Государственные и местные бюджеты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 14:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является анализ законодательства, регулирующего формирование и исполнение республиканского и местного бюджета Республики Беларусь. В соответствии с указанной целью решались следующие задачи дипломной работы:
- изучить теоретические и нормативные основы регулирования государственного и местного бюджетов, бюджетно-правового статуса Республики Беларусь и бюджетного устройства Республики Беларусь;
- исследовать особенности формирования местных бюджетов, в том числе составление проектов местных бюджетов, порядок рассмотрения и утверждения местных бюджетов;
- рассмотреть порядок исполнения местных бюджетов, а именно органы, осуществляющие исполнение местных бюджетов, исполнение местных бюджетов по доходам и расходам, отчеты об исполнении местных бюджетов

Содержание

Введение
Глава 1 Государственные и местные бюджеты
1.1 Понятие, назначение и содержание государственного и
местного бюджетов
1.2 Бюджетно-правовой статус Республики Беларусь.
Особенности бюджетных прав местных советов
1.3 Бюджетное устройство Республики Беларусь. Бюджетная
система и принципы его построения.
1.4 Понятие и основные виды бюджетных дефицитов
Глава 2 Порядок формирования местных бюджетов
2.1. Составление проектов местных бюджетов
2.2. Порядок рассмотрения и утверждения местных бюджетов
Глава 3 Порядок исполнения местных бюджетов
3.1. Органы, осуществляющие исполнение местных бюджетов
3.2. Исполнение местных бюджетов по доходам и расходам
3.3. Отчеты об исполнении местных бюджетов
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 329.00 Кб (Скачать файл)

- основные показатели финансирования народного хозяйства,' социально-культурных мероприятий, науки, государственных органов;

- размер средств, направленных на обслуживание государственного долга;

- бюджетное регулирование;

- перечень защищенных статей, размер оборотной кассовой наличности; резервные фонды;

- некоторые показатели расходов общереспубликанского характера [Афанасьев, М.П. Основы бюджетной системы: Учеб. пособ. / М.П. Афанасьев. – М.: ГУ ВШЭ, 2008. – 243 с.13, с. 49].

Местные Советы всех уровней  проводят такие же мероприятия по утверждению своих бюджетов.

Утвержденный местный  бюджет носит характер правового  акта и, следовательно, обязателен для исполнительно-распорядительных органов, всех организаций, предприятий и учреждений физических лиц, находящихся на территории данного Совета

Все предшествующие стадии бюджетного процесса обеспечивают государство  основным финансовым планом. Его реализация происходит в процессе исполнения бюджета. Эта стадия относится в компетенции  исполнительной власти.

Исполнительная власть ежегодно разрабатывает и доводит до всех заинтересованных правила исполнения бюджета. Вместе с тем, можно выделить основные принципы исполнения бюджетов все уровней.

Первое. В процессе исполнения бюджетов могут быть внесены изменения  в их расходную и доходную части. Делается это на основании решений органов представительной и исполнительной власти.

Второе. Главным документом, на основании которого осуществляется исполнение бюджетов, является бюджетная  роспись доходов и расходов, составляемая финансовыми органами.

Третье. В исполнении бюджетов принимают участие все республиканские и местные государственные органы, предприятия, организации и учреждения всех форм собственности, а также определенная часть населения.

Четвертое. Законодательство предусматривает санкции и меры ответственности к юридическим и физическим лицам за правонарушения в нецелевом использовании бюджетных средств  Республики Беларусь.

Решающая роль в исполнении бюджетов принадлежит Министерству финансов, местным финансовым органам, Министерству по налогам и сборам  и региональным государственным налоговым инспекциям. Министерству финансов предоставлено право, получать от министерств, других центральных органов управления, предприятии, объединений, организаций и учреждений информацию об осуществлении бюджетно-финансовых операций по формированию и использованию государственных финансовых средств; осуществлять контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных ассигнований. Ему также вменяется в обязанности ограничивать и приостанавливать финансирование расходов за счет государственных средств в случае несоблюдения их получателями требований нормативных актов, непредставления ими информации о движении государственных финансовых средств. Идентичными правилами наделены финансовые органы.

Важная роль в исполнении бюджетов принадлежит казначейству, в функции которого входит управление доходами и расходами республиканского бюджета и контроль за его исполнением.

Обязательным условием исполнения бюджетов является кассовое исполнение бюджета. Кассовое исполнение бюджета заключается в приеме, хранении и выдаче бюджетных средств. В основе кассового исполнения бюджета лежит принцип единства кассы, означающий, что все доходы данного бюджета аккумулируются на одном счете в конкретном кредитном учреждении. Из него в установленном порядке производится выдача средств получателям бюджетных назначений. В процессе кассового исполнения бюджета осуществляется координация работы на этом участке кредитных учреждений и казначейства.

Принцип сбалансирования  бюджета означает, что каждый бюджет должен быть сбалансирован не только по году, но и в каждом квартале. В процессе исполнения бюджета, если в каком-то квартале недостаточно поступлений для осуществления запланированных расходов, может быть временно позаимствована оборотная кассовая наличность и свободные остатки средств, образовавшиеся на начало года.

Поквартальное распределение  бюджетных средств производится по каждому министерству, управлению (отделу) исполкома, по каждому виду доходов и по каждой свободной  смете расходов. Составленное таким образом поквартальное распределение доходов и расходов служит основанием для разработки росписи доходов и расходов соответствующего бюджета. А это, как уже отмечалось, основной документ, регулирующий отношения между субъектами бюджетных отношений в процессе исполнения бюджета. Это не только чисто финансовый, но и юридический акт, удостоверяющий право руководителей субъектов-получателей бюджетных назначений на использование бюджетных средств в течение года.

В утвержденные росписи  доходов и расходов бюджета могут быть внесены изменения в случаях принятия законодательных и подзаконных актов, вызывающих изменения доходов и расходов бюджета. Изменения в роспись доходов и расходов могут также быть внесены руководителем финансовых органов в пределах предоставленных ему прав. Для нижестоящих финансовых органов основанием для внесения изменений в показатели утвержденного бюджета служат также уведомления по взаимным расчетам, направленным вышестоящим финансовым органом.

Взаимные расчеты вышестоящего бюджета с нижестоящими бюджетами могут иметь место при издании, новых законов, постановлений и распоряжений Правительства.

Выделяемые из бюджета  средства поступают в распоряжение руководителей бюджетных учреждений, которых принято называть распорядителями  бюджетных средств. По определению распорядители бюджетных средств - это должностные лица, которым законодательством предоставлено право распоряжаться денежными средствами, выделенными из бюджета.

Распорядители бюджетных  средств подразделяются на главных  и нижестоящих. К главным распорядителям бюджетных средств относятся руководители министерств и ведомств, управления (отделов) исполкомов местных Советов депутатов. Нижестоящие распорядители - это руководители подчиненных органов подведомственных организаций и учреждений (прежнее название - распорядители бюджетных кредитов).

Главные и нижестоящие  распорядители бюджетных средств  наделены различными правами в использовании  средств. Главные распорядители  имеют право не только расходовать  бюджетные средства на содержание возглавляемых им учреждений, но и распределять выделенные им ассигнования между нижестоящими распорядителями. Нижестоящие распорядители бюджетных средств, если в их подчинении подведомственные учреждения, должны использовать их частично на собственные нужды и частично перераспределив их между руководимыми ими учреждениями. Руководители конкретных учреждений получают бюджетные средства для непосредственного расходования.

Право на получение бюджетных  средств распорядители получают формально с момента утверждения соответствующего бюджета. Фактическое перечисление средств с соответствующих счетов бюджетов производится лишь при наличии утвержденных финансовых планов и смет.

Как главные, так и  нижестоящие распорядители бюджетных  средств обязаны использовать выделенные им ассигнования строго по целевому назначению и в пределах утвержденных смет. За нарушения в использовании средств распорядители несут предусмотренную законодательством ответственность.

В процессе исполнения бюджетов возникают различные отношения  между звеньями бюджетной системы. Эти отношения регулируются законом о бюджетной системе.

Уже упоминалась взаимоответственность  вышестоящих и нижестоящих бюджетов при принятии решений, приводящих к  уменьшению доходов или увеличению расходов соответствующих бюджетов. Но могут возникать другие случаи. В частности, при принятии Парламентом, Президентом, Советом Министров, местными Советами депутатов и их исполкомами решений, вызывающих увеличение доходов или уменьшение расходов нижестоящих бюджетов, образующиеся в связи с этим излишки доходов или экономия в расходах подлежат передаче в вышестоящие бюджеты.

В случае принятия местными Советами депутатов решений, противоречащих законам Республики Беларусь и решениям вышестоящих Советов депутатов  в части размеров нормативов, а также в части взаимных расчетов, либо несоблюдение ими и их исполнительными комитетами указанных сложений в процессе исполнения бюджетов, средства, причитающиеся соответствующим бюджетам, взыскиваются в бесспорном порядке.

Исполнение бюджетов завершается 31 декабря. Однако, для решения расчетов и исполнения обязательств в период исполнения бюджетов предусматривается льготный период, составляющий один месяц. Бюджетный год плюс льготный период определяется как бюджетный период.

Завершающим этапом последней стадии бюджетного процесса - исполнения бюджета, является отчет от исполнении бюджета. В отчете можно выделить три этапа - подготовка отчета, его рассмотрение и утверждение.

Работа по составлению  отчета начинается сразу же после  завершения бюджетного года. Организация работы по составлению отчета возлагается на Совет Министров Республики Беларусь и исполкомы местных Советов депутатов. Непосредственно составлением отчетов об исполнении бюджета занимается соответственно Министерство финансов и финансовые органы.

Органы исполнительной власти общей компетенции направляют всем распорядителям бюджетных средств  письмо с требованием предоставить информацию с фактическим использованием бюджетных средств Финансовые органы на основе предоставляемых им отчетных данных и своей информации составляют проект отчета об исполнении бюджета.

Составляемые финансовыми  органами отчеты передаются соответствующим  органам исполнительной власти для  их рассмотрения и предоставления в  органы представительной власти. Отчет  рассматривается в постоянных комиссиях и затем представляется для утверждения на заседании органов представительной власти, утверждение отчета оформляется постановлением органа представительной власти.

По республиканскому бюджету отчет должен быть предоставлен в Парламент не позже пяти месяцев со времени окончания отчетного финансового года.

Сроки представления  отчетов об исполнении местных бюджетов зависят от уровня бюджетов и определяются местной представительной властью.

Общим правилом для всех видов бюджетов является и то, что отчеты об исполнении бюджетов за предыдущий год рассматриваются и утверждаются одновременно с рассмотрением и утверждением бюджетов на предстоящий год.

Отчет об исполнении бюджета  публикуется для всеобщего сведения.

Таким образом, бюджетный  процесс - регламентированная Конституцией Республики Беларусь, Бюджетным кодексом Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь, и другими нормативными актами деятельность государственных органов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.

 

 

 

ГЛАВА 3 ПОРЯДОК ИСПОЛНЕНИЯ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ

 

3.1. Органы, осуществляющие  исполнение местных бюджетов

 

Исполнение местных  бюджетов осуществляется на основании  решений местных Советов депутатов  о бюджете на очередной финансовый год в соответствии с бюджетной росписью местных бюджетов.

Учет исполнения местных  бюджетов по расходам ведется по кассовым и фактическим расходам. Кассовыми  расходами бюджета считаются  все суммы, выданные с банковских счетов как путем безналичных  расчетов, так и наличными деньгами. Фактическими расходами считаются действительные затраты организаций, подтверждаемые документами в соответствии с законодательством.

Право организаций на расходование бюджетных ассигнований, предусмотренных этим организациям в текущем финансовом году, прекращается по окончании финансового года. Неиспользованные остатки бюджетных средств на счетах организаций по окончании финансового года перечисляются в доход соответствующего бюджета.

Оставшиеся незаконченными на 1 января расчеты бюджетных организаций по операциям истекшего периода производятся в очередном финансовом году за счет бюджетных назначений на те же цели по бюджету очередного финансового года.

Денежные средства, находящиеся  на едином казначейском счете, а также  имущественные права на них не могут быть предметом залога в качестве обеспечения исполнения обязательств по гражданско-правовым сделкам.

Не допускается безакцептное списание в порядке предварительного и последующего акцепта денежных средств с единого казначейского  счета, кроме случаев, предусмотренных Бюджетным кодексом Республики Беларусь.

В случае принятия акта законодательства, вызывающего уменьшение доходов  или увеличение расходов нижестоящего бюджета, этому бюджету на основании  указанного акта возмещаются средства из соответствующего вышестоящего бюджета.

Потери в доходах  и дополнительные расходы, возникающие  в ходе исполнения местного бюджета, не компенсируются за счет бюджетов других административно-территориальных единиц, за исключением случая принятия акта законодательства, вызывающего уменьшение доходов или увеличение расходов нижестоящего бюджета, этому бюджету на основании указанного акта возмещаются средства из соответствующего вышестоящего бюджета.

Принятие местными Советами депутатов решений в части  размеров нормативов отчислений от регулирующих доходов и осуществления операций по передаче средств в форме межбюджетных трансфертов между бюджетами осуществляется в соответствии с законом о республиканском бюджете и решениями вышестоящих Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год.

Информация о работе Государственные и местные бюджеты