Государственный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 01:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: раскрыть понятие госбюджета, а также источники его формирования и основные проблемы.
Задачи курсовой работы состоят в том что бы:
• изучить сущность государственного бюджета;
• изучить структуру государственного бюджета;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ: СУЩНОСТЬ,
СТУКТУРА, ЗНАЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 4

2. ПРОБЛЕМА ДЕФИЦИТА И БОРЬБА С НИМ:
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ 14
3. СОСТОЯНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

Вложенные файлы: 1 файл

курсач1.docx

— 154.09 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ    2

 

  1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ: СУЩНОСТЬ,

 СТУКТУРА, ЗНАЧЕНИЕ В  СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 4

 

2. ПРОБЛЕМА ДЕФИЦИТА И БОРЬБА С НИМ:                           

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ   14

 

3. СОСТОЯНИЕ  И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО                      

 БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ  22

 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ   31  

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ  33

 

Введение

Активное продвижение стран по пути рыночных преобразований, развитие инновационной национальной экономики в значительной степени стало возможным благодаря функционированию бюджетной системы страны.

Государственный  бюджет является основным звеном финансовой системы страны, отражающий экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств. С помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей. Государственный бюджет реально влияет на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства. Таким образом, ни одно государство не может существовать без бюджета. Именно поэтому изучение государственного бюджета является важной и актуальной темой.

Содержание курсовой работы общим объёмом  в 34 страницу печатного текста включает титульный лист, введение, содержание в 3 раздела, заключение, список использованных источников.

Цель  исследования: раскрыть понятие госбюджета, а также источники его формирования и основные проблемы.

Задачи  курсовой работы состоят в том что бы:

•         изучить сущность государственного бюджета;

•         изучить структуру государственного бюджета;

• показать значение государственного бюджета в современных условиях;

• выявить, каким образом бюджетный дефицит влияет на развитие экономики страны;

• описать состояние и основные проблемы государственного бюджета Республики Беларусь.

Объектом исследования курсовой работы является государственный бюджет, представляющий собой централизованный фонд денежных ресурсов,  который используется правительством для содержания государственного аппарата и выполнения функций государства.

 Курсовая работа базируется  на теоретических исследованиях, периодических изданиях, статистических сборниках, в которых затронут объект исследования. В работе используется статистическая информация о бюджетных показателях за последние годы в Республике Беларусь.

Нужно отметить, что данная тема широко и полно описана в экономической литературе. Существует большое количество источников затрагивающих сущность государственного бюджета, структуру, состояние и основные проблемы. Например, очень подробно описывается государственный бюджет в книгах Сорокиной Т.В. «Государственный бюджет», Молокович А.Д. «Финансы и финансовый рынок», Колпиной Л.Г., Кравцовой Г.И. «Финансы и кредит» и др. Также сущность государственного бюджета можно изучить во многих учебных пособиях.

 

Государственный бюджет: сущность, структура, значение в современных условиях

Долгое время государство не имело бюджета. «Бюджет появляется не тогда, когда государство производит расходы и добывает необходимые для этого средства, а когда оно в свою финансовую деятельность вводит плановое начало — составляет смету доходов и расходов на определенный период».

В переводе с английского языка бюджет означает мешок [14 стр. 88]. Когда палата общин Англии в XVI—XVII вв. утверждала субсидию королю, то перед окончанием заседания канцлер казначейства (министр финансов) открывал портфель, в котором хранилась бумага с соответствующим законопроектом. Это называлось открытием бюджета, позже название портфеля было перенесено на сам документ. С конца XVII в. бюджетом стал называться и тот документ, который заключал в себе утверждаемый парламентом план доходов и расходов государства.

На начальных этапах своего развития государство имело возможности значительную часть своих расходов покрывать за счёт даней, рабского труда, поступлений от государственных хозяйств. Однако как расходы, так и доходы государства носили стихийный характер, пополнялись по мере потребностей.

В современных условиях бюджет представляет собой совокупность экономических отношений по поводу формирования и использования государственного централизованного фонда денежных средств.

Бюджет является основным звеном финансовой системы любой страны, что обусловлено его содержанием и значимостью в экономической, политической и социальной жизни общества. Бюджет как неотъемлемая часть государственных финансов возникает и действует там, где существует государство и развиты товарно - денежные отношения.

Бюджет — план формирования и использования денежных средств для обеспечения реализации задач и функций государства.[11 стр.89] Признание бюджета основным финансовым планом определяет его важное место в перераспределении национального дохода. Так, через бюджет перераспределяется половина (иногда больше) национального дохода. Это позволяет государству не только удовлетворять свои потребности в финансовых ресурсах, но и активно влиять на жизнь общества, обеспечивать выполнение программ экономического и социального развития страны.

В процессе составления финансового плана государства в нём концентрируются  денежные ресурсы организаций, индивидуальных предпринимателей и граждан в виде налогов, сборов и других поступлений. Они образуют доходы бюджета, которые и направляются на финансирование экономических и социальных программ. На этой стадии бюджет может быть организован уже как основной централизованный фонд денежных средств государства.

Для характеристики бюджета целесообразно рассмотреть его экономическую сущность, форму и структуру.

С экономической точки зрения госбюджет рассматривается, во-первых, как основной финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения задач и функций государственных и местных органов самоуправления, составляемый в виде баланса доходов и расходов. Во-вторых, как совокупность денежных отношений, имеющих объективный характер, которые складываются у органов государственной власти и органов местного самоуправления с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с необходимостью удовлетворения  экономических,  социальных и политических интересов общества страны или соответствующих административно-территориальных единиц (областей, районов, городов, посёлков городского типа, сельсоветов).

Структура бюджета определяется бюджетной классификацией. Бюджетная классификация — это систематизированная группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицита республиканского и местных бюджетов, которые в совокупности образуют консолидированный бюджет , государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных организаций, основанная на их экономической характеристике и обеспечивающая республиканскую и международную сопоставимость показателей бюджетов[9 стр. 18]. Бюджетная классификация  включает в себя классификацию доходов бюджета, функциональную, программную, экономическую и ведомственную классификацию его расходов, классификацию финансирования дефицита бюджета и классификацию видов государственного долга страны.

Материальное содержание бюджета определяет объемы его доходов и расходов. Оно зависит от множества факторов как объективного, так и субъективного характера. Среди объективных факторов первостепенное значение имеет уровень развития производительных сил, ее экономический потенциал страны, характер производственных отношений, экономические, природные, социальные особенности и др. К субъективным факторам относятся тип государства, экономическая политика Правительства в конкретный период и соответственно выдвинутые им приоритеты развития, уровень экономической, в том числе финансовой, науки и т.п.

Внутреннее содержание государственного бюджета наиболее полно реализуется через функции.

Существуют следующие функции бюджета:

• распределительная (перераспределения валового внутреннего продукта, национального дохода)

• регулирующая (охватывает государственное регулирование и стимулирует развитие экономики);

• социальная (финансовое обеспечение социальной политики государства);

  • контрольная (осуществляется контроль за образованием и использованием центрального фонда денежных средств государства).[7 стр. 5]

Функции госбюджета объективны, как объективна и сама эта категория.

Бюджет, как совокупность денежных отношений, является исключительно важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы страны. Это воздействие бюджет оказывает через соответствующие группы бюджетных отношений – доходы и расходы бюджета.

Бюджеты разных стран, несмотря на свои национальные и другие особенности, имеют сопоставимые структуры доходов и расходов. Так, бюджеты стран с рыночной экономикой свои доходы формируют в основном за счет налогов. Именно эти обязательные платежи обеспечивают государственную казну стабильными поступлениями, создают единые условия хозяйствования для разных субъектов, дают возможность прогнозировать развитие их деятельности.

Расходная часть бюджета других стран отличается большим разнообразием, но в большинстве их предназначена для финансирования государственных программ, направленных на экономическое и социальное развитие.

Доходы бюджета — поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета, бюджетных кредитов, средств от возврата бюджетных займов и  бюджетных ссуд[9 стр.29]. Основное назначение доходов – создание устойчивой финансовой базы для выполнения органами власти и местного самоуправления своих задач. Вместе с тем доходы бюджета выступают одним из важнейших методов государственного регулирования социально-экономических процессов через установление определённых форм финансовых взаимоотношений с субъектами хозяйствования. Используя те или иные формы мобилизации финансовых ресурсов (налоги, неналоговые поступления и др.), государство тем самым оказывает влияние на совокупное потребление, перераспределение денежных ресурсов между отдельными отраслями, регионами , социальными группами.

Формирование доходов бюджета осуществляется главным образом в виде налогов и обязательных платежей. Субъекты хозяйствования, в том числе и индивидуальные предприниматели, а также некоторые организации, учреждения, имеющие статус юридического лица, граждане как физические лица, выступают плательщиками налогов и сборов в госбюджет в строгом соответствии с установленным законодательством.

Доходы республиканского и местного бюджетов классифицируются следующим образом:

  • налоговые доходы;
  • взносы на государственное социальное страхование;
  • неналоговые доходы;
  • безвозмездные поступления.

Налоговые доходы включают в себя:

  • республиканские налоги, сборы (пошлины), местные налоги и сборы, другие налоговые доходы, установленные Президентом Республики Беларусь и (или) законами;
  • пени, начисленные за несвоевременную уплату налогов, сборов (пошлин);
  • проценты за пользование отсрочкой и (или) рассрочкой уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пени, налоговым кредитом.

К неналоговым доходам относятся:

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности;
  • штрафы;
  • другие подобные доходы.

Безвозмездные поступления - необязательные текущие и капитальные платежи, которые включают в себя поступления от:

  • иностранных государств;
  • международных организаций;
  • другого бюджета в форме межбюджетных трансфертов[9 стр.29-30].

К регулируемым доходам республиканского и местных бюджетов относятся доходы, которые могут частично или полностью передаваться в другие бюджеты и по которым установлен норматив в виде верхнего уровня отчислении налогового дохода, а также местные налоги и сборы по нормативам, определяемым местными Советами депутатов.

Доходы республиканского бюджета формируются за счет собственных доходов, регулируемых доходов, часть которых не передается по установленным нормативам отчислений нижестоящим бюджетам, и межбюджетных трансфертов. Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов, регулирующих доходов, часть которых не передается по установленным нормативам отчислений нижестоящим бюджетам, отчислений от регулирующих доходов, поступающих из вышестоящих бюджетов, и межбюджетных трансфертов. В составе республиканского бюджета и местных бюджетов могут создаваться государственные целевые бюджетные фонды.

Информация о работе Государственный бюджет