Формы участия прокурора в гражданском судопроизводстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 09:27, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Процесс формирования правового государства неразрывно связан с развитием демократии, всесторонней защитой прав человека и гражданина, установлением примата права в общественных отношениях, соблюдением принципа социальной справедливости.
Органам прокуратуры традиционно принадлежит особое место в механизме гарантий законности. При этом до сих пор продолжаются дискуссии о задачах и функциях прокуратуры, ее месте в механизме государственной власти, роли в системе «сдержек и противовесов», в обеспечении защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.

Содержание

Введение…………………………………………..………………………………….4
ГЛАВА 1. Развитие законодательства о деятельности прокурора в гражданском судо-производстве……………………………………………………………………9
1.1 Становление законодательства об участии прокурора в гражданском судопроизводстве дореволюционной России……………………………………..9
1.2 Особенности деятельности прокурора в гражданском судопроизводстве по ГПК РСФСР 1964 г. и ГПК РФ 2002 г...................................................................14
ГЛАВА 2. Основания участия прокурора в гражданском процессе …………...26
2.1 Подходы к раскрытию понятия «оснований участия прокурора в гражданском судопроизводстве»………………………………………………….26
2.2 Анализ и классификация оснований участия прокурора в гражданском процессе……………………………………………………………………………..26
ГЛАВА 3. Формы участия прокурора в гражданском судопроизводстве…..…37
3.1 Обращения в суд с заявлением - как форма участия прокурора в гражданском судопроизводстве…………………………………………………...37
3.2 Вступления в процесс для дачи заключения по делу – как форма участия прокурора в гражданском судопроизводстве…………………………………….62
Заключение………………………………………………………………………….65

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом ГОТОВЫЙ.docx

— 130.27 Кб (Скачать файл)

В 2008 году в Российской Федерации с участием прокуроров рассмотрено 615759 дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме (1.6%). 1946 дел рассмотрены в суде первой инстанции (9,8 %); 1848 решений и определений были вынесены судами первой инстанции в соответствии с заключением прокурора (10,1 %). Предъявлено 442 заявления прокурорами (200,7 %), 354 заявления рассмотрены судом (164, 2 %), из которых удовлетворено - 178 (212,3%).

Приведенные показатели статистики свидетельствуют об увеличении количества дел о защите избирательных прав в судах общей юрисдикции, что, прежде всего, связано с проходящей в стране масштабной избирательной компании по выборам депутатов Государственной Думы РФ пятого созыва и выборам глав и депутатов представительных органов местного самоуправления на территории 356 муниципальных образований, а также выборам Президента Российской Федерации.

Полномочия прокурора по защите избирательных прав в гражданском судопроизводстве определены ст.ст. 45, 259 ГПК РФ.

Часть 1 ст. 259 ГПК РФ предоставляет прокурору право обратиться с заявлением в суд, если он сочтет что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Конституционность приведенной нормы оспаривалась в Конституционном Суде РФ. Так, гражданин М.Г. Кудяков утверждал, что указанные положения ст. 259 ГПК РФ ограничивают его право на судебную защиту и противоречат статьям 19 (части 1 и 2), 46 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Конституционный Суд РФ, рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина М.Г. Кодякова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил, в частности, что ст. 259 ГПК РФ не может быть признана противоречащими статьям 19 (части 1 и 2), 46 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку не предусматривает каких-либо ограничений права каждого на судебную защиту его прав и свобод, в том числе избирательных прав. Заявитель, усматривая нарушение своих избирательных прав в применении судами указанных норм, по сути, оспаривает правильность вынесенных по его делам судебных постановлений.

Исходя из изложенного, Конституционный Суд Российской Федерации отказал в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кодякова М.Г.59

Рассматривая полномочия прокурора по обращению с заявлением в суд о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, следует обратить внимание на имеющийся пробел в законодательстве. В соответствии с п. 1 ст. 21 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также соответствие законам правовых актов, издаваемых указанными органами и должностными лицами. Однако в этот перечень не включены Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, территориальные и участковые избирательные комиссии (в то же время, прокуратура вправе осуществлять надзор за деятельностью избирательных комиссий муниципальных образований, поскольку они относятся к органам местного самоуправления - ст.ст. 22, 23, 34 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»60), которые прокуратуре поднадзорны.

На наш взгляд, следует согласиться с выдвинутым в юридической литературе предложением о необходимости законодательно расширить полномочия прокурора и включить избирательные комиссии в перечень объектов прокурорского надзора61.

В целом судебно-прокурорская практика свидетельствует о том, что обращение прокурора в суд с заявлением о защите избирательных прав граждан является одним из действенных способов.

Например, наиболее часто встречаются нарушения при формировании избирательных комиссий. В основном это касается несоблюдения установленных законом пропорций участия в ее работе государственных служащих, которые не могут составлять более одной трети всего состава избиркома (п. 5 ст. 22 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - ФЗ «Об основных гарантиях...»).

Так, прокурор Республики Калмыкия обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия избирательной комиссии Республики Калмыкия по приведению состава Элистинской территориальной избирательной комиссии в соответствие с требованиями, предусмотренными п. 5 ст. 22 ФЗ «Об основных гарантиях...», мотивируя тем, что постановлением избирательной комиссии сформирована избирательная комиссия в количестве 9-ти человек. Из 9-ти членов территориальной избирательной комиссии 5 являются государственными и муниципальными служащими.

Судебная коллегия признала бездействие избирательной комиссии Республики Калмыкия незаконным, указав на то, что количество государственных и муниципальных служащих в составе Элистинской территориальной избирательной комиссии составляет 5 человек, то есть более одной второй от общего числа членов данной комиссии, что противоречит требованиям п. 5 ст. 22 ФЗ «Об основных гарантиях ...»62.

Прокурор вправе также обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов граждан в порядке приказного производства. В соответствии со ст. 124 ГПК РФ, заявление о вынесении судебного приказа подается в письменной форме. В заявлении о вынесении судебного приказа должны быть указаны: 1) наименование суда, в который подается заявление; 2) наименование взыскателя, его место жительства или место нахождения; 3) наименование должника, его место жительства или место нахождения; 4) требование взыскателя и обстоятельства, на которых оно основано; 5) документы, подтверждающие обоснованность требования взыскателя; 6) перечень прилагаемых документов. В случае истребования движимого имущества в заявлении должна быть указана стоимость этого имущества.

Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц (ч. 2 ст. 45 ГПК РФ).

3.2 Вступления  в процесс для дачи заключения  по делу – как форма участия  прокурора в гражданском судопроизводстве

Другой формой участия прокурора в деле является вступление в начатый процесс для дачи заключения по делу. При вступлении в дело, возбужденное по иску других лиц, прокурор должен ознакомиться со всеми материалами дела и обязан активно участвовать в судебном заседании. При этом он дает заключение по делу как в целом, так и в ходе процесса в зависимости от конкретной ситуации, которая складывается при рассмотрении дела по существу63.

Согласно ч. 3 ст. 45 ГПК РФ прокурор дает заключение по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью (ч. 3 ст. 45 ГПК РФ)! Этот перечень не является исчерпывающим. Законом могут предусматриваться и другие случаи, когда прокурор вступает в уже начавшийся процесс (например, ГПК РФ предусматривает участие прокурора в рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений, в порядке особого производства).

Если прокурор вступает в процесс для дачи заключения по делу в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 45 ГПК РФ, председательствующий после исследования всех доказательств предоставляет ему слово наряду с представителем государственного органа или органа местного самоуправления, дающим заключение по делу в соответствии со ст. 47 ГПК РФ.

ГПК РФ также предоставляет прокурору право принесения представлений на судебные решения:

  1. мирового судьи прокурор, участвующий в деле, может принести апелляционное представление (ст. 320 ГПК РФ);
  2. всех судов в Российской Федерации, принятые по первой инстанции, за исключением решений мировых судей, прокурором, участвующим в деле, может быть принесено кассационное представление (ст. 336 ГПК РФ);
  3. на вступившие в законную силу решения и определения суда, если он в рассмотрении дела (ст. 376 ГПК РФ).

Согласно ГПК РФ, прокурор вправе принести представление в суд второй и надзорной инстанций на судебное постановление лишь в случае, если он участвует в деле (ч. 2 ст. 320, ч. 1 ст. 331, ст. 336, ч. 1 ст. 371, ч. 3 ст.376). Как указывается в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20.01.2003 г. № 2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»64, правом на подачу указанных представлений в вышестоящие суды обладает прокурор, являющийся лицом, участвующим в деле, с точки зрения положений статей 34, 35, 45 ГПК РФ, независимо от того, явился ли он в заседание суда первой инстанции.

В случае принесения прокурором кассационного представления в судебном заседании суда кассационной инстанции вправе принимать участие:

  • в верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, автономного округа, окружном (флотском) военном суде - должностное лицо органов прокуратуры по поручению соответственно прокурора республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота);
  • в Судебной коллегии по гражданским делам, Военной коллегии и Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации - должностное лицо органов прокуратуры по поручению Генерального прокурора Российской Федерации.

С представлением о пересмотре вступившего в законную силу судебного постановления, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеет право обращаться следующим должностным лицам органов прокуратуры:

  • Генеральному прокурору РФ и его заместителям - в любой суд надзорной инстанции;
  • прокурору республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) - соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда.65

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Во введении автором была поставлена цель всестороннего анализа правового института участия прокурора в гражданском процессе. В целом можно утверждать, что данная цель автором была достигнута.

Можно сделать следующие выводы.

Во-первых, участие в судопроизводстве рассматривается как одна из форм осуществления прокуратурой своих задач по надзору за верховенством закона, единством и укреплением законности.

Во-вторых, гражданин сегодня практически оставлен один на один в борьбе с хорошо налаженным бюрократическим аппаратом, махинациями работодателей, монополистов-торговцев, недобросовестных производителей и т.д. Получение юридической помощи в настоящее время возможно лишь для узкого круга лиц, обладающих соответствующими финансовыми возможностями. Получению такой помощи и должен способствовать институт участия прокурора в гражданском процессе.

В-третьих, новый ГПК РФ сузил по сравнению с ранее действовавшим процессуальным законодательством возможности участия прокурора в гражданском процессе, обусловливая его защитой только определенных социально значимых интересов – граждан, неопределенного круга лиц, публичных образований – Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

В-четвертых, вопрос о статусе прокурора в гражданском процессе является одним из самых дискуссионных в науке гражданского процессуального права. Особенно актуальным его разрешение представлялось в период разработки нового ГПК РФ

Итак, можно сделать вывод о том, что прокурор не является стороной в процессе. В заключение можно отметить, что деятельность прокуратуры в области защиты прав человека в порядке гражданского судопроизводства, несмотря на некоторые недостатки, указанные в информационном письме Генеральной прокуратуры РФ от 14 мая 1997 года «О деятельности органов прокуратуры Российской Федерации по обеспечению надзора за законностью постановлений судов по гражданским делам в 1996 году», является довольно-таки эффективной.

Вступивший в силу с 1 февраля 2003 года Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации во многом по-новому урегулировал участие прокурора в гражданском процессе.

В-пятых, формы участия прокурора приобрели большую определенность по сравнению с Гражданским процессуальным кодексом РСФСР.

В-шестых, возможности участия прокурора в судопроизводстве по гражданским делам значительно ограничены по сравнению с ранее действовавшим законодательством

В-седьмых, закон связывает приобретение прокурором статуса лица, участвующего в деле, с его вступлением в процесс для дачи заключения по делу. Соответственно прокурор, не вступивший в процесс, не является лицом, участвующим в деле, не наделен его правами и не несет его обязанностей. Однако содержание «вступления в процесс» в тексте Кодекса не раскрывается. Прокурор может вступить в процесс только посредством совершения какого-либо процессуального действия, будь то подача заявления о вступлении в процесс или явка непосредственно в судебное заседание.

В-восьмых, вступлением в процесс, безусловно, можно считать принесение апелляционного или кассационного представлений, каковые являются самыми что ни на есть активными действиями. Но наличие этого права, как уже отмечалось, связывается законодателем именно с участием прокурора в деле, а не с его потенциальной возможностью, которая следует из извещения о наличии в производстве суда дела, о времени и месте судебного разбирательства.

Прокурор, как нам представляется, может вступить в процесс в предусмотренных законом случаях для дачи заключения по делу на стадии подготовки дела к судебному разбирательству, а также на стадии судебного разбирательства до окончания рассмотрения дела по существу (а если совсем строго, то до дачи заключения государственными и муниципальными органами, если они участвуют в деле).

Информация о работе Формы участия прокурора в гражданском судопроизводстве