Сущность и организация бюджетного планирования и прогнозирования в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 10:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности и организации бюджетного планирования и прогнозирования.
К задачам данной курсовой работы можно отнести:
рассмотрение сущности бюджетного планирования и прогнозирования;
изучение научных основ финансового планирования и прогнозирования;
изучение методов бюджетного планирования и прогнозирования

Содержание

Введение………………………………………………………………………
Глава 1. Экономическая сущность и содержание бюджетного планирования и прогнозирования
1.1 Сущность бюджетного планирования и прогнозирования……………..
1.2 Научные основы финансового планирования и прогнозирования …….
1.3 Методы бюджетного планирования и прогнозирования………………..
Глава 2. Организация бюджетного планирования и прогнозирования
2.1 Анализ бюджетного планирования и прогнозирования…………………
2.2 Органы осуществляющие бюджетное планирование и прогнозирование…
2.3 Сорвершенствование бюджетного планирования и прогнозирования в РФ……………………………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 75.02 Кб (Скачать файл)

Современные условия хозяйствования требуют максимального расширения сферы и совершенствования методов прогнозирования и планирования. Чем выше качество прогнозов и планов, тем более весомым будет их вклад в общественное развитие.

Важными задачами, которые  обычно ставятся перед исполнителями  при прогнозировании и планировании, разработке соответствующей концепции, программы, мероприятия, являются сохранение и развитие высокоэффективной структуры экономики, обоснование и регулирование темпов роста выпуска продукции, высокой степени ее конкурентоспособности на рынке, обеспечение эффективного использования материальных, энергетических, трудовых и финансовых ресурсов, достаточного уровня доходов и социальной защищенности населения, поддержание имеющихся и налаживание новых многообразных экономических связей в масштабах региона, государства и с внешним миром.

Таким образом, экономическое  прогнозирование – это получение  информации о состоянии экономических  показателей анализируемого объекта  путем системы методов.

Под методологией планирования и прогнозирования понимается система подходов, принципов, показателей, методик и методов разработки и обоснования прогнозов и плановых решений, а также логика планирования и прогнозирования. Методология базируется на экономической теории, изучающей закономерности и законы развития общества, основные положения и тенденции воспроизводственных процессов, и развивается и совершенствуется по мере развития самой экономической теории.

Методология планирования и  прогнозирования должна обеспечивать достижение поставленных целей и решение конкретных задач в сложившейся экономической ситуации.

Показатели планов и прогнозов  представляют собой форму количественного  выражения принимаемых плановых и прогнозных решений.

Методика представляет собой  совокупность рабочих методов и  приемов, используемых для осуществления  конкретных плановых и прогнозных расчетов и различных показателей плана  и прогноза. Она носит частный  характер, находится в соподчинении с методологией планирования и прогнозирования и входит в нее как составная часть.

Важнейшим элементом методологии  государственного планирования и прогнозирования является логика. Логика планирования и прогнозирования есть упорядоченная последовательность и обоснованность действий, связанных с разработкой планов и прогнозов.[33]

Главной идеей логики планирования и прогнозирования выступает определение исходного пункта, от которого начинается и которому подчиняется весь процесс разработки планов и прогнозов. К основным составляющим логики можно отнести следующее:

- формулирование системы  целей планирования и прогнозирования;

- анализ исходного уровня, т. е. состояние прогнозируемого  и планируемого  объекта  в   прошлом  и  настоящем,  уточнение  параметров и оценка уровня  его развития;

- изучение потребностей  общества,  их объема и структуры  в плановом и прогнозном периоде; 

- определение ресурсов  общества тех, которые есть  и которые могут быть созданы  в плановом, либо прогнозном периоде; 

- согласование ресурсов  и потребностей общества и  выработка плановых или прогнозных  решений.[8]

Однако, несмотря на общность методологических основ, с определенной степенью условности можно говорить о методологии планирования и  методологии прогнозирования, о  принципах и методах планирования и принципах и методах прогнозирования, то связано с той ролью, которую  выполняют планирование и прогнозирование  как формы государственного регулирования. И если планирование (директивное, индикативное, стратегическое) отражает конкретное решение в отношении планируемого объекта, то прогнозирование дает вероятностную  оценку его состояния в будущем, различные пути и способы его  развития, либо служит основой для  принятия планового решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Научные основы  финансового прогнозирования и  планирования

Под методологией планирования и прогнозирования понимается система  подходов, принципов, показателей, методик  и методов разработки и обоснования  прогнозов и плановых решений, а  также логика планирования и прогнозирования.

Методология базируется на экономической теории, изучающей  закономерности и законы развития общества, основные положения и тенденции  воспроизводственных процессов, и  развивается и совершенствуется по мере развития самой экономической  теории.

Методология планирования и  прогнозирования должна обеспечивать достижение поставленных целей и  решение конкретных задач в сложившейся  экономической ситуации. Показатели планов и прогнозов представляют собой форму количественного  выражения принимаемых плановых и прогнозных решений.

Планирование бюджета  представляет собой процесс разработки общей структуры и объемов  доходов и расходов бюджета на очередной финансовый год и перспективу. Схема данного процесса установлена  БК РФ, который регламентирует основы составления проектов бюджетов всех уровней.

Бюджетное планирование занимает центральное место в системе  управления общественными финансами. Оно связывает в единое целое  все сферы общественных финансов: оказание бюджетных услуг, управление долгом, управление бюджетными закупками, планирование бюджетных инвестиций, планирование межбюджетных отношений  и пр.

Система бюджетного планирования — совокупность организации, методов  и процедур формирования проекта  бюджета.

Система бюджетного планирования состоит из годового бюджетного планирования и перспективного (среднесрочного) финансового планирования.

Процесс разработки годового бюджета обеспечивается за счет выделения  отдельных элементов перспективного финансового плана, относящихся  к очередному бюджетному году. При  этом годовой бюджет должен рассматриваться  только как более детализированная и неотъемлемая часть перспективного финансового плана.

Результаты процесса бюджетного планирования представляются в виде следующих документов:

  • сценарные условия;
  • основные направления бюджетной, налоговой и долговой политики;
  • перспективный финансовый план;
  • бюджет субъекта Российской Федерации (муниципального образования) на очередной год (в случае перехода на многолетний бюджет — на три года).[25]

Бюджетное планирование осуществляется в несколько этапов:

  • процесс формирования на среднесрочный период сценарных условий и основных направлений бюджетной, налоговой, долговой и инвестиционной политики;
  • финансовый орган вырабатывает перспективный финансовый план и контрольные цифры для проекта бюджета на следующий год;
  • разработка проекта бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального образования) на основе утвержденного финансового плана;
  • проект бюджета вместе с программой действий администрации и финансовым планом рассматриваются органом исполнительной власти;
  • с учетом утвержденного бюджета, уточнения показателей прогноза социально-экономического развития и иных факторов осуществляется уточнение перспективного финансового плана.

Бюджетное прогнозирование (от англ. budgetary forecasting) – это обоснованное, опирающееся на реальные расчеты предположение о направлениях развития бюджета, возможных состояниях его доходов и расходов в будущем, путях и сроках достижения этих состояний. Это неотъемлемая часть бюджетного процесса, база бюджетного планирования. Прогноз строится на тщательном изучении информации о состоянии бюджета на данный момент; определении в соответствии с выявленными закономерностями разных вариантов достижения предполагаемых бюджетных показателей; нахождении в результате анализа наилучшего варианта развития бюджетных отношений.

Выделяют три вида прогнозирования:

  1. Долгосрочное – разрабатываются раз в пять лет на десятилетний период. Данные долгосрочного прогноза используются при разработке концепций социально-экономического развития, прогнозов и программ на среднесрочную перспективу;
  2. Среднесрочное - разрабатываются на период от трех до пяти лет при условии внесения ежегодных корректив;
  3. Краткосрочное - составляются на финансовый год.

Результаты государственного прогнозирования социально-экономического развития используются при принятии конкретных решений в области  социально - экономической политики государства.[29]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Методы бюджетного  планирования и прогнозирования

Одним из методов бюджетного планирования и прогнозирования  является анализ текущего исполнения бюджета. Без него процесс прогнозирования  невозможен в принципе, поэтому метод  экономического анализа применяется  на всех этапах бюджетного процесса. Он позволяет определить степень выполнения бюджетных показателей за истекший период и дать ожидаемую оценку исполнения бюджета в финансовом году. На этапе  формирования проекта бюджета упор в аналитической работе делается на выявление резервов увеличения доходов  бюджета, определение мероприятий  по повышению эффективности распределения  и использования бюджетных средств. Метод экономического анализа позволяет  определить основные закономерности, тенденции в движении показателей, резервы.

Методика экономического анализа исполнения бюджетах условно  может быть подразделена на общую  и частную. Общая методика одинаково  применима при анализе как  общих итогов, так и конкретных результатов исполнения бюджета  по доходам и расходам. К ней  относятся:

- определение задач анализа;

- подбор и предварительная  проверка достоверности и правильности  данных;

- использование приема  сравнения как основного при  определении уровня исполнения  и динамики бюджетных показателей;

- применение утвержденных  или уточненных данных в качестве  базы для сравнения и оценки  показателей;

- прием разложения отклонений  от установленных назначений  по факторам, по-разному повлиявшим  на результаты исполнения по  доходам или расходам;

- широкое применение наряду  с абсолютными относительных  и средних показателей, а также  сводных величин;

- применение аналитических  группировок и построение таблиц, позволяющих судить о результатах  исполнения бюджета и др.[16]

Исполнить бюджет по доходам  — это значит мобилизовать контингенты  налогов, сборов, других платежей и  распределить их по уровням бюджетной  системы в соответствии с законодательством.

Исполнить бюджет по расходам — это значит профинансировать расходы, предусмотренные в бюджете, в  соответствии с бюджетной росписью. При анализе исполнения расходной  части бюджета подводятся итоги  исполнения бюджета в целом, по видам  расходов, нижестоящим бюджетам, отдельным  разделам, видам бюджетных учреждений, статьям затрат, выясняются возможности  более экономного использования  ассигнований; проверяется целевой  характер расходования бюджетных средств; оценивается степень удовлетворения потребностей учреждений в средствах.

Применение метода экстраполяции возможно при абсолютной уверенности сохранения в дальнейшем устойчивой динамики развития. Расчет показателей проекта бюджета  при этом методе производится на основе корректировки достигнутого в базовом  периоде уровня показателей на относительно устойчивый темп их роста.

Нормативный метод предполагает наличие прогрессивных норм и  финансово-бюджетных нормативов, которые  являются качественной основой для  бюджетного планирования, предпосылкой для соблюдения режима экономии. Кроме  того, нормы и нормативы могут  служить необходимым условием для  внедрения автоматизированных (экономико-математических) методов в бюджетное планирование.

Использование балансового  метода позволяет увязать финансовые ресурсы органов государственной  власти с потребностями в них, вытекающими из прогноза социально-экономического развития, увязать расходы бюджетов с их доходами, установить пропорции  распределения средств между бюджетами разного уровня, распределить по кварталам доходы и расходы.

Все актуальнее в настоящее  время становится программно-целевой  метод прогнозирования, который  позволяет оценить и выбрать  предпочтительные варианты социально-экономического развития в целевом, отраслевом и  территориальном аспектах.[30]

Одним из методов прогнозирования  базового уровня бюджетных поступлений  является метод экспертных оценок, который известен как метод «Дельфи». Он представляет собой метод коллективных экспертных оценок, основанных на выявлении  согласованной оценки группы специалистов путем их опроса, проходящего в  несколько туров. При этом экспертам  сообщают результаты предыдущего тура с целью дополнительного обоснования  решения экспертов в следующем  туре.

Информация о работе Сущность и организация бюджетного планирования и прогнозирования в РФ