Исторические журналистские расследования Леонида Парфенова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 12:38, курсовая работа

Краткое описание

В своих исторических расследованиях современные журналисты чаще всего отталкиваются от того, что принято называть историческими загадками. Иной раз на основе мемуарных и документальных источников они строят версии жизни и смерти поэтов, политиков, космонавтов и других известных людей. Эпоха гласности чрезвычайно расширила круг тем для такого рода расследований. Сегодня они пользуются необычайной популярностью.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I Жанр журналистское расследование………………………………………7
1.1 История развития жанра исторических расследований……………………….7
1.2 Особенности журналистского расследования на ТВ (до Парфенова)………19
Глава II Леонид Парфенов. Биография…………………………………………...25
2.1 Карьера Леонида Парфенова………………………………………………….25
Глава III Работы Леонида Парфенова…………………………………………….30
3.1 Дети XX съезда (о поколении шестидесятников)……………………………30
3.2 Российская империя……………………………………………………………30
3.2.1 Пётр I…………………………………………………………………………31
3.2.2 Анна Иоанновна и Елизавета Петровна…………………………………….31
3.2.3 Екатерина II…………………………………………………………………...33
3.2.4 Павел I…………………………………………………………………………36
3.2.5 Александр I……………………………………………………………………38
3.2.6 Николай I……………………………………………………………………...39
3.2.7 Александр II…………………………………………………………………..39
3.2.8 Александр III………………………………………………………………….40
3.2.9 Николай II……………………………………………………………………..40
Глава IV «Намедни»………………………………………………………………..42
4.1 Программа………………………………………………………………………42
4.2 Книга…………………………………………………………………………….45
Глава V Документальные телефильмы…………………………………………...47
5.1 «Зворыкин-муромец»…………………………………………………………..47
5.2 Семнадцать мгновений весны 25 лет спустя…………………………………48
5.3 Век Набокова…………………………………………………………………...49
5.4 Место встречи. 20 лет спустя………………………………………………….49
5.5 Живой Пушкин…………………………………………………………………50
5.6 Война в Крыму – все в дыму…………………………………………………..50
Заключение………………………………………………………………………….52
Приложения…………………………………………………………………………54
Список использованной литературы……………………………………………...56

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая журналистика.docx

— 115.08 Кб (Скачать файл)

Николай II отрёкся от престола в ходе Февральской революции 1917 года и находился вместе с семьей под домашним арестом в царскосельском дворце. Летом 1917 года, по решению Временного правительства, был вместе с семьей отправлен в ссылку в Тобольск, а весной 1918 года перемещён большевиками в Екатеринбург, где былрасстрелян в июле 1918 года, вместе с семьёй и приближенными.

Тезоименитство — 6 декабря по юлианскому календарю (Николая Чудотворца).

Прославлен в лике святых Русской православной церковью какстрастотерпец 20 августа 2000 года[5].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV «Намедни»

4.1 Программа

«Намедни» — авторская программа Леонида Парфёнова, выходившая в эфир Второй программы ЦТ в период с ноября 1990 по 1991 год и канала НТВ в период с осени 1993 года по 30 мая 2004 года. За своё существование программа сменила три жанра: как информационная программа неполитических новостей за неделю выходила с 1990 по 1991 год и с 1993 по 1996 год, как документальный проект  — с 1 марта 1997 года по 28 декабря 2003 (с 9 сентября 2001 года выходил только в конце декабря), как информационно-аналитическая программа — с 9 сентября 2001 по 30 мая 2004.

История программы

Самый первый выпуск программы  «Намедни» вышел в эфир Второй программы Центрального телевидения  в ноябре 1990 года (производитель  программы — АТВ). Первоначально, программа носила жанр «информационной  программы неполитических новостей за неделю».  Программа не смогла продержаться долго: в начале 1991 года Парфёнов был отстранён от эфира за неправильные высказывания по поводу отставки Шеварднадзе.

В октябре 1993 года Парфёнов переходит в только что созданную  телекомпанию НТВ, где начинает снова  выпускать программу «Намедни»  в первоначальном варианте. В 1995 году программа была номинирована на премию ТЭФИ в номинации «Лучшая передача об искусстве». Среди прочих известных  людей и журналистов в ней  вёл 3 сюжета и Сергей Бодров. 
В 1996 году Парфёнов принимает решение поменять программе «Намедни» жанр — из «информационной программы неполитических новостей» в «документальный цикл». 1 марта 1997 года, в 22:40, в эфир канала НТВ выходит первый выпуск документального цикла «Намедни 1961-91. Наша эра». Проект оказался настолько успешным, что Парфёнов принял решение продлить проект до 1999. Новые серии проекта вышли в эфир в последние дни 1999 года.

В конце 2000 года вышла серия  проекта про 2000 год. 
В конце 90-х Парфёновым была создана студия «Намедни», на базе которой Парфёнов, до настоящего времени, выпустил больше 120 серий разных документальных фильмов, первый из которых — «Живой Пушкин». 
В 2001 году, в связи со скандалом, произошедший 14 апреля вокруг НТВ, программа снова поменяла жанр — из «документального проекта» в «информационно-аналитическую программу». 9 сентября того же года обновлённые «Намедни» вышли в эфир канала. Программа выходила по воскресениям в 21:00 и имела хронометраж в час. Однако Парфёнов не оставил в стороне предыдущий жанр: в конце каждого года (вплоть до 2003) выходил специальный выпуск программы, в котором подводились итоги года. 
Одноимённая информационная программа отличалась от других, в своё время, новым для российского телевидения подходом к информации. «Намедни» отказывалась от принципа «политика-экономика-культура-спорт-погода», принятого в отечественной журналистике.

В сентябре 2002 года программа  претерпела изменения: продолжительность  увеличилась до полутора часов, выпуск начал состоять из трёх постоянных блоков (информационного, исследовательского и лирического) и, конечно же, в  рамках программы начал выходит  мультсериал о приключениях Масяни, который пришёл в программу из Интернета. Благодаря этому Масяня приобрела популярность вне интернетовских кругов, а любительский мультсериал  Олега Куваева постепенно перерос  в масштабный проект профессиональной студии «Мульт. Ру».

31 января 2003 года программа  «Намедни» удостоилась премии  ТЭФИ в номинации «Информационно-аналитическая программа».

9 февраля этого же  года Парфёнов заявил в конце  очередного выпуска программы,  что программа больше не будет  выходить. Причиной его шага стала  «невозможность работать» в ситуации, сложившаяся в последнее время  вокруг телеканала НТВ. Решение  о роспуске программы было  коллективным.  Однако, потом выяснилось, что программа просто ушла в творческий отпуск, и в мае «Намедни» снова вышла в эфир.

18 мая того же года, после небольшого перерыва с  февраля 2003 года, программа вернулась  в вещательную сетку НТВ. Но  мало кто знал, что происходило  за кадром программы. После  прихода Николая Сенкевича на  пост генерального директора  НТВ цензура на канале стала  жестче. 
16 ноября 2003 года Сенкевич ввёл строгий запрет на упоминание в очередном выпуске программы книги журналистки Елены Трегубовой «Байки кремлевского диггера».

30 мая 2004 года заместитель  генерального директора по информационному  вещанию Александр Герасимов  ввёл запрет на показ на  европейскую часть России сюжета  «Выйти замуж за Зелимхана», содержащее  интервью со вдовой Зелимхана  Яндарбиева (ранее сюжет вышел  в эфир на азиатскую часть  страны). Чтобы снять с себя  всякую ответственность за попытку  цензуры, Парфёнов потребовал  издать письменное распоряжение  о снятии интервью с эфира,  которое, в свою очередь, Парфёнов  опубликовал в газете «Коммерсантъ».  В результате этого, генеральный  директор канала Николай Сенкевич  закрыл программу «Намедни», а  Парфёнова уволил с НТВ. Согласно  официальному приказу — по  сокращению штата, согласно разъяснениям  официальных лиц телекомпании  — за нарушение корпоративной  этики. Сайт программы был также  закрыт, из «общих» же форумов  методически удалялись все сообщения,  посвященные данной проблеме. 
В 2007 году начал работу над книгой-альбомом «Намедни. Наша эра», разделённый на четыре тома — по десятилетиям. Материалы для издания Леонид Парфёнов собирал с помощью друзей, знакомых и многочисленных читателей дневника в «Живом журнале». Часть фотографий извлечена из личного архива Парфёнова. По его словам: В книге собрано намного больше информации, чем было в телепроекте. Объём текста раз в пять больше. Телевидение сильно ограничивала вялая, старая кинохроника. Кроме того, в издании есть ряд тем, которых не было в телепроекте вообще: от диафильмов — до побега Нуреева.

Первый том вышел 11 ноября 2008 года. Четырёхтомник оказался настолько  успешным, что в конце 2010 года Парфёнов начал работу над пятым томом, рассказывающий про 2000-е годы.

 

4.2 Книга

Послевоенный период советской  истории выглядит неисчерпаемым  источником национальных традиций.

Сегодняшняя Россия справляет  праздники и служит в армии, выбирает власть и смотрит телевизор, продает  углеводороды и получает образование, болеет за сборные и лечится в  больницах, поет гимн и грозит загранице - по-прежнему по-советски.

Книга знаменитого журналиста Леонида Парфенова, которого по праву  считают создателем целого стиля  отечественного телевидения, профессионального  канона, которому до сих пор подражают  многие репортеры и ведущие, - это  полномасштабная энциклопедия повседневной жизни Советского Союза в последние  сорок лет XX века, важнейших событий  отечественной истории, ярчайших феноменов  национальной психологии советских людей.

Когда 12 лет назад Л.Парфенов начал снимать телевизионный  проект "Намедни. 1961-1991", казалось, что российское будет шаг за шагом  отменять и заменять собой советское. Но сегодня мы убеждаемся, что жизнь  современной России слишком глубоко  и надежно укоренена в советской  эпохе, и потому она все чаще продолжает и повторяет ее. 

Эта книга - внимательная и  вдумчивая попытка увидеть эти  коренные черты советской цивилизации, такой, кажется, далекой, но такой близкой каждому из нас.

Конечно, книга-альбом - совсем другой формат, чем телевизионный  цикл. Тексты написаны заново, их объем  вырос в несколько раз, но принцип  построения проекта - монтаж "событий, людей, явлений" год за годом - сохранен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V Документальные телефильмы

5.1 «Зворыкин-муромец»

Изобретение современного телевидения – шаг, изменивший историю человечества. И  у изобретения есть автор, о котором  почти не знают на его Родине. Это Владимир Козьмич Зворыкин, уроженец Мурома, русский американец и создатель  технологии беспроводной передачи изображения  на расстоянии.

 Новый  фильм Леонида Парфeнова посвящeн  гениальному учeному и инженеру, родившемуся в России, но известному  лишь по ту сторону океана.

Владимир  Зворыкин родился в 1889 году в Муроме. В маленьком уездном городе в  нeм пробуждается интерес к технике. Молодой Зворыкин едет поступать  в Императорский Технологический  Институт в Петербурге. В годы Гражданской  войны он понимает, что не может  оставаться в Советской России и  собирается эмигрировать в Соединeнные Штаты. Для этого он добирается в  Омск к Колчаку и, получив задание  – закупить оборудование для радиостанции, отправляется северным путeм, через  Архангельск, в Америку. Будучи человеком  слова и чести, он возвращается в  Сибирь, фактически совершив кругосветное путешествие – через Японию. Вернувшись, Зворыкин снова уезжает в США, и на этот раз - навсегда. После нескольких лет обретения себя в чужой  стране, он обосн овывается в Принстоне, получает работу в корпорации RCA, и  патентует свои главные изобретения  – иконоскоп и кинескоп. Первое служит для передачи изображения, второе – для его приeма. Начинается телевизионная  эра.

Рассказ Леонида Парфeнова о Владимире  Зворыкине проходит по всем ключевым для героя местам по ту и эту  сторону океана. Знаковые эпизоды  биографии изобретателя реконструированы с помощью актeров.

Во второй серии нового фильма Леонида Парфeнова продолжается рассказ о гениальном учeном и инженере, родившемся в России, но известном лишь по ту сторону океана - Владимире Козьмиче Зворыкине.

 Вклад  Зворыкина в науку и технику  огромен – среди его изобретений  не только телевидение, но и  электронный микроскоп, разнообразные  приборы медицинской электроники  — от миниатюрных "радиопилюль"  до читающего телевизионного  устройства для слепых.

Жизнь Владимира  Зворыкина была полна неожиданных  приключений и авантюр. В первые послевоенные годы изобретатель оказывается  под колпаком ФБР и лично всесильного  Эдгара Гувера. В 1967-м году Зворыкину  удаeтся, выйдя из-под контроля американских спецслужб, обвести вокруг пальца советские. Ускользнув от внимания КГБ, он, спустя 50 лет, минувших с последнего раза, пробирается в родной, закрытый от иностранцев, Муром. А у себя, в Америке, он находит любовь всей своей жизни.

Рассказ Леонида Парфeнова о Владимире Зворыкине проходит по всем ключевым для героя местам по ту и эту сторону океана. Знаковые эпизоды биографии изобретателя реконструированы с помощью актeров.

В роли Зворыкина  в фильме снимается народный артист РСФСР Сергей Шакуров.

В съeмках также принимают участие родственники, друзья, соседи Владимира Зворыкина.

 

5.2 Семнадцать мгновений весны 25 лет спустя

Новейшая история - это  не обязательно события, о которых  рассказывается в школьных учебниках. Зачастую в нашу жизнь вплетаются вещи, которые нам и не приходит в голову рассматривать под этим углом зрения. Но проходят годы, многое меняется, а эти, казалось бы, несущественные вещи остаются. 

Именно это произошло  с "Семнадцатью мгновениями весны". Телевизионный сериал становится культовым  произведением. Впервые после Чапаева, о его герое Штирлице сочиняют анекдоты и литературные пародии. Более  того, проходит "перестройка", разрушается  советская система ценностей, перестает  существовать СССР, а картину продолжают смотреть и любить.  
О феномене "Семнадцати мгновений" и снят Двухсерийный документальный фильм. Впервые за 25 лет режиссер Татьяна Лиознова согласилась рассказать творческой группе и ведущему Леониду Парфенову эту эпопею, которая сама обросла легендами, стала мифом. Именно ее участие в работе над документальным фильмом позволяет впервые восстановить события, полные и драматических поворотов, и курьезных случаев. Ее рассказ дополняется самостоятельным расследованием, позволившим дать различные точки зрения на одни и те же эпизоды.

 

5.3 Век Набокова

Столетию великого русского и американского классика посвящена  программа Леонида Парфенова  «Век Набокова». Это, прежде всего, рассказы людей, близко знавших писателя: Елены  Владимировны Набоковой-Сикорской  – «любимой сестры любимого брата», как звал ее Владимир Владимирович, и сына Набокова – Дмитрия Владимировича. Набоков, ставший гением двух языков, двух литератур – случай исключительный. Съемочная группа фильма побывала в  Америке, где в Корнельском университете долгое время преподавал Набоков, американский профессор русской литературы. Также  зритель увидит петербургский особняк  и дом в имении Рождествено, где  прошло счастливое детство будущего писателя, его апартаменты в отеле  швейцарского городка Монтрё, где  Набоков прожил последние шестнадцать  лет своей жизни.

 

5.4 Место встречи. 20 лет спустя

Фильм "Место встречи. 20 лет спустя" рассказывает не только об истории создания фильма "Место встречи изменить нельзя", ставшего поистине народным и культовым, но и о реальной обстановке того времени. О жизни МУРа и воров "в законе"; шикарных ресторанах и барахолках - о жизни после Победы.

 

 

5.5 Живой Пушкин

Живой Пушкин - проект, подготовленный к 200-летию со дня рождения поэта. Это документальный рассказ о  жизни поэта и той эпохе, что  вошла в историю под названием "пушкинской".

От серии к серии  жизнь Пушкина предстает перед  нами в виде подлинной "энциклопедии русской жизни": воспоминания крепостных крестьян соседствуют с фрагментами  писем Пушкина; ведущий рассказывает о дуэльном кодексе, о работе тайной полиции, правилах ссылки, традициях  пития и рынке напитков, об Императорском  театре и ярмарках невест и еще  о многом многом другом… Автор  через призму жизни поета раскрывает целый пласт жизни России. Очень  глубокий, интересный и во многом откровенный  труд. 
Фильм, наряду с "каноническим" жизнеописанием, повествует фактах жизни Пушкина, которые до теперешнего времени не афишировались. Автор отходит от стереотипов, связанных с биографией и творчеством поэта и от этого фильм очень выигрывает.

Фильм включает натурные съемки мест, связанных с жизнью поэта, чтение исторических материалов, отрывки из игровых фильмов. Часть материала  снята как игровой немой фильм. Ведущий Леонид Парфенов комментирует биографию поэта как современный  летописец. 
Впервые фильм показан на канале НТВ с 31 по 4 июня 1999 года.

 

5.6 Война в Крыму – все в дыму

9 сентября - день памяти  русских воинов, павших при обороне  Севастополя и в Крымской войне  1853-1856 годов. После Крымской войны  осталась присказка "Война  в Крыму - все в дыму". Чтобы  развеять этот дым, Леонид Парфенов  решил снять фильм-реконструкцию."150 лет это, с одной стороны,  довольно давно, а с другой, до этого времени еще можно  "дотянуться рукой" - говорит  автор. 

Информация о работе Исторические журналистские расследования Леонида Парфенова