Государственные и местные бюджеты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 14:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является анализ законодательства, регулирующего формирование и исполнение республиканского и местного бюджета Республики Беларусь. В соответствии с указанной целью решались следующие задачи дипломной работы:
- изучить теоретические и нормативные основы регулирования государственного и местного бюджетов, бюджетно-правового статуса Республики Беларусь и бюджетного устройства Республики Беларусь;
- исследовать особенности формирования местных бюджетов, в том числе составление проектов местных бюджетов, порядок рассмотрения и утверждения местных бюджетов;
- рассмотреть порядок исполнения местных бюджетов, а именно органы, осуществляющие исполнение местных бюджетов, исполнение местных бюджетов по доходам и расходам, отчеты об исполнении местных бюджетов

Содержание

Введение
Глава 1 Государственные и местные бюджеты
1.1 Понятие, назначение и содержание государственного и
местного бюджетов
1.2 Бюджетно-правовой статус Республики Беларусь.
Особенности бюджетных прав местных советов
1.3 Бюджетное устройство Республики Беларусь. Бюджетная
система и принципы его построения.
1.4 Понятие и основные виды бюджетных дефицитов
Глава 2 Порядок формирования местных бюджетов
2.1. Составление проектов местных бюджетов
2.2. Порядок рассмотрения и утверждения местных бюджетов
Глава 3 Порядок исполнения местных бюджетов
3.1. Органы, осуществляющие исполнение местных бюджетов
3.2. Исполнение местных бюджетов по доходам и расходам
3.3. Отчеты об исполнении местных бюджетов
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 329.00 Кб (Скачать файл)

При чрезвычайных обстоятельствах  в стране может вводиться чрезвычайный бюджетный режим расходования средств. Введение чрезвычайных мер предусматривается принятием специального закона.

При правильном подходе  бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально  влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства. Но здесь важно подчеркнуть, что проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое выражение в создаваемом государством бюджетном механизме, который является конкретным выражением бюджетной политики, отражающим нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.

 

 

1.2 Бюджетно-правовой  статус Республики Беларусь. Особенности  бюджетных прав местных советов

 

Бюджетные права представляют собой полномочия (компетенцию) различных  субъектов бюджетного права.

В ранее действовавшем  законодательстве Республики. Беларусь и в юридической литературе широко применялся термин «бюджетные права» для характеристики компетенции государства, его административно-территориальных подразделений и соответствующих им государственных органов и органов самоуправления. Этот термин нуждается в разъяснении, поскольку речь идет о правах особого рода, отличающихся но своим' юридическим свойствам от прав, которыми наделены субъекты других отраслей права, в том числе и отдельных институтов финансового права. Отличие заключается в том, что бюджетные права по юридическим свойствам сближаются с обязанностями, то есть права в достаточной мере являются и обязанностями субъектов.

Например, право утверждать республиканский бюджет принадлежит  Национальному собранию Республики Беларусь, в то же время это его конституционная обязанность.

В итоге в большинстве  случаев бюджетное право и  обязанность слиты в едином «полномочии». Эти полномочия отражают неразрывность прав и обязанностей, субъектов бюджетного права. Однако имеются и раздельные права и обязанности. Например, право на получение постоянных источников доходов бюджетов имеют нижестоящие бюджеты.

Применением термина  «бюджетные права» подчеркивается предостережение  вышестоящим субъектам вторгаться в компетенции нижестоящих, а  последних подталкивает на активную самостоятельную деятельность.

Содержание бюджетных  прав Республики Беларусь определяется ее суверенитетом и независимостью. Они обеспечивают Республике Беларусь финансовую базу ее существования. С  помощью бюджетных прав Республика Беларусь в лице ее высших государственных органов организует выполнение своих внутренних и внешних задач и функций.

В соответствии, с Конституцией Республики Беларусь посредством бюджетных  прав Республика Беларусь проводит единую бюджетно-финансовую политику на территории всей страны и в конечном итоге единую социально-экономическую политику.

Надо отметить, что  бюджетной правоспособностью наделена сама Республика Беларусь и её административно-территориальные  единицы, а реализуют эту правоспособность представительные органы государственной власти и местного самоуправления исполнительно-распорядительные органы государственной власти и местного управления, то есть они наделены дееспособностью. Поэтому важное значение имеет анализ бюджетных прав субъектов бюджетных правоотношений, каковыми являются как сама Республика Беларусь, так и ее административно-территориальные единицы (области, города, районы, поселки и сельсоветы).

Такой анализ позволяет совершенствовать межбюджетные отношения, связанные  с обеспечением сбалансированности всех бюджетов, объективно правильно перераспределить денежные средства между бюджетами для обеспечения каждого его звена необходимыми денежными средствами с целью покрытия отнесенных на него расходов.

Рассмотрим основные бюджетные права Республики Беларусь и местных Советов.

Бюджетная компетенция Республики Беларусь регламентирована Бюджетным  кодексом Республики Беларусь. В Конституции  Республики Беларусь и Бюджетном  кодексе определен значительный перечень бюджетных прав Республики Беларусь.

Бюджетно-правовой статус Республики Беларусь состоит из совокупности следующих  бюджетных прав:

1. Регулирование путем законодательной деятельности бюджетных отношений, установленных Конституцией Республики Беларусь, а также право определять в пределах ведения основы государственной политики в области экономического, социально-культурного, экологического и национального развития. В этой связи Республика Беларусь устанавливает основы бюджетного устройства и бюджетной системы, обеспечивает доходную часть бюджетов и порядок исполнения расходной части.

В этих рамках принимаются законы и иные правовые акты (декреты, указы  Президента, постановления Совета Министров, Министерства финансов Республики Беларусь и др.)

2. Право на свой бюджет, каковым является республиканский бюджет. Он служит финансовой базой реализации всех мероприятий республиканского значения, который обеспечивает суверенитет и независимость нашей страны.

3. Право на составление проекта республиканского бюджета, его рассмотрение и обсуждение, исполнение, а также на составление и утверждение отчета об исполнении республиканского бюджета.

4. Право на установление источников доходной части республиканского и местных бюджетов, а также право определять компетенцию местных Советов по установлению дополнительных источников доходной части местных бюджетов на подведомственной им территории.

5. Право разграничивать бюджетные доходы и расходы бюджетов между республиканским бюджетом и местными бюджетами, то есть устанавливать постоянно закрепленные источники доходов бюджетов и регулирующие источники, а также порядок финансирования государственных учреждений.

6. Право на бюджетное регулирование путем передачи при принятии закона о бюджете на текущий год постоянно закрепленных источников дохода за республиканским бюджетом в бюджеты областей и г. Минска, а также выделения из республиканского бюджета, .последним определенных денежных сумм в виде дотаций, субвенций и других видов оказания помощи этим бюджетам.

7. Право образовывать в республиканском бюджете оборотную кассовую наличность в размере, необходимом для покрытия, временных кассовых разрывов, возникающих в связи с несовпадением сроков поступления денежных средств в бюджет и их расходованием.

8. Право иметь резервные фонды на покрытие за их счет непредвиденных расходов и целевые фонды.

9. Право на передвижение бюджетных средств из одного раздела или бюджета в другой раздел, а также увеличение расходной части или уменьшение доходной части бюджетов областей и г. Минска с последующей полной компенсацией.

10. Право на установление единой бюджетной отчетности по бюджетам всех уровней и по единой бюджетной классификации.

11. Право осуществления финансового контроля за бюджетной деятельностью местных Советов депутатов всех уровней [Бюджетный кодекс Республики Беларусь, с. 31].

Предмет ведения Республики Беларусь конкретизируется через полномочия тех органов, которые непосредственно  реализуют бюджетную компетенцию  Республики Беларусь. Это, прежде всего, Президент, Национальное собрание. Совет  Министров, Министерство финансов и Министерство по налогам и сборам. Эти полномочия закреплены Конституцией Республики Беларусь и Бюджетным кодексом Республики Беларусь.

Особенности бюджетных  прав местных Советов характеризуются  тем, что они наделены почти теми же полномочиями в области бюджета, что и Республика Беларусь, однако значительно в меньшем объеме.

Так, все местные Советы, начиная от сельских (поселковых) до областных, наделены бюджетными правами. Большое значение этих прав состоит  в том, что с их помощью создается  финансовая база, которая обеспечивает функционирование органов самоуправления и местного управления для выполнения ими задач и функций, возложенных на них Конституцией Республики Беларусь и текущим законодательством.

Правовой основой бюджетной  деятельности местных Советов является Конституция Республики Беларусь, Бюджетный Кодекс Республики Беларусь, Закон «О местном управлении и самоуправлении», а также акты Президента, Совета Министров и других государственных органов Республики Беларусь.

Бюджетно-правовой статус местных Советов депутатов представляет собой полномочия различных субъектов бюджетного права на местном уровне. Они реализуются соответствующими органами местного самоуправления и управления и представляют собой совокупность следующих прав:

1. На свой собственный бюджет, каковыми являются сельские (поселковые), районные, городские и областные бюджеты. Законодатель указывает на принадлежность бюджета именно определенному Совету. Это дает возможность обеспечивать за счет бюджета нужды населения соответствующей административно-территориальной единицы, социально-культурное развитие Он обеспечивает функционирование местных государственных органов и выполнение ими задач и функций, возложенных на них Конституцией Республики Беларусь и текущим законодательством.

2. Выделять в качестве основной части местного бюджета сметы доходов и расходов городских районов, не имеющих собственных бюджетов.

3. Составлять проект своего бюджета, обсуждать и утверждать его, а также, составлять отчет об исполнении и утверждать его.

4. Осуществлять нормотворческую деятельность в области бюджета. При этом чем выше звено Совета, тем больше у него полномочий на нормотворчество

5. На получение источников дохода через постоянно закрепленные и регулирующие источники доходов.

6. На получение необходимых финансовых ресурсов при возложении на местный бюджет задачи государственной важности

7. На бюджетное регулирование в отношении нижестоящих бюджетов (кроме первичного звена).

8. На самостоятельнее расходование средств в пределах нормативов расходования бюджетных средств на одного человека в пределах всей республики. Органы местного самоуправления вправе увеличивать в пределах имеющихся средств нормы расходов средств за счет дополнительных доходов бюджета в процессе его исполнения.

9. Образовывать в местных бюджетах оборотную кассовую наличность, резервные и целевые фонды в пределах объема их бюджетных средств.

10. Создавать на договорных основах внебюджетные целевые фонды, объединяя средства одного местного бюджета с другим или с денежными средствами предприятий, организаций, учреждений и объединений для финансирования объектов экономического и социально-культурного значения.

11. Устанавливать дополнительные источники доходов местного бюджета в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

12. На возмещение расходов, связанных с принятием вышестоящими государственными органами решений об увеличении расходов или уменьшении доходов местного бюджета. Такая компенсация должна быть осуществлена в течение текущего бюджетного года, так как обеспечивает гарантию стабильности местного бюджета.

13. На осуществление финансового контроля в области бюджетной деятельности за нижестоящими местными Советами [Сорокина, Т.В. Бюджет Беларуси: генезис и развитие / Т.В. Сорокина. – Минск: БГЭУ, 2006. – 234 с.17, с. 97].

Предметы ведения местных  Советов в сфере бюджетов осуществляются через бюджетные полномочия тех  органов, которые непосредственно  реализуют компетенцию местного образования.

Законодательство Республики Беларусь исходит из того, что все  полномочия местных Советов равнозначны по своему назначению, но ограничены объемом, этих полномочий, которые распространяются только на территорию конкретного местного Совета., Так, например, все местные Советы имеют право устанавливать дополнительные источники своего бюджета, однако сельские и поселковые Советы не имеют права устанавливать местные налоги и сборы.

 

 

1.3 Бюджетное устройство  Республики Беларусь. Бюджетная  система и принципы его построения

 

Бюджетное устройство представляет собой совокупность таких элементов как организация и принципы построения бюджетной системы, бюджетного процесса, взаимоотношения между многочисленными видами бюджетов, совокупность бюджетных прав.

Вообще, в разных странах  мира бюджетное устройство отличается особенностями в зависимости от государственного устройства, территориально-административного деления, уровня развития экономики и других специфических черт конкретного государства.

Бюджетная система, представляющая собой основанную на экономических  отношениях и правовых нормах совокупность бюджетов отдельных административно-территориальных образований каждого государства, занимает главное место в бюджетном устройстве. Бюджетные системы разных стран отличаются своей структурой, количеством отдельных видов бюджетов, ибо во многом зависят от их государственного устройства и ее территориального деления.

Информация о работе Государственные и местные бюджеты