Современный опыт и проблемы регионального телевещания на примере Иркутской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 11:14, дипломная работа

Краткое описание

В дипломной работе проанализированы деятельность ведущих центральных телеканалов: «Первый», «Россия», в аспекте их взаимодействия с региональными телеканалами-партнерами в исследуемый период,выявлены основные принципы формирования отношений между федеральными и региональными телеканалами,исследованы негативные и позитивные моменты функционирования региональных телекомпаний в условиях продолжающейся коммерциализации и других аспектов современного развития отечественного телевещания,. проанализированы проблемы деятельности регионального телевидения и установлена степень освещаемости региональной тематики федеральными каналами, найдены пути решения проблем регионального телевещания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ (1985-2002 ГГ) 8
1.2. Специфика программирования на региональном телевидении, методики и принципы производства собственных телевизионных программ. 24
1.3 Пространственная организация телевещания в контексте регионального развития 29
2. ВЛИЯНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ НА КОНЦЕПЦИЮ, СТРУКТУРНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И СОДЕРЖАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ВЕЩАНИЯ 35
2.1 Структура, особенности содержания и место информационных программ регионального телевидения 46
2.2. Роль экстралингвистических факторов в создании телевизионных новостей. 55
3. ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ РЕГИОНАЛЬНОГО ТЕЛЕВЕЩАНИЯ 63
3.1 Анализ программ регионального и местного телеканалов Иркутской области 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа 2012.doc

— 467.50 Кб (Скачать файл)

«Вести-Иркустк» - главная информационная программа региона. В 2012 году ТРК "Иркутск" исполнилось 55 лет. С самого начала, с 1958 года, формировалась служба новостей. За это время программа меняла названия и стиль, но основные направления работы оставались прежними: объективный и оперативный рассказ о событиях, происходящих даже в самых отдаленных уголках Иркутской области71.

Рассматривая деятельность ГТРК «Иркутск , можно отметить, что данной компании из трех обозначенных (информационной, аналитической и развлекательной) присущи две: информационная и аналитическая. Отсутствие развлекательной функции в деятельности обусловлено новостным характером вещания компании. Информационная функция ИГТРК выражается в доведении до сведения жителей Иркутской области информации о фактах и событиях, происходящих на территории Приангарья. Новостные выпуски этой крупной региональной телекомпании освещают широкий круг вопросов, связанных с политической, экономической, правовой, культурной и другими сферами жизни общества.

Аналитическая функция ИГТРК выражается в осмыслении и комментировании фактов, событий, тенденций развития тех или иных процессов, происходящих в муниципальных образованиях на территории области. На ГТРК «Иркутск» выходит информационно-аналитическая программа «Вести - Иркутск. Она рассказывает об основных событиях региона – политических, экономических, новостях культуры и выходит 4 раза в день - 12.30, 15.30, 18.30 и 21.30. Также в ней содержится информации о происшествиях, криминале и спорте

В Братске 3 местные телекомпании производят свои информационные выпуски новостей. Информационные программы являются неотъемлемой частью каждой телекомпании. По сравнению с московскими, содержание и оформление местных информационных программ выглядят бедновато, так как у многих телекомпаний не достает технических средств, плохо работает разветвленная корреспондентская сеть, не всегда есть возможность проникать для получения информации во властные структуры на местах. Но в информационных выпусках местных новостей «меньше дистанция между репортером и отраженной им действительностью, большая эмоциональность в подаче материала и нестандартные ведущие»72. У ведущих информационных программ на региональном телевидении нет, по мнению многих исследователей, «цинизма и откровенной демагогии, которые так и лезут с московских телеэкранов»73.

Продолжительность информационных выпусков в течение недели (на различных каналах) колеблется от 20 минут до получаса. Сегодня телекомпании делают упор на информационные выпуски не только потому, что это является необходимостью, но и с целью привлечения большего количества местной аудитории, а значит, и рекламодателей. Наличие постоянных, профессионально поставленных выпусков новостей говорит о хорошей технической базе телеканала, высоком уровне квалификации его сотрудников и достаточной степени его самостоятельности.

Что касается местных телеканалов Братска, то можно привести в качестве примера телекомпанию ТРК «Братск». Кроме информационной программы «Факт», которая выходит на 2 каналах – РЕН и «Петербург - 5 канал». В каждом выпуске информационной программы содержатся главные новости Братска – политики, экономики, сфере ЖКХ, культуры, спорта и т.д. Журналисты ТРК «Братск» стараются в доступной и интересной форме рассказать о событиях города. И зачастую это у них получается. По количеству и качеству новостных материалов они не уступают журналистам. ИГТРК. Кроме новостных выпусков сотрудники ТРК «Братск» производит собственные познавательно-развлекательные программы: «Вкусные истории», молодёжный проект «Кислород», «Откровение» - единственная религиозная программа на территории Иркутской области, которая выходит по пятницам на телеканале РЕН, в понедельник на канале «Петербург - 5 канал». Также стоит рассказать об информационно-аналитической программе «Округ - в центре внимания». Это информационно-аналитическая передача, совместный проект ТРК «Братск» и администрации Братска. Главную её задачу создатели программы видят в рассказе о проблемах, планах, успехах, интересных людях. Каждый выпуск этой передачи посвящён отдельному округу Братска - Центральному, Падунскому и Правобережному.

В некоторых субъектах Российской Федерации местные каналы не только успешно конкурируют с общенациональными, но и собирают более высокие рейтинги. Как правило, это относится к ГТРК, чье новостное вещание в регионах занимает 1-2 места. Интерес зрителей к местной тематике легко объясним. Такие новости не показывают по общенациональным каналам. Эксклюзивность - главный козырь этой информации. Местные новости привлекают зрителей к экрану даже тогда, когда качество работы телевизионных групп, способ подачи материала и т. д. значительно уступают аналогичным показателям центральных каналов. К тому же местные студии дают зрителям возможность «достучаться» до исполнительной власти их региона, задать чиновникам наболевшие вопросы, высказать им замечания.

Существование регионального ТВ также выгодно местным рекламодателям, которые отдают предпочтение именно таким вещателям: реклама здесь и дешевле, и более эффективно воздействует на аудиторию. В существовании местного телевидения также заинтересованы власти. Часто они прямо или косвенно участвуют в его создании и финансировании и диктуют программную политику. Местное ТВ - мощный инструмент воздействия на избирателей и средство создания благоприятного имиджа.

В ходе исследования на примере  информационных программ телевизионных каналов ГТРК «Иркутск», ТРК «Братск» определено их место в вещательной политике региональных каналов. Установлено, что информационные программы местного телевидения имеют свою специфику, связанную с выполнением функции передачи дополнительной информации и в силу этого отличаются от информационных выпусков центральных телеканалов. Их роль в удовлетворении информационных потребностей жителей региона и города огромна.

Изучая степень освещенности региональной тематики в информационных программах федеральных телеканалов, оказалось, что основная тематическая направленность сюжетов в порядке снижения частоты появления их в эфирной сетке выглядит следующим образом: проблемы в Северо-Кавказском округе, катастрофы, чрезвычайные происшествия, политические выборы, официальные визиты Президента РФ, терроризм. Таким образом, на современном этапе большое внимание уделяется региональному телевидению, его функционированию, программированию, проблематике, развитию, влиянию на мнение и культуру зрителей. Значение регионального телевидения возрастает с каждым днем. В отличие от программ центрального телевидения, рассчитанных на некую усредненную либо элитарную аудиторию, местное вещание рассматривает проблемы и дает информацию, непосредственно связанные с повседневной жизнью зрителей. Если общая проблематика и жанровые особенности программ, выходящих на федеральных каналах, имеют по преимуществу развлекательный или криминальный характер, то региональное телевидение, программы которого подчас выполнены не так профессионально и не так технично, отличаются искренностью и близостью к зрителю. Таким образом, тезис о том, что телевидение любой страны сильно прежде всего региональным телевидением, подтверждается.

В настоящее время  телевидение выполняет иные функции, нежели несколько лет назад. В период, который получил название застойного, заметно снизился интерес людей к личному участию в управлении. Сегодня телевидение становится для многих самоучителем демократии. Большая роль в этом процессе отводится региональным телеканалам, так как именно в их передачах звучит голос местного руководства и тех, кем оно управляет, дается оценка власти и состояния жизни населения региона. Региональное телевидение является активным участником всех событий местного масштаба, оно информирует своего зрителя о том, что выходит за рамки возможностей и интересов федеральных каналов. Кроме того, оно активно привлекает аудиторию к проблемам управления регионом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Телевидение можно назвать одним  из сложных культурных явлений прошлого столетия. Оно прочно вошло в жизнь людей, заняв ведущие позиции в способах передачи информации, играя важную роль в формировании информационного пространства современной России. Средства массовой информации оказывают влияние на широкие слои населения, формируют их мировоззрение, интересы и вкусы, способствуют участию в жизни общества. История развития отечественного телевидения в XX в. неразрывно связана с появлением регионального телевещания, которое стало составной частью создания целостной системы многонационального российского телевидения.

На рубеже XX–XXI вв. важной тенденцией в развитии российского телевидения стала регионализация телевизионного вещания. Это связано, прежде всего, с большей способностью регионального телевидения наиболее точно учитывать все особенности и интересы населения конкретной местности, возможностью оперировать фактами и событиями, известными местной аудитории. Итак, значение регионального телевидения трудно переоценить. Особая значимость регионального телевидения - в выполнении им важной роли, заключающейся в сохранении национальных устоев, культурных, нравственных и социальных детерминант, определяющих положение человека в обществе. Внося в социокультурное пространство ценности добра, справедливости, любви, помощи ближнему, местные телестудии способствуют сохранению его целостности, содержательного богатства, разнообразия и глубины. В силу своей близости к аудитории местные студии телевидения оказывают глубокое влияние на ее ценностные ориентации, идеалы, стремления и модели поведения. Именно от регионального телевидения во многом зависит, какими идеями будет руководствоваться социум, какие идеалы и ценности будут положены в основу общественного устройства.

Рассмотрев проблемы регионального телевещания на примере  Иркутской области, а также проанализировав программы региональных и местных телеканалов Приангарья, автор данной работы пришёл к следующим выводам:

  1. Эволюция отечественного телевидения затронула такие стороны его существования, как формы собственности и организации, управленческие механизмы, способы трансляции и передача сигнала, принципы программирования, методы и творческие подходы к производству продукции. Это неизбежно привело к изменениям в форме, тематике и проблематике программ, а также внесло существенные коррективы в развитие функций самого вещания.
  2. Вопрос, связанный с квалифицированными журналистскими кадрами в Братске, а также в Иркутской области до сих пор остаётся открытым.
  3. Эффективность работы на телевидении напрямую зависит от знания своей аудитории.
  4. На формирование телевизионного новостного продукта большое влияние оказывает экстралингвистические факторы. Создание выпуска новостей в целом и каждого из его элементов частности обусловлено рядом экстралингвистических факторов. Все они, влияя на отбор событий, структуру выпуска и составление текстов, обуславливают восприятие той или иной новости телезрителями в строго определённом ключе, иными словами, структурируют реальность, интерпретируя события в зависимости от целей.
  5. Региональное телевидение является активным участником всех событий местного масштаба, оно информирует своего зрителя о том, что выходит за рамки возможностей и интересов федеральных каналов. Кроме того, оно активно привлекает аудиторию к проблемам управления регионом.
  6. Несмотря на проблему ограниченности финансовых средств у местных телекомпаний Братска, все телевещательные организации удовлетворяют запросы и потребности зрителей за счёт создания собственных телепроектов.
  7. Необходимо создать типологию телевизионных вещателей, учитывающую пространственные измерения охвата и привязку телекомпаний разных организационно-правовых форм к тем или иным территориям.

В главе 3 автор подробно освятил проблемы регионального  телевещания. Естественно, что у  каждой есть свои пути решения. На взгляд автора дипломного проекта, проблему квалифицированных кадров в местных и региональных телекомпаниях можно решить, только отправляя молодых специалистов на различные курсы для обучения и повышения квалификации и, создавая собственные школы профессионального мастерства при телекомпаниях или университетах, где есть кафедры журналистики. Ограниченность денежных средств в местных телекомпаниях, а также недостаточная развитость рекламного рынка решается привлечением дополнительных источников финансирования (участие в конкурсах и грантах, привлечение инвестиций и благотворительных средств), совершенствование кадровой политики (профессиональное и социальное развитие кадров, повышение уровня организационного развития, создание системы мотивации и стимулирования сотрудников), расширение инфраструктуры рынка услуг (платные рекламные услуги, создание целевых передач, более тесный контакт с аудиторией).

Наконец, еще одним  источником финансирования могут быть безвозмездные пожертвования организаций  и физических лиц. Возможно, имеет смысл создание благотворительного фонда развития регионального телевидения. Однако вся информация о доходах и расходах данного фонда должна быть открытой и общедоступной. Такую информацию можно разместить, например, на сайте областного правительства или Законодательного Собрания Приангарья, чтобы каждый житель мог отслеживать источники, из которых поступают данные средства, и направления, в которых они расходуются.

Развитие кадров, как  правило, требует определенных финансовых вложений. Наиболее эффективными направлениями  в данной области для сотрудников местных телекомпаний могли бы быть стажировки и командировки в успешные развивающиеся телевизионные компании других регионов. Однако, немаловажной составляющей профессионального развития работников является самообразование, и поскольку оно практически не требует финансовых вложений, начинать следует именно с него.

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Закон «О средствах массовой информации» // Законодательство РФ о средствах массовой информации. – М., 1999.
  2. О государственном регулировании деятельности телекомпании НТВ и иных негосударственных теле- и радиокомпаний // Российская газета. – 1998. – 9 января.
  3. Постановление Правительства РФ № 844 от 27 июля 1998 года «О формировании единого производственно-технического комплекса государственных электронных средств массовой информации» // Российская газета. – 1998. – 26 июля.
  4. Указ Президента Российской Федерации № 511 от 8 мая 1998 года «О совершенствовании работы государственных электронных средств массовой информации» // Российская газета. – 1998. – 7 мая.
  5. Багиров Э.Г. Место телевидения в системе средств массовой информации и пропаганды / Э.Г. Багиров. – М.: Просвещение, 1976. – 320 с.
  6. Багиров Э.Г. Основы телевизионной журналистики / Э.Г. Багиров. – М.:Просвещение, 1987. -250с.
  7. Багиров Э.Г. Очерки теории телевидения/ Э.Г.  Багиров.  – М.: Мысль, 1978. – 168с.
  8. Бакулев Г. П. Основные концепции массовой коммуникации / Г.П. Бакулев. – М.: Аспект Пресс, 2002г. – 180с.
  9. 9. Борецкий Р.А Информационные жанры телевидения / Р.А. Борецкий. – М.: Мысль, 1961. -208с.
  10. 10. Борецкий Р.А. Телевизионная программа/ Борецкий Р.А. — Москва.: ГТРК,1967. -150с.
  11. Борецкий Р.А. В бермудском треугольнике. ТВ / Р.А. Борецкий. – М.: Икар, 1998.-164с.
  12. Буданцев Ю.П. Теория и практика журналистики и массовых информационных процессов / Ю.П. Буданцев. - Флинта ,1993.- 179с.
  13. Буданцева Ю.П. Экранный образ / Ю.П. Буданцева. — М.: Аспект Пресс, 1993. – 250с.
  14. Бухарцев Р.Г. Психологические особенности журналистского творчества Р.Г. Бухарцев /. Свердловск: Просвещение, 1976. — 66с.
  15. Вартанов А. Г. Актуальные проблемы телевизионного творчества. На телевизионных подмостках / А. Г. Вартанов. –М.: Мысль, 2003г. – 230с.
  16. Вартанова Е. Л. Энциклопедия мировой индустрии СМИ/ Е. Л. Вартанова. - М.: Аспект Пресс, 2006.- 290с.
  17. Вильчек В. Под знаком ТВ / В. Вильчек. - М.: Искусство,1987. - 120с.
  18. Ворошилов В.Я. Игра без игры II Телевидение вчера, сегодня, завтра/ В.Я. Ворошилов. -  М.: Мысль, 1984.- 133с.
  19. Ворошилов В.В. Журналистика и рынок: проблемы маркетинга и менеджмента средств массовой информации / В.В. Ворошилов. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. — 232с.
  20. Ворошилов В.В. Журналистика / В.В. Ворошилов. — СПб.: Изд. Михайлова В.А., 2000. .-175с.
  21. Гаспарян В.В. Тележурналистика: вчера, сегодня, завтра/ В.В. Гаспарян. - М.: Изд. ИПКД996. - 57с.
  22. Голдовская М.Е. Человек крупным планом / М.Е. Голдовская. - М.: Мысль , 1981. -190с.
  23. Голядкин Н.А. ТВ-информация в США / Н.А. Голядкин.- М.: Флинта , 2001.- 167с.
  24. Голядкин Н. А. Краткий очерк становления и развития отечественного и зарубежного телевидения / Н. А. Голядкин. – М.: Мысль, 1996. – 140с.
  25. Грабельников А.А. СМИ в постсоветской России 15 лет спустя / А.А. Грабельников. - М.: РУДН, 2008.- 198с.
  26. Дорофеев Ю. О социальной роли прессы в общественно необходимых процессах развития / Ю.  Дорофеев. – СПб.: Питер, 2000. – 176с.
  27. Дугин Е.Я. Местное телевидение типология, факторы и условия формирования программ / Е.Я.  Дугин. – М.: Просвещение, 1982г. -240с.
  28. Егоров В.В. ТВ между прошлым и будущим/ Егоров В.В. – М.: Мысль, 1999. -220с.
  29. Зверева Н. В. Школа регионального тележурналиста / Н.В. Зверева.- М.: Аспект Пресс , 2004г.- 320с.
  30. Засурский И.И. Масс-медиа второй республики / И.И. Засурский. – М.: Аспект Пресс, 1999.- 176с.
  31. Качкаева А.Г. Российские средства массовой информации, власть и капитал: к вопросу о концентрации и прозрачности СМИ в России / А.Г.  Качкаева. – М.: Аспект Пресс, 1999. -174с.
  32. Кембелл Р. Организация работы отдела новостей. Материалы семинара для директоров отдела новостей / Р. Кембелл - М.: Аспект Пресс ,1998.- 330с.
  33. Князев А. Основы тележурналистики и телерепортажа: Учеб. пособие / Бишкек: Изд-во КРСУ, 2001. - 160 с.
  34. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста / Г.В. Лазутина . – М.: Аспект Пресс., 2000. – 270с.
  35. Муратов С.А. Диалог: телевизионное общение в кадре и за кадром / С.А. Муратов. – М.: Мысль, 1983.- 300с.
  36. Овсепян Р. П. История новейшей отечественной журналистики / Р. П. Овсепян. – М.: Мысль,1999. – 230с.
  37. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики (Практическая журналистика) / Е. П. Прохоров. - М: Аспект Пресс, 2002г. – 340с.
  38. Саппак В. Телевидение и мы. Четыре беседы / В. Саппак. – М.: Мысль, 1963.- 345с.
  39. Федотова Л. Н. Анализ содержания местных прессы, радио и телевидения /  Л. Н. Федотова. – М.: Мысль, 1969. – 260с.
  40. Цвик В.Л. Телевидение: системные характеристики / В.Л. Цвик. – М.: Аспект Пресс, 1998. – 325с.
  41. Шипова Е. В. Проблема ведущего на телеканале регионального ТВ. Средства массовой информации в современном мире/ Е. В.  Шипова. – СПб.: Питер, 2000. – 310с.
  42. Юровский А.Я. Телевидение – поиски и решения / А.Я. Юровский. – М.: Мысль, 1983.- 280с.
  43. Багиров Э.Г. Телевидение – ХХ век / Багиров Э. Г., Кацев И.К.  . – М.: Мысль, 1968. – 178с.
  44. Борецкий Р.А. Журналист ТВ: за кадром и в кадре/ Борецкий Р.А. Кузнецов Г.В. - М.: Искусство, 1990.- 275с.
  45. Брагинский С.В. Политическая экономия: дискуссионные проблемы, пути обновления/ Брагинский С.В., Певзнер Я.А.- М.: Мысль,1991. — 299с.
  46. Воскобойников B.C. Журналист и информация / Воскобойников B.C., Юрьев В.К.  . -  М.:РИА «Новости», 1993.- 280с.
  47. Вакурова Н.В. Типология современной экранной продукции/ Вакурова Н.В. Московкин Л.И/ Под редакцией Борецкого Р.А.- М.: Мысль, 1997. – 238с.
  48. Маша Гессен. По жизни: Пособие по социальной журналистике/ Маша Гессен, Мэри Назари.- Юнисеф, 2002. – 128с.
  49. Гаймакова Б.Д. Мастерство эфирного выступления/ Гаймакова Б.Д, Сенкевич М.П., Макарова.- М.: Изд. ИПКД996. 166с.
  50. Телевизионная журналистика- Учебник 5-е издание // Редколлегия Г В. Кузнецов, В Л Цвик, А Я Юровский М: Аспект Пресс, 2000 г. – 256с.
  51. Актуальные проблемы правового регулирования телекоммуникаций / Под ред. Г.В. Винокурова, А.Г. Рихтера, В.В. Чернышова. – М.: Мысль, 1998.- 340с.
  52. 53. Агапеева Н.Н. Противостояние регионального и столичного телевидения на медиа-рынке России // Коммуникация в современном мире. Материалы научно-практической конференции, октябрь-ноябрь 2001. – Воронеж, 2001. –С.90-95
  53. Антипов О.Н., Волов А.М. Организация местного ТВ – дело прибыльное // Техника кино и телевидения. – 1995. – №3.-С.80-93.
  54. Борецкий Р.А. Телевидение на перепутье. //Сборник статей. М.,1998. – С.50-70
  55. Ворошилов В.В. Исследование и расследование в журналистике. //Социология журналистики: Очерки методологии и практики: Пособ. для студентов вузов по специальности «Журналистика»/ под ред. Корконосенко С.Г. М.,1998. – С.25-29
  56. Ворошилов В.В. Российские СМИ в системе социально экономических отношений // Журналистика и социология. Россия, 90-е годы. – С40-46
  57. Голованова М. Пока есть государство, должно быть и государственное ТВ! // Техника кино и телевидения. – 1996. – № 12. – С.76-80
  58. Голованова М. Телевидение должно быть порядочным // Техника кино и телевидения. – 1995. – № 4.- С.89-95
  59. Дугин Е. Я. Функциональная структура программ местного телевидения // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. –1976. – № 5. – С. 34 – 40
  60. Ершов Ю.М. Пространственная организация телевещания в контексте регионального развития / Вестник Московского университета.- 2011.-№4, С.78-101 (Журналистика, Сер.10)
  61. Ершов Ю. М. Имидж ведущего теленовостей // Средства массовой информации в современном мире. – СПб., 2000.- С.47-50
  62. Засурский Я.Н. Журналистика в переходный период // Вестник Московского университета. Серия. 10. Журналистика. – 1997. – № 5.– С. 60-67
  63. Кирия К.Д. Роль экстралингвистических факторов в создании телевизионных новостей /Вестник Московского университета.- 2007. - №1, С.72-78 (Журналистика, Сер.10)
  64. Шкондина М. Трансформация типологической структуры российских СМИ // Вестник Московского университета. Серия.10. Журналистика. – 2000. – № 1. –С.79-81
  65. bst.bratsk.ru
  66. irkutsk.rfn.ru
  67. www.internews.ru. Books

Информация о работе Современный опыт и проблемы регионального телевещания на примере Иркутской области