Государственная власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 13:37, реферат

Краткое описание

Власть – одно из основных начал человеческого общежития как общего жития, жизни людей. Там, где есть общество, есть власть. И наоборот – где есть власть, есть общество. Природу власти можно понять только как отношения между людьми. Но, разумеется, власть – не всякие отношения, а только такие, которые предполагают отношения определенной зависимости между людьми, отношения руководителя и руководимого, господства и подчинения.

Содержание

Введение
1. Понятие и свойства государственной власти
1.1 Структура власти
1.2 Соединение и разделение властей
1.3 Особенности государственной власти
2. Методы осуществления государственной власти
2.1 Государственная власть и идеология
2.2 Убеждение и принуждение
3. Особенности осуществления государственной власти в Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 48.80 Кб (Скачать файл)

Механизм, заложенный в Конституции Российской Федерации  для разрешения возможного конфликта  между законодательной и исполнительной властями, отличается большой сложностью. Президент – арбитр в споре  между властями – может, во всяком случае, теоретически, осуществлять в  течение нескольких месяцев управление страной посредством Правительства, не пользующегося поддержкой Государственной  Думы. После выборов Президенту так  или иначе придется считаться  с результатами выборов. Тем не менее, следует признать, что глава государства  обладает большими возможностями для  воздействия на законодательную  и исполнительную власти. Он не просто арбитр, следящий за всеми ветвями  власти, он сам участвует в деятельности всех государственных органов.

В России не предусмотрена  парламентская ответственность  главы государства. Это значит, что  парламент не может заставить  Президента уйти в отставку. Но это  не значит, что глава государства  свободен от следования предписаниям Конституции и законов. Если его  деятельность приобретает противоправный характер, вступает в действие специальный  механизм ответственности (импичмент).

Важнейшей конституционно-правовой гарантией обеспечения разделения властей и предупреждения злоупотреблений  со стороны исполнительной власти остается механизм ответственного правления. Это  значит, что Правительство РФ подконтрольно  парламенту и несет политическую ответственность за свои действия.

Парламент Российской Федерации – Федеральное собрание – является представительным и законодательным  органом. Федеральное Собрание состоит  из двух палат – Совета Федерации  и Государственной Думы.

Государственная Дума единственный законодательный  орган страны. Совет Федерации  лишь одобряет или отклоняет федеральные  законы.

Федеральное Собрание рассматривает все вопросы связанные  с основной экономической деятельностью  правительства: федеральный бюджет; федеральный сбор налогов и т.д.

Все эти полномочия Федерального Собрания направлены на недопущение чрезмерного усиления исполнительной власти и Президента.

Исполнительную  власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации обладает широкими полномочиями по осуществлению внутренней и внешней политики государства. Статья 114 Конституции перечисляет  полномочия Правительства.

Сильная исполнительная власть в России нужна. Но также нужен  и механизм взаимных сдержек и  противовесов. Многие называют исполнительную власть доминирующей в системе государственных  органов. Но эта тенденция государственно-правового  развития России прослеживается достаточно ясно. Также это отвечает общим  тенденциям усиления исполнительной власти во всем мире.

Органы правосудия олицетворяют третью ветвь власти. Правосудие в Российской Федерации  осуществляется только судом посредством  конституционного, гражданского, административного  и уголовного судопроизводства.

К сожалению, все  еще традиционно слабым местом остается в России судебная власть. Прокламированные Конституцией принципы судоустройства и судопроизводства реализуются  с трудом. И в данном случае ощущается  противодействие и давление со стороны  других ветвей власти. Несмотря на провозглашенные  правовые и социальные гарантии судьи, как то несменяемость, неприкосновенность, независимость и т.д., они очень  часто не могут полностью обеспечиваться из-за отсутствия технической и материальной базы.

Принцип разделения властей в сегодняшней России признан, конституционно закреплен  и в той или иной мере применяется  в построении и функционировании государственных институтов. Создание нормально функционирующего механизма  сдержек и противовесов – одна из важных задач России.

Принцип разделения властей в каждой стране свой. Этот принцип является неотъемлемой частью любого демократического государства. Но надо иметь в виду, что демократия, основанная на единых принципах, всегда многообразна и всегда эволюционирует, ведя страну вперед, лучше приспосабливаясь к политическим изменениям в обществе. А антидемократические режимы всегда одинаковы и приводят страну к  неизбежному кризису. 

Заключение

По общему правилу  государство являет собой политическую организацию наиболее могущественных слоев населения, овладевших ведущими социально-экономическими и политическими рычагами и, благодаря ним, занимающих доминирующее положение в обществе.

В понятии публичной (государственной) власти интегрируются  социально-психологический, социально-волевой  и "физически" институционализированный моменты, аккумулируются и соотносятся  друг с другом двоякого рода факторы, а именно: детерминированная реальными  условиями жизни общая воля, претендующая на признание обязательной всеми  членами общества, и универсальная  организация, способная официально сформировать и властно выражать во вне такую волю, а равно обеспечить ее осуществление в стране.

Если социальная власть вообще может рассматриваться  как функциональное свойство особого  человеческого сообщества или коллектива, необходимое для упорядочения его  собственной, внутренней жизнедеятельности, то в государственной власти аналогичное  качество переведено в особое состояние: оно прямо опирается на мощь государства, проявляется на его территории в  целом, рассчитано на управление всей страной, на обеспечение устойчивости ее экономики, социальной структуры, политики и духовной жизни, всего конституционного строя.

Публичная власть должна быть легитимной, т.е. имеющей  социально-политической и конституционное (юридическое) основание для того, чтобы выступать от имени народа страны.

Государственная власть, олицетворяющая весь народ  на своей территории, расположена  на высшей ступени иерархии управляющих  в данном обществе подсистем, независима от них. Она несовместима с существованием другой такой же власти в стране. Две суверенные власти не могут одновременно, бок о бок функционировать  в одном и том же государстве.

Важнейшим принципом  и необходимым условием формирования и функционирования правового государства  является принцип разделения государственной  власти.

Эту проблему в  достаточной степени решил выдающийся французский мыслитель Ш. Монтескье. Именно в его работах теория разделения властей приобретает свою классическую формулировку. Монтескье подчеркивал  необходимость полного равноправия, независимости и даже обособления  законодательной, исполнительной и  судебной ветвей власти. По его мнению, ни одна власть не должна была вторгаться в компетенцию другой, вместе с  тем, каждая из них, защищая себя от возможного вторжения, должна контролировать и сдерживать другую власть, предотвращая злоупотребление предоставленными полномочиями.

Каждое государство, как особая политическая организация, все свои содержательные признаки проявляет  в той или иной форме. Способы  властвования в той или иной стране находят более явственное выражение  в понятии государственного режима.

В своей совокупности нормы, относящиеся к государственной  власти, образуют институт государственной  власти. Структура института государственной  власти складывается из различных норм, образующих его элементы. Это положения:

1)  об источнике государственной власти и ее социальных носителях, субъектах;

2)  о характере государственной власти (например, формулировка о диктатуре пролетариата);

3)  о целях и принципиальных направлениях деятельности государственной власти;

4)  о структуре государственной власти;

5)  об органах, осуществляющих государственную власть;

6)  о путях, формах, методах осуществления государственной власти.

Государственная власть реализуется через государственное  управление – целенаправленное воздействие  государства, его органов на общество в целом, те или иные его сферы (экономическую, социальную, духовную) на основе познанных объективных  законов для выполнения стоящих  перед обществом задач и функций.

Государственная власть может быть слабой или сильной, но, лишенная организованной силы, она  теряет качество государственной власти, так как становится неспособной  провести волю властвующего субъекта в жизнь, обеспечить законность и  правопорядок в обществе. Любая власть нуждается в силе авторитета: чем  глубже и полнее власть выражает интересы народа, всех слоев общества, тем  больше она опирается на силу авторитета, на добровольное и сознательное подчинение ей. Но пока существует государственная  власть, будут у нее и предметно-материальные источники силы – вооруженные  организации людей или силовые  учреждения (армия, полиция, органы государственной  безопасности), а также тюрьмы и  другие принудительные вещественные придатки. Организованная сила обеспечивает государственной  власти принудительную способность, является ее гарантом. Но она должна направляться разумной и гуманной волей властвующего субъекта. Если государственная власть для решения внутренних проблем  опирается только на предметно-материальную силу, это верное доказательство ее нестабильности и непрочности, отсутствия у нее глубоких и прочных корней в обществе. Таким образом, государственная  власть есть концентрированное выражение  воли и силы, мощи государства, воплощенное  в государственных органах и  учреждениях. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внутренних и внешних  посягательств путём использования  различных методов, в том числе  государственного принуждения и  военной силы. 

Список использованной литературы

1.  Алексеев С.С. Общая теория права. Т: 1, 2. – М.: Высшая школа, 1981–1982.

2.  Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология. – М.: Юристъ, 2001.

3.  Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории государства и права. – М.: Новый юрист, 1999.

4.  Ромашов Р.А. Теория права и государства. – СПб.: Фонд "Университет", 2003.

5.  Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М.: Издательство "Норма", 2001

6.  Фаткуллин Ф.Н., Фаткуллин Ф.Ф. Проблемы теории государства и права. – Казань: Изд-во КЮИ МВД РФ, 2002.

7.  Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юристъ, 2005.

8.  Юридический словарь. / Сост., предисл., прилож. А.Ф. Никитина. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004. 
 

[1] Юридический словарь. М, 2004. с. 76.

[2] Большой юридический словарь. М., 1998. с. 214, 261, 265-266.

[3] Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 2005. с. 150-151.

[4] Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. М, 2000. с. 131.

[5] Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология. М, 2001. с. 170.

[6] Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. М, 2000. с. 133.

[7] Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология. М, 2001. с. 172-173.

[8] Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. М, 2000. с. 143-144.

[9] Юридический словарь. М, 2004. с. 384.

[10] Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 1. М., 1981. с. 267-268.


Информация о работе Государственная власть