Сущность и организация бюджетного планирования и прогнозирования в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 10:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности и организации бюджетного планирования и прогнозирования.
К задачам данной курсовой работы можно отнести:
рассмотрение сущности бюджетного планирования и прогнозирования;
изучение научных основ финансового планирования и прогнозирования;
изучение методов бюджетного планирования и прогнозирования

Содержание

Введение………………………………………………………………………
Глава 1. Экономическая сущность и содержание бюджетного планирования и прогнозирования
1.1 Сущность бюджетного планирования и прогнозирования……………..
1.2 Научные основы финансового планирования и прогнозирования …….
1.3 Методы бюджетного планирования и прогнозирования………………..
Глава 2. Организация бюджетного планирования и прогнозирования
2.1 Анализ бюджетного планирования и прогнозирования…………………
2.2 Органы осуществляющие бюджетное планирование и прогнозирование…
2.3 Сорвершенствование бюджетного планирования и прогнозирования в РФ……………………………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 75.02 Кб (Скачать файл)

3) Определение взаимоотношений  между бюджетами различных уровней  в части предоставления дотаций,  субвенций, субсидий.

Планирование федерального бюджета осуществляется Министерством  финансов совместно с Министерством  по налогам и сборам (МНС). МНС  прогнозирует поступление налоговых  доходов, кроме таможенных платежей.

Планирование таможенных поступлений осуществляет Государственный  таможенный комитет совместно с  Министерством экономического развития.

Расчет контингентов доходов  осуществляется в следующей последовательности: МНС доводит до Минфина обобщенные сведения о текущих поступлениях налогов и других доходов за отчетный период, т.е. за предшествующий год и  первое полугодие текущего года.[14]

Минфин получает от Минэкономразвития  прогнозируемые на очередной год  и среднесрочную перспективу  макроэкономические показатели, определяющие расходы: объем валового внутреннего  продукта, объем денежной массы, объем  прибыли, размер фонда оплаты труда, индекс инфляции и дефляторы по отраслям народного хозяйства, объем розничного товарооборота, уровень цен на нефть. Центральный банк России представляет курсовое соотношение рубля к  доллару США и к Евро.

На основании прогноза развития экономики Минфином совместно  с МНС составляются прогнозы поступления  по отдельным налогам. При этом учитываются  объем налоговых льгот и изменения  налоговых ставок, а также снижение от реструктуризации задолженности  предприятий и списания недоимки при реструктуризации и недоимки, признанной безнадежной.

Составление реального прогноза и плана поступлений по доходам  связано с рядом проблем, основными  из них являются:

1. Недостаточность данных  о налогооблагаемой базе.

2. Легальные схемы снижения  налогов по ходу исполнения  бюджетов.

3. Недостаточно проработанные  нормативные акты, позволяющие снижать  налоги.

4. Проблемы полноты статистической  отчетности.

5. Налоговая культура.[5]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Совершенствование  системы бюджетного планирования  и прогнозирования в РФ

 

Необходимо повышать точность и достоверность прогноза параметров макроэкономических показателей социально-экономического развития Российской Федерации, являющихся исходными для составления проекта  федерального бюджета.

Наиболее актуальными  в этой связи становятся проблемы информационного обеспечения процессов  управления и создания формализованной  системы показателей, характеризующих  финансовый потенциал территориального или местного бюджета.

Также такие разработки предназначены  для решения задач по созданию системы информации о результатах  деятельности хозяйствующих субъектов, проведению анализа финансового  состояния предприятий различных  отраслей экономики, финансовому контролю, оценке налоговой базы и состояния  исполнения обязательств перед бюджетом. Систематизированная информация позволит обеспечить совершенствование методов  планирования и прогнозирования, выполнения аналитических расчетов, а также  разработку обоснованных мер, способствующих наращиванию потенциала налоговых  и иных доходов бюджета. [7]

Основной целью формирования системы информации является выработка  единых процедур на всех этапах прогнозирования  развития потенциала финансовых ресурсов региона.

Проведение систематических  наблюдений за показателями, отражающими  результаты деятельности хозяйствующих  субъектов, организуется отраслевыми  министерствами, иными органами исполнительной власти края, осуществляющими координацию  и регулирование деятельности в  отраслях экономики. Систематические  наблюдения проводятся в отношении  предприятий, включенных в перечни  экономически и социально значимых хозяйствующих субъектов различных отраслей экономики территории.

В целях получения исходной информации о хозяйствующих субъектах, определенных как экономически или  социально значимых, отраслевыми  ведомствами заключаются соглашения о сотрудничестве и (или) направляются запросы о предоставлении информации о финансово-экономических показателях  деятельности и суммах начисленных  и уплаченных налогов:

- в адрес хозяйствующего  субъекта;

- в органы государственной  статистики по месту государственной  регистрации (по месту расположения), а также, в отдельных случаях,  при необходимости, в налоговые  органы.

При реализации комплекса  мероприятий по наблюдению используется система стандартных выбранных  показателей, которые при проведении систематических исследований являются основой для оценки потенциала финансовых и налоговых ресурсов как по отдельным  предприятиям, так и в отраслевом разрезе.

При проведении оценки финансового  состояния, а также потенциала налоговых  и иных финансовых обязательств перед  бюджетом хозяйствующих субъектов  используются данные:

- бухгалтерской отчетности;

- налогового учета, отчетности  и налоговых деклараций о базе  налогообложения и сборов, сумме  начисленных и уплаченных платежей  в бюджет, состоянии задолженности  и иных показателях;

- форм федерального статистического  наблюдения № П-1 «Сведения о  производстве товаров и услуг», № П-3 «Сведения о финансовом  состоянии организации», № ПМ  «Сведения об основных показателях  деятельности малого предприятия», № 1-ИП (пром) «Сведения о промышленной  деятельности индивидуального предпринимателя»  и иных форм статистической  отчетности, утвержденных Госкомстатом  России в качестве инструментария для организации федерального государственного статистического наблюдения.

Исходную информацию в  зависимости от сроков и источников ее получения целесообразно обобщать и формировать в сводные таблицы:

- «Сведения об основных  финансово-экономических показателях  деятельности»;

- «Сведения о формировании  налоговых и иных финансовых  ресурсов бюджета»;

- «Прогноз показателей».

Сведения о финансово-экономических  показателях деятельности предназначены  для обобщения данных, характеризующих  деятельность отдельных хозяйствующих  субъектов и отраслей экономики  края.

Сведения о формировании налоговых и иных финансовых ресурсов бюджета края предназначены для  оценки по предприятиям и отраслям базы налогообложения и сборов по репрезентативной группе налогов и  иных платежей в бюджет.

Прогноз показателей предназначен для определения основных параметров, необходимых для прогнозирования  бюджетных ресурсов в соответствии с программами развития производства.

При заполнении сведений должна быть обеспечена сопоставимость данных отчетного периода с показателями за этот же период предыдущего года. Если в отчетном году имела место  реорганизация, изменение структуры  или методологии исчисления показателей, то данные за предыдущий год приводятся исходя из новой структуры и методологии. В случае необходимости данные корректируются, пересчитываются согласно установленным  правилам и методологии, принятой в  отчетном периоде. Если показатели несопоставимы  и корректировка невозможна, приводятся пояснения[26].

 

 

Заключение

 

В курсовой работе определены этапыпрогнозирования и планирования какого-либо бюджета (федерального, субъекта Федерации или местного органа власти): приведенные таблицы, цифровой материал отражают современное состояние экономического развития страны, современную практику прогнозирования, утверждения и исполнения бюджетов и служат инструментом представления проблем бюджетного прогнозирования и планирования.

В данной работе выявлено что бюджетное прогнозирование и планирование имеет своей основной функцией превентивное обнаружение отклонений параметрических характеристик консолидированного бюджета страны и макроэкономических показателей от траектории динамичного и устойчивого роста национальной экономики. Эффективное выполнение этой функции возможно только на базе всестороннего анализа внешней и внутренней среды консолидированного бюджета, подготовки различных вариантов и сценариев бюджетной и налоговой политики государства и на этой основе разработки реалистичных проектов бюджетов всех уровней. Фактическое исполнение бюджетных прогнозов и планов следует анализировать на фоне выполнения проектов и планов развития национальной экономики, чтобы идентифицировать факты, выпавшие из внимания при разрабоке бюджетных прогнозов и планов. Это важно для целей разработки вариантов оптимального взаимодействия государственного и частного секторов национальной экономики через механизм закрепления расходных и налоговых полномочий, разграничения ответственности органов государственной власти и субъектов экономики. При этом важным видится горизонт прогнозирования и планирования консолидированного бюджета страны, который, по результатам нашего исследования, должен составлять 10-15 лет, как это и наблюдается в развитых странах. Отдельные или частные прогнозы, прежде всего прогноз народонаселения Российской Федерации, должен составляться на период в 50 лет - главной движущей и производительной силой любой страны были, есть и будут физические лица, устойчивый и динамичный рост национальной экономики напрямую зависит от их числа и качества.

            Учитывается, что важную роль для прогнозирования и планирования играет система показателей бюджетного прогноза и плана. Важнейшими показателями выступают: валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт, национальный располагаемый доход, минимальная почасовая оплата труда, среднедушевой годовойналогооблагаемый доход, уровень инфляции, уровень цен, уровень процентных ставок, курс рубля по отношению к валютам развитых стран мира, уровень потребления, уровень сбережения, уровень инвестирования, объем экспорта и импорта, объемы бюджетных поступлений (налоговых и неналоговых), объемы и направления бюджетных расходов.

В работе показано, что практическая разработка бюджетных прогнозов и планов включает этапы:

• сбора количественной и качественной информации о бюджете и экономике за прошлые годы;

• группировки данных по общим признакам;

• анализа собранной информации на предмет выявления тенденций  и закономерностей, сопоставления  с аналогичными данными по зарубежным странам, близкими Российской Федерации  по типу государственного и бюджетного устройства;

• разработки бюджетных проектировок и их рассылки в Министерства и ведомства на предмет согласования;

• уточнения бюджетных  проектировок в связи с новыми законами в области налогообложения, совершенствованием механизма межбюджетных отношений посредством перераспределения и закрепления расходных и налоговых полномочий;

• подготовки проектов бюджетов и их анализ законодательными органами Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований;

• утверждения бюджетных  проектов как Законов о бюджетных  планах на текущий год;

• исполнения и прогноза исполнения Законов о бюджетах касательно их доходной и расходной частей;

• сверки результатов фактического исполнения прогнозируемых и планируемых бюджетных поступлений и расходов;

• корректировки утвержденных бюджетных планов, прежде всего в части касающейся расходов бюджетных звеньев бюджетной системы Российской Федерации.

Исследование показывает, что бюджетное прогнозирование и планирование имеет свою методологию, методы и способы расчета параметрических характеристик и состояний бюджета в будущих периодах. Следующие параметры характеризуют консолидированный бюджет Российской Федерации, федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местных органов власти:

• размеры налогооблагаемых баз для каждого конкретного бюджета,

• объемы расходных полномочий органов государственной власти Федерации, субъектов Федерации  и местных органов самоуправления;

• объемы бюджетных поступлений  обусловленные объемами налоговых  полномочий, размерами долевых отчислений из фондов финансовой помощи регионам и муниципалитетам;

• объем заимствований, необходимых  Федеральному правительству покрытия дефицита федерального бюджета, обслуживания и управления государственным долгом.

К основным принципам бюджетного прогнозирования и планирования исследование относит принципы: научности, непрерывности, последовательности, комплексности, неопределенности, прозрачности и стабильности.

Наиболее пригодными с  практической и теоретической сторон методами бюджетного прогнозирования  и планирования, как установлено  диссертационным исследованием, являются методы прогнозирования и планирования от достигнутого, методы экспертных оценок, экстраполяции и моделирования.

Исследованием предлагается использовать для целей моделирования  экономики модель пятисекторной национальной экономики: аграрный сектор (использующий факторы труда и капитала для производства сельскохозяйственной продукции), сектор предприятий за исключением жилищного строительства (использующий факторы труда и капитала для производства товаров и услуг), государственный сектор (использующий общественный капитал и труд государственных служащих для оказания общественных благ), сектор физических лиц (работающих на некоммерческие организации), использующих только фактор труда для производства услуг и сектор жилищного строительства (использующий жилищный фонд для оказания жилищных услуг). Это продиктовано тем, что аналогичная модель успешно применятся бюджетными властями многих стран мира, особенно развитых стран для целей моделирования экономических процессов и их использования для целей бюджетного прогнозирования и планирования.

Информация о работе Сущность и организация бюджетного планирования и прогнозирования в РФ