Государственная власть в КНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 17:01, контрольная работа

Краткое описание

Китайская Народная Республика – государство с республиканской формой правления, унитарное по своему устройству. Основная административно-территориальная единица – провинция. Учитывая Тайвань, который материковый Китай считает своей территорией и одной из провинций, КНР состоит из 23 провинций.

Содержание

1.
Общая структура власти в КНР. Всекитайское Собрание народных представителей (ВСНП).
2.
Институт главы государства. Председатель КНР.
3.
Исполнительная власть в КНР. Правительство – Госсовет КНР.
4.
Правоохранительная, судебная системы и другие органы власти КНР.

Вложенные файлы: 1 файл

ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В КНР.docx

— 29.03 Кб (Скачать файл)

ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ВЛАСТИ В КНР 

 

1.

Общая структура власти в  КНР. Всекитайское Собрание народных представителей (ВСНП).

2.

Институт главы государства. Председатель КНР.

3.

Исполнительная власть в  КНР. Правительство – Госсовет КНР.

4.

Правоохранительная, судебная  системы и другие  органы власти КНР. 

 

1. Общая структура власти в КНР. Всекитайское Собраниенародных представителей (ВСНП) 

 

Китайская Народная Республика – государство с республиканской  формой правления, унитарное по своему устройству. Основная административно-территориальная  единица – провинция. Учитывая Тайвань, который материковый Китай считает  своей территорией и одной  из провинций,  КНР состоит из 23 провинций. Провинции делятся на округа, далее – уездное и волостное деление. В составе КНР есть два Специальных Административных района (САР) – это Сянган (Гонконг) – САРС и Аомэнь (Макао) – САРА и 5 автономных районов: Внутренняя Монголия, Синцзян-Уйгурский, Нинся-Хуэйский, Тибетский,  Гуанси-Чжуанский. Кроме того, в КНР – 4 города центрального подчинения – Пекин (столица государства), Шанхай, Тяньцзинь, Чунцин.

Административно-территориальное  деление КНР включает пять единиц:

1) провинции;

2) префектуры в крупных  городах (в конце 1990-х гг. их  было 332);

3) округа (их насчитывалось 2862);

4) районы (44891);

5) деревни (906000).

Согласно Конституции,  Китай – социалистическое государство демократической диктатуры народа. В соответствии с Конституцией, вся власть в Китайской Народной Республике принадлежит народу. Органами, через которые народ осуществляет государственную власть, являются Всекитайское Собрание народных представителей и местные Собрания народных представителей. Высшим  органом государствен-ной власти в КНР является  Всекитайское Собрание народных представителей (ВСНП).

ВСНП – высший законодательный орган КНР, а высшим органом исполнительной власти является Государственный Совет (правительство КНР).

Региональные и местные  органы власти имеются в провинциях, округах, районах, крупных городах. Статусом провинций обладают четыре самых крупных города – Пекин, Шанхай, Тяньцзинь и Чунцин, находящиеся  в непосредственной юрисдикции центрального правительства. Префектуры координируют деятельность правительств провинций и округов.

Всекитайское Собрание народных представителей – высший орган государства, а также орган, осуществляющий право принятия законов. ВСНП образовано в 1954 г. на первой сессии 1-го созыва. Оно приняло тогда Конституцию КНР и несколько важных законов и постановлений.

В соответствии с Конституцией, ВСНП образуется из депутатов, избранных  Собраниями народных представителей провинций, автономных районов, городов центрального подчинения на срок до 5 лет (до 1975 г. депутаты избирались на 4 года). Таким образом, депутаты Всекитайского Собрания народных представителей избираются не всеобщим голосованием, а на съездах и конференциях, проходящих в провинциях и Вооруженных силах.

Срок полномочий Всекитайского  Собрания народных представителей каждого  созыва – пять лет. Сессии ВСНП созываются Постоянным комитетом  Всекитайского Собрания народных представителей (ПК ВСНП) один раз в год и проводятся под руководством Президиума сессии ВСНП. Могут быть и досрочные созывы, как по решению Постоянного комитета ВСНП, так и по требованию 1/5 части депутатского корпуса. Время созыва каждой сессии определяет ПК в соответствии с конкретными условиями, чаще всего в первом квартале года. Заседания сессии проводятся открыто, хотя могут проходить и закрытые слушания. Сессия продолжается в течение двух недель.

Численность и представительская  норма  ВСНП определяется законом, и этот орган по количеству депутатов довольно громоздкий: в ВСНП 1-го и 2-го созывов было по 1226 депутатов, 3-го созыва – 3040, 5-го созыва – 3500 человек.  В 1986 г. был установлен верхний предел численности – 3000 представителей. По закону представительство депутатов от городов было непропорционально высоким. Постановлением 1995 г. было установлено допустимое соотношение городских депутатов к сельским, как 4:1.

Депутаты в  период сессии  могут: 1) вносить предложения на сессии; 2) выступать с предложениями, критическими замечаниями и мнениями; 3) вносить предложения о кадровом смещении; 4) выступать с запросами и обращаться с вопросами; 5)  проводить расследования по предложениям. Они также имеют право голоса при избрании и назначении на должность, право рассмотрения предложений, право безнаказанности.   

В новых общественно-экономических  реалиях   состав депутатского корпуса меняется. Снижается представительство рабочих и крестьян в ВСНП. С начала 1980-х по конец 1990-х гг. удельный вес рабочих делегатов уменьшился с 27 % до 11 %, а доля крестьянских делегатов с 21 % до 8 %. Эти цифры наглядно отражают общее снижение статуса этих двух самых многочисленных социальных групп китайского общества, власть в котором, по декларированному определению, принадлежит трудящимся.

Всекитайское Собрание народных представителей:

-

Вносит изменения в  Конституцию; контролирует ее исполнение.

-

Разрабатывает уголовные  и гражданские законы.

-

Избирает Председателя и  заместителя Председателя КНР;  Председателя Центрального военного совета (ЦВС).

-

Рассматривает и утверждает  планы народнохозяйственного и социального развития.  

-

Рассматривает и утверждает  бюджет и отчет об его исполнении.

-

Осуществляет контроль за работой Государственного Совета, Центрального военного совета, Верховного народного суда и Верховной народной прокуратуры.

Постоянный комитет  Всекитайского Собрания народных представителей (ПК ВСНП) является постоянно действующим рабочим органом ВСНП, высшим органом государственной власти в период между сессиями.

ПК избирается ВСНП в составе  председателя, нескольких заместителей, ответственных секретарей и членов. Численность ПК ВСНП примерно 150 членов. Срок полномочий ПК каждого созыва соответствует сроку полномочий ВСНП каждого созыва. Лица, входящие в ПК не могут занимать должности  в административных и государственных  органах, суде и прокуратуре. Заседания  ПК проводятся 1 раз в 2 месяца и созываются Председателем ПК. На них приглашаются председатели, заместители председателей  провинциаль-ных Собраний народных представителей.

С 1955 г. ВСНП предоставил ПК право разрабатывать законы частичного характера, т.е. отдельно действующие  нормативные акты. Конституция  1982 г.  также наделила ПК ВСНП широкими полномочиями: он выполняет практически все функции ВСНП, за исключением представительских, а также готовит повестку для ежегодных пленарных заседаний ВСНП, на которых ВСНР обычно ратифицирует законы, принятые Постоянным комитетом.

Всекитайское Собрание народных представителей, кроме ПК, имеет  в своем составе специальные  комиссии по:

1)  делам национальностей;

2)  законодательству;

3)  финансово-экономическим  вопросам;

4) образованию, науке, культуре и здравоохранению;

5)  делам внешних сношений;

6)  делам китайцев, проживающих за рубежом (хуацяо).

Все комиссии избираются сессией  ВСНП и находятся подруководством  ВСНП и ПК. В составе комиссии – председатель, заместитель председателя и члены в составе от 15 до 30 человек.

Деятельность постоянных комиссий заключается в:

1) рассмотрении проектов решений, передаваемых  Президиумом сессии, либо ПК;

2) выдвижении перед Президиумом сессии, либо перед  ПК проектов решений по вопросам, входящих  в компетенцию ВСНП или ПК;

3) рассмотрении нормативных актов, постановлений, распоряже-ний Госсовета, его различных подразделений, местных управлений; решений Собраний народных представлений провинций;

4) рассмотрение запросов, направленных в Президиум и ПК;

5) проведении расследований, выдвижении предложений по воп-росам, входящим в компетенцию ВСНП.

При оценке законодательной  власти КНР закономерно возникает  вопрос: можно ли ВСНП и ПК ВСНП воспринимать как самостоятельные, а не декоративные органы, которые «механически» узаконивают  решения, принятые партией? Применительно  ко временам правления Мао Цзедуна ответ на этот вопрос был однозначным: да, не самостоятельным. Теперь же столь категоричное утверждение было бы не верным, точнее, не вполне верным. За последние десятилетия ВСНП приобрело значительно большую независимость, а его Постоянный комитет играет важнейшую роль в законотворческом процессе. Это можно рассматривать как элементы политической реформы, осуществляемой в КНР в ответ на крайности институционального и правового нигилизма времен «культурной революции».

Очевидными проявлениями самостоятельности ВСНП является возросшее  количество депутатских запросов и  предложений, а также то, что депутаты давно перестали голосовать единогласно  за вносимые постановления. Поразительным  примером стал следующий факт: в 1998 г. 45 % депутатов ВСНП проголосовали против того, чтобы признать удовлетворительной работу Генеральной прокура-туры. Это был протест против неспособности (нежелания) власти обуздать коррупцию. В последние годы стало привычным, что по некоторым законопроектам число несогласных с ними депутатов ВСНП может составлять 20–30 %.

Кроме того, надо помнить, что  Собрания народных представителей –  это действительно массовый коллективный орган  власти. Так,  только в состав уездных и волостных Собраний, избранных в 2006–2007 гг., входит 2 миллиона депутатов от 2800 уездов и 35400 волостей страны.

Тем не менее, с точки зрения классического представления о  разделении властей, законодательная  власть в КНР  очень слаба. Само по себе ВСНП очень громоздкий и неповоротливый орган, который в полном составе собирается редко. Кроме того, КПК категорически не допускает реального разделения властей и постоянно подчеркивает, что этот пример западной демократии (как, впрочем, и все другие) для Китая неприемлем.

Так, традиционный способ комплектования важнейших комитетов  ВСНП оставляет желать лучшего и  не прибавляет ему авторитета. Туда в основном направляются чиновники  высокого ранга, освобожденные от своих  должностей в правительстве, а рядовые  члены ВСНП, не входящие  в комитеты,  по сути,  лишены возможности существенно влиять на политическую жизнь страны. 

В самом Китае  имеет место понимание необходимости совершенствования системы народного представительства и эффектизации работы ВСНП. Как пишет Я.М. Бергер, усложнение социальной структуры общества, создающего рыночную экономику, требует создания подлинной представительной власти, которая бы отражала этот процесс и балансировала интересы разных социальных групп  с несовпадающими в ряде важных аспектов устремлениями и собственными представлениями о конкретных путях реализации некоторых общезначимых целей. 

 

2. Институт главы государства. Председатель КНР 

 

Институт главы государства  включает в себя избрание, срок полномочий, полномочия главы государства, а  также отношения главы государства  с другими государственными органами.

Главой государства КНР  является Председатель    Китайской Народной Республики. Председатель КНР представляет Китайскую Народную Республику во внешних сношениях и во внутренних церемониях.

По Конституции, каждый гражданин  КНР, достигший 45 лет и имеющий  пассивное и активное избирательное  право, может быть избран Председателем   КНР.

Но глава государства  в КНР  избирается не в ходе всеобщих выборов, а Всекитайским Собранием народных представителей по представлению Президиума ВСНП.

Выборы Председателя  обычно проводятся путем  равномандат-ных (т. е. голоса всех депутатов равны) выборов.

ВСНП обладает правом смещения  с поста Председателя КНР. 

Срок полномочий Председателя Китайской Народной Республики – 5 лет, он может занимать свой пост не более   двух сроков подряд. 

При освобождении должности  Председателя КНР его место занимает заместитель Председателя.

При освобождении должностей Председателя и заместителя Председателя КНР Всекитайское Собрание народных представителей проводит дополнительные выборы; до проведения дополнительных выборов обязанности Председателя Китайской Народной Республики временно исполняет Председатель Постоянного  комитета Всекитайс-кого Собрания народных представителей.  Основные полномочия Председателя КНР условно делятся на внутренние и внешние.

К числу первых относятся:

1.

Обнародование законов. Председатель КНР на основании решений Всекитайского  Собрания народных представителей и  его Постоянного комитета опубликовывает законы, после чего законы официально вступают в силу.

Председатель Китайской  Народной Республик не имеет права  вето в законодательстве. Все законы, принятые Всекитайским Собранием народных представителей и его Постоянным комитетом, должны быть обнародованы Председателем  КНР, без  чего они не имеют  силы.

2.

Опубликование указов.

3.

Назначение  и смещение Премьера и заместителей Премьера Государственного Совета, членов Государственного Совета, министров, председателей комитетов и комиссий, Главного ревизора, начальника секретариата Госсовета, но делается это на основании решений  ВСНП и ПК ВСН.

4.

Награждение  государственными орденами и присвоение государственных почетных званий.

5.

Информация о работе Государственная власть в КНР