Современный опыт и проблемы регионального телевещания на примере Иркутской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 11:14, дипломная работа

Краткое описание

В дипломной работе проанализированы деятельность ведущих центральных телеканалов: «Первый», «Россия», в аспекте их взаимодействия с региональными телеканалами-партнерами в исследуемый период,выявлены основные принципы формирования отношений между федеральными и региональными телеканалами,исследованы негативные и позитивные моменты функционирования региональных телекомпаний в условиях продолжающейся коммерциализации и других аспектов современного развития отечественного телевещания,. проанализированы проблемы деятельности регионального телевидения и установлена степень освещаемости региональной тематики федеральными каналами, найдены пути решения проблем регионального телевещания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ (1985-2002 ГГ) 8
1.2. Специфика программирования на региональном телевидении, методики и принципы производства собственных телевизионных программ. 24
1.3 Пространственная организация телевещания в контексте регионального развития 29
2. ВЛИЯНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ НА КОНЦЕПЦИЮ, СТРУКТУРНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И СОДЕРЖАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ВЕЩАНИЯ 35
2.1 Структура, особенности содержания и место информационных программ регионального телевидения 46
2.2. Роль экстралингвистических факторов в создании телевизионных новостей. 55
3. ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ РЕГИОНАЛЬНОГО ТЕЛЕВЕЩАНИЯ 63
3.1 Анализ программ регионального и местного телеканалов Иркутской области 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа 2012.doc

— 467.50 Кб (Скачать файл)

Структура текста.

Существует повсеместное заблуждение, что телевизионный  текст – это особенный вид  текста, на который не действуют  законы драматической истории. Это  не так. Хороший телевизионный текст всегда имеет завязку, кульминацию и развязку. Но в отличие классической драмы в телевизионном тексте порядок появления завязки, кульминации развязки может быть иным. Например, текст может начинаться с развязки, а затем автор рассказывает, что же привело к ней. Часто кажется, что телевизионная история, особенно если это прямой репортаж, не имеет финала. Но фраза «О том, как будут развиваться события, мы расскажем вам в следующем выпуске нашей программы» - это финал сюжета, так называемый открытый финал.

Самую интересную часть  истории можно вынести в начало. Начало любого сюжета всегда должно быть ударным, чтобы сразу захватить  внимание зрителя и «заставить»  досмотреть сюжет до конца. И тут  два основных приёма: начинать следует  сюжет интересной, интригующей первой фразой и запоминающимся, захватывающим внимание первым кадром, естественно, связанным с ней. И второе. Любая история начинается с действия. Вообще на телевидении, как и в кино, действие – самая захватывающая и зрелищная часть повествования. И запоминают зрители не статичные кадры, а кадры, где присутствует действие. Но не стоит увлекаться – действие не должно быть описано словами! Заинтриговав зрителя, вы как бы обещаете, что, досмотрев сюжет до конца, он узнает что-то новое и интересное. И в финале обещание должно быть выполнено.

И самое последнее  о тексте – по возможности сокращать  всё лишнее, затрудняющее понимание. Сначала избавляемся от всех повторов и ненужных разъяснений, затем от лишних прилагательных, вводных слов и всего того, что якобы украшает текст (картинка – вот главное украшение телевизионного текста), затем на мешало бы прочесть снова текст, ещё раз и сократить так, чтобы смысл истории предать минимальным количеством слов. И тут представляется уместным привести слова известного тележурналиста, обладателя премии "ТЭФИ" в номинации "Лучший репортер", руководителя информационных программ Владимира Лусканова: «Ни одни текст не становится хуже от сокращения».

 

3. ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ РЕГИОНАЛЬНОГО  ТЕЛЕВЕЩАНИЯ

 

Прежде чем определить проблемы в региональном ТВ, прежде всего, следует проанализировать его достижения. Одно из первых достижений – сегодняшние работники чётко осознают необходимость учёбы и профессионального роста. Интересно, что в анкетах на различных фестивалях самый популярный ответ на вопрос: «В чём ваша основная проблема?» - «Не хватает знаний». Стало быть, немодно жаловаться на плохую технику, низкий заработок. Все смотрят центральное телевидение и осознают, что с ним «в одном ящике». Хочется соответствовать и в имидже, и в картинке, и в поиске новых жанров. Второе достижение – умение делать новости. Новости, как известно, лицо канала и самая главная задача регионального ТВ. Собственно, многие региональные станции и создаются с целью показывать местные новости. И последнее достижение – хорошая коммерческая хватка. Если 10 лет назад журналисты и режиссёры не желали знать, во сколько обходится телекомпании их сюжеты или программы. Сегодня уже не только профессиональные продюсеры и менеджеры понимают, что свобода слова напрямую зависит от экономической свободы, а значит – деньги надо уметь добывать и считать.

Кроме названных достоинств регионального телевидения, конечно, существуют и недостатки. Одна из серьезнейших проблем деятельности регионального телевидения сегодня – взаимоотношения с местными властями. По положению, принятому в 1998 году ФСТР России, переоформлять лицензии стали региональные комиссии. И здесь, как показывает практика, нередко проявляется волюнтаризм местных администраций. Конечно, для телекомпаний, лояльных к власти, проблем не существует. Иначе складывается ситуация со «строптивыми». К примеру, может быть объявлен конкурс с заранее спланированным победителем, есть и другие инструменты воздействия на средства массовой информации на региональном уровне. Но многие региональные компании, несмотря на большое количество трудностей, продолжают работать, стараясь сохранить свое творческое лицо, индивидуальность и занятую нишу в информационном пространстве.

Сегодня в регионах создается  мощная информационная система местного телевидения. В последние годы региональное телевидение овладело электоральными функциями, активно участвует в избирательных кампаниях. Это произошло вследствие того, что у политических элит, возникших в регионах, появилась необходимость влиять на общественное мнение в собственном информационном пространстве. Местное телевидение предоставляет также возможность городским, районным и областным администрациям воздействовать на огромную аудиторию не только логикой аргументов, но и эмоциональным настроем, тональностью выступлений.

Одна из основных проблем  развития и функционирования региональных ТРК – это отсутствие правовой базы телерадиовещания. Например, существование  госзаказа только для государственных  телерадиокомпаний лишает инициативы создания социально значимой продукции коммерческие телекомпании. Но и государственные телекомпании имеют ряд проблем: неполное, нерегулярное финансирование, сокращение эфирного времени на государственном телеканале, ангажированность местной властью, вмешательство органов государственной власти в их программную и кадровую политику и пр. До сих пор не решены вопросы о законодательном разграничении полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами в области телевидения и радио, отсутствует единая техническая политика, существуют сложности с конвертацией и сертификацией телевизионного оборудования.

Не нуждаются в комментариях проблема недостатка средств на подготовку квалифицированных кадров, а также географической изолированности регионов, влекущие за собой ограниченность выхода на общероссийскую аудиторию. Решение их могло бы стимулировать повышение творческого уровня программ, ответственность за качество передач, укрепляло бы авторитет телекомпаний. Проблема неквалифицированных кадров, по мнению автора исследовательской работы, очень актуальна. Часто встречаются люди, работающие на ТВ, у которых нет специального журналистского образования. Одни журналисты-дилентанты довольно быстро осваивают профессию и достигают высоких результатов. У других же возникают трудности в подготовке новостных материалов и часто, как итог - непрофессионализм можно увидеть на экране.

Одной из серьезных проблем  специалисты считают неравенство  государственных и частных телекомпаний в их правах по отношению к платежам за услуги Госкомсвязи. Между ними существует разница и в затратах на рекламную продукцию.

Помимо этого бедность многих региональных телекомпаний, связанная  с отсутствием реального рекламного рынка. В свою очередь, этот рынок  невозможно оживить без оживления  всей российской экономики, особенно в  российской глубинке. Хотя проблема с  развитием рекламного рынка решается на примере местной телекомпании БСТ. По данным сайта «Братской студии телевидения» на сегодняшний день медиахолдинг «БСТ» занимает лидирующие позиции на медиарынке Братска. Кроме информационной программы «Новости БСТ», в эфир выходит информационно-развлекательный телесправочник «Братская инструкция» - аналог передаче на ТНТ «Москва - инструкция по применению». Эта программа информирует братчан не только о различных услугах и товарах, но и в свою очередь способствует продвижению, узнаваемости телекомпании. Стоит отметить, что на базе Братской студии телевидения действует Продакшн-студия БСТ. Её основные направления – производство видеопродукции, радиорекламы, интернет-рекламы, дизайн любой сложности, проведение масштабных рекламных кампаний. Возрастает не только количество рекламодателей и бизнесменов, желающих сотрудничать с БСТ, но потенциальной аудитории, которая сморит телеканал ТНТ-БСТ. По итогам медиаизмерений телевизионного рынка г.Братска (осень 2007 г.) телеканал Братской студии телевидения с сетевым партнером ТНТ занимает 3-е место с долей аудитории 16%, уступая "России" 0,6%! Первый канал традиционно занимает первую строчку рейтингов. НТВ и СТС разделили 4 и 5 места.66

Рост доли сетевого партнёра Братской студии телевидения - стильного, молодёжного ТНТ не прекращается на протяжении всех десяти лет существования канала.

Рис. 1. Рост доли каналов 


 

Таким образом, за счёт различных  рекламных проектов и программ БСТ расширяет новые возможности для развития своей компании и устойчивого роста.

Проблема недостатка финансовых средств у местных и региональных телекомпаний, а также отсутствие профессионального роста, влечёт за собой отток квалифицированных специалистов, которые уезжают в крупные города в поисках перспективной работы, более выгодных условий труда.

Другие беды у государственного и регионального ТВ связаны с  его странным статусом и бременем традиций. Например, то, что в районных и областных телекомпаниях работают в основном женщины. И это проблема. Но постепенно она решается. Для того чтобы подтвердить этот факт, мною было проведён сравнительный анализ коллективов региональных телекомпаний. Так, к примеру, в редакции «Вести - Иркутск» работает 54 сотрудника, из них – 30 женщин и 24 – мужчины. Как правило, больше женщин трудиться на благо журналистики в отделах новостей: корреспонденты, ведущие эфира. Режиссёры, продюсер, коммерческая группа – тоже состоит в основном из женщин. Операторы – только мужчины, а вот монтажёры – женщины и мужчины. Правда, первых меньше, чем последних. В телекомпании БСТ мужчин и женщин практически поровну: 44 сотрудника, из которых 23- женщины и 20 мужчин. Возможно, женщин немного больше, чем мужчин на телевидении, потому что мужская половина предпочитает работу с высоким заработком и перспективами.

Анализируя проблемы регионального телевидения, нельзя не сказать о том, что, к сожалению, подготовка и выпуск новостных материалов местными телекомпаниями зачастую отличается от региональных. Если сопоставить информационные выпуски местных телекомпаний Братска и ГТРК «Иркутск», то новостные программы последнего СМИ характеризуется более профессиональным подходом в подаче журналистских материалов. Прежде всего, это касается вёрстки информационных программ. К примеру, местные телекомпании могут в качестве первого сюжета поместить материал, который не несёт смысловой и информационной нагрузки. Особого внимания заслуживает качество видеоизображения, которое сопровождает журналистский текст. Картинки в сюжетах бывают иногда скудны, однообразны либо штампованы – и это проблема.

Язык СМИ играет важную роль, как в распространении русского языка, так и в повышении грамотности  населения. И хотя имеются некоторые  положительные результаты работы СМИ по формированию уважительного отношения к русскому языку, но в газетах по-прежнему большое количество ошибок, а с экранов телевизора часто звучит далеко не образцовый русский язык. Учитывая отношение молодежи к телевидению – для многих это единственный источник и «светоч» в жизни, – СМИ должны бережно обращаться с русским языком67.

Отмена цензуры привела  к появлению в прямом эфире  спонтанной устной речи, демократизация – к участию в публичном общении лиц, имеющих различное образование и уровень речевой культуры.

В советский период существовала жесткая цензура и корректура. Дикторы обязательно обращались к словарям в затруднительных  случаях словоупотребления, произношения и др., чего нельзя сказать в настоящее  время о современных телеведущих, судя по допускаемым нарушениям норм литературного языка.

Исправление нанесенного  русскому языку ущерба в электронных  СМИ, вероятно, надо начинать с подготовки и переподготовки кадров, телеведущих, журналистов – всех, кто выходит с русским языком в эфир.

Эффективность работы на телевидении напрямую зависит от знания своей аудитории. «Региональные  телевидение всегда будет побеждать  любой федеральный канал, потому что людям хочется знать в  первую очередь о самих себе. Им важно видеть свои улицы, мучить вопросами местных начальников, обсуждать проблемы экологии, тепла, дорог того города или посёлка, где они живут».68 В сюжетах из российских городов, появляющихся на центральных каналах, часто бывают досадные недоразумения, когда ведущие путают фамилии людей, неправильно ставят ударение.

Конечно, в сюжетах  регионального телевидения бывают ошибки, но своему телевидению, своим  ведущим люди готовы прощать, в то время как даже маленькая оговорка из «чужих» уст кажется преступным умыслом. Региональное телевидение «обречено» на успех. Это правда. Но в этой правде таится опасность проявления успокоенности, нежелания что-либо менять, расти профессионально.

Плюс или минус близость к зрителю? Гораздо больше плюс, чем минус. Близость к зрителю, как ни странно, заставляет профессионального тележурналиста больше доверять самому себе в оценке результатов работы, чем благодарному и влюбленному в него зрителю. Это касается как программы в целом, так и «раскрученных» ведущих.

Универсальность.

Следующее особое качество, которое является и плюсом и минусом, это универсальность деятельности тележурналиста на региональном телевидении. На федеральных каналах есть чёткая технология производства и каждый человек делает то, что он обязан делать согласно своей должностной инструкции и контракту. На региональном телевидении такое бывает очень редко, только в самых крупных компаниях, технически и технологически развитых. В большинстве своём региональные телекомпании не имеют возможности закрепить за конкретным работником узкую специальность. Часто приходится видеть программы новостей местного телевидения, где журналист выполняет и роль ведущего, и корреспондента новостей. Он сам себя редактирует и режиссирует. А в некоторых случаях и сам монтирует сюжеты. Иногда и оператор становится монтажёром собственных съёмок. Это и есть универсальность. Достоинство это или недостаток? Как часто бывает в жизни, за этим явлением кроется и плохое, и хорошее.

Недостатки:

Необходимость сочетания  разных профессий приводит к суете, поспешности и отрицательно сказывается на качестве программы. Чёткая технологическая цепочка и чёткое понимание своих обязанностей – не роскошь, а прямое условие профессиональной работы сегодня.

Зрителю сложно воспринять программу, когда диктор в студии вдруг оказывается с микрофоном в руке в объявленном им же сюжете. Происходит путаница, которая мешает восприятию программы в целом.

Достоинства:

Часто начинающий журналист  плохо представляет себе содержания различных телевизионных профессий: корреспондент, ведущий программы, режиссёр, редактор, исполнительный продюсер, администратор. Для выпускника вуза, пришедшего работать на телевидение, все эти профессии одинаково интересны и незнакомы. Универсальность даёт попробовать себя в разных амплуа. Тем самым человек может найти своё место быстрее и с меньшими потерями. Он имеет возможность попробовать себя в эфире и уйти в режиссёры, если у него это получается лучше.

На федеральных каналах  такие эксперименты невозможны. Поэтому  региональное телевидение в силу своей универсальности может  считаться лучшей школой для любого тележурналиста, особенно в начале его карьеры. Не случайно Светлана Сорокина пришла в программу «Вести» их питерского ТВ, Анатолий Малкин – из мурманского, Леонид Парфёнов – из череповецкого.

Информация о работе Современный опыт и проблемы регионального телевещания на примере Иркутской области