактор в лице шеф-редактора выпуска новостей, его вкусы и предпочтения.

Всем известны федеральные  каналы и не секрет, что новостные программы НТВ, Первого канала, канала «Россия» часто похожи. Стиль новостей – классический. Отчего же одни те же события кто-то предпочитает узнавать по каналу НТВ, кто-то по Первому каналу, а кто-то по российскому. Различия существенны не только в качестве сюжетов и манер подачи материалов, но и в самой вёрстке55.

Программа «Время» старается  соблюдать баланс. Здесь всегда много  официальной информации, но всё же, не так много, как в «Вестях». Здесь  подробнее расскажут про теракт, но никогда не сделают этот сюжет  первым.

Подход к манере изложения событий тоже абсолютно разный. Если НТВ интересуют всегда люди и события через людские судьбы, то Первый канал повествует о самих событиях достаточно сухо и подробно. «Россия» выбирает наступательный, яркий стиль подачи новостей, более мажорный тон ведения, больше сюжетов, ставка на панораму событий, а не на глубину.

Подобная ситуация в  освещение событий и подбора новостей наблюдается и в нашем регионе – Иркутской области. На данный момент в городе Братске действует 2 крупных телекомпании – БСТ и ТРК «Братск». Первая – осуществляет свою деятельность как коммерческая организация. В освещение городских событий у журналистов БСТ в приоритете те новости, которые затрагивают интересы каждого жителя. В программе новостей этой телекомпании главным событием дня может стать сюжет о том, как коммунальные и дорожные службы очищают городские улицы, федеральные трассы от снега.

Вторая телевизионная  компания, ТРК «Братск», работает как  муниципальная организация (финансируется  из средств городского бюджета). Соответственно, и характер новостей здесь более официален. В подаче новостных материалов руководство ТРК «Братск» отдаёт предпочтение событиям политической жизни: чаще здесь можно увидеть сюжеты о различных заседаниях в городской мэрии, деятельности чиновников. Стиль подачи новостей – смешанный: классический и немного домашнего стиля

Телекомпания «Город» ещё одно электронное СМИ в Братске, появившееся 1 сентября 2011. Новая, яркая, с современным и актуальным взглядом на то, каким должно быть местное телевидение – так позиционируют свою компанию журналисты и руководство. Информационная программа «Новости» ТК «Город» выходит три раза в неделю на телеканале «Перец» в Сети кабельного телевидения компании «Тарио». Непредвзятость и максимальная точность – вот главная цель сотрудников ТК «Город» при создании информационных сообщений.

Информация о работе Современный опыт и проблемы регионального телевещания на примере Иркутской области