Деятельность органов дознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2013 в 11:06, отчет по практике

Краткое описание

Цель прохождения производственной практики в органах внутренних дел РФ состоит в закреплении и углублении теоретических знаний, полученных мной в процессе обучения в академии, подготовке к самостоятельной работе по специальности в органах внутренних дел.
Основными задачами практики являются:
1. Изучить нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ОМВД РФ по г. Великие Луки Псковской области.
2. Изучить цели, задачи и функции органов дознания.
3. Проанализировать порядок дознания.
4. Научится применять нормативно-правовые акты при проведении следственных действий на всех досудебных стадиях уголовного процесса.

Содержание

Введение 3
1 Дознание как форма предварительного расследования 5
2 Анализ деятельности органов дознания на примере ОМВД РФ по г. Великие Луки Псковской области. 12
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 1.56 Мб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Великолукский

Вид работы

Отчет по практике

Название дисциплины

производственная

Тема

Деятельность органов  дознания

Фамилия студента

Васильев

Имя студента

Дмитрий

Отчество студента

Сергеевич

№ контракта

01900100104014

Ф.И.О. научного руководителя, степень, звание

Зайцева О.Ю. начальник  отдела дознания ОМВД РФ по г. Великие  Луки

Направление на практику


  

Содержание

Введение 3

1 Дознание как форма предварительного  расследования  5

2 Анализ деятельности органов  дознания на примере ОМВД РФ  по г. Великие Луки Псковской  области. 12

Заключение 10

Приложения 18

Введение

 

С 17 июня 2013 г. по 05 июля 2013 г.я проходил производственную практику в ОМВД России по городу Великие Луки Псковской области. Меня назначили в отдел дознания к дознавателю Зайцевой О.Ю.

Цель прохождения производственной практики в органах внутренних дел РФ состоит в закреплении и углублении теоретических знаний, полученных мной в процессе обучения в академии, подготовке к самостоятельной работе по специальности в органах внутренних дел.

Основными задачами практики являются:

  1. Изучить нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ОМВД РФ по г. Великие Луки Псковской области.
  2. Изучить цели, задачи и функции  органов дознания.
  3. Проанализировать порядок дознания.
  4. Научится применять нормативно-правовые акты при проведении следственных действий на всех досудебных стадиях уголовного процесса.
  5. Научится юридически грамотно оформлять уголовно - процессуальные документы, изучить порядок ведения делопроизводства в ходе проведения следственных действий.

Деятельность государства и  его органов охватывает различные  сферы жизни общества. Решение  проблем, связанных с обеспечением нормального функционирования экономики, осуществление внешней политики, создание условий для развития культуры, науки и образования, поддержание обороноспособности страны, а также выполнение других важных функций – таково содержание этой многообразной и многоплановой деятельности.

Одно  из центральных мест в ней занимает выполнение задач по обеспечению законности и правопорядка, защите прав и свобод человека и гражданина, охране прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций, трудовых коллективов и общественных объединений, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. Эти задачи – предмет заботы в первую очередь государства и его органов, о чем в той или иной форме говорится, к примеру, в ст. 2, 45, п. «в» ст. 71, п. «б» ст. 72, п. «е» ст. 114 Конституции РФ. В частности, в ст. 2 недвусмысленно сказано: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Одним из органов обеспечения общественного порядка является дознание.

Эффективность работы отдела дознания ОМВД РФ по г. Великие Луки во многом зависит от умения правильно и в полном объеме использовать криминалистические, психологические и криминологические знания.

В условиях роста преступности, беспрецедентного многообразия и усложненности криминальной активности своевременное и высокопрофессиональное производство следственных действий - главное и неоспоримое условие процессуальной результативности предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовным делам.

 

Основная часть

 

1 Дознание как форма предварительного расследования

 

В соответствии с п. 8 ст. 5 УПК дознание - это форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно. Кроме дознавателя и следователя право возбуждения и производства дознания законом предоставлено органу дознания  и начальнику подразделения дознания.

В соответствии с ч. 2 ст. 4-.1 УПК РФ преступления в форме дознания расследуются дознавателем или начальником подразделения дознания единолично. Орган дознания расследование преступлений проводит в двух лицах: начальника органа дознания и подчиненного ему сотрудника, например начальника милиции общественной безопасности и участкового уполномоченного милиции. В случае сложности уголовного дела или его большого объема расследование преступления начальником подразделения дознания может быть поручено группе дознавателей.

Целью производства дознания является - быстрое и полное раскрытие преступления, изобличение и привлечение лица, его совершившего, к уголовной ответственности, а также возмещение ущерба, причиненного преступлением.

В соответствии со ст.40 УПК РФ к органам дознания относятся:

а) органы внутренних дел  Российской Федерации;

б) иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной  деятельности.

В соответствии со ст. 13 Закона об оперативно-розыскной деятельности на территории России право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, федеральным органам государственной охраны, таможенным органам, органам Службы внешней разведки, Федеральной службы исполнения наказаний, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Помимо органов, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность, я выяснил, что законодатель включил в число органов дознания органы Государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы, органы Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации и должностных лиц, наделенных полномочиями органов дознания, - командиров воинских частей, соединений, начальников военных учреждений или гарнизонов.

Из всего этого можно сделать  вывод, что совокупность указанных выше субъектов, наделенных полномочиями по производству дознания, образует систему органов дознания России.

Я так же уяснил, что среди органов дознания производство дознания для ОВД является основным видом деятельности, для других - производным от основного вида деятельности.

Компетенция органов дознания представляет совокупность полномочий, которое определяет характер и степень их участия в производстве дознания по уголовным делам, предварительное следствие по которым необязательно. Дознание может проводиться по уголовным делам, предварительное следствие по которым обязательно, только по письменному указанию прокурора.

Наиболее важной частью компетенции  органов дознания является подследственность. Подследственность - это совокупность признаков преступления, на основе которых закон определяет, какой орган дознания вправе расследовать уголовное дело в форме дознания.

Предметная подследственность органов дознания определяется квалификацией преступления. В ч. 3 ст. 150 УПК к подследственности органов дознания отнесено 94 преступления.

В соответствии с этим признаком органы внутренних дел проводят дознание по всем уголовным делам, предварительное следствие по которым необязательно, за исключением дел, подследственных пограничным органам Федеральной службы безопасности, органам Службы судебных приставов, таможенным органам, органам Государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Таким образом, в настоящее  время полиция по новому Закону является полноправным органом дознания.

Статьями 5, 41 УПК РФ устанавливается, что дознание производится дознавателями.

Порядок дознания - правила, по которым оно производится, его  режим. Он определяется нормами, содержащимися  в главах УПК РФ это: предварительное следствие (ст.162-170 УПК РФ); Осмотр. Освидетельствование. Следственный эксперимент (ст.176-181 УПК РФ); Обыск. Выемка. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления (ст.182-186 УПК РФ); Допрос. Очная ставка. Опознание. Проверка показаний (ст.187-194 УПК РФ); Производство экспертизы (ст.195-207 УПК РФ); Приостановление и возобновление предварительного следствия (ст.208-211 УПК РФ); Прекращение уголовного дела (ст.212-214 РФ).

Порядок дознания представляет собой совокупность обязательных процессуальных действий и решений. Их можно разбить на три четко выраженные группы: начало дознания - раскрытие преступления - окончание дознания. В целом они составляют систему дознания.

Начало дознания состоит  из действий и решений, осуществляемых до принятия мер по установлению обстоятельств  преступления. Сюда входят:

возбуждение уголовного дела как отдельный процессуальный акт, то есть принятие решения начать расследование, возбудить уголовное  преследование;

  • решение вопроса о принятии дела к своему производству;
  • сообщение заявителю о возбуждении уголовного дела;
  • направление копии постановления о возбуждении уголовного дела прокурору.

Дознание начинается с момента возбуждения уголовного дела (ст.156 ч.1 УПК РФ), то есть оформленного в установленном законом порядке  решения начать расследование, уголовное  преследование.

Дознаватель и орган  дознания в пределах компетенции, установленной  настоящим Кодексом, возбуждает уголовное  дело при наличии повода и основания, предусмотренных ст.140 УПК РФ, о  чем выносит соответствующее  постановление (ст.146 ч.1 УПК РФ). Содержание постановления о возбуждении уголовного дела определяется ст.146 УПК РФ. (Приложение А). В нем должно быть указано:

· время и место  его вынесения;

· кем оно вынесено;

· повод и основание  для его возбуждения;

· пункт, часть, статья УК РФ, по признакам которых оно возбуждается, и др.

Приняв решение о  возбуждении уголовного дела, дознаватель  должен определить, вправе ли он производить  расследование, нет ли обстоятельств, препятствующих этому. Так, дознаватель  не может производить дознание, если он по данному делу проводил или проводит оперативно-розыскные мероприятия (ст.41 ч.2 УПК РФ). При наличии этого и других обстоятельств, устраняющих дознавателя от участия в судопроизводстве, он подлежит отводу. Обнаружение их в последующем ставит под сомнение результаты всего производства. Оно приводит к необходимости повторного проведения дознания, что, в свою очередь, ведет к напрасной трате времени и сил дознавателя и других участников процесса.

Установив отсутствие обстоятельств, исключающих возможность его участия в уголовном процессе, дознаватель принимает решение о принятии дела к своему производству. Об этом он указывает в постановлении о возбуждении уголовного дела (ст.156 ч.1 УПК РФ). Если дознаватель принимает уже возбужденное уголовное дело, то он выносит отдельное постановление о принятии уголовного дела к своему производству (ст.156 ч.2 УПК РФ).

Копия постановления о возбуждении  уголовного дела и принятии его к  своему производству в течение 24 часов  с момента его вынесения направляется прокурору (ч.4 ст.146, ч.3 ст.156 УПК РФ).

В тот же день о принятом решении  сообщается заявителю (ч.2 ст.145, ч.4 ст.146 УПК РФ). Форма сообщения законом  не установлена. Однако в деле должна быть, по крайней мере, отметка о  сделанном сообщении. Об этом может  свидетельствовать копия письма, справка о состоявшемся разговоре и т.д.

При этом заявителю разъясняются его  право обжаловать данное решение  и порядок обжалования (ч.2 ст.145 УПК  РФ).

О возбуждении уголовного дела сообщается также лицу, в отношении которого принято данное решение (ч.4 ст.146 УПК РФ).

Дознаватель самостоятельно проводит следственные и иные процессуальные действия и принимает процессуальные решения. Исключение составляют случаи, когда на это требуются согласие начальника органа дознания, санкция  прокурора или судебное решение.

Заканчивается дознание выполнением  ряда процессуальных действий, связанных  с принятием решения об окончании  дознания. Их совокупность и содержание зависят от вида окончания дознания.

Дознание проводится в течение 20 суток со дня возбуждения уголовного дела и до принятия решения о направлении уголовного дела прокурору.

В соответствии со ст. 128 ч. 1 УПК РФ при исчислении срока дознания не принимается во внимание тот день, в который было вынесено постановление о возбуждении уголовного дела.

Этот срок может быть продлен  прокурором, но не более чем на 10 суток. Порядок продления срока  не определен.

Обвиняемый вправе знакомиться  с материалами дела как лично, так и с помощью защитника, законного представителя.

При явке обвиняемого и его защитника они вновь уведомляются об окончании дознания и им повторно разъясняется право на ознакомление с материалами дела.

Об ознакомлении с материалами  дела составляется протокол.

Признав, что все необходимые  следственные действия по уголовному делу произведены, а собранные по делу доказательства достаточны для окончания расследования, дознаватель составляет обвинительный акт, структура и содержание которого определены частью первой статьи 225 УПК РФ.

В обвинительном акте указываются:

1) дата и место его составления;

2) должность, фамилия, инициалы  лица, его составившего;

3) данные о лице, привлекаемом  к уголовной ответственности;

4) место и время совершения преступления, его способы, мотивы, цели, последствия и другие обстоятельства, имеющие значение для данного уголовного дела;

5) формулировка обвинения с указанием  пункта, части, статьи Уголовного кодекса Российской Федерации;

Информация о работе Деятельность органов дознания