Художественное образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 00:13, реферат

Краткое описание

Художники Возрождения были убеждены в могуществе науки,
было восстановлено высокое уважение к рисунку. Микеланджело писал:
«Рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка
и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок – источник и корень
всякой науки». Человек вновь

Вложенные файлы: 1 файл

Художественное образование история.docx

— 28.24 Кб (Скачать файл)

«Художественное образование эпохи  Возрождения» 

Художники Возрождения были убеждены в могуществе науки,

было  восстановлено высокое уважение к рисунку. Микеланджело писал:

«Рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка

и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок  – источник и корень

всякой  науки». Человек вновь

становится  главной темой искусства. Постановка обучения в эпоху Возрождения  представляла собой следующие этапы. Мальчика 10-12 лет отдавали к мастеру, и он с первых дней начинал знакомить  его с мастерством (ремесло –  обучение искусству – работа). К 18 годам учитель мог поручить исполнение отдельных частей работы (например, Леонардо да Винчи, учась  у Вероккио, написал ангела на работе «Крещение Христа» учителя). После 6 – 8 лет обучения ученик мог остаться в мастерской в качестве помощника, но мог и перейти к другому мастеру.

У наиболее крупных художников воспитанники изучали:

- ювелирное  дело,

- литературу,

- математику,

- скульптуру, живопись и архитектуру.

Основа  обучения – рисунок. Система обучения рисунку тесно связана с

композицией, поскольку он являлся подготовительной стадией к живописной

работе. Если позднее, в академиях, рисунок  как отдельный предмет

преподавания  стал самоцелью, то в эпоху Возрождения  учитель,

удостоверившись, что ученик правильно понял конструкцию  и грамотно

передал анатомическое строение, разрешал оставить рисунок на стадии

аналитического  построения. Рисовали на буковых дощечках, покрытых

тонким  слоем воска, неправильно проведенную  линию или тоновое пятно

заминали  и заравнивали.

В это  время появляются первые научные  труды по изобразительному

искусству.

Ченнино Ченнини «Трактат о живописи». Основа рисунка, считал

Ченнини, - рисование с натуры. «Всякое искусство по своей природе изящно и приятно, но достигает его тот,

кто к  нему стремиться».

 Леон Батиста Альберти «Три книги о живописи». Альберти рассматривает рисование как научную дисциплину,

обладающую такими же жесткими законами, как математика. Обучение строилось на основе изучения натуры с точки зрения перспективы

и анатомии. Альберти заложил теоретические  основы обучения рисованию, дал методическую последовательность.

Леонардо  да Винчи «Книга о  живописи». Труд составлен его

Учениками. Леонардо не выдвинул новых методов  и

принципов, однако углубил эти знания. Основа методики – рисование с натуры с помощью анализа формы.

Альбрехт  Дюрер «Книга о  живописи». «Трактат

о пропорциях» - правила построения фигуры человека через геометрию и

математические  расчеты, деление фигуры на части  – плечевой пояс, таз,

коленный  сустав. Наличие вспомогательных  линий при построении фигуры

человека.

- восстановление  основ реалистического изображения;

- научно-методическое  обоснование процесса реалистического

изображения. 
 

«Становление  академической системы  художественного

образования в XVI – XVII веках». 

создание  специальных учебных заведений  – Академий Художеств и

художественных  школ. Снабдили Академию необходимыми учебными и методическими пособиями. Ученики академии основательно изучают анатомию (рисуют

препарированные трупы), пропорции, античные образцы.

Система обучения следующая:

- знакомство  с элементарными приемами рисования;

- рисование  с образцов (таблиц);

- рисование  с гипсовых копий антиков;

- рисование  живой натуры.

Основная цель этих учебных заведений –

профессиональная  подготовка в области изобразительного искусства,

воспитание  молодежи на примерах высокого искусства  античности и

Возрождения. С  момента открытия государственной  академией рисование

становится  самостоятельной дисциплиной, имеющей  свою методику

обучения.

Наряду с  государственными академиями, существовали и частные

школы. Самой  крупной и оснащенной была мастерская великого  фламандского художника  Питера Пауля Рубенса (1577-1640). Его  учениками

были: Ван Дайк, Иордансен. Как педагог и руководитель Рубенс не имел себе

равных – виртуозный живописец и рисовальщик, крупнейший знаток худ.

ценностей, ученый-гуманист, исследователь античности, дипломат и

государственный деятель. Рубенс требовал от учеников не копирования образцов, а

передачу живого тела, активно сам показывал технические  возможности

материала, конструктивную закономерность строения формы. Большое

значение при  обучении рисунку Рубенс придавал научным  основам законов

перспективы, светотени, пластической анатомии.  

Совершенствование академической школы  художественного

образования в XVIII веке.

XVII век - первая  половина XIX века является «золотым  веком»

академий. Они  указывают художникам пути к вершинам искусства,

воспитывают худ. вкус, определяют эстетические идеалы. Совершенствуется

и методика преподавания. Опора на разум, который контролирует

впечатления художника  Рисовальщик наблюдает предметы в природе, анализируя их форму, опирается  при изображении на уже имеющиеся у него

знания.

Джошуа Рейнольдс (1723-1792) призывал к внимательному изучению

жизни, обогащая его научными знаниями. С первых шагов руководства АХ

Великобритании  Рейнольс – сторонник академической школы с опорой на

изучение  натуры. Конструктивный анализ, моделировка формы.

Рейнольдс выдвигает мысль о том, что обучение рисованию - тоже

искусство, если педагогические приемы не будут проверены  на практике,

ученики не усвоят материал достаточно хорошо.

Гете считал основой основ человеческое тело, его пропорции и пластику.

Поверхностное наблюдение не дает возможности художнику  понять

строение тела. Итог: основа художественного образования – рисование аналитическое,

как в  профессиональной, так и в общеобразовательной сферах. 

«Рисование  в России X - XVIII веков»

Уже к XI веку рисование  рассматривается как общеобразовательный

предмет и был  связан с обучением грамоте. Скорее всего, в основу обучения

был положен  копийный метод.

Навыки в  профессиональном художественном образовании

приобретались в монастырских иконописных школах. Рисунок считался

важной частью искусства иконописи, особенно в  изображении ликов и

фигур. С реформами  Петра I появилась необходимость  в художниках

различных специализаций. Возросла потребность и в светском искусстве.

В 1711 году при  Петербургской типографии организуется школа

рисования, где  помимо рисования по образцам практикуется рисование с

натуры. Из-за границы  приглашаются художники-педагоги. Рисование

начинает широко внедряться как общеобразовательный  предмет. Так

рисование было включено в число предметов Московской академии (1715),

Хирургической школы при Санкт-Петербургском  военном госпитале (1716),

35

Кадетском корпусе (1732). А в 1724 году в Российской академии наук

предусматривалось преподавание «знатнейших художеств».

Для правильного  рисования в этих учебных заведениях была издана

книга И.Д. Прейслера «Основательные правила, или Краткое руководство к

рисовальному  художеству». Это первое серьезное  руководство по рисунку в

России. Грамотная  последовательность обучения в сочетании  с опорой на

геометрию, перспективу  и пластическую анатомию – отличительные

особенности этого  труда. Однако, первые учителя-иностранцы стали

рассматривать эту книгу как сборник образцов для копирования и ее

методическая  ценность была утрачена. Но в последнее  время методическое

значение  данного труда восстановлено. 

«Становление  академического художественного  образования в

России»

В 1755 году граф Шувалов на свой вторичный запрос о создании

Академии Художеств  получает от Елизаветы положительный  ответ. В 1756

году Шувалов  едет за границу, где при посредстве Дидро и Вольтера

знакомится  с постановкой художественного  образования в Европе. Проект

Шувалова был  утвержден в 1757 году сенатом, а в 1758 АХ перевели из

Московского университета в Санкт-Петербург.

Для развития художественного  вкуса учащихся АХ окружали предметы

искусства. Шувалов  жертвует свое собрание картин и рисунков, а также

личную библиотеку. Академия снабжала учеников всем необходимым.

Воспитанники  делились на группы: 1-ая – с 6 до 9 лет, 2-ая – с9 до 12, 3-я – с

12 до 15 лет, 4-ая  – с15 до 18 лет. Занятия строились  следующим образом:

утренние с 9 до 11 и вечерние с17 до 19. Итоги подводились  по результатам

просмотра. Основной учебный предмет – рисунок. По инициативе скульптора Жиле в 1760 году при АХ был организован класс, где изучали пластическую анатомию.  В основе методики преподавания – рисование с натуры (копии с оригиналов, гипс, натура). Ведущий методист – Лосенко А.П. Теоретические труды Лосенко

посвящены пропорциям и анатомии, а также имели место  таблицы

оригиналов. 

«Художественное образование в XIX веке». 

Первая половина XIX века – наивысший расцвет академической  школы

рисунка.Над методикой преподавания работают: А.И. Иванов, В.К. Шебуев,

Информация о работе Художественное образование