Государственная власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 16:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в научном обосновании понятия государственной власти, её признаков и структуры, исследовании доктринальных взглядов на соотношение государственной и политической власти, а также в анализе проблем легитимности государственной власти.
В соответствии с заявленной целью поставим в работе ряд следующих задач:
- Рассмотреть понятие государственной власти и ее соотношение с политической властью и публичной властью.
- Исследовать признаки государственной власти.
- Обозначить принципы осуществления государственной власти.
- Выделить субъекты государственной власти: понятие и виды.
- Изучить способы осуществления государственной власти.
- Дать характеристику общества как объекта государственной власти.
- Выявить проблемы легитимности государственной власти.

Содержание

Глава I. Государственная власть как особая разновидность социальной власти 5
1.1. Понятие государственной власти и ее соотношение с политической властью и публичной властью 5
1.2. Признаки государственной власти 9
1.3. Принципы осуществления государственной власти 11
Глава II. Общая характеристика содержания структуры государственно-властных отношений 15
2.1. Субъекты государственной власти: понятие и виды 15
2.2. Способы осуществления государственной власти 18
2.3. Общество как объект государственной власти. Проблемы легитимности государственной власти 21
Заключение 29
Список использованных источников и литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

Государственная власть понятие признаки структура.doc

— 152.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

 

 

Введение

 

Государственная власть есть концентрированное выражение  воли и силы, мощи государства, воплощенное  в государственных органах и  учреждениях. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внутренних и внешних посягательств путем использования различных методов, в том числе государственного принуждения и военной силы. Государственная власть реализуется через государственное управление – целенаправленное воздействие государства, его органов на общество в целом, те или иные его сферы (экономическую, социальную, духовную) на основе познанных объективных законов для выполнения стоящих перед обществом задач и функций.

Разделение властей  – это политико-правовая доктрина и конституционный принцип, лежащий в основе организации власти демократического государства. Данная курсовая работа написана на основе положений Конституции Российской Федерации 1993 года и действующего российского законодательства, а также исследований данной проблемы в отечественной литературе.

Актуальность темы исследования. Государственная власть является ключевым политическим институтом, оказывающим прямое влияние на политический процесс и на политическую систему общества в целом. Её решения непосредственно отражаются на общественно-политической жизни страны, регулируя поведение социальных групп, граждан и организаций.

Цель данной работы состоит в научном обосновании понятия государственной власти, её признаков и структуры, исследовании доктринальных взглядов   на  соотношение государственной и политической власти, а также в анализе проблем легитимности государственной власти.

В соответствии с заявленной целью поставим в работе ряд следующих  задач:

- Рассмотреть понятие государственной власти и ее соотношение с политической властью и публичной властью.

- Исследовать признаки государственной власти.

- Обозначить принципы осуществления государственной власти.

- Выделить субъекты государственной власти: понятие и виды.

- Изучить способы осуществления государственной власти.

- Дать характеристику общества как объекта государственной власти.

- Выявить проблемы легитимности государственной власти.

Данная курсовая работа написана на основе работ Байтина, Борисова, Чиркина, а также при помощи обращения к учебным пособиям по теории государства и права, политологии и словарям(в том числе юридическому).

 

Глава I. Государственная власть как особая разновидность социальной власти.

 

1.1. Понятие государственной  власти и ее соотношение с  политической властью и публичной  властью

Термин "власть" означает способность влиять в нужном направлении, подчинять своей воле, навязывать ее подвластным, ощущать над ними господство. Такие отношения устанавливаются между населением и особой когортой (слоем) людей, которая им управляет. Власть политической элиты осуществляется посредством органов и учреждений, объединенных в единую иерархическую систему.

Важно иметь в виду, что, во-первых, неотъемлемым элементом  содержания любой власти является принуждение. Общественная власть немыслима без  принуждения, которое в соответствии с исторической обстановкой и  характером власти приобретает различные содержание и форму.

Во-вторых, отношения  по поводу власти, или властеотношения, носят волевой характер и с точки зрения своей структуры складываются из «господства-подчинения» и «руководства-подчинения». В зависимости от конкретно-исторических условий власть может либо выступать как сочетание отношений «господства-подчинения» и «руководства-подчинения», либо проявляться только в отношениях «руководства-подчинения».

Ф. Энгельс, показывая, что  всякая организация общества, в котором  происходит процесс производства и обращения продуктов, невозможна без авторитета, без власти, и отмечая, что с развитием крупной промышленности и крупного землевладения материальные условия производства и обращения неизбежно усложняются и стремятся ко все большему расширению сферы этого авторитета, подчеркивал, что и в будущем власть не исчезнет, а только изменит содержание и форму. Власть вообще, будучи непосредственным порождением разносторонних устойчивых связей между людьми, их устремлений к удовлетворению своих интересов и смягчению при этом противоречий, а стало быть, к возможному компромиссу и определенному порядку сосуществования, представляет собой объективно необходимое условие для участия членов общества в производстве и воспроизводстве жизни, Власть есть средство функционирования любой социальной общности, проявляющееся как отношение подчинения входящих в это сообщество лиц единой руководящей в нем воле.1

Изложенное позволяет  сформулировать краткое определение  понятия власти как общесоциологической категории. Власть – это соответствующее характеру и уровню общественной жизни средство функционирования всякой социальной общности, заключающееся в отношении подчинения воли отдельных лиц и их объединений руководящей в данном сообществе.

Такое определение, думается, характеризует любую общественную власть – классовую и неклассовую, государственную и негосударственную.

Публичная власть - это  власть, выделенная из общества и не совпадающая с населением страны, являющаяся одним из признаков, отличающих государство от общественного строя. Обычно противопоставляется общественной власти. Появление публичной власти связано с возникновением первых государств.2

Государственная власть является разновидностью публичной  власти.3 Последнее понятие шире, поскольку включает не только государственную власть, но и любую другую власть, выделенную из общества и осуществляемую специальными органами или должностными лицами.

Публичная власть возникает  в публичном коллективе, члены  которого связаны не родственными или  иными персональными, а общественными отношениями. Непосредственно публичная власть связана с двумя факторами: общие интересы, на определенном этапе становящиеся общественными, и социальная (а не персональная) асимметрия.

Власть присуща любой  организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей. Она характерна как для классового, так и бесклассового общества, как для общества в целом, так и различных составных его образований. Соответственно принято различать виды власти: власть рода, племени, общины; политическую, государственную; экономическую; различных общественных объединений; родительскую; церковную.

Каждая из разновидностей общественной власти имеет известное  своеобразие, отличается специфическими особенностями. Вместе с тем всем им присущи общие черты, синтез которых позволяет дать характеристику власти как общей социальной категории.

При всем многообразии взглядов на власть многим из представителей различных  течений общественной мысли присуща  ее характеристика как авторитета, обладающего возможностью заставить повиноваться, подчинить своей воле других людей.

В отечественной литературе длительное время существовало убеждение (оно сохраняется иногда до сих  пор), что публичная власть и государственная  власть - это одинаковые явления. В  свое время такой подход отразился на первоначальном переводе на русский язык Европейской хартии местного самоуправления (1985 г.), когда слова "public power", "public authority" были поняты как государственная власть (впоследствии это было исправлено).

Государственная власть является высшей формой публичной власти, поскольку, во-первых, ее социальный источник - особый территориальный коллектив, народ всей страны, во-вторых, в силу этого только она обладает суверенным характером, является суверенной разновидностью публичной власти, в-третьих, только она может регулировать все вопросы жизнедеятельности общества, в-четвертых, именно она юридически наделяет кругом предметов ведения и полномочиями остальные публичные территориальные коллективы, наделяет основами компетенции их органы.

Государство - официальный  представитель всего общества страны в его государственных границах и на международной арене. Его  власть распространяется на всю территорию государства, включая ее подвижные  части в границах и вне границ - самолеты, корабли под флагом государства, космические аппараты, на граждан государства, находящихся за границей. Другие территориальные публичные коллективы, за редчайшими исключениями, своего гражданства не имеют, но и в тех случаях, когда есть гражданство субъекта федерации, о нем вспоминают мало, практически возникающие вопросы решают федеральные органы. Власть государства имеет универсальный характер: она может распространяться на все отношения, которые регулируются государством и правом и поддаются такому регулированию.

Государственная власть едина. Разделение ее на определенные ветви (законодательную, исполнительную, судебную, иногда в конституциях называют и другие) не противоречит единству государственной власти, единству политики, проводимой по принципиальным вопросам всеми ее органами. Поэтому, видимо, в наше время в конституциях, в том числе и в ст. 10 Конституции РФ, один из основных принципов, относящихся к организации государственной власти, целесообразно обозначить не только как разделение властей, а в формулировке: единство государственной власти и разделение ее ветвей. Государственная власть не только едина, но и единственная государственная власть в обществе страны. Создание органов, действующих как разные власти, приводит к печальным последствиям (Москва в начале октября 1993 г.). Только государство может осуществлять (или только от имени государства может осуществляться) законное и легитимное государственное принуждение (государство может делегировать право применять некоторые формы принуждения органам других территориальных публичных коллективов, но опять-таки они применяются только в соответствии с законами государства и имеют менее существенный характер, нельзя, например, делегировать право применять уголовные наказания). В науке говорится и о других характеристиках государственной власти как публичной власти наиболее крупного территориального публичного коллектива - государственно-организованного общества.

 

1.2. Признаки государственной власти

Власть - это, прежде всего, способность навязывать свою волю.4

Государственная власть есть особая разновидность социальной власти - это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

Основные признаки государственной  власти:

  1. Распространяется на все общество. Только она юридически уполномочена действовать от имени всего общества и как таковая применять от его имени в случае необходимости легализованное и в большинстве случаев легитимное принуждение, насилие.
  2. Носит публично-политический характер, о чем подробно сказано выше.
  3. Опирается на государственное принуждение. Государственная власть может разрешить, приостановить, запретить, признать ничтожным проявление любой иной власти на своей территории.
  4. Осуществляется специальными лицами (чиновниками)5. Государственная власть проявляется вовне в виде особого аппарата, в котором все органы связаны между собой иерархической соподчиненностью.
  5. Система налогов и займов. Для осуществления государственных функций государству необходимы денежные средства, которые оно получает от населения в виду налогов и сборов, а при недостатке средств от них – при помощи государственных займов(внешних и внутренних).
  6. Легитимность. Дееспособность власти во многом зависят от ее легитимности (от лат. legitimus - законный). Это один из показателей эффективности политической власти. В легитимности отражается отношение граждан к власти. Ее можно определить как состояние власти, когда она признается большинством народа законной и справедливой.
  7. Легальность. От легитимности следует отличать легальность власти. Легальность означает соответствие власти действующему позитивному праву. Например, власть президента легальна, т.к. он избран в соответствии с законом и в осуществлении своих полномочий опирается на закон.

Таким образом, рассмотрев признаки государственной власти, можно  сказать, что с появлением государства  организация и осуществление  власти сосредоточиваются в руках  специальных органов, постоянно  занимающихся управлением общественными делами, то есть власть осуществляется через «аппарат власти» и основывается на институтах организованного, государственного принуждения. Власть призвана служить обществу, обеспечивать его целостность, надлежащее функционирование, служить личности, обеспечивая и охраняя права и свободы граждан.6

 

1.3. Принципы осуществления  государственной власти

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется в соответствии со следующими принципами:

а) государственная и  территориальная целостность Российской Федерации;

б) распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;

в) верховенство Конституции  Российской Федерации и федеральных  законов на всей территории Российской Федерации;

г) единство системы государственной власти;

д) разделение государственной  власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения  сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или  большей их части в ведении  одного органа государственной власти либо должностного лица;

е) разграничение предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной  власти субъектов Российской Федерации;

ж) самостоятельное осуществление  органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий;

з) самостоятельное осуществление  своих полномочий органами местного самоуправления.

Такие принципы, как "государственная  и территориальная целостность России", единство системы государственной власти, "разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" и "самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий", следуют из нормы ч. 3 ст. 5 Конституции РФ, устанавливающей, что федеративное устройство России основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в России.7

Как отмечено в постановлении  КС России от 9 июля 2002 г. N 12-П8, принципы конституционного строя России как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления, обусловленные народовластием и реализуемые через свободные периодические выборы, в силу федеративного устройства, основанного на государственной целостности России и единстве системы государственной власти (ст. 1, ч. 1, и ст. 5, ч. 3, Конституции РФ), распространяются на организацию государственной власти, ее формирование и условия замещения соответствующих должностей в РФ.

Информация о работе Государственная власть