Современный опыт и проблемы регионального телевещания на примере Иркутской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 11:14, дипломная работа

Краткое описание

В дипломной работе проанализированы деятельность ведущих центральных телеканалов: «Первый», «Россия», в аспекте их взаимодействия с региональными телеканалами-партнерами в исследуемый период,выявлены основные принципы формирования отношений между федеральными и региональными телеканалами,исследованы негативные и позитивные моменты функционирования региональных телекомпаний в условиях продолжающейся коммерциализации и других аспектов современного развития отечественного телевещания,. проанализированы проблемы деятельности регионального телевидения и установлена степень освещаемости региональной тематики федеральными каналами, найдены пути решения проблем регионального телевещания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ (1985-2002 ГГ) 8
1.2. Специфика программирования на региональном телевидении, методики и принципы производства собственных телевизионных программ. 24
1.3 Пространственная организация телевещания в контексте регионального развития 29
2. ВЛИЯНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ НА КОНЦЕПЦИЮ, СТРУКТУРНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И СОДЕРЖАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ВЕЩАНИЯ 35
2.1 Структура, особенности содержания и место информационных программ регионального телевидения 46
2.2. Роль экстралингвистических факторов в создании телевизионных новостей. 55
3. ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ РЕГИОНАЛЬНОГО ТЕЛЕВЕЩАНИЯ 63
3.1 Анализ программ регионального и местного телеканалов Иркутской области 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа 2012.doc

— 467.50 Кб (Скачать файл)

Оценка телевизионного продукта всегда была и будет субъективной. Достаточно того, что каждый улавливает заметную разницу в подаче одних  и тех же событий. Вёрстка - очень  важный инструмент. Существует много региональных новостных программ, сделанных достаточно профессионально, но из-за неграмотной вёрстки они «разваливаются на кусочки».

Благодаря грамотной  вёрстке мы можем что-то неудачное  спрятать, а на двух-трёх удачных  сюжетах выстроить программу так, что она будет восприниматься на «ура».

При самых разных стилях новостных программы существуют некие привычные правила. Сначала  события в политической и общественной жизни по степени важности, затем  новости культуры, спорта и погоды.

Структура программы.

Что понимается под структурой? Если вёрстка – это расстановка  сюжетов по определенному порядку  в зависимости от их важности, то структура программы – понятие  более широкое. Здесь возможны варианты. Они заметны даже в самом начале, когда кто-то делает короткие анонсы трёх ярких сюжетов (без синхронов), а кто-то подробный анонс с включением глосс героев, т.е. с синхронами. У кого-то одни ведущий, у кого-то – двое. Хронометраж программа бывает 10 минут, может и почти час (правда, в этом случае следует говорить об информационном обозрении).

Структура вообще меняется чаще, чем стиль программы или  принцип её вёрстки. Структура –  более подвижная категория. Здесь  можно экспериментировать, вводить  новые элементы, подхватывать модные течения. В Екатеринбурге новости культуры подвались отдельно, другим ведущим56.

К сожалению, экономическая  жизнь региональных телекомпаний настолько  сложна, что приходится «внутрь» новостей вставлять блоки рекламы. Новости, естественно, были и остаются самой  рейтинговой программой, но всегда надо взвешивать аргументы «за» и «против», прежде чем решиться на такой шаг. Люди устали от рекламы и хотят хотя бы в новости своего региона смотреть как единое целое. Во время рекламного блока авторы рискует потерять зрителей.

Если всё же экономические интересы компании требуют такой жертвы, то лучше сделать вёрстку таким образом, чтобы пред блоком новостей был анонс с ярким, привлекательным сюжетом, который должен зацепить зрителя и оставить его у экрана. Так поступал Леонид Парфёнов в «Намедни», заманивая своих зрителей перед блоком рекламы кусочком суперинтересного сюжета.

Нельзя, чтобы человек, который занимается вёрсткой программы, диктовал её структуру. Структура, на мой взгляд, это задача, прежде всего, режиссёрская, авторская. Вёрстка – это интуиция, нюх, хитрость и умение взять на себя ответственность, т.е. задача редакторская. Структура программы зависит от менталитета города и его зрителей, от и т вкуса и стиля и творческого потенциала команды, от модных течений современного телевидения. Вёрстка тесно связана с концепцией программы, с политикой канала. Но одно без другого существовать не может.

Люди всегда будут  смотреть новости, но это не означает, что форма подачи новостей должна оставаться неизменной. Опасно, когда  повторяются приёмы и тиражируются удачные находки. Необходимо стремиться к тем лучшим образцам новостей, которые демонстрируют федеральные каналы

2.2 Роль экстралингвистических  факторов в создании телевизионных  новостей

 

На формирование телевизионного новостного продукта, представляющего собой сложную многоуровневую систему, большое влияние оказывает экстралингвистические факторы. Без них невозможен и анализ языковых особенностей телевизионного текста: необходимо учитывать то, что, по словам Т.Г. Добросклонской57, стоит за словесной частью и представляет собой коммуникативный фон, речевой контекст и речевую ситуацию.

Как отмечает целый ряд  исследователей, современные медиа  не отражают реальность, они кабы заново структурируют её, сами создают картину мира. Это утверждение основано на выборочности и фрагментарности событий, освещаемых в СМИ. Создатели медийного продукта, как отмечает один из известных теоретиков коммуникации Д. Мак-Куэйл, «осуществляет широкий спектр функций, начиная с нейтральности в информировании и заканчивая манипуляций и контролем»58.

Создание телевизионных  новостей - довольно сложный технологический процесс, множество участников которого выполняют разные функции, внося свой вклад в формирование выпуска. Именно поэтому как одни из самых важных экстралингвистических факторов необходимо рассматривать коллегиальное создание медиапродукта. Ю.В. Рождественский выделяет следующие функции служб СМИ в создании новостного дискурса: сбор материала; комплектование целевого выпуска; передачу текстов; планирование массовой информации, координацию, контроль59.

В условиях работы современных  СМИ последнюю функцию представляется более целесообразным поставить на первое место. Именно планирование и координация играют в создании новостей огромную роль.

Планирование, отбор событий. Планирование в службах информации осуществляют специальные отделы, представители которых отслеживают анонсы событий на несколько недель или даже месяцев вперед с тем, чтобы успеть вовремя аккредитовать корреспондента на то или иное важное мероприятие. Например, освещение таких мероприятий как саммит Большой восьмёрки в Петербурге, планируется заранее. К категории среднесрочного планирования также можно отнести планирование тематических репортажей, которые готовятся корреспондентами к определенной дате (День органов МВД, день рождения А. С Пушкина, годовщина теракта на Дубровке и т.д.), либо даются репортёрам в разработку на будущее. Отбор данных событий осуществляется коллегиально, но зачастую ключевую роль в выборе той ли иной темы играет ведущий и шеф-редактор программы.

Однако главным в  телевизионной службе информации, безусловно, является краткосрочное, или оперативное  планирование. Необходимо учитывать, что  событие может произойти в  течение дня, и отреагировать  на него надо будет немедленно. Как  правило, в течение дня в службах информации проводятся так называемые «летучки» или «планёрки», на которых определяется приоритетность тех или иных событий.

Какие же события являются приоритетными, кто и как определяет их важность? Попытаемся увидеть, как  журналисты структурируют реальность, и по какому принципу отбирают лишь определенные её фрагменты. Как пишет Э.В. Чепкина, при отборе новостей поиск событий ведётся в области социального хаоса, нарушений закономерностей60. При этом она отмечает парадоксальную логику этого поиска: объект должен быть ряда вон выходящим, но при этом вписывается в некий ряд. Так, авария маршрутного такси, которая обошлась без жертв, сама по себе могла бы не попасть в выпуски новостей, однако она обязательно станет объектом внимания, поскольку вписывается в определенный ряд: аварии маршруток не раз приводили к гибели людей, это одна из наиболее часто освещаемых тем, так называемая «buzz-topic» - знакомая тема, вызывающая повышенный интерес.

Представляется целесообразным выделить несколько типов событий:

− ожидаемые события, к которым приковано всеобщее внимание (саммит Большой восьмёрки, свадьба Бреда Пита и Анджелины Джоли);

− продолжающиеся события (судебный процесс над Нурпаши Кулаевым, который освещался практически ежедневно не только потому, что все ждали приговора, но и потому, что в зале суда на его фоне постоянно происходили голодовки, акции протеста, скандалы);

− неожиданные, чрезвычайные события, которые полностью «ломают» заданного до этого новостное направление дня (арест Ходорковского, отставка Устинова, теракт на Дубровке);

− контекстные события (любые происшествия в армии на фоне трагедии с Андреем Сычёвым);

  − события-последствия (например, огромное количество повреждённых машин после урагана в Москве и отказ страховых компаний возмещать ущерб);

  − события-развлечения (факультативные новости, не играющие главной роли, так называемые «бантики»,- это либо интересное, познавательное или забавное сообщение о строительстве в Ульяновске парка развлечений под названием «Ленинленд»).

Все события, относящиеся к перечисленным категориям, обязательно попадают в выпуск новостей. Все они представляют собой нечто новое для аудитории, включая и уже известное, которое помогает лучше понять событие.

Исследователь медиатекстов И.В. Рогозина в свою очередь выделяет такие критерии события, как нечастотность события, т.е. то, что имеет отклонение от нормы; катастрофичность события, персонифицированость, когда в центре внимания оказывается известная личность; скандальность (например, скандал с Моникой Левински)61.

По словам В.Л. Цвика, индивид  воспринимает новость как «образ новой ситуации, по отношению к  которой он должен занять какую-то позицию  или принять какое-то решение»62. Слово «ситуация» в данном случае имеет особое значение, поскольку из имеющегося фрагмента реальности, представляющего собой новость, журналист выбирает лишь конкретный её аспект. Так в ситуации с условным названием «монетизации льгот» могут быть выделены разные аспекты: один канал расскажет о митингах против монетизации, другой – о шагах правительства по популяризации этой меры, третий – обратится к мнению экспертов. Таким образом, очевидно, что целиком представить фрагмент реальности в виде новости невозможно, необходимо выбрать какой-либо его аспект, и этот выбор не менее сложен. Не последнее значение имеет также технологический фактор. Так, именно наличие хорошей «картинки» может повысить статус новости, сделать её основной.

Создание текстов. Выпуск новостей включает в себя множество мини-текстов. Их стилистика и выбор языковых средств, в первую очередь, зависят от того, в какой роли выступает ведущий или корреспондент. Так, устные сообщения ведущего в студии, не сопровождающиеся репортажами с места событий, близки к жанру заметки. Они строятся главным образом на сообщениях информагентств и содержат минимум авторского комментария. В репортаже, напротив, довольно сильно авторское начало. Главным условием здесь является присутствие корреспондента на месте события, поэтому его личные впечатления, пусть даже не выраженные текстуально, обязательно становятся частью репортажа. Наконец, особый жанр представляет собой прямое включение, или прямой репортаж. Ситуация неподготовленности диктует свои условия: диалог ведущего и корреспондента носит более разговорный, непринуждённый характер, чем подготовленный репортаж в записи63.

Ещё одним экстралингвистическим  фактором, влияющим на языковой облик  новости, является наличие или отсутствие времени, что сейчас очень актуально. Новости на федеральных каналах  выходят очень часто и, скорость, с которой они готовятся, даёт о себе знать. Ради оперативности часто приходится поступаться оригинальностью и чистотой речи: в текстах новостей появляется множество штампов, ошибок и оговорок. Стоит отметить, что также влияет на текст наличие и качество «картинки». Как известно, хороший, яркий видеоматериал, в котором кадры говорят сами за себя (например, митинг, демонстрация), требует минимального комментария: текст не должен мешать «картинке». Напротив, бедная, однообразная «картинка» (например, из Госдумы), как правило, нуждается в подробном и интересном тексте.

Но помимо технологических  факторов на текст сообщения влияют и идеология, установка той или  иной телекомпании. Политика канала сказывается  не только на макроструктурном, но и  на языковом уровне. Так, варьирование на лексическом уровне связано с выбором лексем для обозначения того или иного явления. Авторы обзора «Вариативные интерпретации действительности» А.Н Баранов и П.Б. Паршин приводят в качестве примера разгон демонстрации студентов Гарварда в 1977 г., когда были убиты четыре человека64. СМИ назвали это событие «трагедией». Если бы оно было обозначено как «преступление», это влекло бы постановку вопроса о виновниках. У трагедии же виновников нет. Точно такую же картину мы могли бы наблюдать зимой 2005 г., когда от дедовщины пострадал рядовой Андрей Сычёв. Большинство СМИ до сих пор называет случившееся трагедией, слово «преступление» не звучало почти нигде, а значит, и вопрос о виновных (в числе которых высокопоставленные лица) сам собой оказался замят.

Варьирование может  осуществляться и на синтаксическом уровне, с помощью изменения в зависимости от установок ролевой структуры сообщения. Сравним два предложения из сообщений разных каналов о повышении пенсий: «Премьер-министр Фрадков уже подписал пакет постановления по индексации базовой и страховой частей трудовой пенсии» (Первый канал. 2005. 11 июля); «С 1 августа стране увеличатся пенсии. В среднем на 224 рубля» (НТВ. 2005. 11 июля).

В первом случае акцент делается на субъекте, инициаторе действия – правительстве; автор обращает внимание на действия М.Е. Фрадкова, тем самым вызывая положительные эмоции у аудитории: премьер повысил пенсии. Во втором сообщении инициатор действия опущен. Авторы текста не ставят повышение пенсий, тем более на такую скромную сумму, никому в заслугу. Неслучайно во второй фразе уточняется, какую именно прибавку получат пенсионеры.

Наконец, последним (но не менее важным, чем остальные) фактором влияния на выбор языковых средств  и построение сообщения является задача упрощения восприятия данного текста аудиторией. Как отмечает Ю.В. Мостепанова65, «в выпуске новостей сообщения идут одно за другим настолько непрерывным потоком, что каждый следующий сюжет затмевает предыдущий». Автор приводит данные ряда исследований, согласно которым зрители запоминают лишь малую часть выпуска, и рекомендует простое оформление сложного содержания либо сложное оформление простого содержания. Улучшить запоминание новостей можно, концентрируясь на человеческой стороне, уходя от официальной точки зрения, а также включая в ту или иную новость неожиданные контексты.

Таким образом, создание выпуска новостей в целом и  каждого из его элементов частности  обусловлено рядом экстралингвистических  факторов. Все они, влияя на отбор  событий, структуру выпуска и  составление текстов, обуславливают восприятие той или иной новости телезрителями в строго определённом ключе, иными словами, структурируют реальность, интерпретируя события в зависимости от целей. Последние же в свою очередь могут варьироваться: от удовлетворения интересов владельца до простого информирования аудитории

Информация о работе Современный опыт и проблемы регионального телевещания на примере Иркутской области