Государственный бюджет: формирование и распределение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 20:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - изучение теории и практики развития методов бюджетного регулирования в бюджетной политики государства. Исходя из поставленной цели, в работе рассматриваются: теоретические основы реформирования бюджетной системы Республики Казахстан, анализ бюджетной политики Республики Казахстан (доходная и расходная часть), Анализ и оценка исполнения Республиканского бюджета, зарубежный опыт проведения бюджетной политики и пути совершенствования бюджетной политики в Республике Казахстан.

Содержание

Условные обозначения и сокращения…………………………3
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..….4

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ: ПОНЯТИЯ, СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ, ВИДЫ, ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ……………………………………….……………...…6
Понятие сущности госбюджета…………………………………………....6
Виды и уровни госбюджета………………………….…………………….7
Функции госбюджетной системы…………………………...……………10
Принципы формирования государственного бюджета…………………10
Принципы распределения государственного бюджета…………………13

ГОСУДРАСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН.…16
Республиканский бюджет Республики Казахстан: основные положения…………………………………………………………………16
Законодательная основа регулирования государственного бюджета Республики Казахстан……………………………………………………19
Анализ формирования государственного бюджета Республики Казахстан………………………………………………………………….22
Анализ распределения государственного бюджета Республики Казахстан………………………………………………………………….27
Анализ дефицита государственного бюджета Республики Казахстан………………………………………………………………….34

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ…..35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.………………………..43

Вложенные файлы: 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ ФОРМИРОВАНИЕ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ.doc

— 316.50 Кб (Скачать файл)

 


 


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА

 

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И ЛОГИСТИКИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ: ФОРМИРОВАНИЕ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ

 

 

По дисциплине: «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»

 

 

 

 

Выполнил:                                                      Студент 1  курса 

Специальности

5B 050900 “Финансы” ВСПО,

Шамриков А.Г.

 

 

Проверила:                                                    Магистр Экономических наук

                                                                       Преподаватель Орынбет П. Ж.

 

 

 

 

 

 

 

Алматы

2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

 Условные обозначения и сокращения…………………………3

 ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..….4

 

  1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ: ПОНЯТИЯ, СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ, ВИДЫ, ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ……………………………………….……………...…6
    1. Понятие сущности госбюджета…………………………………………....6
    2. Виды и уровни госбюджета………………………….…………………….7
    3. Функции госбюджетной системы…………………………...……………10
    4. Принципы формирования государственного бюджета…………………10
    5. Принципы распределения государственного бюджета…………………13

 

  1. ГОСУДРАСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН.…16
    1. Республиканский бюджет Республики Казахстан: основные положения…………………………………………………………………16
    2. Законодательная основа регулирования государственного бюджета Республики Казахстан……………………………………………………19
    3. Анализ формирования государственного бюджета Республики Казахстан………………………………………………………………….22
    4. Анализ распределения государственного бюджета Республики Казахстан………………………………………………………………….27
    5. Анализ дефицита государственного бюджета Республики Казахстан………………………………………………………………….34

 

  1. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ…..35

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…….38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.………………………..43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условные обозначения и сокращения

 

ВВП

-

Валовый внутренний продукт

ВНД

-

Валовый национальный доход

ВТО

-

Всемирная торговая организация

ВУЗ

-

Высшее учебное заведение

ВЭФ

-

Всемирный Экономический Форум

ГК

-

Глобальная конкурентоспособность

ГБ

-

Государственный бюджет

ИГК

-

Индекс глобальной конкурентоспособности

ИКТ

-

Информационно-коммуникационные технологии

ИРЧП

-

Индекс развития человеческого потенциала

ИЧР

-

Индекс человеческого развития

КНЭ

-

Конкурентоспособность национальной экономики

МОН РК

-

Министерство образования и науки Республики Казахстан

МОТ

-

Международная организация труда

НИИ

-

Научно-исследовательский институт

НИОКР

-

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы

НИС

 

Национальная инновационная система

НТП

-

Научно-технический прогресс

НТО

-

Научно-техническое обеспечение

НЧК

-

Национальный человеческий капитал

НЧП

-

Национальный человеческий потенциал

ООН

-

Организация Объединенных Наций

ОЭСР

-

Организация экономического сотрудничества и развития

ПИИ

-

Прямые иностранные инвестиции

ППС

-

Паритет покупательской способности

ПРООН

-

Программа Развития Организации Объединенных Наций

РК

-

Республика Казахстан

СНГ

-

Содружество Независимых Государств

ТНК

 

Транснациональная компания

ЧК

-

Человеческий капитал

ЧП

-

Человеческий потенциал

ЧР

-

Человеческое развитие


 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В поиске оптимальных форм функционирования рыночных механизмов, лежащих в основе экономики, Республика Казахстан во многом достигла успешных результатов. Эффективность проводимых преобразований общественно-экономической жизни непосредственно увязана с наиболее полным и рациональным использованием возможностей государственных финансовых инструментов управления и регулирования.


Развитие экономики во многом определяется состоянием финансовой системы страны. Роль, место и значение финансовых, кредитных бюджетных отношений в развитии государства очевидны, поскольку от состояния этих отношений зависит достижение оптимального уровня таких макроэкономических показателей, как прирост валового внутреннего продукта, уровень безработицы и инфляции, состояние платежного баланса, валютного курса и других.

Вместе с тем, реформирование всей финансовой системы Республики Казахстан обусловило коренную перестройку ее основного звена - бюджетной системы. Логическим продолжением ее реформирования стала разработка и принятие нового бюджетного законодательства - Бюджетного кодекса Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года N 95-IV.

Важнейшим стратегическим приоритетом государственного регулирования экономики является целенаправленное формирование и использование финансового потенциала. В условиях обеспечения устойчивой экономики решение социально-экономических задач требуют качественно нового ресурсного подхода, отражающего с одной стороны, интенсивное развитие рыночной инфраструктуры, а с другой - сохранение функциональной значимости общественного сектора.

Большую роль в стратегическом обновлении финансового пространства играет государство, в ведении которого находится особо важная часть финансового потенциала - бюджетные ресурсы. В современных условиях, бюджет - основной инструмент воздействия государства на рост экономики и жизненного уровня населения

Экономические и политические реформы, проводимые в Республике Казахстан с начала девяностых годов, не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Проводимая в жизнь бюджетная политика в Республики Казахстан строится в последние годы на повышение сбалансированности межбюджетных отношений. Бюджетные отношения ориентированы на выполнение приоритетов, обеспечивающих максимальную концентрацию финансовых ресурсов на региональном уровне, и погашении государственного долга в целях накопления средств, для дальнейшего экономического роста. За последние годы в бюджетной системе республики произошли определенные изменения, касающиеся структуры доходов и расходов бюджета, источников финансирования его дефицита. Тем не менее, система межбюджетных отношений находится еще на стадии становления и до сих пор продолжаются поиски нахождения оптимального механизма, с учетом особенностей социально-экономического развития отдельных регионов страны.

Бюджетная политика государства, ориентированная на устойчивое развитие экономики страны, не может быть успешно реализована без построения эффективной системы межбюджетных отношений, максимально учитывающей экономические, региональные и социальные интересы всех участников бюджетного процесса.

Основные разработки за последние годы сосредоточены на упорядочение межбюджетных отношений между республиканским бюджетом и бюджетами областей и в гораздо меньшей степени - на внутри региональном уровне, что не обеспечивает комплексного подхода к решению проблемы.

В реформировании бюджетной системы имеется ряд проблемных вопросов. Это отсутствие стабильности в распределении расходов и доходов, межбюджетных трансфертов между уровнями бюджетов, неоднократные изменения функций уровней управления, необеспеченность их бюджетными ресурсами, изъятие вышестоящими органами излишков средств нижестоящих бюджетов в вышестоящие путем частых уточнений нормативов распределения доходов или размеров межбюджетных трансфертов.

Хотя статистика последних лет и показывает перевыполнение плана по бюджетным поступлениям, в отдельных областях Республики Казахстан показатели по отчислениям в бюджет ниже запланированных, а расходная часть бюджетов этих областей порой превышает запланированный объем.

Решение проблем современной бюджетной системы Казахстана должно опираться на разграничении властных полномочий между различными уровнями бюджетной системы.

Актуальность изучения заданной темы обуславливается тем, что с помощью бюджета государство осуществляет сочетание централизованных и местных интересов регионов через распределение налогов, бюджетных дотаций, трансфертов и как экономический документ бюджет отражает политическую и социальную динамику общества.

Цель работы - изучение теории и практики развития методов бюджетного регулирования в бюджетной политики государства. Исходя из поставленной цели, в работе рассматриваются: теоретические основы реформирования бюджетной системы Республики Казахстан, анализ бюджетной политики Республики Казахстан (доходная и расходная часть), Анализ и оценка исполнения Республиканского бюджета, зарубежный опыт проведения бюджетной политики и пути совершенствования бюджетной политики в Республике Казахстан.

  1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ: ПОНЯТИЯ, СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ, ВИДЫ, ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ

 

1.1. Понятие сущности госбюджета

 

Экономическая наука тесно связана с социальными, политическими процессами, тем более с развитием рыночной экономики как в отдельных странах, так и в мировом хозяйстве. Возникнув на заре развития капитализма, она прошла вместе с рыночной системой весь трудный путь трансформации, по мере сил и возможностей изыскивая в этой системе резервы, способные обеспечить ее эффективность, а порой и самовыживание.

В последнее десятилетие двадцатого века наметился определенный консенсус экономистов относительно место и роли государства в современной рыночной экономике. Общепринятым стало положение о необходимости государству обеспечивать рамочные условия поддержания системы, которые можно было бы охарактеризовать так: закон, порядок, охрана и защита частной собственности, социально-экономическая стабильность, стабильность экономической политики.

Необходимость обозначения основных принципов управления государственными финансами в настоящее время определяются тем, что они не только отражают деятельность государства по формированию и распределению бюджета. В таком случае выпадает из поля зрения часть государственных финансов, которую в данный момент представляют, значительные государственные средства, отвлеченные на создание финансовых институтов развития и средства национальных компаний.

Считается, что бюджетная система - это довольно сложный механизм, отражающий особенности той или иной страны, ее социально-экономического строя, а так же государственного устройства. Термин «система» означает действие взаимосвязанных элементов - подсистем, которые классифицируются по разным критериям. В современной экономической и, в особенности, политологической литературе весьма широкое распространение получила так называемая «либеральная» концепция государственного бюджета, в соответствии с которой в рыночной экономике эффективность государственных расходов и их влияние на хозяйство страны обратно пропорционально размерам бюджета [3, с. 10].

Бюджетная система - важная составляющая часть всей финансовой системы государства. Бюджетная система как экономическая категория представляет собой совокупность финансовых отношений государства с юридическими, физическими лицами и регионами по формированию и использованию централизованного денежного фонда — бюджетов, методов и способов их формирования и исполнения, а также совокупность органов управления этими отношениями. Другими словами, под бюджетной системой понимается совокупность бюджетов всех уровней и Национального фонда РК, а также бюджетного процесса и бюджетных отношений, основанных на экономических и правовых нормах [4, с. 10].

Бюджетное устройство - это принципы построения бюджетной системы, организационные формы взаимосвязи ее звеньев. Состав бюджетной системы определяется национально-государственным устройством страны. Возможно федеративное и унитарное устройства государства. В первом случае применяется трехзвеньевая бюджетная система: центральный бюджет (союзный, федеральный, республиканский), бюджеты членов федерации (республик, штатов, земель и т.д.) и местные бюджеты. Во втором случае применяется двухзвеньевая бюджетная система: центральный бюджет и местные бюджеты. В обоих случаях возможна различная степень обособления и самостоятельности бюджетов, но, как правило, за центральным бюджетом сохраняется определенная регулирующая роль по отношению к низовым бюджетам в зависимости от уровня централизации управления социально-экономическими процессами [5, с. 45].

Информация о работе Государственный бюджет: формирование и распределение