Государственный бюджет: формирование и распределение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 20:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - изучение теории и практики развития методов бюджетного регулирования в бюджетной политики государства. Исходя из поставленной цели, в работе рассматриваются: теоретические основы реформирования бюджетной системы Республики Казахстан, анализ бюджетной политики Республики Казахстан (доходная и расходная часть), Анализ и оценка исполнения Республиканского бюджета, зарубежный опыт проведения бюджетной политики и пути совершенствования бюджетной политики в Республике Казахстан.

Содержание

Условные обозначения и сокращения…………………………3
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..….4

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ: ПОНЯТИЯ, СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ, ВИДЫ, ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ……………………………………….……………...…6
Понятие сущности госбюджета…………………………………………....6
Виды и уровни госбюджета………………………….…………………….7
Функции госбюджетной системы…………………………...……………10
Принципы формирования государственного бюджета…………………10
Принципы распределения государственного бюджета…………………13

ГОСУДРАСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН.…16
Республиканский бюджет Республики Казахстан: основные положения…………………………………………………………………16
Законодательная основа регулирования государственного бюджета Республики Казахстан……………………………………………………19
Анализ формирования государственного бюджета Республики Казахстан………………………………………………………………….22
Анализ распределения государственного бюджета Республики Казахстан………………………………………………………………….27
Анализ дефицита государственного бюджета Республики Казахстан………………………………………………………………….34

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ…..35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.………………………..43

Вложенные файлы: 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ ФОРМИРОВАНИЕ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ.doc

— 316.50 Кб (Скачать файл)

Предполагается, чем больше часть экономики, отданная в распоряжение «сил саморегулирования» и частного предпринимательства, тем более успешным будет хозяйственное развитие страны.

В унитарном государстве орган государственного управления может быть единым или многоуровневым, но контроль за выполнением функций государственной власти закреплен за правительством в центре. Во многих государствах унитарного типа органы местного управления имеют некоторые налоговые полномочия, но они не значительны и находятся под контролем центра, собираемые ими средства также жестко контролируются. При четком разграничении предметов ведения (государственных функций) между уровнями власти, все три вида государственных полномочий, а именно, полномочия по нормативно-правовому регулированию, финансовому обеспечению и исполнению - оказываются закрепленными за каким-либо одним уровнем власти.

 

1.2. Виды и уровни госбюджета

 

Проведенный анализ свидетельствует о том, что бюджетная система в узком смысле определена как «совокупность бюджетов и Национального фонда Республики Казахстан». В широком смысле бюджетная система является совокупностью особых экономических отношений, сформированных в бюджетном процессе с целью функционирования бюджетов различных уровней управления и Национального фонда [3, с. 10].

Согласно Бюджетному кодексу Республике Казахстан в бюджетную систему включены следующие виды и уровни бюджетов:

  • государственный бюджет;
  • республиканский бюджет;
  • областной бюджет, бюджет города республиканского значения, столицы;
  • бюджет района (города областного значения).

По бюджетному законодательству все виды и уровни бюджетов являются самостоятельными. В структуре бюджетной системы страны рассматриваются также Чрезвычайный государственный бюджет и Национальный фонд республики Казахстан (рисунок 1).

Центральное место в бюджетной системе страны занимает республиканский бюджет, который на соответствующий финансовый год

утверждается законом Республики Казахстан. Новый Бюджетный кодекс РК определяет республиканский бюджет как централизованный денежный фонд, который формируется за счет налоговых и других поступлений и предназначен для финансового обеспечения функций центральных органов государственной власти, а также для реализации общереспубликанских направлений государственной политики [6, с. 327].

Областным бюджетом, бюджетом города республиканского значения, столицы является централизованный денежный фонд, формируемый за счет налоговых и других поступлений, определенных настоящим Кодексом, и предназначенный для, финансового обеспечения задач и функций местных государственных органов областного уровня, города республиканского значения, столицы, подведомственных им государственных учреждений и реализации государственной политики в соответствующей административно-территориальной единице.

Областной бюджет, бюджет города республиканского значения, столицы на соответствующий финансовый год утверждаются решением маслихата области, города республиканского значения, столицы.

Бюджетом района (города областного значения), является централизованный денежный фонд, формируемый за счет налоговых и других поступлений, определенных настоящим Кодексом и предназначенный для финансового обеспечения задач и функций местных государственных учреждений и реализации государственной политики в соответствующем районе (городе областного значения). Бюджет района (города областного значения) на соответствующий финансовый год утверждается решением маслихата района (города областного значения).

Под чрезвычайным государственным бюджетом понимается такой бюджет, который формируется на основе республиканского и местных бюджетов и вводится в случаях чрезвычайного или военного положения в республике. Такой бюджет вводится в действие и прекращает свое действие на основании Указа Президента РК о введении и отмене чрезвычайного или военного положения на территории страны.

Основой Национального фонда РК служат финансовые активы государства, аккумулированные на счете Правительства РК в Национальном банке РК, а также активы в виде иного имущества, кроме материальных активов. Средства этого фонда предназначены для обеспечения стабильного социально-экономического развития государства, накопления финансовых активов и иного имущества, снижения зависимости экономики от сырьевого сектора и воздействия неблагоприятных внешних факторов [7].

 В настоящее время включение  Национального Фонда оправдано  следующими причинами:

- в доходах Национального Фонда  отражены распределенные средства  государственного бюджета. Налоги и обязательные платежи в бюджет, перечисляемые организациями секторов экономики, развитие которых связано с экспортом сырья на мировые рынки, отражаются на счетах Национального фонда с целью предотвращения зависимости состояния экономики от рынка энергетических ресурсов, основными из которых являются нефть, и газовый конденсат;

- расходование средств имеют  иное целевое назначение в  использовании в отличие от  расходов государственного бюджета.

Все эти формы финансовых отношений регулируются и совершенствуются государством, которым и осуществляется управление ими на основе разработанных принципов и правовых норм. В нашей республике бюджет принимается в виде закона и, как правило, такой акт состоит из текста бюджетного акта и приложений.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1. Бюджетная система Республики Казахстан

 

1.3. Функции госбюджетной системы

 

Бюджетной системе характерно выполнение следующих функций:

- фискальная функция - обеспечение  через изъятия налогов необходимых  ресурсов для правительственной  деятельности, то есть для покрытия расходов на военные, экономические и социальные программы, а также существование аппарата управления;

- функция экономического регулирования  — использование налогов и  расходов как рычагов управления  хозяйственной деятельностью и  осуществление определенных целей экономической политики (стабилизация экономики, стимулирование ее роста, структурных сдвигов);

- функция выравнивания  доходов — перераспределение  доходов благодаря прогрессивной  системе налогообложения и системе  трансфертных платежей малообеспеченным  и безработным гражданам, инвалидам, детям, отсталым регионам [3, с. 14].

Функционирование бюджетной системы основывается на следующих группах финансовых отношений:

- государство с предприятиями  в процессе формирования централизованных  денежных средств;

- государства с организациями  и учреждениями непроизводственной  сферы, находящимися на бюджетном  финансирование;

- государства с населением по  поводу формирования доходов  бюджета и выплаты различных  компенсаций, а также оказания  социальной поддержки малообеспеченным  гражданам;

- между институтами финансово-банковской  системы (Министерством финансов, Национальным банком и др.);

- государства с зарубежными  странами по формированию централизованных  денежных фондов [4, с. 30].

 

1.4. Принципы формирования ГБ

Принципы формирования ГБ:

  1. Единство бюджетной системы (единство бюджетного законодательства, денежной системы, бюджетной классификации и политики, форм бюджетных документов и отчетности).
  2. Разграничение доходов и расходов м/у уровнями бюджетной системы.
  3. Самостоятельность бюджетов всех уровней (у каждого свои источники средств, свои расходы).
  4. Сбалансированность бюджета (нет дефицита. Профицит – превышение доходов над расходами. Если обнаружен профицит, то он сокращается путем: уменьшения доходов от продажи государственной или муниципальной собственности, доходов от реализации государственных запасов и ресурсов; направлением бюджетных средств на погашение долговых обязательств; передачей части доходов бюджетам других уровней).
  5. Эффективное и экономичное использование бюджетных средств.
  6. Достоверность бюджета (надежность показателей и их адекватность экономическому положению).
  7. Полнота отражения доходов и расходов бюджета.
  8. Гласность.
  9. Адресный и целевой характер использования бюджетных средств.

Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РК, местных бюджетов.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РК, ее субъектов, органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности бюджетов означает:

1. право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

2. наличие собственных источников доходов бюджета каждого уровня;

3. законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;

4. право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством определять направления расходования средств соответствующих бюджетов и источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

5. недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных при исполнении законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;

6. недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением установленных законом случаев.

Принцип полноты учета бюджетных доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе РК.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета.

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления не могут увязываться с определенными расходами бюджета за исключением целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов другого уровня.

Принцип гласности означает: обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений; обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри представительного органа или между исполнительным и представительным органами государственной власти.

Принцип достоверности бюджета означает: надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории; и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В процессе образования доходов бюджета происходит принудительное изъятие в пользу государства части ВВП, созданного в процессе общественного воспроизводства. Отсюда возникают финансовые взаимоотношения государства с налогоплательщиком. При этом имеются существенные различия по плательщикам, объектам обложения, методам изъятие, срокам уплаты и др. Но вместе с тем они едины, так как преследуют одну цель – формирование доходной части бюджетов разных уровней. Им свойственны денежная форма и обезличенность.

Доходы бюджета носят налоговый и неналоговый характер. Основным источником налоговых доходов являются вновь созданная стоимость и доходы, полученные в результате ее первичного распределения (прибыль, заработанная плата, добавленная стоимость, ссудный процент, рента, дивиденды и т.д.), а также накопления. Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате либо экономической деятельности самого государства, либо перераспределению уже полученных доходов по уровням бюджетной системы.

Информация о работе Государственный бюджет: формирование и распределение