Методы бюджетного планирования и прогнозирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 17:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение методов бюджетного планирования и прогнозирования.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
рассмотреть методы бюджетного планирования и прогнозирования, и их характеристики;
изучить, какие методы бюджетного планирования и прогнозирования применяются в Узбекистане;

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 37.69 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Для того чтобы управлять  будущим, человечество создало определенные механизмы, которые в экономической  науке называются - прогнозирование, макроэкономическое планирование и  экономическое программирование. Прогнозирование - это получение информации о будущем; это предвидение, которое делится  на научное и ненаучное (интуитивное, каждодневное и религиозное). Научное предвидение базируется на знаниях закономерностей развития природы, общества и мышления; интуитивное - на так называемом жизненном опыте, связанном с аналогиями, приметами и т.д.; религиозное предвидение ещё называют пророчеством, то есть верой в сверхъестественные силы, предрассудки и прочее.

Прогнозирование - это предвидение, которое базируется на специальном  научном исследовании. Поисковый  прогноз - это определение возможного положения явления в будущем; нормативный - определение путей  и сроков достижения возможного положения  явления, которое принято за цель. Прогнозирование имеет два конкретных аспекта: предсказывать и предвидеть. В зависимости от того, какой результат  необходимо получить или, что необходимо спрогнозировать, преимущество предоставляется  то одному, то другому аспекту.

Прогнозирование необходимо, потому что точное предвидение будущего повышает эффективность процесса принятия решения.

Чтобы эффективно управлять  народным хозяйством или любым его  структурным звеном, необходимо четко  знать, какими должны быть воздействие  на экономику и его последствия.

В странах с развитой рыночной моделью экономики прогнозирование  и планирование являются важнейшим  инструментом государственного регулирования  экономики. Нацелено применяя такой  инструмент, эти страны, как известно, добились большого успеха в техническом  прогрессе, повышении уровня жизни  населения и других социально-экономических  областях.

В настоящее время следует  отметить непрерывно растущую потребность  в прогнозах.

Теория прогнозирования  и планирования экономики базируется на экономической теории. Если последняя изучает глубинные процессы экономического развития, устанавливает их суть, движущие силы для любых общественно-экономических формаций, то прогнозирование и планирование являются рабочим инструментом определения величин экономических показателей, позволяют выявить наиболее эффективные методы регулирования социально-экономических процессов в обществе и одновременно выступают в качестве методологической основы при рассмотрении вопросов прогнозирования и планирования отраслевых экономик, таких, как экономика промышленности, экономика транспорта, экономика строительства и др. Таким образом, место теории прогнозирования и планирования в системе экономических дисциплин определяется тем, что она является как бы связующим звеном экономической теории, с одной стороны, и отраслевыми экономиками - с другой. Данная наука имеет тесную связь со статистикой, от которой она заимствует методы анализа и необходимые сведения для расчетов.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение методов бюджетного планирования и прогнозирования.

Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:

  рассмотреть методы бюджетного планирования и прогнозирования, и их характеристики;

  изучить, какие методы бюджетного планирования и прогнозирования применяются в Узбекистане;

  выявить направления совершенствования методов, используемых в бюджетном планировании и прогнозировании.

Раздел 1 Содержание, значение и задачи бюджетного планирования и прогнозирования

1.1 Содержание  и значение планирования

Бюджет - это основной финансовый план. Бюджетная система состоит  из бюджетов трех уровней:

Первый уровень - бюджеты  государственных внебюджетных фондов;

Второй уровень бюджеты  субъектов РУз и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

Третий уровень - местные  бюджеты.

Составной частью бюджетного процесса является бюджетное планирование и регулирование, представляющие собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

Содержание бюджетного планирования включает также вопросы теории и  методологии составления бюджетов и других финансовых планов. К бюджетному планированию относится не только составление  бюджета по всем звеньям бюджетной  системы, но и его исполнение. Такое  определение бюджетного планирования вытекает из самого определения бюджета, в соответствии с которым бюджет представляет собой форму образования  и расходования (составления и  исполнения) денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Непосредственное составление бюджета на предстоящий год происходит на базе его исполнения за текущий год и тех финансовых норм и нормативов, которые доводятся до территорий, отраслей хозяйства, бюджетных учреждений. Составление бюджета по доходам должно учитывать действующую налоговую систему в стране, реальную возможность мобилизации доходов по каждому виду налогов и сборов.

1.2 Задачи бюджетного  планирования

Перед бюджетным планированием  выдвигаются следующие основные задачи:

- организация работы по  мобилизации денежных накоплений  и других финансовых ресурсов  государства, финансовому обеспечению  развития экономики, науки и  социальной сферы;

- осуществление финансового  контроля за ходом выполнения бюджета.

Бюджетное планирование направлено, в конечном счете, на составление  проекта бюджета. В составлении  и исполнении бюджета принимают  участие все органы государственной  власти и управления. Непосредственно осуществляют бюджетное планирование Министерство финансов РУз, министерства финансов республик в составе РУз, финансовые управления администраций других территорий в соответствии с предоставленными им правами.

Бюджетное планирование имеет  две стадии. На первой стадии осуществляется сводное бюджетное планирование, в ходе которого определяются основные направления, пути и способы мобилизации  финансовых ресурсов, изыскиваются возможности  для увязки намечаемых, доходов и  расходов на предстоящий год. На второй стадии производится адресное бюджетное  планирование, т.е. устанавливаются  конкретные связи с бюджетом отраслей народного хозяйства, непроизводственной сферы и других расходов. Здесь  же определяются поступления в бюджет по каждому виду налогов и сборов.

1.3 Значение и задачи прогнозирования

Со сводным финансовым планированием тесно связано  бюджетное прогнозирование.

Важнейшее условие успешного  ведения хозяйства -- постоянное совершенствование методов его управления. Управлять -- значит предвидеть. В связи с этим возрастает роль перспективного планирования, а значит и научного прогнозирования. Прогнозирование параметров натуральных показателей должно сопровождаться прогнозом финансовых ресурсов, так как невозможно качественное прогнозирование развития хозяйства без учета перспективы роста этих ресурсов.

В отличие от сводного финансового  планирования осуществляемого, как  правило, на более длительный период, бюджетное прогнозирование является адресным и рассчитано на бюджетный  период, т. е. не более чем на год. Но так как основная подавляющая  часть показателей сводного финансового  баланса включает ряд бюджетных  показателей, то при составлении  перспективного сводного финансового  баланса необходимо проводить прогнозные расчеты основных бюджетных показателей.

Под прогнозом развития бюджета  подразумевается комплекс вероятностных  оценок возможных путей развития его доходной и расходной частей.

Цель бюджетного прогнозирования -- на основе сложившихся тенденций, конкретных социально-экономических условий и перспективных оценок разработать и обосновать оптимальные пути развития бюджета и на этой основе дать предложения по его укреплению. Своевременный учет результатов такого прогнозирования является важным условием для принятия наиболее эффективных мер в финансовой политике государства, региона.

Расчет прогнозируемых бюджетных  показателей основан на иных методологических подходах, нежели расчеты показателей  годового бюджета. Если показатели годовых  и квартальных бюджетов определяются на базе прямых расчетов экономических  и финансовых параметров, то при  определении прогнозных бюджетных  показателей, как правило, такой  возможности нет из-за отсутствия необходимых статистических и отчетных данных.

Раздел 2 Методы бюджетного планирования и прогнозирования и их характеристики

2.1 Этапы бюджетного планирования и прогнозирования

Бюджетное планирование осуществляется в несколько этапов: составление  проектов бюджетов финансовыми органами разных уровней; рассмотрение проектов бюджетов в исполнительных органах  власти; рассмотрение проектов бюджетов и утверждение бюджетов в законодательных  и представительных органах государственной  власти разных уровней и в органах  местного самоуправления; поквартальное  распределение финансовыми органами государственных, региональных и муниципальных  уровней доходов и расходов, а  также составление сводных бюджетных  росписей

Бюджетное прогнозирование (от англ. budgetary forecasting) - это обоснованное, опирающееся на реальные расчеты предположение о направлениях развития бюджета, возможных состояниях его доходов и расходов в будущем, путях и сроках достижения этих состояний. Это неотъемлемая часть бюджетного процесса, база бюджетного планирования. Прогноз строится на тщательном изучении информации о состоянии бюджета на данный момент; определении в соответствии с выявленными закономерностями разных вариантов достижения предполагаемых бюджетных показателей; нахождении в результате анализа наилучшего варианта развития бюджетных отношений.

Прогнозирование бюджета ориентирует на поиск  оптимального решения задач, на выбор  наилучшего из возможных вариантов. В процессе бюджетного прогнозирования  рассматриваются различные варианты бюджетной политики государства, разные концепции развития бюджета с  учетом множества экономических  и социальных задач, объективных  и субъективных факторов, действующих  на государственном, региональном и  местном уровнях. При этом непрерывность  прогнозирования бюджета обусловливает  систематическое уточнение бюджетных  показателей по мере формирования новых  данных

2.2 методы бюджетного планирования и прогнозирования

 

К числу наиболее распространенных методов бюджетного планирования и  прогнозирования относят:

  Индексный метод (от достигнутого);

  Нормативный метод;

  Балансовый метод;

  Бюджетирования ориентированного на результат;

  Программно - целевой метод;

  Метод экспертного прогнозирования;

  Метод экстраполяции;

  Метод моделирования;

  Метод экономического анализа.

Традиционным методом  бюджетного планирования и прогнозирования  является постатейное (нормативное) бюджетирование, когда в соответствии с утвержденной бюджетной классификацией ведомства детально обосновывают статьи расходов. При использовании данного метода основной акцент делается на анализе затрат и целевом использовании средств. Бюджетополучатели составляют сметы своих планируемых расходов, которые анализируются и корректируются распорядителями бюджетных средств, а затем передаются на согласование в правительство. В случае, если общая сумма сметных заявок превышает величину запланированных бюджетных доходов, то выявляются приоритетные затраты, а по остальным проводится сокращение расходов.

Нормативный метод планирования расходов и выплат используется в  основном при планировании средств  на финансирование бюджетных мероприятий  и составлении смет бюджетных  учреждений. Нормы устанавливаются  законодательными или подзаконными актами. Такими нормами могут быть:

  денежное выражение натуральных показателей удовлетворения социальных потребностей (например, нормы расходов на питание населения в бюджетных учреждениях, обеспечение их медикаментами, мягким инвентарем и др.);

  нормы индивидуальных выплат (например, ставка заработной платы, размеры пособий, стипендий и т. д.);

  нормы, в основе которых лежат средние статистические величины расходов за ряд лет, а также материально-финансовые возможности общества в конкретном периоде (например, нормы на содержание помещений, учебных расходов и т. д.).

Серьезный минус нормативного метода бюджетирования заключается в том, что не анализируется эффективность, а, следовательно, необходимость финансирования того или иного ведомства в целом.

Индексный метод основан на использовании  разнообразных индексов, отражающих динамику цен, динамику уровня жизни  населения, реальных доходов населения. В настоящее время в бюджетном  планировании достаточно хорошо применяются  индексы дефляторы. Специфика индексного метода состоит в том, что в  индексе количественно несравнимые  величины приводятся к некоторому общему единству, делающему их сравнимыми, соизмеримыми. Например, применение индексного метода при прогнозировании числа  получателей бюджетных услуг  заключается в приведении количества получателей бюджетных услуг  в настоящем к будущему моменту  времени при помощи индексов, характеризующих  изменение в будущем каких-либо условий по сравнению с настоящими условиями.

Использование балансового  метода позволяет увязать финансовые ресурсы органов государственной  власти с потребностями в них, вытекающими из прогноза социально-экономического развития, увязать расходы бюджетов с их доходами, установить пропорции  распределения средств между  бюджетами разного уровня, распределить по кварталам доходы и расходы 

С помощью балансового  метода реализуется принцип сбалансированности и пропорциональности. Он применяется  при разработке прогнозов, планов и  программ. Сущность его заключается  в увязке потребностей страны в различных  видах продукции, материальных, трудовых и финансовых ресурсов с возможностями производства продукции и источниками ресурсов. Балансовый метод предполагает разработку балансов, представляющих собой систему показателей, в которой одна часть, характеризующая ресурсы по источникам поступления, равна другой, показывающей распределение (использование) по всем направлениям их расхода. В переходный период к рыночным отношениям усиливается роль прогнозных балансов, разрабатываемых на макроуровне: платежного баланса, баланса доходов и расходов государства, баланса денежных доходов и расходов населения, сводного баланса трудовых ресурсов, балансов спроса и предложения. Результаты балансовых расчетов служат основой при формировании структурной, социальной, финансово-бюджетной и кредитно-денежной политики, а также политики занятости и внешнеэкономической деятельности. Балансы применяются также для выявления диспропорций в текущем периоде, вскрытия неиспользованных резервов и обоснования новых пропорций

Информация о работе Методы бюджетного планирования и прогнозирования