Государственные и местные бюджеты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 14:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является анализ законодательства, регулирующего формирование и исполнение республиканского и местного бюджета Республики Беларусь. В соответствии с указанной целью решались следующие задачи дипломной работы:
- изучить теоретические и нормативные основы регулирования государственного и местного бюджетов, бюджетно-правового статуса Республики Беларусь и бюджетного устройства Республики Беларусь;
- исследовать особенности формирования местных бюджетов, в том числе составление проектов местных бюджетов, порядок рассмотрения и утверждения местных бюджетов;
- рассмотреть порядок исполнения местных бюджетов, а именно органы, осуществляющие исполнение местных бюджетов, исполнение местных бюджетов по доходам и расходам, отчеты об исполнении местных бюджетов

Содержание

Введение
Глава 1 Государственные и местные бюджеты
1.1 Понятие, назначение и содержание государственного и
местного бюджетов
1.2 Бюджетно-правовой статус Республики Беларусь.
Особенности бюджетных прав местных советов
1.3 Бюджетное устройство Республики Беларусь. Бюджетная
система и принципы его построения.
1.4 Понятие и основные виды бюджетных дефицитов
Глава 2 Порядок формирования местных бюджетов
2.1. Составление проектов местных бюджетов
2.2. Порядок рассмотрения и утверждения местных бюджетов
Глава 3 Порядок исполнения местных бюджетов
3.1. Органы, осуществляющие исполнение местных бюджетов
3.2. Исполнение местных бюджетов по доходам и расходам
3.3. Отчеты об исполнении местных бюджетов
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 329.00 Кб (Скачать файл)

Областные (Минский городской) исполнительные комитеты представляют в Министерство финансов отчеты об исполнении консолидированных бюджетов областей и бюджета г.Минска в порядке и сроки, установленные Министерством финансов. К отчету об исполнении консолидированных бюджетов областей и бюджета г.Минска прилагаются сводная бухгалтерская отчетность, документы и материалы в составе, определенном Министерством финансов.

Отчет об исполнении областного бюджета, бюджета г.Минска, районного, городского (города областного подчинения) бюджетов составляется местными финансовыми органами и представляется в соответствующий местный исполнительный и распорядительный орган. Отчет об исполнении бюджета сельсовета, поселка городского типа, города районного подчинения составляется соответствующим местным исполнительным и распорядительным органом.

Отчеты об исполнении местных бюджетов, за исключением  областных бюджетов и бюджета  г. Минска, представляются в соответствующий  вышестоящий местный финансовый орган.

Отчеты об исполнении местных бюджетов вносятся местными исполнительными и распорядительными органами на рассмотрение соответствующих местных Советов депутатов в установленные ими сроки не позднее пяти месяцев со дня окончания отчетного финансового года. Рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении местных бюджетов производятся местными Советами депутатов в установленном порядке.

Таким образом, исполнение местных бюджетов осуществляется на основании решений местных Советов  депутатов о бюджете на очередной  финансовый год в соответствии с бюджетной росписью местных бюджетов. Местные исполнительные и распорядительные органы обеспечивают исполнение соответствующих местных бюджетов.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основе приведенной  выше информации можно сделать следующий  вывод: бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства.

Государственный бюджет – это важнейший плановый и  контрольный инструмент, посредством  которого государство перераспределяет более третьей части национального  дохода и более половины своих  денежных средств. Бюджет возникает  и действует там, где существует государство и развитые товарно-денежные отношения. Через государственный бюджет правительство реализует экономическую и социальную, внутреннюю и внешнюю политику. От размера государственного бюджета, состава и соотношения его доходов и расходов зависят реализация программ экономического и социального развития, устойчивость финансового положения страны. Он может активно влиять на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы. Бюджетное устройство представляет собой совокупность таких элементов как организация и принципы построения бюджетной системы, бюджетного процесса, взаимоотношения между многочисленными видами бюджетов, совокупность бюджетных прав. Все элементы бюджетного устройства функционируют в их единстве и взаимосвязанности и обеспечивают проведение единой бюджетной политики государства через республиканский и местные бюджеты.

Политика же государственных  расходов не должна быть расточительной и должна ориентировать бюджетную политику на умеренно жесткие показатели, притом, что эти расходы должны принимать форму инвестиций. Расходы бюджета Республики Беларусь должны определяться задачами социально-экономического развития. Нужно реализовать меры по усилению контроля за целевым использованием государственных средств, упорядочить механизм предоставления средств различным хозяйственным субъектам и на реализацию государственных программ.

Необходимо помнить, что  бюджетный дефицит играет ключевую роль в механизме развития инфляционных процессов, разрушающих экономику страны, а также его ведущую роль в системе показателей экономической безопасности страны. Политика в области финансирования бюджетного дефицита должна основываться на использовании внутренних источников, что предполагает сокращение кредитования дефицита республиканского бюджета Национальным Банком, повышение эффективности рынка государственных ценных бумаг и совершенствование механизма управления внутренним долгом.

Выступая формой существования  объективных финансовых отношений и выполняя особую роль по удовлетворению общегосударственных потребностей, бюджет может рассматриваться как самостоятельная категория. Ее экономическая сущность состоит в том, что бюджет — это объективно функционирующие, специфические денежные отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями и населением, — бюджетные отношения.

Учет специфики бюджетных  отношений необходим при разработке оптимальной модели их построения и  определения направлений движения бюджетных потоков при реализации бюджетной политики в условиях перехода экономики в Республике Беларусь.

В процессе своего функционирования бюджетные отношения материализуются  в бюджетном фонде. Правомерно сказать, что бюджетный фонд выступает  лишь как материальная форма, а не сущностное выражение бюджета.

Соблюдение единого  методологического подхода к  терминологии не позволяет называть бюджет документом в виде «Росписи государственных доходов и расходов»  или «Сметы доходов и расходов государства», или «Баланса доходов и расходов». Правильней было бы назвать такой документ «бюджетным планом», в котором бюджет как система денежных отношений выражен количественно. Иначе говоря, составляется, рассматривается, утверждается и исполняется бюджетный план — основной финансовый документ страны, в котором отражается движение централизуемой части ВВП.

Бюджетный план является организационной формой воплощения бюджетных отношений и принимает  силу закона. В нем отражаются доходы государства, направления и пропорции  распределения решающей части централизованных финансовых ресурсов на конкретный финансовый период (год), размер дефицита бюджета, основные направления финансовой политики страны.

Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетного плана соответствуют этапам бюджетного процесса и регламентируются законодательством. Утвержденный бюджетный план принимает силу закона. В ходе его исполнения формируется бюджетный фонд.

Бюджетный план доминирует в общей системе финансовых планов, так как отражает часть финансовых ресурсов всех субъектов и звеньев хозяйства, регламентирует их финансовые взаимоотношения с государством. Это обусловливает необходимость прогнозирования платежей в бюджетный фонд и ассигнований из него в финансовых планах экономических агентов.

Устанавливаемые в бюджетном плане взаимоотношения по платежам и ассигнованиям обладают всеобщностью и охватывают, по сути, всю национальную экономику и основную массу финансовых ресурсов государства, оказывая активное воздействие на процесс их образования и использования. Несмотря на то, что бюджет перераспределяет не весь чистый доход, создаваемый экономическими субъектами, он воздействует на общие размеры накоплений, оказывая тем самым влияние на принятие субъектами хозяйствования решений, касающихся их текущей хозяйственной деятельности. В этом проявляется распределительная функция бюджета.

Вместе с тем, отражая  реальное движение бюджетных ресурсов и происходящие экономические процессы через систему показателей по доходам и расходам государства, бюджет объективно выполняет контрольную функцию, «предупреждая» о нежелательных тенденциях с целью своевременного корректирования бюджетной политики.

Бюджетные взаимоотношения  после утверждения бюджетного плана  как закона страны принимают форму  государственных обязательств. Поэтому предусмотренные в нем принципы формирования доходов, цели и объекты финансирования становятся выражением финансовой политики государства и являются обязательными для всех субъектов, вовлеченных в бюджетный процесс.

Существование бюджетных  отношений вне государства невозможно, поскольку их функционирование предопределено объективной необходимостью удовлетворения общественных потребностей посредством государства.

Однако этот факт не может  быть использован как аргумент для  причисления бюджетных отношений  к надстроечным. Бюджет лишь обусловлен наличием государства, но бюджетные отношения объективны, являются частью общей системы экономических отношений и должны рассматриваться в составе базиса, а не надстройки.

Главной целью совершенствования  бюджетной политики государства должно быть усиление ее стимулирующей функции для перехода экономики страны в постиндустриальную стадию развития в начале третьего тысячелетия.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

Список нормативных  источников:

 

  1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2006. – 48 с.
  2. Банковский кодекс Республики Беларусь, 25 октября 2000 г., № 441-З: в ред. Закона Республики Беларусь от 14.06.2010 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2011.
  3. Бюджетный кодекс Республики Беларусь, 16 июля 2008 г., № 412-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 15.10.2010 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2011.
  4. Об утверждении порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 29 июня 2000 г, № 359: в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 05.11.2010 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2011.
  5. Об утверждении Положения о паспорте бюджетной программы: Постановление  Совета Министров Респ. Беларусь, 24 мая 2007 г., № 668: в ред. Постановления Совета Министров Респ. Беларусь от 15.06.2009 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2011.
  6. О бюджетной классификации Республики Беларусь: Постановление Министерства финансов Респ. Беларусь, 31 декабря 2008 г., № 208: в ред. Постановления Министерства финансов Респ. Беларусь от 28.12.2010 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2011.
  7. О порядке взыскания денежных средств в бюджет, государственные внебюджетные фонды: Постановление Министерства финансов Респ. Беларусь, 29 июня 2001 г., № 73: в ред. Постановления Министерства финансов Респ. Беларусь от 10.02.2009 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2011.
  8. О порядке составления, рассмотрения и утверждения бюджетных смет получателей бюджетных средств, смет доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций: Постановление Министерства финансов Респ. Беларусь, 30 января 2009 г., № 8 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2011.
  9. Об утверждении Инструкции о порядке заполнения формы паспорта бюджетной программы и иных вопросах, связанных с применением постановления Совета Министров Республики Беларусь от 24 мая 2007 г. № 668: Постановление Министерства финансов Респ. Беларусь, 17 октября 2007 г., № 148: в ред. Постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 15.08.2009 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2011.
  10. Об утверждении Инструкции о порядке оплаты денежных обязательств получателей бюджетных средств: Постановление Министерства финансов Респ. Беларусь, 29 июня 2000 г, № 66: в ред. Постановления Министерства финансов Респ. Беларусь от 28.11.2008 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2011.
  11. Об утверждении Инструкции о порядке оплаты расходов по строительству и ремонтным работам за счет средств бюджета: Постановление Министерства финансов Республики Беларусь, 17 декабря 2001 г., № 120: в ред. Постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 28.11.2008 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2011.
  12. Об утверждении Положения о порядке исполнения местных бюджетов через территориальные органы государственного казначейства: Постановление Министерства финансов Респ. Беларусь, 06 июля 2000 г., № 72: в ред. Постановления Министерства финансов Респ. Беларусь от 29.09.2006 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2011.
  13. Об утверждении Инструкции о порядке исполнения местных бюджетов по доходам: Постановление Министерства финансов Респ. Беларусь и Правления Национального банка Респ. Беларусь, 23 декабря 2005 г., № 159/176: в ред. Постановления Министерства финансов Респ. Беларусь и Правления Национального банка Респ. Беларусь от 17.12.2008 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2011.
  14. Об утверждении Указаний о порядке финансирования органов государственного управления, учреждений, организаций, а также иных юридических лиц, получающих средства из республиканского бюджета через территориальные органы государственного казначейства: Приказ Министерства финансов Республики Беларусь, 30 ноября 1998 г., № 282 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2011.

 

Список литературных источников:

 

  1. Антонова, Н.Б. Государственное регулирование экономики / Н.Б. Антонова. – Минск: АУ ПРБ, 2007. – 362 с.
  2. Афанасьев, М.П. Основы бюджетной системы: Учеб. пособ. / М.П. Афанасьев. – М.: ГУ ВШЭ, 2008. – 243 с.
  3. Государственное и муниципальное управление - Уткин Э.А., Денисов А.Ф. – Электронный ресурс - http://exsolver.narod.ru/Books/Goveth/Utkin/ index.html
  4. Литвинова, Л.Н. Финансы и кредит: учебное пособие / Л.Н.Литвинова и др. - Минск: Мисанта, 2005. - 334 с.
  5. Сорокина, Т.В. Бюджетный процесс в Республике Беларусь / Т.В. Сорокина. - Минск: БГЭУ, 2000. - 298 с.
  6. Сорокина, Т.В. Государственный бюджет: Учебное пособие/ Т.В. Сорокина. – Минск: БГЭУ, 2003. – 289с.
  7. Сорокина, Т.В. Бюджет Беларуси: генезис и развитие / Т.В. Сорокина. – Минск: БГЭУ, 2006. – 234 с.
  8. Сорокина, Т.В. Бюджетный процесс в Республике Беларусь / Т.В. Сорокина. – Минск: БГЭУ, 2008. – 798 с.
  9. Тетерина, Л.М.. Государственный бюджет: учебно-методический комплекс для студентов специальности «Финансы и кредит» / Л.М. Тетерина. - Минск: Издательство МИУ, 2005. - 215 с
  10. Финансово-бюджетная политика государства / Под ред. А.С.Головачева, Н.Березиной. – Минск: Экоперспектива, 2009. – 132 с.
  11. Финансы, налоги и кредит. Учебник/ Общ. Ред. Емельянов А.П. – М.: РАГС, 2001 – 546 с.
  12. Финансы: Учеб.пособ. / Под ред. Проф. А.М.Ковалевой.-4-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2007.- 384с.
  13. Фисенко, М.К. Финансовая система Беларуси: учебное пособие / М.К. Фисенко. – Минск: Современная школа, 2008. – 184с.
  14. Шмарловская, Г.А. Бюджетно-налоговое регулирование / Г.А. Шмарловская. – Минск: БГЭУ, 2000. – 78с.
  15. Чернюк, А.А. Пособие «Бухгалтерский учет в бюджетных организациях» / А.А. Чернюк // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2011.
  16. Жук, А.А. Хуже, чем мы думаем / А.А. Жук // Белорусы и рынок. – 2009. - № 22. С. 10-11.
  17. Куликова, М.А. Гадалки под запретом / М.А. Куликова // Белорусы и рынок. – 2008. - № 25. С. 6-7.
  18. Свиридович, В.К. Устойчивость бюджета в финансовой стабилизации в Республике Беларусь / В.К. Свиридович // Банковский вестник. – 2007. - № 28. – С 2-5.
  19. Хотько, А.В. Об основном финансовом плане страны на 2009 год / А.В. Хотько // Экономика. Финансы. Управление. – 2008. - № 12. – С. 16.
  20. Чернюк, А.А. Бюджетная классификация Республики Беларусь и ее применение в бюджетных организациях / А.А. Чернюк // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2011.

Информация о работе Государственные и местные бюджеты