Государственные и местные бюджеты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 14:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является анализ законодательства, регулирующего формирование и исполнение республиканского и местного бюджета Республики Беларусь. В соответствии с указанной целью решались следующие задачи дипломной работы:
- изучить теоретические и нормативные основы регулирования государственного и местного бюджетов, бюджетно-правового статуса Республики Беларусь и бюджетного устройства Республики Беларусь;
- исследовать особенности формирования местных бюджетов, в том числе составление проектов местных бюджетов, порядок рассмотрения и утверждения местных бюджетов;
- рассмотреть порядок исполнения местных бюджетов, а именно органы, осуществляющие исполнение местных бюджетов, исполнение местных бюджетов по доходам и расходам, отчеты об исполнении местных бюджетов

Содержание

Введение
Глава 1 Государственные и местные бюджеты
1.1 Понятие, назначение и содержание государственного и
местного бюджетов
1.2 Бюджетно-правовой статус Республики Беларусь.
Особенности бюджетных прав местных советов
1.3 Бюджетное устройство Республики Беларусь. Бюджетная
система и принципы его построения.
1.4 Понятие и основные виды бюджетных дефицитов
Глава 2 Порядок формирования местных бюджетов
2.1. Составление проектов местных бюджетов
2.2. Порядок рассмотрения и утверждения местных бюджетов
Глава 3 Порядок исполнения местных бюджетов
3.1. Органы, осуществляющие исполнение местных бюджетов
3.2. Исполнение местных бюджетов по доходам и расходам
3.3. Отчеты об исполнении местных бюджетов
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 329.00 Кб (Скачать файл)

Внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита нередко  рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации. Однако этот способ финансирования не устраняет угрозы роста инфляции, а только откладывает этот рост.

Если облигации государственного займа размещаются среди населения  и коммерческих банков, то инфляционное напряжение окажется слабее, чем при  их размещении в Национальном банке. Однако последний может скупить эти облигации на вторичном рынке ценных бумаг и тем самым расширить свои квазифискальные операции, способствующие росту инфляционного давления.

В случае обязательного (принудительного) размещения государственных  облигаций во внебюджетных фондах (пенсионных, страховых и т.д.) под низкие (и даже отрицательные) процентные ставки, внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита превращается, по существу, в механизм дополнительного налогообложения. Более того, при высоком уровне процентных ставок и значительных размерах дефицита государственного бюджета со временем неизбежно происходит резкое увеличение доли государственного внутреннего долга в валовом внутреннем продукте, особенно при низких темпах экономического роста.

Рост бремени внутреннего долга увеличивает и долю государственных расходов на его обслуживание, что приводит к самовозрастанию и бюджетного дефицита, и государственной задолженности. Это серьезно ограничивает возможности снижения напряженности в бюджетно-налоговой сфере и стабилизации уровня инфляции. В целом, в переходных экономиках внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита связано с относительно умеренными издержками только в тех случаях, когда:

1. сложно контролировать предоставление кредитов частному сектору;

2. внутреннее предложение относительно эластично;

3. внешнее долговое финансирование относительно дорого или ограничено из-за значительного бремени внешней задолженности, тогда как существующая внутренняя задолженность незначительна;

4. сопровождающая переходный период инфляция достигла высоких темпов или представляется абсолютно неизбежной [Финансы, налоги и кредит. Учебник/ Общ. Ред. Емельянов А.П. – М.: РАГС, 2001 – 546 с.25, с. 73].

Для Республики Беларусь проблема дефицита госбюджета является одной из наиболее важных и острых. Как следствие негативных явлений в экономике дефицит создает серьезную угрозу для развития общества, поскольку расшатывает денежное обращение, усугубляет инфляционные процессы, ограничивает возможности финансирования социальной защиты населения, материальной, непроизводственной сферы.

Исходя из вышесказанного, следует еще раз указать на ключевую роль дефицита бюджета в  механизме развития инфляционных процессов, разрушающих экономику страны. Критерий дефицита бюджета, по сути, выполняет роль регулятора с отрицательной обратной связью, а потому должен играть ведущую роль в системе показателей экономической безопасности страны.

Таким образом, бюджет представляет собой план формирования и использования  денежных средств для обеспечения реализации задач и функций государства. В свою очередь, бюджетная система Республики Беларусь - это регулируемая законодательством совокупность республиканского бюджета и местных бюджетов Республики Беларусь, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Республики Беларусь.

Бюджетное законодательство основывается на Конституции Республики Беларусь и включает в себя Бюджетный  кодекс Республики Беларусь и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы бюджетных отношений, декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, регулирующие вопросы бюджетных отношений,  постановления Правительства Республики Беларусь, совместные постановления Правительства и Национального банка, регулирующие вопросы бюджетных отношений,  нормативные правовые акты, принимаемые Министерством финансов и (или) Министерством финансов и Национальным банком Республики Беларусь, или другими республиканскими органами государственного управления, нормативные правовые акты органов местного управления и самоуправления, принимаемые в случаях и пределах, предусмотренных Бюджетным кодексом Республики Беларусь.

 

ГЛАВА 2 ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ

 

2.1. Составление проектов  местных бюджетов

 

Бюджетное законодательство Республики Беларусь закрепляет основы бюджетного процесса и детально регламентирует его. Бюджетный процесс является составной частью бюджетного права – это один из институтов подотрасли «бюджетного права», который устанавливает порядок применения норм материального права.

Основные параметры бюджетного процесса определены Конституцией Республики Беларусь. Более детальная регламентация дана в Бюджетном кодексе Республики Беларусь. При этом порядок осуществления бюджетного процесса установлен для всех звеньев бюджетной системы Республики Беларусь. Строгое соблюдение норм процессуального бюджетного права является гарантией законности применения норм материального бюджетного права, то есть гарантией правильности и своевременности поступления в бюджет доходов, своевременности и строго целевого расходования бюджетных средств.

Бюджетный процесс –  это установленный правовыми  нормами процесс деятельности государства в лице его органов по составлению и рассмотрению проектов бюджетов и внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов, а также составлению, рассмотрению и утверждению отчетов об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов.

Деятельность уполномоченными  государством органов от начала составления  проектов бюджетов до утверждения отчета об исполнении бюджета длится около  трех лет. Этот срок называется периодом или циклом. Весь бюджетный цикл состоит из пяти стадий. Такое деление бюджетного процесса определяется значимостью стадии утверждения бюджета, так как он из проекта превращается в нормативный акт со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Таким образом, бюджетный  процесс состоит из следующих  стадий:

- составление проекта бюджета;

- рассмотрение (обсуждение) проекта бюджета;

- утверждение бюджета и принятие нормативного правового акта;

- исполнение бюджета;

- составление и утверждение отчета об исполнении бюджета.

Стадии бюджетного процесса следуют строго последовательно, и  этот порядок не может быть изменен. При этом все стадии жестко регламентированы процессуальными нормами бюджетного права, призванными обеспечить четкое бюджетное планирование и строжайшее соблюдение бюджетной дисциплины. Стадии составления и исполнения бюджетов являются функциями государственных органов исполнительной власти. Стадии рассмотрения, обсуждения и утверждения – функциями соответствующих представительных органов власти.

Основная задача трех первых стадий бюджетного процесса –  сделать все возможное, чтобы  наилучшим образом исполнить  бюджет.

С точки зрения правовой характеристики бюджетный процесс  как институт бюджетного права представляет собой совокупность процессуальных норм бюджетного права, регулирующих бюджетные отношения по составлению, рассмотрению (обсуждению) проекта, бюджета, утверждению, исполнению и утверждению отчетов бюджета и внебюджетных фондов.

В ходе осуществления  отдельных стадий бюджетного процесса реализуются права Республики Беларусь и местных представительных и исполнительных органов. На каждой, стадии бюджетного процесса разрешаются проблемы, которые не могут быть решены в другое время. Так, бюджетное регулирование и способы его осуществления рассматриваются при составлении проектов бюджетов, а их окончательное утверждение – при принятии бюджетов. Таким образом, бюджетный процесс является формой осуществления материальных прав субъектов бюджетного права. Здесь мы видим неразрывную связь между материальными и процессуальными нормами бюджетного права, а круг субъектов материальных и процессуальных бюджетных правоотношений один и тот же.

В соответствии с бюджетным  законодательством Республики Беларусь единственным субъектом бюджета  является государство в лице его государственных, органов представительной и исполнительной власти. При признании бюджетных учреждений субъектами бюджетных процессуальных отношений они должны обладать определенными правами и нести обязанности процессе составления, рассмотрения проектов бюджетов (а не их смет), утверждения и исполнения бюджетов.

Поскольку мы утверждаем, что в бюджетном процессе реализуются  полномочия субъектов бюджетного права, поэтому они выступают в одном  лице, то есть субъекты бюджетного права являются и субъектами бюджетного процесса.

Кроме того, указанные  объекты не могут быть субъектами части, не являясь субъектами целого, так как бюджетный процесс  является составной частью бюджетного права.

Надо отметить, что  бюджетный процесс в Республике Беларусь базируется на общих принципах бюджетного права. Однако бюджетный процесс имеет ряд специфических принципов, которые присущи только этому процессу:

1) единство и полнота  охвата всех доходов и расходов;

2) реальность запланированных  средств; 

3) гласность и публичность;

4) ежегодность;

5) специализации бюджетных,  показателей [Финансы: Учеб.пособ. / Под ред. Проф. А.М.Ковалевой.-4-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2007.- 384с.23, с. 150].

Единство и полнота  охвата доходов и. расходов означает, что при составлении проекта бюджета должны быть учтены все источники доходов на предстоящий бюджетный год, а также планирование их на последующие годы с учетом экономических показателей общественного производства. При планировании расходной части бюджета должны быть строго выдержаны параметры его расхода на душу населения равномерно по всей стране.

Реальность запланированных  доходов должна соответствовать  возможности бюджета произвести запланированные расходы, желательно их сбалансировать, то есть установления правильного соотношения между доходами и расходами. Важное условие этого принципа – соответствие расходов бюджета его доходам, создание денежных резервов.

Принцип гласности и  публичности предполагает, что проект бюджета до его принятия широко обсуждается как представительными органами, так и общественностью. Принятый бюджет обязательно публикуется в печати. Сюда можно отнести и публичную отчетность исполнительных органов перед представительными органами власти об исполнении бюджетов.

Важным принципом бюджетного процесса является принцип специализации показателей бюджета, которые базируются на основе бюджетной классификации. Принцип специализации показателей бюджета пронизывает все стадии бюджетного процесса, и отклонение от него недопустимо.

Бюджетная классификация  – специальный правовой акт, лежащий  в основе всей бюджетной деятельности всех финансовых органов Республики Беларусь.

Бюджетный период – это  фактически стадия исполнения бюджета. Он предполагает, что все запланированные  доходы и расходы бюджета должны быть выполнены в течение одного года – с 1 января по 31 декабря текущего года, за редким исключением, которое может быть предусмотрено соответствующим нормативным правовым актом.

Первой стадией бюджетного процесса является составление проекта бюджета. Составление проекта бюджета на очередной бюджетный год производится на основе отчетных данных об исполнении бюджета за предыдущий год и за определенный период текущего года, с учетом прогнозных оценок поступлений исходя из потребностей в бюджетных ассигнованиях на финансирование мероприятий по экономическому и социальному развитию Республики Беларусь и административно-территориальных единиц в сроки, устанавливаемые Правительством и местными исполнительно-распорядительными органами.

Правительство Республики Беларусь устанавливает для Министерства финансов сроки составления расчетных показателей по доходам и расходам консолидированного бюджета Республики Беларусь, республиканского бюджета и консолидированных бюджетов областей и г. Минска.

Составление проектов республиканского и местных бюджетов осуществляется с целью определения, объема денежных средств, необходимых для выполнения функций государственных органов  Республики Беларусь и органов местного управления и самоуправления, экономического и социального развития Республики Беларусь или соответствующих административно-территориальных единиц.

Составление проектов бюджетов осуществляется на основании прогнозов  социально-экономического развития республики, основных направлений бюджетно-финансовой политики.

В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса Министерство экономики  и Национальный банк Республики Беларусь ежегодно до 1 апреля представляют в  Министерство финансов прогноз основных параметров экономического развития Республики Беларусь на три года.

Проект основных направлений  бюджетно-финансовой и налоговой  политики Республики Беларусь, включая  среднесрочную финансовую программу, составляется Министерством финансов с учетом прогнозов основных параметров экономического развития Республики Беларусь, параметров важнейших денежно-кредитных показателей Республики Беларусь, не позднее 1 мая текущего года вносится на рассмотрение Правительства Республики Беларусь и служит основой при разработке проекта республиканского бюджета и расчетных показателей по консолидированному бюджету Республики Беларусь на очередной финансовый год.

Информация о работе Государственные и местные бюджеты