Исторические журналистские расследования Леонида Парфенова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 12:38, курсовая работа

Краткое описание

В своих исторических расследованиях современные журналисты чаще всего отталкиваются от того, что принято называть историческими загадками. Иной раз на основе мемуарных и документальных источников они строят версии жизни и смерти поэтов, политиков, космонавтов и других известных людей. Эпоха гласности чрезвычайно расширила круг тем для такого рода расследований. Сегодня они пользуются необычайной популярностью.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I Жанр журналистское расследование………………………………………7
1.1 История развития жанра исторических расследований……………………….7
1.2 Особенности журналистского расследования на ТВ (до Парфенова)………19
Глава II Леонид Парфенов. Биография…………………………………………...25
2.1 Карьера Леонида Парфенова………………………………………………….25
Глава III Работы Леонида Парфенова…………………………………………….30
3.1 Дети XX съезда (о поколении шестидесятников)……………………………30
3.2 Российская империя……………………………………………………………30
3.2.1 Пётр I…………………………………………………………………………31
3.2.2 Анна Иоанновна и Елизавета Петровна…………………………………….31
3.2.3 Екатерина II…………………………………………………………………...33
3.2.4 Павел I…………………………………………………………………………36
3.2.5 Александр I……………………………………………………………………38
3.2.6 Николай I……………………………………………………………………...39
3.2.7 Александр II…………………………………………………………………..39
3.2.8 Александр III………………………………………………………………….40
3.2.9 Николай II……………………………………………………………………..40
Глава IV «Намедни»………………………………………………………………..42
4.1 Программа………………………………………………………………………42
4.2 Книга…………………………………………………………………………….45
Глава V Документальные телефильмы…………………………………………...47
5.1 «Зворыкин-муромец»…………………………………………………………..47
5.2 Семнадцать мгновений весны 25 лет спустя…………………………………48
5.3 Век Набокова…………………………………………………………………...49
5.4 Место встречи. 20 лет спустя………………………………………………….49
5.5 Живой Пушкин…………………………………………………………………50
5.6 Война в Крыму – все в дыму…………………………………………………..50
Заключение………………………………………………………………………….52
Приложения…………………………………………………………………………54
Список использованной литературы……………………………………………...56

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая журналистика.docx

— 115.08 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава I Жанр журналистское расследование………………………………………7

1.1 История развития жанра исторических расследований……………………….7

1.2 Особенности журналистского расследования на ТВ (до Парфенова)………19

Глава II Леонид Парфенов. Биография…………………………………………...25

2.1 Карьера Леонида Парфенова………………………………………………….25

Глава III Работы  Леонида Парфенова…………………………………………….30

3.1 Дети XX съезда (о поколении шестидесятников)……………………………30

3.2 Российская империя……………………………………………………………30

3.2.1  Пётр I…………………………………………………………………………31

3.2.2 Анна Иоанновна и Елизавета Петровна…………………………………….31

3.2.3 Екатерина II…………………………………………………………………...33

3.2.4 Павел I…………………………………………………………………………36

3.2.5 Александр I……………………………………………………………………38

3.2.6 Николай I……………………………………………………………………...39

3.2.7 Александр II…………………………………………………………………..39

3.2.8 Александр III………………………………………………………………….40

3.2.9 Николай II……………………………………………………………………..40

Глава IV «Намедни»………………………………………………………………..42

4.1 Программа………………………………………………………………………42

4.2 Книга…………………………………………………………………………….45

Глава V Документальные телефильмы…………………………………………...47

5.1 «Зворыкин-муромец»…………………………………………………………..47

5.2 Семнадцать мгновений весны 25 лет спустя…………………………………48

5.3 Век Набокова…………………………………………………………………...49

5.4 Место встречи. 20 лет спустя………………………………………………….49

5.5 Живой Пушкин…………………………………………………………………50

5.6 Война в Крыму – все в дыму…………………………………………………..50

Заключение………………………………………………………………………….52

Приложения…………………………………………………………………………54

Список использованной литературы……………………………………………...56

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Данная  работа посвящена изучению исторических журналистских расследований Леонида  Парфенова.

В своих  исторических расследованиях современные  журналисты чаще всего отталкиваются  от того, что принято называть историческими  загадками. Иной раз на основе мемуарных  и документальных источников они  строят версии жизни и смерти поэтов, политиков, космонавтов и других известных людей. Эпоха гласности  чрезвычайно расширила круг тем  для такого рода расследований. Сегодня  они пользуются необычайной популярностью.

Выбранная тема является актуальной.  Расследование  исторических тайн - значение подобных расследований для аудитории СМИ заключается, прежде всего, в их познавательной ценности. Историческое расследование позволяет журналисту (а значит, читателям, телезрителям, радиослушателям) взглянуть на прошлое с точки зрения современности, предложить свою версию дела, открыть подробности, ставшие известными лишь по прошествии длительного периода времени. Кроме того, осуществляя историческое расследование, журналист может провести параллели с аналогичными делами настоящего времени и тем самым, в известной мере, объяснить их. Публикация исторического расследования для конкретных СМИ может быть интересна и потому, что такие материалы привлекают внимание аудитории, позволяют изданию укрепить свою популярность.

В своих  исторических расследованиях современные  журналисты чаще всего отталкиваются  от того, что принято называть историческими  загадками. Иной раз на основе мемуарных  и документальных источников они  строят версии жизни и смерти поэтов, политиков, космонавтов и других известных людей. Эпоха гласности  чрезвычайно расширила круг тем  для такого рода расследований. Сегодня  они пользуются необычайной популярностью.

 

 

Степень изученности темы – упомянутые противоречия в подходах к формулировке понятия «журналистское расследование» обусловлены, на наш взгляд, в первую очередь недостаточной степенью разработанности данной проблемы.

В конце XX века в нашей  стране впервые стали появляться издания западных исследователей, посвященные  истории, теории и методике проведения журналистского расследования за рубежом. Однако они оказались слабо адаптированы к современной журналистике России, которая долгое время существовала в жестких рамках цензуры. Поэтому  на рубеже XX - XXI в.в. в России возникла необходимость подготовки отечественных  специалистов, способных работать в  данном направлении журналистики с  учетом специфики нового политического  и экономического положения в  стране, а так же на рынке СМИ.

Значительный вклад в  теорию и практику российской расследовательской журналистики внес руководитель Санкт -Петербургского Агентства журналистских  расследований А.Д. Константинов, подготовивший  первое учебное пособие, для журналистов -расследователей, работающих в России. В настоящее время издан ряд  учебных пособий и научных  работ, посвященных журналистскому расследованию, авторство которых  принадлежит отечественным исследователям (Н.В. Бергер, А.И. Станько, А.А. Тертычный  и др.), а так же переведены на русский язык пособия по проведению журналистских расследований зарубежных авторов (М. Берлин, Дж. Уллмен и др.).

Однако, принимая во внимание относительную новизну названного направления журналистской деятельности для современной российской журналистики, противоречивые мнения теоретиков относительно жанровой принадлежности журналистского расследования, а так же степень  научной разработанности вопросов, связанных с другими жанрами  публицистики, мы не можем пока говорить о полной и всесторонней изученности  данного вопроса.

 

Объектом исследования является жанр журналистского расследования, в частности, в творчестве Л. Парфенова.

Предметом  исследования являются исторические расследования Леонида Парфенова.

Целью исследования является изучение исторических журналистских расследований на примере работ Леонида Парфенова, выявление их особенностей, специфики стиля

Задачи исследования:

    1. Анализ литературы, посвященной жанру журналистского расследования, изучение журналистского расследования на телевидении.
    2. Изучение биографии Леонида Парфенова и его карьерной лестницы
    3. Изучение проведения журналистского расследования у Леонида Парфенова
    4. Описание методики проведения журналистского расследования у Леонида Парфенова
    5. Программа «Намедни» - сходства и отличия книги и передачи.
    6. Анализ документальных телефильмов Леонида Парфенова.

Методы исследования, которые использовались в ходе работы: метод сбора информации, метод интервью и беседы, метод осмысления полученной информации и анализа литературы.

Хронологические рамки исследования: 1983-2011 гг.

Теоретико-методологическая база исследования: эмпирическая база: передачи, док. фильмы Парфёнова, сайты, архивные документы, материалы СМИ и т.п.

Структура курсовой работы

Курсовая  работа состоит из введения, четырех  глав, заключения, библиографического списка, включающего  24  наименований и 3 приложений.

Во введении обоснована актуальность исследования, определены цель, объект, предмет, сформулированы задачи, методология и методы исследования.

В первой главе «Леонид Парфенов. Биография» рассмотрена «Карьера Леонида Парфенова».

Во второй главе «Работы  Леонида Парфенова» рассмотрено «Дети XX съезда», «Российская  империя» (Пётр I, Анна Иоанновна и  Елизавета Петровна, Екатерина II, Павел I, Александр I, Николай I, Александр II, Александр III, Николай II).

В третьей  главе «Намедни» рассмотрена  Программа и Книга автора

В четвертой  главе «Документальные телефильмы» рассмотрено «Зворыкин-муромец», Семнадцать мгновений весны 25 лет спустя, Век Набокова, Место встречи. 20 лет спустя, Живой Пушкин, Война в Крыму – все в дыму.

В заключении подведены общие итоги курсовой работы, изложены основные выводы.

В приложениях  представлены авторские разработки опытно-экспериментальных и проектных материалов исследования и другие материалы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I Жанр журналистское расследование

    1. История развития жанра исторических расследований

Каждый жанр имеет свои особенности, изучение которых помогает понять суть творческого процесса. Одним из направлений творческой деятельности журналиста в современном  обществе является журналистское расследование. Но вопрос о жанровом своеобразии  текстов, остается малоизученным.

Еще несколько лет назад  авторы немногочисленных научных и  методических работ о журналистских  расследованиях выделяли одноименный  жанр. Сегодня исследователи уже  не смотрят столь однозначно на этот вопрос, склоняясь к тому, что  журналистское расследование - это  все же не жанр, а «технология  сбора и обработки материала», «самостоятельный вид журналистского творчества», имеющий свою сложную  структуру.

Журналистское расследование  как творческий метод, специфика  которого выявляется на всех уровнях - начиная от выбора темы, сбора данных и заканчивая картиной мира, формируемой  у читателя в результате знакомств  с журналистскими произведениями, основанными  на расследованиях.

История журналистского расследования  еще мало исследована специалистами. Одной из причин является непостоянство  жанра. В разные времена в разных странах, он вдруг появляется, становится популярным, модным у журналистов  и востребованным обществом, а потом  постепенно исчезает. В истории российской прессы прослеживается два пика интереса к элементам расследования в  публицистике. Первый после правовой реформы 1860-х годов и введения судов присяжных, которые стимулировали  гласность правоохранительных систем государств. Второй пик интереса пришелся на последнее десятилетие XX века, когда  смена общественно - политической формации государства обеспечила гласность  практически во всех противоречивых процессах.

В своих исторических расследованиях современные журналисты чаще всего  отталкиваются от того, что принято  называть историческими загадками. Иной раз на основе мемуарных и документальных источников они строят версии жизни и смерти поэтов, политиков, космонавтов и других известных людей. Эпоха гласности чрезвычайно расширила круг тем для такого рода расследований. Сегодня они пользуются необычайной популярностью.

Методы журналиста и  историка в данном случае схожи, но не следует забывать о том, что  любое изложение фактов не тождественно самим фактам. Историки и журналисты по-своему исследуют узелки и обрывки  ниток на изнанке ковра, и каждый пытается воссоздать узор на свой лад. Степень достоверности воспроизведенного  определяется степенью нравственности и добросовестности. А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, В.А. Гиляровский, А.П. Чехов - далеко не полный перечень известных  имен, которых проблемы общества побудили к журналистским расследованием.

Пушкинская «История Пугачева»  вышла в свет в 1834 году. Автор проделал колоссальную работу над созданием  своего произведения и проявил талант гениального писателя, историка, и  журналиста-расследователя. Написание  исторической прозы всегда предполагает серьезную работу с документами. Это помогает по возможности беспристрастно показать историческое событие, проанализировать причины его возникновения; обеспечить плюрализм мнений.

Как многим журналистам  того времени, как и нынешнего, А.С. Пушкину пришлось преодолевать сопротивление  властей в предоставлении ему  необходимых сведений. Для подлинного расследования ему потребовались  дополнительные источники информации, собственные наблюдения, интервью непосредственных участников пугачевского восстания.

Чтобы повидать места сражений, осмотреть города и крепости, защищавшиеся от пугачевского войска, Пушкин предпринял целое путешествие по Волге, побывал  в Симбирске, Оренбурге, Уральске. В  селах и станицах он беседовал  с местными жителями, выясняя их отношение и к самому восстанию, и к личности Емельяна Пугачева. Объективность историка помогает автору показать Пугачева и «защитником  угнетенных», и «шальным тираном». Исторические хроники Пушкина затронули острую социальную тему. Занимаясь научным исследованием прошлого, автор предупреждает будущее развитие событий: политическая свобода в России «неразлучна с освобождением крестьян» [11, с. 48-53].

Расследовательский характер произведению придает его социальная и политическая актуальность. «Историю Пугачева» можно назвать примером историко-журналистского расследования, в котором автор использовал  главные приемы этого жанра: большую  аналитическую работу с документами, множественные интервью и личные наблюдения.

Информация о работе Исторические журналистские расследования Леонида Парфенова