Деятельность контрольно-счетных органов на стадии исполнения бюджетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2015 в 14:09, контрольная работа

Краткое описание

Исследование данной работы имеет цель раскрыть тему контроля за исполнением бюджета Российской Федерации.
Достижение поставленной цели осуществляется в ходе решения следующих задач:
– раскрыть понятие и сущности контроля за исполнением бюджетов;
– рассмотреть органы, осуществляющие контроль за исполнением бюджетов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….4 §1. Деятельность контрольно-счетных органов на стадии исполнения бюджетов…………………………………………………………………………7
1.1 Контроль за исполнением бюджетов……………………………………….7
1.2 Счетная палата как орган, осуществляющий высший финансовый контроль в РФ…………………………………………………………………...10
1.3 Контрольно-счётные органы субъектов Российской Федерации………..16
Заключение……………………………………………………………………..19
Список использованных источников…………………………………………22

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по государственному и муниципальному контролю.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

* имеют налоговые, таможенные и иные льготы, предоставленные федеральными законами или органами власти.

Все названные субъекты обязаны предоставлять информацию, необходимую для деятельности Счетной палаты, при проведении ревизий, проверок, а также по ее запросам. Неправомерный отказ, уклонение от предоставления документов и материалов, а также предоставление заведомо неполной или ложной информации влечет за собой уголовную ответственность. Счетная палата может привлекать к проведению проверок другие контрольные органы государства, а также частные аудиторские фирмы и отдельных экспертов. Контрольные органы Президента, Правительства, министерств и ведомств обязаны оказывать содействие ее деятельности и предоставлять по запросам все необходимые сведения.

При выполнении своих служебных обязанностей инспектора Счетной палаты могут беспрепятственно посещать государственные органы, предприятия, учреждения и организации, банки и иные кредитно-финансовые учреждения независимо от форм собственности, воинские части и подразделения, входить в любые производственные, складские, торговые и канцелярские помещения; опечатывать кассы, кассовые и служебные помещения, склады и архивы. По итогам ревизии или проверки составляется отчет. При обнаружении хищений, злоупотреблений, подлогов и других нарушений инспектор вправе изъять необходимые документы. В этом случае составляется акт изъятия, и к делу прилагается опись или копия изъятых документов.

О результатах проведенных проверок Счетная палата информирует обе палаты Федерального Собрания. Эти материалы публикуются в периодическом издании «Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации», а также на официальном сайте.

Если в ходе ревизии были выявлены нарушения, наносящие государству прямой ущерб и требующие немедленного пресечения, Счетная палата выдает предписания администрации проверяемого предприятия, учреждения или организации. Предписание подписывается Председателем Счетной палаты или его заместителем. Оно является обязательным для исполнения. Если же организация его не исполняет или исполняет ненадлежащим образом, Счетная палата вправе по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов операций по ее банковским счетам. Если проверка показала такие нарушения, которые влекут за собой уголовную ответственность, соответствующие материалы передаются Счетной палатой в правоохранительные органы.

Экспертно-аналитическая деятельность Счетной палаты включает экспертизу проектов законов, международных договоров, федеральных программ и других документов, касающихся федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и федеральной собственности, а также подготовку аналитических материалов по вопросам финансового контроля. В Счетной палате существует единая система контроля федерального бюджета, в основу которой положен непрерывный контрольный цикл продолжительностью три года. Этот цикл включает несколько последовательных стадий:

*    предварительный контроль проекта бюджета будущего года;

*     оперативный контроль в процессе исполнения бюджета текущего года;

* последующий контроль (комплексная документальная ревизия исполненного бюджета).

Таким образом, в течение каждого года Счетная палата одновременно работает с бюджетами трех лет – прошлого, текущего и будущего. Бюджет прошлого года находится в стадии комплексной ревизии, текущего – в стадии оперативного контроля, и будущего года – в стадии предварительного контроля. Рассмотрим эти этапы более подробно.

В ходе предварительного контроля показатели, заложенные в проект бюджета на очередной год, проходят экспертную проверку. Они сопоставляются с данными о ходе исполнения бюджета текущего года, состоянии отдельных статей доходов и расходов, внешних и внутренних заимствований. Учитывается информация о социально-экономическом положении страны, прогнозы развития экономики в целом, отдельных отраслей и регионов. На этой основе составляется заключение на проект федерального бюджета, которое утверждается Коллегией Счетной палаты. В нем отражаются следующие основные положения:

*  соответствие законопроекта Бюджетному кодексу и другим нормативным актам;

*  прогноз исходных макроэкономических показателей для составления проекта бюджета;

*  основные характеристики бюджета и его особенности;

*  доходы и расходы федерального бюджета;

*  государственный долг и заимствования, обслуживание и погашение долговых обязательств;

*  взаимоотношения федерального бюджета с бюджетами других уровней и внебюджетными фондами;

*  программная часть проекта бюджета, и др.

Счетная палата может также вносить предложения по корректировке различных параметров бюджета на этапе его обсуждения Государственной Думе.

Оперативный контроль исполнения бюджета проводится в течение года. Счетная палата проверяет полноту и своевременность поступлений денежных средств, расходование бюджетных ассигнований, сопоставляет эти данные с утвержденными показателями, выявляет отклонения и нарушения, проводит их анализ и на этой основе вносит предложения по совершенствованию бюджетного процесса.

Основными приемами оперативного контроля являются:

* анализ специальных форм отчетности, представляемых участниками бюджетного процесса;

*  обработка копий первичных платежных документов, предоставляемых Министерством финансов и Центральным банком, на основании которых осуществлялись операции с бюджетными средствами;

*  анализ других форм финансовой отчетности министерств и ведомств, Центрального банка и кредитных организаций, осуществляющих операции со средствами федерального бюджета;

* обобщение результатов контрольных мероприятий, проводимых по поручениям Федерального Собрания и по инициативе Счетной палаты;

* выборочные экспресс-проверки, необходимые для уточнения отдельных параметров исполнения бюджета;

* экспертные оценки.

На основе данных оперативного контроля Счетная палата составляется ежеквартальный отчет об исполнении федерального бюджета. Форма отчета утверждена Государственной Думой по согласованию с Советом Федерации. В нем отражаются фактические показатели доходов и расходов бюджета, а также их сопоставление с утвержденным планом за три, шесть, девять и двенадцать месяцев текущего года. Показатели рассчитываются нарастающим итогом, то есть за истекший период с начала года. Отчет утверждается Коллегией Счетной палаты и после этого направляется обеим палатам парламента.

После окончания финансового года Счетная палата проводит комплексную документальную ревизию уже исполненного бюджета. Для этого создается специальная рабочая группа. Проверке подлежат все платежные документы по остаткам, приходу, расходу и заимствованию бюджетных средств, лицевые счета казначейства, документы по исполнению федерального бюджета в Центральном банке и других финансовых учреждениях. Одновременно проводятся контрольные мероприятия во всех департаментах Минфина России, во всех министерствах и ведомствах. Выборочно проверяются территориальные управления и отделения казначейства.

По результатам комплексной ревизии составляются первичные акты, число которых измеряется несколькими сотнями, и сводный акт. На этой основе Счетная палата готовит заключение на проект закона об исполнении федерального бюджета за соответствующий год, который составляется Правительством и представляется в Государственную Думу.

Экспертно-аналитической деятельность Счетной палаты заключается в экспертизе проектов законов, международных договоров, федеральных программ и других документов, касающихся федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и федеральной собственности, а также в подготовке аналитических материалов по вопросам финансового контроля.

 

1.3 Контрольно-счётные органы субъектов Российской Федерации

обычно состоят из председателя, заместителя председателя, 4 – 8 аудиторов и аппарата КСО. Как правило, аудиторы возглавляют одно из направлений деятельности, обеспечивая контроль за доходами или определёнными расходами бюджета. Могут быть, например, следующие направления: контроль за доходами бюджета, контроль за расходами на государственное управление и правоохранительную деятельность, контроль за расходами на национальную экономику, контроль за расходами на социальную сферу, контроль за межбюджетными трансфертами или за порядком управления муниципальным имуществом.

Председатель, его заместитель и аудиторы образуют коллегию КСО, которая рассматривает наиболее важные вопросы деятельности.

В аппарат КСО включаются:

- инспекторы, которые на постоянной  или временной основе закрепляются за аудиторами, образуя рабочие группы, которые проводят контрольные мероприятия и оформляют их результаты.

- юридический отдел, осуществляющий юридическое сопровождение контрольных мероприятий (обычно для этого сотрудник этого отдела закрепляется на время проведения контрольного мероприятия за рабочей группой). Кроме этого сотрудники юридического отдела обеспечивают законность деятельности КСО, представляют её интересы в суде;

- экспертно-аналитический отдел, сотрудники  которого проводят экспертизы проектов законов, долгосрочных целевых программ, осуществляют мониторинг исполнения бюджета и социально-экономический ситуации в регионе, готовят аналитические материалы, разрабатывают методики;

- отдел представлений и предписаний  готовит представления и предписания, направляет их нарушителям, контролирует исполнение, проводит повторные проверки;

- отдел учёта и отчётности  осуществляет бухгалтерский учёт;

- обеспечивающее подразделение  обычно включает специалистов  по кадровой работе, оформлению  документов, информационному и материальному обеспечению, секретарей и помощников.

Подобная организация характерна для тех КСО, которые обладают правами юридического лица и имеют достаточную численность. Их в России на 1 января 2011 года насчитывается 60. 

Однако есть и такие (их осталось 15), которые входят в структуру законодательных органов субъектов РФ. Они имеют меньшую численность за счёт того, что организационное и техническое обеспечение их деятельности осуществляется специалистами аппаратов законодательных органов. Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» исключил возможность функционирования таких органов. С 1 октября 2011 года, когда он вступит в силу, все КСО будут обладать организационной и функциональной независимостью, правами юридического лица, будут действовать по единым принципам.

  Органы государственного финансового контроля, образованные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляют внутренний финансовый контроль. Если такие органы не образованы, их функции осуществляют финансовые органы субъектов РФ. Например, в Свердловской области в Министерстве финансов создано Управление финансового контроля. В его составе:

- начальник Управления и 3 его  заместителя;

- отдел контрольно-ревизионной  работы по Свердловской области;

- организационно-методический отдел;

- 8 межрайонных отделов контрольно-ревизионной  работы в городах Краснотурьинске, Нижнем Тагиле, Невьянске, Реже, Первоуральске, Каменске-Уральском, Ирбите, Кушве.

Согласно Положению об Управлении финансового контроля, утверждённому приказом Министерства финансов Свердловской области от 23.07.20110 № 186а, оно решает следующие задачи:

- осуществление контроля за  использованием средств областного  бюджета;

- осуществление контроля за  своевременностью и полнотой устранения выявленных нарушений бюджетного законодательства при использовании средств областного бюджета;

- осуществление контроля за  применением мер ответственности  к нарушителям бюджетного законодательства;

- осуществление координации и организационно-методического обеспечения деятельности отделов управления.

Ведомственный финансовый контроль осуществляется главными распорядителями бюджетных средств (ГРБС), которыми обычно являются министерства и ведомства субъектов РФ. Непосредственным организатором и исполнителем ведомственного контроля являются отделы бухгалтерского учёта, отчётности и контроля. Некоторые ГРБС объединяют функции учёта и контроля в одной структуре, другие (и это более правильно) создают отдельные контрольно-ревизионные подразделения.

При проведении проверок и ревизий проверяется соблюдение законности и государственной дисциплины (штатной, сметной, расчётной, кассовой) при использовании бюджетных средств их получателями, сохранность денежных и материальных ценностей, правильность постановки бухгалтерского учёта  и отчётности.

 

 

 

Заключение

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка, в процессе финансовой деятельности органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований. Современный этап развития Российской Федерации характеризуется тенденциями укрепления государственной власти, повышением роли государства в системе управления экономикой, усилением борьбы с коррупцией и правонарушениями в экономической сфере. В этой связи объективно возрастает значение и роль финансового контроля.

Информация о работе Деятельность контрольно-счетных органов на стадии исполнения бюджетов