Государственный бюджет: формирование и распределение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 20:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - изучение теории и практики развития методов бюджетного регулирования в бюджетной политики государства. Исходя из поставленной цели, в работе рассматриваются: теоретические основы реформирования бюджетной системы Республики Казахстан, анализ бюджетной политики Республики Казахстан (доходная и расходная часть), Анализ и оценка исполнения Республиканского бюджета, зарубежный опыт проведения бюджетной политики и пути совершенствования бюджетной политики в Республике Казахстан.

Содержание

Условные обозначения и сокращения…………………………3
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..….4

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ: ПОНЯТИЯ, СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ, ВИДЫ, ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ……………………………………….……………...…6
Понятие сущности госбюджета…………………………………………....6
Виды и уровни госбюджета………………………….…………………….7
Функции госбюджетной системы…………………………...……………10
Принципы формирования государственного бюджета…………………10
Принципы распределения государственного бюджета…………………13

ГОСУДРАСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН.…16
Республиканский бюджет Республики Казахстан: основные положения…………………………………………………………………16
Законодательная основа регулирования государственного бюджета Республики Казахстан……………………………………………………19
Анализ формирования государственного бюджета Республики Казахстан………………………………………………………………….22
Анализ распределения государственного бюджета Республики Казахстан………………………………………………………………….27
Анализ дефицита государственного бюджета Республики Казахстан………………………………………………………………….34

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ…..35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.………………………..43

Вложенные файлы: 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ ФОРМИРОВАНИЕ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ.doc

— 316.50 Кб (Скачать файл)

1.5. Принципы распределения  ГБ

Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется до 50% ВВП. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя, таким образом, экономические отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

Перераспределение ВВП через бюджет имеет две взаимосвязанные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии:

а) образование доходов бюджета;

б) использование бюджетных средств (расходы бюджета).

Расходы бюджета – денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

В расходной части бюджета планируются и утверждаются конкретные виды расходов органов государственной власти и местного самоуправления по следующим направлениям:

  • законотворческая, судебная, правоохранительная и управленческая деятельность;
  • реализация конституционных социальных прав граждан;
  • обеспечение внутренней и внешней безопасности государства;
  • международная деятельность;
  • государственное регулирование экономики и научно-технического прогресса;
  • формирование государственных (муниципальных) резервов;
  • управление государственным (муниципальным) долгом;
  • прочие направления расходования.

Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели – организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями бюджетных средств. Отсюда следует вывод, что расходы бюджета носят транзитный характер, поскольку в бюджете определяются только размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. За счет расходов бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе предоставляются только бюджетные кредиты и бюджетные ссуды. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит, как и бюджетные доходы от экономической ситуации и общественных приоритетов.

Бюджетный план определяет общие нормы составления и утверждения финансового плана. Так как доходы и расходы государства подлежат изменениям, то финансовый план составляется или ежегодно, или на более продолжительные, но все же короткие периоды, как правило, до трех лет. В настоящее время, вследствие неустойчивости экономической жизни, трудно предвидеть потребности и доходы финансового хозяйства далеко вперед, и потому все больше и больше переходят к системе составления ежегодных государственных финансовых планов. К тому же составление ежегодной государственного финансового плана служит в конституционных странах гарантией ежегодного утверждения в законодательном порядке. Содержание государственного финансового плана составляет точное, а где это невозможно — приблизительное исчисление расходов финансового хозяйства и предполагаемых доходов, а также указание соотношения между доходами и расходами, то есть баланс.

Бюджет составляется исполнительным органом власти на один календарный год и утверждается в форме закона соответствующим законодательным (представительным) органом власти. Порядок составления и утверждения бюджета как планового документа регламентируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, устанавливающими особенности бюджетного процесса в данных административно-территориальных образованиях. Бюджет как план носит целевой и директивный характер, для него свойственны конкретность и адресность показателей; бюджет, по существу, стал в России основным документом, комплексно определяющим количественные и качественные параметры государственной (региональной, муниципальной) социально-экономической политики.

К финансовым планам, составляемым субъектами хозяйствования, относятся баланс доходов и расходов, сводный бюджет, смета доходов и расходов. Вид финансового плана, разрабатываемого коммерческими и некоммерческими организациями, определяется их организационно-правовой формой, а также учредительными (уставными) документами. Кроме того, в учредительных (уставных) документах определяется орган или должностное лицо, уполномоченные утверждать финансовый план организации. Порядок и сроки составления финансового плана, методика расчета его показателей устанавливаются: для бюджетных учреждений Бюджетным кодексом Российской Федерации и нормативно-правовыми актами органов исполнительной власти; для коммерческих организаций и некоммерческих организаций других (кроме бюджетных учреждений) организационно-правовых форм приказами, распоряжениями по организации. Необходимо, чтобы отдельные части располагались в известном, неизменном систематическом порядке, чтобы не затруднять сличения содержания финансового плана за разные периоды времени. Финансовый план имеет обыкновенно вид таблицы, где и размещаются, в известном последовательном порядке, доходы и расходы; иногда рядом проставляются и соответствующие цифры предыдущего года. Финансовый план, как доходный, так и расходный, подразделяется на главы, отделы, параграфы и т.д. Это подразделение чрезвычайно важно. Современное правовое государство требует, чтобы средства (кредиты), внесенные в финансовый план на известные цели и утвержденные в законодательном порядке, употреблялись согласно своему назначению. Это создает необходимость так называемой специализации расходов (кредитов) в финансовом плане. Чем более специализирован финансовый план, тем более связаны руки у администрации в расходовании сумм. Произвольное передвижение сумм из одних расходных статей в другие не допускается.

К финансовому плану составляется подробная смета затрат. Следовательно, для эффективности работы формы взаимосвязаны между собой, в них закладываются формулы и при занесении данных, результат вычисляется автоматически.

Кроме того, при формировании финансовых планов необходимо учитывать цель коммерческой деятельности – получение прибыли на основе оптимизации структуры капитала (финансовых ресурсов), обеспечения финансовой устойчивости, инвестиционной привлекательности организации, эффективности механизмов привлечения финансовых ресурсов и их использования.

Бюджетный дефицит - это сумма, на которую  ежегодные  расходы  бюджета превосходят его доходы.  Государственный  долг  -  это  сумма  задолженности государств  своим  или  иностранным  физическим  или  юридическим  лицам.  В зависимости от этого различают внутренний и внешний государственный долг.

      Бюджетный  дефицит  и  государственный   долг   тесно   взаимосвязаны.

Ежегодный дефицит может покрываться  либо  за  счет  роста  государственного долга, либо путем эмиссии денег. Даже бездефицитный  государственный  бюджет не может свидетельствовать о здоровье экономики, если у государства  большой долг. Поэтому к дефициту государственного бюджета  следует  подходить  очень внимательно.

   В данной главе  рассматриваются основные виды  бюджетных  дефицитов,  такие

как:

    >  Циклический  дефицит  госбюджета  –  результат  действия   встроенных

      стабилизаторов.

    > Структурный  дефицит госбюджета – разность  между расходами  и  доходами

      бюджета  в условиях полной занятости.

    > Операционный дефицит госбюджета – общий дефицит госбюджета за  вычетом

      инфляционной  части процентных платежей по  обслуживанию госдолга.

    >  Первичный  дефицит  госбюджета  –  разность  между  величиной  общего

      дефицита  и всей суммой выплат по долгу.

    > Квазифискальный  дефицит  госбюджета  –  скрытый  дефицит  госбюджета, обусловленный, квазифискальной деятельностью государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Государственный бюджет РК

 

2.1. Республиканский бюджет Республики Казахстан : основные положения.

 

Бюджетный кодекс — единый закон, регламентирующий все финансовые процедуры, начиная от формирования бюджета и заканчивая его исполнением и контролем. В Бюджетном кодексе заложены новые принципы бюджетной системы, коренным образом пересмотрены ранее существовавшие принципы бюджетного планирования, подходы по формированию доходной и расходной части бюджетов всех уровней. В рамках Бюджетного кодекса проведены следующие мероприятия:

Свое развитие получила разработка среднесрочного бюджетного планирования, упорядочен процесс исполнения бюджета, усилены положения о системе контроля за использованием бюджетных средств. Вводится новый механизм перечисления средств в Национальный фонд, которым все официальные трансферты будут перечисляться непосредственно из республиканского или местного бюджета; из районных бюджетов в Национальный фонд будут перечислятся поступления от продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения в соответствии с Земельным кодексом. Введена вертикальная схема внутреннего контроля республиканского и местных бюджетов: внутренний контроль проводит Комитет финансового контроля Министерства финансов. Функции внешнего контроля остаются за Счетным комитетом и ревизионными комиссиями маслихатов.

За каждым уровнем бюджета, включая районные бюджеты, закреплены собственные доходные источники, в основе их разделения принцип: один налог — один бюджет, но в связи с необходимостью обеспечения наличности как на областном, так и районном уровне, предложено два самых крупных налога разделить между двумя уровнями бюджетов по половине. Законодательно разграничены расходные полномочия каждого уровня бюджета, также включая районный бюджет с тем, чтобы не было произвольного переноса обязательств и соответственно финансовых ресурсов между районами и областью. Определены функции каждого уровня управления власти в процессе формирования бюджета, то есть тем самым усилилось районное звено в бюджетных полномочиях.

 

Закон Республики Казахстан О республиканском бюджете на 2013 – 2015 годы от 31 августа 2012 года №1107:

Республиканский бюджет обеспечивает необходимыми средствами финансирования мероприятий в области экономического, социального и культурного развития, имеющих общереспубликанское значение. Через республиканский бюджет осуществляется перераспределение части финансовых ресурсов между областями и городами республиканского

подчинения в виде субвенции и дотации, с целью обеспечения их социально-культурного развития при недостаточности собственных доходов на покрытие расходов по минимальным нормативам.  Статья 8. Источники формирования доходов республиканского бюджета Доходы республиканского бюджета формируются за счет поступления:

- подоходного налога с  юридических и физических лиц;

- налога на добавленную  стоимость;

- акцизов; - налога на операции  с ценными бумагами;

- специальных платежей  и налогов недропользователей;

- таможенных тарифов и  пошлин;

- поступлений от реализации  государственного внутреннего займа;

- кредитов Национального  государственного банка Республики  Казахстан и внешних кредитов; - прочих доходов.

 

Расходы республиканского бюджета: 

Из республиканского бюджета осуществляются следующие расходы;  
      - финансирование производственного и непроизводственного строительства, геолого-разведочных и проектно-поисковых, природоохранных и других работ, осуществляемых в соответствии с общереспубликанскими программами;  
      - финансирование осуществляемых учреждениями и организациями республиканского подчинения мероприятий в области образования, науки, культуры, здравоохранения, физической культуры, социального обеспечения;  
      - финансирование общереспубликанских централизованных программ по повышению жизненного уровня народа, мер по социальной защите населения;  
      - содержание органов государственной власти и государственного управления, правоохранительных органов, органов юстиции, судов и прокуратуры;  
      - финансирование программ и других расходов, производимых совместно с другими суверенными государствами;  
      - образование специального резерва средств для выполнения работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и резервного фонда Кабинета Министров Республики Казахстан;  
      - финансирование других мероприятий в соответствии с законодательством Республики Казахстан.  
 
     Исполнение республиканского бюджета: 

1. Кабинет Министров Республики  Казахстан организует исполнение  республиканского бюджета через  Министерство финансов Республики Казахстан, министерства, Государственные комитеты, ведомства и местные исполнительные органы управления. Министерство финансов Республики Казахстан обеспечивает поступление всех предусмотренных по бюджету доходов и эффективное расходование бюджетных средств.  
      2. Республиканский бюджет исполняется по росписи доходов и расходов с поквартальным распределением, составляемым Министерством финансов Республики Казахстан в соответствии с показателями бюджета, утверждаемого Верховным Советом Республики Казахстан.  
      3. Кассовое исполнение республиканского бюджета Республики Казахстан осуществляется учреждениями Национального Государственного банка Республики Казахстан.  
 
Отчет об исполнении бюджета:  
      1. Учет исполнения республиканского бюджета осуществляет Министерство финансов Республики Казахстан.  
     Министерство финансов Республики Казахстан несет ответственность за состояние учета исполнения бюджета в целом по республике и представляет квартальные и годовой отчеты Верховному Совету Республики Казахстан, а по республиканскому бюджету и Кабинету Министров Республики Казахстан.  
      2. Комитет Верховного Совета Республики Казахстан по вопросам экономической реформы, бюджета и финансов рассматривает годовой отчет, составляет свое заключение к отчету и докладывает Верховному Совету Республики Казахстан.  
      3. Верховный Совет Республики Казахстан на основе доклада Кабинета Министров Республики Казахстан, заключения и содоклада Комитета Верховного Совета Республики Казахстан по вопросам экономической реформы, бюджета и финансов рассматривает и утверждает отчет об исполнении республиканского бюджета.  
      4. Постановление Верховного Совета Республики Казахстан по отчету об исполнении республиканского бюджета публикуется для всеобщего сведения. 

Информация о работе Государственный бюджет: формирование и распределение