Государственный бюджет: формирование и распределение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 20:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - изучение теории и практики развития методов бюджетного регулирования в бюджетной политики государства. Исходя из поставленной цели, в работе рассматриваются: теоретические основы реформирования бюджетной системы Республики Казахстан, анализ бюджетной политики Республики Казахстан (доходная и расходная часть), Анализ и оценка исполнения Республиканского бюджета, зарубежный опыт проведения бюджетной политики и пути совершенствования бюджетной политики в Республике Казахстан.

Содержание

Условные обозначения и сокращения…………………………3
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..….4

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ: ПОНЯТИЯ, СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ, ВИДЫ, ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ……………………………………….……………...…6
Понятие сущности госбюджета…………………………………………....6
Виды и уровни госбюджета………………………….…………………….7
Функции госбюджетной системы…………………………...……………10
Принципы формирования государственного бюджета…………………10
Принципы распределения государственного бюджета…………………13

ГОСУДРАСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН.…16
Республиканский бюджет Республики Казахстан: основные положения…………………………………………………………………16
Законодательная основа регулирования государственного бюджета Республики Казахстан……………………………………………………19
Анализ формирования государственного бюджета Республики Казахстан………………………………………………………………….22
Анализ распределения государственного бюджета Республики Казахстан………………………………………………………………….27
Анализ дефицита государственного бюджета Республики Казахстан………………………………………………………………….34

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ…..35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.………………………..43

Вложенные файлы: 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ ФОРМИРОВАНИЕ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ.doc

— 316.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РК

 

Рекомендации:

1. При формировании республиканского  бюджета использовать реальные  макроэкономические показатели  с учетом внутренних и внешних  факторов развития экономики, а именно: конъюнктуры мировых рынков, возможности Таможенного союза, развитие экономики в посткризисном периоде и другие.

2.  При уточнении и корректировке  бюджета строго следовать нормам  законодательства Республики Казахстан. Корректировать основные показатели бюджета только посредством внесения изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О республиканском бюджете».

3. Внести изменения и дополнения  в Концепцию по управлению  государственным и валовым внешним  долгом  в части мониторинга и контроля, за привлечением и использованием внешних займов, привлекаемых национальными холдингами, компаниями и акционерными обществами с участием государства, активизировать привлечение внутренних займов за счет развития отечественного рынка ценных бумаг.

4. Упростить механизм налогового  администрирования по вопросам  постановки налогоплательщиков  на учет, процедур обжалования  результатов налоговых проверок  и мер принудительного взыскания  налогов в бюджет.  В целях  сокращения сумм списания налогов в связи с банкротством юридических лиц выработать эффективные механизмы по  оздоровлению нерентабельных организаций с участием государства, совершенствовать систему их реабилитации.

5. Для выработки действенных  механизмов по поддержке и  развитию отечественного бизнеса и участников внешнеэкономической деятельности, подготовки страны к вступлению во Всемирную торговую организацию провести глубокий анализ экономических условий в рамках Таможенного союза. Разработать новые механизмы поддержки отечественных товаропроизводителей с учетом особенности функционирования Таможенного союза на основе широкого использования процедуры возврата  НДС.

6. Принять меры по исключению  статистических расхождений в  показателях взаимной торговли  между Республикой Казахстан и другими странами, во избежание занижения стоимости декларируемых товаров, искажения их товарных кодов и других нарушений, способствующих сокращению поступлений в доход бюджета, предусмотрев механизм контроля перемещения транзитных грузов.

7. Исключить сложившуюся практику выделения средств из республиканского бюджета получателям в конце финансового года и отражения их в финансовой отчетности об исполнении республиканского бюджета,  как освоенные.

8. Рассмотреть целесообразность  выделения трансфертов из республиканского бюджета областным бюджетам, бюджетам городов Астаны и Алматы на реализацию текущих бюджетных программ, а также разработать обязательные нормы по определению степени ответственности администраторов республиканских бюджетных программ и руководителей местных исполнительных органов за использование целевых трансфертов.

9. Повысить эффективность государственной  политики по формированию доступной  системы кредитования, своевременному  доведению кредитов до конечного  заемщика, смягчить условия выделения бюджетных кредитов, в частности, направленных на развитие сельского и жилищно-коммунального хозяйства.

10. Рассмотреть вопрос о внесении  изменений и дополнений в действующее  законодательство Республики Казахстан  в части объединения отраслевых  экспертиз инвестиционных проектов (экономической, экологической, санитарно-эпидемиологической и др.) в единую комплексную государственную экспертизу.

11. Исключить практику внесения  изменений в стратегические планы  государственных органов после  истечения срока установленного законодательством Республики Казахстан.

12. В целях внедрения четкой  системы мониторинга и контроля  реализуемых государственных и  отраслевых программ  предусмотреть  у ответственных государственных  органов распределяемую бюджетную  программу, которая обеспечит прозрачность выполнения мероприятий программных документов.

13. Обеспечить полноценный учет  и мониторинг государственных  активов и имущества в Реестре  государственного имущества и  депозитарии финансовой отчетности.

14. Для обеспечения прозрачности и эффективности деятельности национальных холдингов и других субъектов квазигосударственного сектора проанализировать их организационную структуру и исключить многоступенчатость и дублирование функций. Усовершенствовать механизм взаимодействия государственных органов и субъектов квазигосударственного сектора по реализации индустриально-инновационных проектов, а также в рамках государственно-частного партнерства.

15. Принять меры по разработке  стратегических направлений развития  сервисно-заготовительных центров с учетом особенностей природно-климатических условий регионов, их сельскохозяйственной направленности и потенциала АО «НУХ «КазАгро» в части предоставления кредитных ресурсов и лизинга сельскохозяйственной техники и оборудования.

16. Провести комплексную инвентаризацию всех разработанных и разрабатываемых в рамках «электронного правительства» информационных систем и по ее результатам доработать концептуальные основы создания «электронного правительства» с внесением необходимых изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты.

17. В целях повышения эффективности  использования бюджетных средств, выделяемых центрам обслуживания  населения, разработать концепцию  их развития, утвердить типовые  структуры, в том числе для  филиалов, соответствующие нормативы, исходя из объема оказываемых услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проведённые в работе исследования позволили сделать следующие выводы.

Бюджет – это центральное звено системы финансов, поэтому он отражает все основные качественные признаки финансов. Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в деньгах, необходимых для выполнения экономической, социальной и политической функций. Государственный бюджет, как и вся система финансов, выполняет распределительную и контрольную функции, но поскольку бюджет является особенной категорией по отношению к категории «финансы», то ему присуще выполнение также следующих основных функций: перераспределение национального дохода, финансовое обеспечение социальной политики, регулирование и стимулирование экономики, контроль формирования и использования централизованного фонда денежных средств. Распределительная и контрольная функции государственного бюджета осуществляются не изолированно, а в единстве, одновременно, поскольку в них находят отражение все стороны бюджетных отношений. Содержание распределительной функции определяется процессом перераспределения финансовых ресурсов между отраслями экономики, территориями страны, сферами общественной деятельности – производственной и непроизводственной, секторами экономики. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, которое отражается в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.

Стабильный характер бюджетных связей, плановая форма движения централизованного фонда денежных средств государства приводит к тому, что бюджетные связи отражаются в соответствующем финансовом документе – бюджете – основном финансовом документе страны. В нём предусмотрены те распределительные процессы, которые составляют экономическое содержание бюджета. Бюджет как финансовый план, с одной стороны, основывается на финансовых планах развития экономики и сфер деятельности, а с другой стороны – во многом определяет их. Бюджетное планирование осуществляется в соответствии с требованиями принципов единства, преемственности, приоритетности, сбалансированности и обоснованности.

Межбюджетные отношения – это отношения, которые складываются в бюджетном процессе между вышестоящими нижестоящими уровнями бюджетов. Система межбюджетных отношений обеспечивает решение следующих основных задач: гарантированное обеспечение всем гражданам на всей территории страны минимума услуг, оказываемых государством; обеспечение финансовой самодостаточности бюджетов всех уровней; упорядочение финансовых потоков между уровнями бюджетов; обеспечение равномерного уровня социально-экономического развития территорий. Важнейшими органами управления финансами нашей страны являются Министерство экономики и бюджетного планирования и Министерство финансов.

Доходы бюджета – это часть централизованных финансовых ресурсов страны, необходимых для выполнения государственных функций, и представляют собой денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РК в распоряжение органов власти разного уровня.

Доходы государственного бюджета подразделяются на: налоговые поступления; неналоговые поступления; доходы от продажи основного капитала; официальные трансферты. В составе доходов государственного бюджета роль и значение налоговых и неналоговых поступлений весьма велика, поскольку 80-90 % всех доходов приходится на долю этих поступлений. За период 2009-2011 г.г. налоговые и неналоговые поступления увеличились на 53,2 % и 1,7 %, соответственно. Доходы государственного бюджета от операций с капиталом за этот же период увеличились на 39%, а так же на 8,64% увеличились и доходы от поступлений официальных трансфертов.

Государственными расходами являются затраты государства на обеспечение своего бесперебойного функционирования, удовлетворение потребностей членов общества, которые покрываются из централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Все эти расходы государства в подавляющей части финансируются за счёт средств, концентрируемых в государственном бюджете.

Счетным комитетом установлено сохранение тенденций получения прибыли от непрофильной деятельности.

Для решения данной проблемы Счетный комитет рекомендовал  Правительству  законодательно регламентировать механизм возврата размещенных на депозитных счетах в банках второго уровня средств, не используемых по назначению в течение определенного периода времени.

Применяемые методы управления финансовыми ресурсами, выделенными из республиканского бюджета, на сегодняшний день являются не достаточно эффективными.

Правительством не на должном уровне поставлена работа по контролю и  мониторингу реализации индустриально-инновационных проектов,  выполняемых субъектами квазигосударственного сектора, а также в рамках государственного частного партнерства.

 По оценке Счетного комитета  в целях повышения эффективности  управления государственными активами  следует развивать привлечение  частных инвестиций, которое по  международной практике оптимально  при соотношении 30 %  государственных средств и 70% средств бизнеса. В этом случае значительно снижаются финансовые риски, поскольку субъект бизнеса также приложит максимальные усилия для эффективной реализации проектов.

Отсутствие четкой стратегии, отдельные недостатки в управлении государственными активами приводят к неэффективному управлению активами государствами.

Таким образом, отсутствие системного подхода к  приобретению государственных  активов, а также постоянного мониторинга не позволили эффективно использовать государственные активы, о чем свидетельствуют итоги контрольных мероприятий.

В целях повышения эффективности использования государственных активов, исключения предпосылок размежевания государственной собственности необходимо провести полномасштабную инвентаризацию государственных активов, наладить их учет, создать систему управления  государственными активами.

Пути совершенствования республиканского бюджета следующие:

1. При формировании республиканского  бюджета использовать реальные  макроэкономические показатели  с учетом внутренних и внешних факторов развития экономики, а именно: конъюнктуры мировых рынков, возможности Таможенного союза, развитие экономики в посткризисном периоде и другие.

2.  При уточнении и корректировке  бюджета строго следовать нормам  законодательства Республики Казахстан. Корректировать основные показатели бюджета только посредством внесения изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О республиканском бюджете».

3. Внести изменения и дополнения  в Концепцию по управлению  государственным и валовым внешним долгом  в части мониторинга и контроля, за привлечением и использованием внешних займов, привлекаемых национальными холдингами, компаниями и акционерными обществами с участием государства, активизировать привлечение внутренних займов за счет развития отечественного рынка ценных бумаг.

4. Упростить механизм налогового  администрирования по вопросам  постановки налогоплательщиков  на учет, процедур обжалования  результатов налоговых проверок  и мер принудительного взыскания  налогов в бюджет.  В целях сокращения сумм списания налогов в связи с банкротством юридических лиц выработать эффективные механизмы по  оздоровлению нерентабельных организаций с участием государства, совершенствовать систему их реабилитации.

Информация о работе Государственный бюджет: формирование и распределение