Бюджетные системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 22:07, доклад

Краткое описание

Не так давно был принят бюджет Ульяновской области на 2014 год, размер которого, несмотря на ожидаемый кризис, сопоставим с бюджетом 2013. Но, как мы выяснили, структура доходов и расходов в бюджете будущего года такова, что реально свободных денег в бюджете будет значительно меньше. Красивые цифры – это всего лишь особенности учета бюджетных средств. На деле нас ожидает серьёзное «затягивание поясов». Бюджет на будущий год позиционируется региональным властями как социально-направленный. Решение это вынужденное. Если быть точнее, то речь идет о необходимости выполнения регионами социально направленных указов Президента, финансирование которых во многом было отдано на региональный уровень.

Вложенные файлы: 1 файл

бс.docx

— 15.40 Кб (Скачать файл)

Не так давно был  принят бюджет Ульяновской области  на 2014 год, размер которого, несмотря на ожидаемый кризис, сопоставим с бюджетом 2013. Но, как мы выяснили, структура  доходов и расходов в бюджете  будущего года такова, что реально  свободных денег в бюджете  будет значительно меньше. Красивые цифры – это всего лишь особенности  учета бюджетных средств. На деле нас ожидает серьёзное «затягивание поясов».

Круговорот зарплат

Бюджет на будущий год  позиционируется региональным властями как социально-направленный. Решение  это вынужденное. Если быть точнее, то речь идет о необходимости выполнения регионами социально направленных указов Президента, финансирование которых  во многом было отдано на региональный уровень. Среди наиболее затратных  статей можно отметить необходимость  повышения зарплат бюджетникам. Четкая позиция федерального центра – повысить заработную плату учителей и других бюджетников как минимум  до средней по региону и поддерживать уровень безработицы на минимальном  уровне.

Ожидаемую среднюю зарплату несложно рассчитать исходя их ожидаемых  доходов бюджета за счет сбора  налога на доходы физических лиц и  количества работающих жителей. Получается около 18500 рублей – именно такая  средняя заработная плата фактически заложена в бюджет.

Благодаря этому  прогнозному росту планируется увеличить долю НДФЛ в доходной части бюджета до 32%. В реальных цифрах это означает увеличение соответствующей статьи доходов более чем на 2 миллиарда. Парадокс в том, что достижение этого показателя напрямую связано именно с увеличением заработных плат бюджетникам. Других предпосылок для резкого увеличения сбора этого налога нет – численность занятых в экономике падает, серьезного роста заработных плат в реальном секторе экономики не ожидается. Фактически, речи об увеличении реальных доходов не идет, скорее рост ожидаемого сбора НДФЛ в 2014 году – это перекладывание части денег из кармана в карман – отдали условные 20 рублей вместо 10, с них получили не рубль, а 2 рубля условных доходов.  Это подтверждается соответствующими статьями расходной части бюджета – деньги «выдерут» из других статей доходов и отдадут на социальные программы, которые в свою очередь приведут к увеличению доли НДФЛ в доходной части.

Проблема в том, что  большинство других строк в доходной части бюджета значительно уменьшилось  по сравнению с бюджетами региона  на 2012 и 2013 годы.

Экономика падает

Начиная с 2012 года в области  наблюдается снижение доли в бюджете налога на прибыль организаций. В 2013 года ожидаемое поступление в бюджет этого налога было 6,84 миллиарда рублей, в 2014 году запланировано собрать 6,82 миллиарда рублей, что составляет 23% доходной части бюджета. Цифры укладываются в общероссийский тренд. В среднем по стране доля налога на прибыль в доходах региональных бюджетов находится в пределах от 22 до 27 процентов от общих доходов. Но важнее тенденция – падение уровня производства автоматически приводит к уменьшению собираемости налогов.

С другой стороны процент  налоговых доходов в общем  объеме доходов региональных бюджетов напрямую указывает на их устойчивость. Исходя из этого, можно рассматривать  долю налога на прибыль в доходах  бюджета как точный индикатор  качества развития региональной экономики. И тут области похвалиться нечем – задела перед кризисом сделать не удалось, несмотря на активную работу областных властей по привлечению инвесторов. Как легко понять, в 2014 году особой надежды на рост производства за счет активных инвестиций в область никто не ожидает, что отчетливо видно по прогнозным оценкам, заложенным в бюджет. Выйти в ближайшие годы из группы средне- и малоразвитых регионов и сделать рывок в сторону устойчивого бюджета области не грозит – на масштабные проекты попросту не будет денег, а особой прогнозной надежды на получение дохода от инвестиционных проектов, находящихся в той или иной стадии реализации, нет. Не в последнюю очередь и из-за того, что многие из них получили серьёзные налоговые преференции от региональных властей, вплоть до полной отмены налога на имущество и значительного снижения налога на прибыль с помощью разнообразных механизмов, которые принято называть «созданием условий для привлечения инвестиций». Получается, что компенсировать возросшую социальную нагрузку за счет увеличения доходов от налога на прибыль не получится. Может быть помогут федеральные дотации?

Дотаций будет меньше

Обещания Президента не в  меньшей степени легли дополнительным бременем на федеральный бюджет. В  результате, начиная с 2012 года, значительно  снижается субсидирование регионов. Не стала исключением и Ульяновская  область. В бюджете 2014 заложено лишь 5,13 миллиардов дотаций (17% доходной части  бюджета). Для сравнения отметим, что в 2013 году дотаций было 5,55 миллиарда (19% доходной части), а в 2012 году область  дотатировалась и вовсе почти на 22% (6 миллиардов).

Не станет палочкой-выручалочкой и четвертая по важности доходная строка – акцизов в 2014 году планируется  собрать лишь на 3,2 миллиарда. Падение  по сравнению с 2012 годом и прогнозами на 2013 год более чем на 1,5 миллиарда. В первую очередь речь идет об акцизах  на алкогольную продукцию, включая  пиво.  Другие источники доходов в бюджете составляют менее 1% и вряд ли способны серьезно повлиять на состояние дел.

Что остается?

Остается одно – увеличивать  дефицит бюджета и кредитоваться, что и планируется делать. Прямых кредитов на финансирование дефицита бюджета на 2014 год заложено на 3,7 миллиарда рублей. Но необходимо учитывать, что область вынуждена обслуживать  и предыдущие кредиты. В результате прогнозный максимальный размер государственного долга в 2014 году составит 16,8 миллиарда  рублей при общем размере бюджета  около 30 миллиардов. Вывод прост  – «свободных от социалки» денег в бюджете будет значительно меньше, а значит, надеяться на какое-либо серьезное развитие не приходится.


Информация о работе Бюджетные системы