Современный опыт и проблемы регионального телевещания на примере Иркутской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 11:14, дипломная работа

Краткое описание

В дипломной работе проанализированы деятельность ведущих центральных телеканалов: «Первый», «Россия», в аспекте их взаимодействия с региональными телеканалами-партнерами в исследуемый период,выявлены основные принципы формирования отношений между федеральными и региональными телеканалами,исследованы негативные и позитивные моменты функционирования региональных телекомпаний в условиях продолжающейся коммерциализации и других аспектов современного развития отечественного телевещания,. проанализированы проблемы деятельности регионального телевидения и установлена степень освещаемости региональной тематики федеральными каналами, найдены пути решения проблем регионального телевещания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ (1985-2002 ГГ) 8
1.2. Специфика программирования на региональном телевидении, методики и принципы производства собственных телевизионных программ. 24
1.3 Пространственная организация телевещания в контексте регионального развития 29
2. ВЛИЯНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ НА КОНЦЕПЦИЮ, СТРУКТУРНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И СОДЕРЖАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ВЕЩАНИЯ 35
2.1 Структура, особенности содержания и место информационных программ регионального телевидения 46
2.2. Роль экстралингвистических факторов в создании телевизионных новостей. 55
3. ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ РЕГИОНАЛЬНОГО ТЕЛЕВЕЩАНИЯ 63
3.1 Анализ программ регионального и местного телеканалов Иркутской области 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа 2012.doc

— 467.50 Кб (Скачать файл)

Е.П. Прохоров выделяет четыре функции СМИ: социальную, идеологическую, непосредственно-организаторскую, культурно-рекреативную27. «Выполняя их, журналистика, с одной стороны, способствует в ряду других институтов распространению культуры в самом широком значении этого слова, – резюмирует Е.П. Прохоров, – с другой – представляет информацию, которая (часто ее называют «развлекательной») обеспечивает приятное и полезное проведение свободного времени, дает возможность полноценного отдыха, восстановления физических сил, снятия психического напряжения. Всестороннее развитие человека – великая цель, в выполнении которой немалое место принадлежит журналистике»28. Если Е.П. Прохоров выделяет четыре функции СМИ, то Б.А. Грушин – пять: воспитательную, организационно-поведенческую, коммуникативную, связанную с информированием, а также созданием определенного эмоционально-психологического тонуса29. И.Д.Фомичева полагает, что рекреативная функция сама по себе, без интегрирования в сферу культурных ориентиров, сводится к поддержанию телесного и психического здоровья, однако факт ее существования признает безо всяких сомнений30.

Г.В. Кузнецов говорит о семи основных функциях телевидения: информационной; образовательной; культурно-рекреативной; культурно-просветительской; интегративной; социально-педагогической; организаторской31.

Информационная функция телевидения  заключается в осведомлении людей  о событиях в стране и мире, показе новостей. Количественный рост числа  информационных программ на наших телеканалах отражает мировую тенденцию роста интереса аудитории к «новостному», к «факту» как таковому. Информационные программы центральных и региональных телеканалов имеют достаточно высокие рейтинги у зрительской аудитории. Другая сторона, определяющая рост доли информационных программ в телевизионном вещании, – неуклонное совершенствование качества передаваемой журналистской информации (с точки зрения ее технического исполнения и с точки зрения журналистской подачи).

Образовательная функция предполагает регулярные циклы дидактического материала. Например, телевизионные программы для изучающих иностранные языки. Так, на канале НТВ обучающие циклы были рассчитаны на разные категории зрителей («Английский язык детям», «Английский язык для начинающих», «Английский язык для продолжающих обучение»).

Сегодня частично взяли  на себя образовательную функцию  различные ток-шоу. Например, программа  «Здоровье» (Первый канал) рассказывает о методах лечения и новых  медицинских препаратах, учит навыкам  оказания первой медицинской помощи и т.д. Образовательную функцию сегодня выполняет и целый телевизионный канал – канал «Культура». Формировать у зрителя эстетический вкус помогают транслируемые концерты классической музыки, документальные фильмы о музеях мира, художественные фильмы (отечественные и зарубежные), поставленные по произведениям классиков мировой литературы.

Новые функции телевидения  возникают вместе с его развитием. В начале 90-х годов телевидение  приобрело электоральную функцию  вследствие его возможности влиять на общественное мнение. Например, телевидение создало в 1998–2000 гг. образ «больного» Б.Н. Ельцина, а перед президентскими выборами в марте 2000 года – образ «здорового, молодого, энергичного кандидата в Президенты России» В.В. Путина.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что функция управления общественным мнением, общественным сознанием – еще одна функция телевидения.

Сегодня в системе телевизионного вещания преобладают передачи информационного и культурно-рекреативного характера.

Коммерческая модель телевидения, появившаяся в нашей стране в начале 90-х годов, провозгласили принцип: «Привлечение внимания зрителей, а через него – рекламы любой ценой». Телевизионный эфир заполнился доселе неизвестными жанрами и формами. Произошли изменения в отечественной телевизионной практике, связанные не столько со «свободой слова», сколько с ориентацией на коммерческую прибыль. Культурно-рекреативная функция современного телевидения реализуется в развлекательных передачах (ток-шоу, телесериалы, телевикторины и пр.). В такого рода телепрограммах всё большую роль играют интерактивные технологии, с помощью которых телезритель может не только наблюдать за ходом игры, принимать в ней участие, но и влиять на ход программы в целом.

Многие телевикторины  помогают телезрителю расширить свой кругозор, обогатить знания, повысить эрудицию. Например, телеигры «Кто хочет стать миллионером?» (Первый канал), «Алчность» (НТВ), появившиеся на нашем телевидении сравнительно недавно (в 2000 – 2001 годах).

Таким образом, культурно-рекреативная функция телевидения прочно заняла позиции наряду с информационной, что напоминает американскую модель телевидения. По мнению американских исследователей, важнейшими и, главное, всегда реализуемыми на практике функциями являются две. Они сводятся к простой формулировке: «информировать и развлекать».

«В способности развлекать или поучать, в возможной силе воздействия на аудиторию телевидение  и радио превосходят печать», – замечает Конрад Финк32. При умелом использовании аудиовербальные средства массовой информации прочно завладевают вниманием и воображением аудитории. Главенство принципа развлекательности превратилось в аксиому. В Америке при таком положении дел журналистам новостных программ стало нелегко привлекать внимание зрителей. В процессе борьбы за аудиторию на американском телевидении, например, возникли совершенно новые типы информационных передач. Теория СМИ отреагировала на эти изменения приращением терминологического аппарата. Так, в частности, появились новости с акцентом на зрелище (show biz); новости, построенные на «выпячивании» необычных сторон сообщения, рассчитанные на человеческий интерес, а не на подлинные причины случившегося (infortament); новости в стиле «неуемной болтовни», создающие эффект увлекательного шоу (happy talk); новости с телетайпной ленты, многие из которых носят развлекательный характер. Учитывая то, что отечественные телевизионные коммерческие каналы почти полностью повторяют модель американских, можно с уверенностью констатировать, что культурно-рекреативная функция стала главной и на них. Таким образом, появление тех или иных функций телевидения связано с новыми формами организации телевидения. Так, культурно-рекреативная функция стала одной из основных с возникновением в России коммерческой модели телевещания. В начале 90-х годов в регионах страны были созданы сотни региональных коммерческих телекомпаний – начиная от кабельных районных телеканалов и заканчивая крупными, вещающими на несколько районов области телекомпаниями на первый план в которых должна была выйти рекреативная функция. Но в силу экономических (недостаток материальных средств), политических (ангажированность местной властью) и других причин (как, например, недостаток профессиональных кадров) на региональных телеканалах информационные программы преобладают среди собственных программ. На федеральном государственном телевидении в результате погони за рейтингами и, следовательно, рекламодателями в сетке вещания стали преобладать программы развлекательного характера.

Таким образом, эволюция отечественного телевидения затронула такие стороны его существования, как формы собственности и организации, управленческие механизмы, способы трансляции и передача сигнала, принципы программирования, методы и творческие подходы к производству продукции, что неизбежно привело к изменениям в форме, тематике и проблематике программ, а также внесло существенные коррективы в развитие функций самого вещания.

 

1.2 Специфика программирования на региональном телевидении, методики и принципы производства собственных телевизионных программ

 

Прежде чем рассмотреть  специфику программирования на региональном телевидении, необходимо выяснить содержание понятия «телевизионная программа», так как без чёткого определения  данного понятия нет смысла говорить о телевизионном программировании как в местном, так и в общероссийском масштабе. Термин «телевизионная программа» утвердился и широко используется как в производственной, так и в научной сферах телевизионного вещания. На телевидении и радио программой принято называть:

− совокупность передач, объединённых техническим каналом (1-я программа, 2-я программа);

− передачи, направленные на удовлетворение интересов определённой категории зрителей (программа для детей, программ для молодёжи и т.п.)

В данном параграфе, посвященном программированию на региональном телевидении, будет использоваться понятие «телевизионной программы» как единицы вещания, отдельного законченного произведения журналистики, обозначенного отдельной строкой, в печатной программе33. В этом смысле программа интересна как отдельная единица, совокупность которых заполняет вещательную сетку местных телекомпаний.

Понятие «телевизионная программа» имеет множество значений, так как в силу нейтральности  его содержательной характеристики оно может быть наполнено различным смыслом в зависимости от выбранного критерия. Расширение общественных функций телевидения, в том числе и местного, привело исследователей к многоаспектной классификации в типологии телевизионных программ. В. Писарек предложил следующие восемь критериев в классификации телевизионных программ34:

1. Критерий степени активности творческой телевизионной лаборатории:

1) программы, созданные не для ТВ, роль которых ограничивается лишь механической передачей;

2) программы, созданные исключительно для ТВ, которые также передаются механически;

3) программы, транслированные с других станций;

4) собственные трансляции.

2. Критерий художественной журналистики:.

1) художественные программы, представляющие действительность, но основанные на «фикции»;

2) информационно-публицистические программы, отражающие непосредственно настоящую действительность и т. п.;

3. Тематический критерий сферы общественной жизни, не относящийся к художественной программе.

4. Критерий формы:

1) словесные программы;

2) фильмовые;

3) театральные;

4) зрелищные и т. д.

5. Критерий языка.

6. Критерий учета зрителя:

1) программы для всех;

2) программы для взрослых;

3) программы для детей и т. п.

7. Критерий общественной функции:

1) информационные программы;

2) просветительские, развлекательные и т. д.

8. Критерий территориальных пределов:

1) международные;

2) национальные;

3) региональные;

4) городские.

Многоаспектный подход к анализу передач, как видно  из схемы В. Писарека, предполагает выделение множества переменных характеристик и в значительной мере способствует расширению представлений о типах телевизионных программ. Именно на многоаспектном подходе к анализу передач основывается программирование на телевидении всех уровней. Подобным образом можно классифицировать содержательные структуры любых видов СМИ. Однако специфика телевидения заключается в технических способах доставки, пространственно-временной закрепленности телевизионного сообщения и других условиях, характеризующих его функционирование.

Российское телевидение  показывает самые разнообразные информационные, развлекательные и аналитические программы. Потенциальная аудитория национальных каналов и сетей намного выше, чем у региональных каналов. Тем не менее, результаты опросов в регионах показывают, что местные программы конкурируют с программами национальных каналов и нередко весьма эффективно35.

Сегодня еще невозможно говорить о конкуренции в полном смысле этого слова между центральными и региональными телекомпаниями, так как каждая из них выполняет  свои функции, и, если центральные каналы могут с пренебрежением относиться к местному ТВ и не учитывать его существование в информационном пространстве, то региональное телевидение всегда должно обыгрывать специфику своего существования и соприкосновение с российскими телеканалами наиболее выгодным для себя образом.

Специфика программирования на региональном телевидении заключается  в необходимости уделять особое внимание соотношению программ центрального и местного телевидения. Большое  значение имеет то, программы какого канала ретранслирует местная телестанция или в какую вещательную сеть она входит. Популярность и рейтинг передач российского канала, вещание которого перекрывает местная станция или в сетку вещания которого она вписывается, является одним из немаловажных факторов, который влияет на стоимость рекламного времени на местном телеканале и на его популярность у местных зрителей.

В Москве, где социологические  исследования проводятся еженедельно, десятку самых популярных программ возглавляют передачи «Первый», «Россия» и НТВ. Среди них нет абсолютного лидера в каком-либо конкретном жанре. По результатам опросов в региональных центрах, высокие рейтинги постоянно получают Первый канал, «Россия» и местные негосударственные каналы36.

Региональное государственное  телевидение как источник информации о местных событиях по статистике пользуется большей популярностью, чем независимые станции. По данным «Интерньюс», не все местные станции пока имеют возможность получать информацию о рейтингах из каких-либо местных источников, которые бы проводили достаточно серьезные и квалифицированные исследования, хотя сети и суперстанции следят за рейтингами в некоторых регионах и проводят рейтинги станций-участниц37. Фирмы по исследованию рынка обычно проводят общие рейтинги местных станций какого-либо одного региона, данные которых показывают, какую зрительскую аудиторию имеют эти станции в целом. Кроме того, многие зрители не знают, что их местные станции являются участниками сетей, и в ходе опросов дают неправильные ответы, не понимая, что они смотрят сетевые программы. В других исследованиях оценивается аудитория отдельных местных станций, но такие опросы не охватывают всю Россию.

По мере повышения  конкурентоспособности региональных рынков все больше и больше станций  заказывают или проводят самостоятельно исследования аудитории. По данным «Интерньюс», большинство местных станций сейчас имеют определенные возможности для проведения социологических исследований зрительской аудитории. Хотя исследования региональных станций пока не отвечают строгим требованиям, которые предъявляются к методике их проведения, большинство телестанций понимают, что они помогут им выяснить вкусы зрителя и найти свое место на региональном рекламном рынке.

Региональные станции  по-разному подходят к производству собственных программ. Тем не менее основой регионального телевидения являются программы собственного производства. Некоторые станции выпускают достаточно много программ в стремлении создать собственный имидж и считают, что освещение местных проблем и событий привлечет местную аудиторию.

Информация о работе Современный опыт и проблемы регионального телевещания на примере Иркутской области