Современный опыт и проблемы регионального телевещания на примере Иркутской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 11:14, дипломная работа

Краткое описание

В дипломной работе проанализированы деятельность ведущих центральных телеканалов: «Первый», «Россия», в аспекте их взаимодействия с региональными телеканалами-партнерами в исследуемый период,выявлены основные принципы формирования отношений между федеральными и региональными телеканалами,исследованы негативные и позитивные моменты функционирования региональных телекомпаний в условиях продолжающейся коммерциализации и других аспектов современного развития отечественного телевещания,. проанализированы проблемы деятельности регионального телевидения и установлена степень освещаемости региональной тематики федеральными каналами, найдены пути решения проблем регионального телевещания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ (1985-2002 ГГ) 8
1.2. Специфика программирования на региональном телевидении, методики и принципы производства собственных телевизионных программ. 24
1.3 Пространственная организация телевещания в контексте регионального развития 29
2. ВЛИЯНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ НА КОНЦЕПЦИЮ, СТРУКТУРНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И СОДЕРЖАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ВЕЩАНИЯ 35
2.1 Структура, особенности содержания и место информационных программ регионального телевидения 46
2.2. Роль экстралингвистических факторов в создании телевизионных новостей. 55
3. ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ РЕГИОНАЛЬНОГО ТЕЛЕВЕЩАНИЯ 63
3.1 Анализ программ регионального и местного телеканалов Иркутской области 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа 2012.doc

— 467.50 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО «ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФИЛИАЛ в г. БРАТСКЕ

 

 

 

 

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

СОВРЕМЕННЫЙ ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОГО ТЕЛЕВЕЩАНИЯ НА ПРИМЕРЕ  ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

 

 

 

 

Зав. кафедрой

журналистики и маркетинговых

коммуникаций      _____________    Ю. Л. Воробьев

 

Руководитель      ______________  А. В. Овсянникова

 

Нормоконтролер     ______________  Н.И. Гайтюкевич

 

Студент Жз-07     ______________   В. Р. Унжаков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Братск 2012

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………………91 
ВВЕДЕНИЕ

 

Российское общество вот уже более десяти лет организует своё развитие по новым законам социально-экономического устройства. В сфере системы средств массовых коммуникаций произошли перемены, появились новые механизмы взаимоотношений журналистики и других общественных структур, изменилась роль и функции журналистики: сегодня она живёт и функционирует в новых условиях конкуренции, рыночных отношений. В условиях неоднозначности и противоречивости общественного развития журналистика выступает, во-первых, инструментом общественных, социальных и экономических перемен, а, во-вторых, сама является объектом воздействия других, в том числе и новых, общественно-политических структур и социальных институтов.

В России за период с 1991 по 2005-й годы появилось значительное количество новых региональных телекомпаний, многие из которых в своих областях и городах играют все более заметную роль. В то же время профессиональный, качественный уровень телепрограмм у большинства из них гораздо ниже, чем у телепередач федерального канала-партнера.

Модель коммерческого  телевидения, ориентированного на запросы и потребности массовой аудитории, основой существования которого является реклама,- единственная на сегодняшний день приемлемая форма функционирования отечественных телеканалов. А таких классических примеров государственного телевидения, как центральное советское телевидение под руководством Гостелерадио, в развитых странах почти не существует и даже телеканал «Россия», считающийся государственным, не соответствует данной модели. Как полагает Эдуард Сагалаев: «Роль государственного телевидения в том, чтобы защищать российские традиции, историю и культуру… Государственный канал должен быть более респектабельным. Минимум жесткости и насилия» 1

На государственном  телеканале «Россия» и во всем государственном  холдинге ВГТРК в 2000-м году, начался новый этап развития, во многом связанный с приходом известного телевизионного топ-менеджера О.Б.Добродеева. Значительные преобразования в деятельности государственного федерального телеканала привели к формированию новой модели взаимодействия между головной телестанцией и местными ГТРК. В настоящее время региональные государственные телекомпании имеют возможность более оперативного сотрудничества с каналами «Россия», «Спорт», «Культура», а также с круглосуточным спутниковым телеканалом «Вести 24» (все они входят в холдинг ВГТРК).

Актуальность работы обусловлена динамичным развитием взаимодействия центрального и местного телевидения, а также изменением характера влияния федеральных телевизионных каналов на региональные на новом этапе развития отечественного телевещания. Следует упомянуть о том, что взаимодействие федеральных и региональных телекомпаний характеризуется более жесткой координацией телевещания. Это в первую очередь выражается в повышении требований, предъявляемых центральными каналами к качеству передач региональных партнеров, что по ряду объективных и субъективных причин приводит к обострению многих из существующих в региональных телекомпаниях проблем и требует поиска приемлемых решений.

Опыт зарубежных телекомпаний нередко служил для отечественного телевидения если не примером, то моделью, работу которой необходимо знать и творчески осмыслить. Взаимоотношения американских федеральных телеканалов со своими сетевыми партнерами подробно изучил и описал в книге «ТВ-информация в США» Н.А. Голядкин.

Телевидение – одно из самых сложных культурных явлений  двадцатого века. Обладая наиболее мощным механизмом воздействия на общественное мнение среди других СМИ, оно формирует взгляды, стереотипы аудитории. Это одно из величайших явлений 20 века, объединившее в себе передовые достижения журналистики, науки, искусства, экономики. Телевидение постоянно изменяется, и суть этих перемен многообразна и существенна. Процессы, происходящие на современном федеральном и региональном телевидении, требуют осмысления и системного анализа, так как их взаимосвязь является той основой, на которой  базируются типологические особенности каналов, их содержательная и программная политика.

Методологическая основа исследования. Методология данного исследования опирается на системный комплексный междисциплинарный подход, который был реализован на основе общенаучных принципов историзма, объективности и системности. Использован также метод сравнительного анализа, позволяющий выявить специфические черты эфира телерадиокомпаний.

Применение принципа историзма позволило изучить  отечественное телевидение как  историческое явление, изменявшееся во времени в связи с событиями  истории телевидения исследуемого периода.

Принцип объективности  с его опорой на фактический материал дает возможность проанализировать каждое явление в его многогранности и противоречивости.

В соответствии с принципом системности телевидение Иркутской области рассматривалось как составная часть единой общероссийской системы телевещания. На основе данных методологических принципов использовался комплекс общенаучных (анализ, синтез, индукция, дедукция) и специально-исторических методов научного исследования.

Научная новизна дипломного проекта состоит в том, что впервые предпринята попытка исследования взаимосвязей между федеральными и региональными телеканалами сквозь призму процессов влияния программ, их жанров и содержания, а также в выявлении на этом основании принципов формирования отношений между телеканалами с учётом их типологических характеристик и форм собственности.

Говоря о научной  новизне исследовательской работы, нельзя не отметить её практическую значимость. Данное исследование может быть использовано в практической деятельности журналистов региональных телевизионных каналов, а также в качестве основы для разработки учебного курса по региональному телевидению для студентов-журналистов.

Объектом настоящего исследования выступает российское федеральное и региональное телевидение, представленное основными вещательными каналами, а предметом – их взаимодействие и проблемы, связанные с осуществлением профессиональной деятельности.

Цель научно-исследовательской работы заключается в выявлении механизмов взаимодействия региональных и отечественных телеканалов, поиск решения проблем регионального телевещания.

Для достижения обозначенной автором исследовательской целью необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировать деятельность  ведущих центральных телеканалов: «Первый», «Россия», в аспекте их взаимодействия с региональными телеканалами-партнерами в исследуемый период.

2. Выявить основные  принципы формирования отношений  между федеральными и региональными  телеканалами.

3. Определить основные тенденции и специфику развития телевидения.

4. Рассмотреть программную  и информационную политику региональных и местных каналов Иркутской области.

5. Исследовать негативные и позитивные моменты функционирования региональных телекомпаний в условиях продолжающейся коммерциализации и других аспектов современного развития отечественного телевещания.

6. Определить специфику  программирования сетки вещания регионального телевидения и факторы, влияющие на этот процесс.

7. Проанализировать проблемы  деятельности регионального телевидения  и установить степень освещаемости  региональной тематики федеральными  каналами. Найти пути решения проблем регионального телевещания.

8. Рассмотреть особенности  информационных программ региональных  телеканалов и местных телеканалов.

 

1. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО  ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ (1985-2002 ГГ)

 

Изменения, происходящие в системе отечественного телевизионного вещания, тесно и неразрывно связаны с процессами, происходящими в обществе. Телевидение, с одной стороны, подвержено влиянию этих процессов, а с другой – оно их освещает.

Исследователи выделяют два этапа реформирования отечественной  телевизионной системы в переходный период: 1985–1991 годы и с 1991 года по настоящее время2. Эксперты предполагают, что третьего этапа радикальных реформ в ближайшее время не предвидится.

Некоторые исследователи  СМИ России3 классифицируют общие тенденции функционирования телевидения в советский период по следующим признакам:

1. По характеру вещания:

1) общегосударственная централизация телевизионного вещания;

2) многонациональный характер телевидения.

2. По способу управления:

1) возможность определения  преодоления в процессе развития, сбалансированности центробежных и центростремительной тенденций, аккумуляции и быстрого распространения опыта во всех областях: техники и технологии, организации производства и творческого процесса;

2) жесткое регламентирование деятельности ТВ из центра, диктат местного партийного руководства4.

3. По техническому  обеспечению существует унифицированная техническая система распространения телевизионных программ по всей территории страны (спутниковая связь, ретрансляционная сеть, тысячи километров радиорелейных линий).

4. По финансированию:

1) федеральное финансирование;

2) отсутствие рекламы.

Центральное телевидение  производило высококачественные информационные, научно-популярные, литературные, образовательные, детские программы, в то время как уровень местных программ был довольно низким, чем объясняется и низкий авторитет региональных телецентров.

В 1985 году произошли существенные изменения в политической, экономической, социальной жизни общества, которые  не могли не повлиять на развитие отечественной телевизионной системы. Они были связаны с приходом к власти М.С. Горбачева и провозглашенным им новым политическим курсом «на “перестройку” и новое мышление», что в конце концов повлекло за собой распад такой сверхдержавы, как СССР. После более чем семидесятилетнего господства тоталитарного режима в стране новые политические условия предоставили средствам массовой информации возможность более свободно и открыто говорить о том, что раньше скрывали от широких масс «за семью печатями». Глобальные перемены, произошедшие в период с 1985 по 1991 год, отразились на дальнейшем развитии телевидения в России. «На этапе, начавшемся в результате распада СССР, процессы демонополизации и децентрализации, с одной стороны, упростились до уровня деконцентрации (более мелкого территориального дробления), а с другой стороны – приняли явно дезинтеграционный характер»5.

В результате исследователи  телевидения6 говорят о двух принципиально новых взаимосвязанных явлениях, получивших развитие на отечественном телевидении в постсоветский период. Во-первых, это переход от жесткой вертикали (система Гостелерадио) к горизонтальным связям между различными телеорганизациями. Во-вторых, освоение хорошо знакомого на Западе, но абсолютно нового для отечественной телесистемы сетевого принципа распространения телепрограмм. При этом на первый план все более настойчиво стали выходить экономические проблемы преобразования телевещания. Но, несмотря на экономический и политический кризисы в стране, Россия продолжала развивать техническую базу распространения телевизионного сигнала, увеличивая охват населения телевещанием.

В постсоветский период сложилась такая классификация  российского телевидения:

1. По способу трансляции:

1) эфирное (все вещательные организации, использующие традиционный способ распространения телесигнала от телевышки до телесистемы потребителя);

2) спутниковое (например, «Космос-ТВ», 4 канала «НТВ-плюс»);

3) кабельное (компания «КТВ-1», кабельные сети в городах России).

2. По охвату аудитории:

1) общероссийские (Россия);

2) межгосударственные (Первый канал);

3) региональные (ИГТРК);

4) местные (от областных телестудий до кабельных сетей микрорайона).

3. По форме собственности:

1) государственные;

2) негосударственные;

3) частные («СТС», «ТНТ», «МУЗ-ТВ»);

4) акционерные общества: открытого типа (Центр коммерческого телевидения), закрытого типа («2х2 Телемаркет»);

5) общества с ограниченной  ответственностью (Агентство «Парадиз»);

6) товарищества с ограниченной ответственностью (Екатеринбург, «Арт Home Video»);

7) смешанные компании с участием зарубежных инвесторов («ТВ-6 Москва», СТС, АОЗТ Российско-Британская творческая ассоциация «Ист – Вест»)7.

Оформившаяся же к 1999 году структура ЦТ России выглядит следующим образом: телевидение  государственное – «Россия»; телевидение общественное – Первый канал; телевидение коммерческое – НТВ.

На самом же деле, и  это обстоятельство, по мнению многих исследователей, одно из важнейших  – все телевидение современной  России, формировавшееся на пороге нового века – явление коммерческое. Иллюстрацией этого может служить, например, тот факт, что государство свой же государственный канал «Россия» оплачивает всего на одну треть. Остальные расходы российское телевидение покрывает за счет рекламы и с трудом сводит концы с концами. «А так называемое общественное телевидение на 51% принадлежит капиталу, выражая и поддерживая точку зрения, зачастую очень далекую по своей сути от общественной, народной» 8.

Информация о работе Современный опыт и проблемы регионального телевещания на примере Иркутской области