Государственные и местные бюджеты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 14:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является анализ законодательства, регулирующего формирование и исполнение республиканского и местного бюджета Республики Беларусь. В соответствии с указанной целью решались следующие задачи дипломной работы:
- изучить теоретические и нормативные основы регулирования государственного и местного бюджетов, бюджетно-правового статуса Республики Беларусь и бюджетного устройства Республики Беларусь;
- исследовать особенности формирования местных бюджетов, в том числе составление проектов местных бюджетов, порядок рассмотрения и утверждения местных бюджетов;
- рассмотреть порядок исполнения местных бюджетов, а именно органы, осуществляющие исполнение местных бюджетов, исполнение местных бюджетов по доходам и расходам, отчеты об исполнении местных бюджетов

Содержание

Введение
Глава 1 Государственные и местные бюджеты
1.1 Понятие, назначение и содержание государственного и
местного бюджетов
1.2 Бюджетно-правовой статус Республики Беларусь.
Особенности бюджетных прав местных советов
1.3 Бюджетное устройство Республики Беларусь. Бюджетная
система и принципы его построения.
1.4 Понятие и основные виды бюджетных дефицитов
Глава 2 Порядок формирования местных бюджетов
2.1. Составление проектов местных бюджетов
2.2. Порядок рассмотрения и утверждения местных бюджетов
Глава 3 Порядок исполнения местных бюджетов
3.1. Органы, осуществляющие исполнение местных бюджетов
3.2. Исполнение местных бюджетов по доходам и расходам
3.3. Отчеты об исполнении местных бюджетов
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 329.00 Кб (Скачать файл)

Налог - это обязательный платеж, который поступает к государству в бюджет в определенных законодательством размерах и в установленные сроки.

Кроме налогов в бюджет поступают сборы: за право торговли, за парковку автотранспорта, курортные  сборы, акцизные сборы, таможенные пошлины  и другие.

Развитие рыночных отношений  сопровождается децентрализацией системы  управления экономикой, разгосударствлением  собственности, частичной ее приватизацией, расширением прав местных Советов  народных депутатов и соответственно усилением роли региональных бюджетов. Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в финансовом обеспечении деятельности местных Советов. В современных условиях расширяются функции местных органов власти, которые в основном обеспечивают развитие местного хозяйства, благоустройство территорий и удовлетворение бытовых и социальных потребностей своих жителей. Для выполнения своих функций местные органы власти должны располагать соответствующей финансовой базой, которой и являются местные бюджеты. Их средства направляются на финансирование экономических, социальных, культурных и других программ и мероприятий местного и межрегионального значения. Местные Советы самостоятельно разрабатывают, утверждают и исполняют бюджеты соответствующих территорий в интересах населения. Через местные бюджеты реализуется государственная программа в области социального развития, что требует значительных материальных и финансовых ресурсов.

Доходы, зачисляемые в  местные бюджеты, распределяются между  областными, районными, городскими, сельскими  и поселковыми бюджетами в зависимости от территориального уровня местных Советов в соответствии с законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» и другими законодательными актами.

Финансовые ресурсы  местных бюджетов формируются за счет собственных (закрепленных) доходов и налогов; отчислений от общереспубликанских государственных налогов и доходов; дополнительных источников доходов, устанавливаемых самостоятельно местными Советами; дотаций, субсидий, субвенций из вышестоящих бюджетов.

Местные Советы не имеют права увеличивать нормативы отчислений в свои бюджеты от общереспубликанских налогов и доходов.

Минимальные размеры  местных бюджетов определяются на основе нормативов бюджетной обеспеченности на одного жителя, иных социальных нормативов.

Предполагалось устанавливать  нормативы бюджетной обеспеченности, исходя из экономической ситуации в  республике в целом и социально-экономического положения конкретных административно-территориальных  единиц. В связи с инфляционными  процессами, существенными различиями в уровне развития отдельных областей, районов нормативы бюджетной обеспеченности на практике не используются.

Средства местных бюджетов расходуются  в основном по следующим направлениям:

- капитальные вложения по объектам, относящимся к коммунальной собственности, экономические мероприятия по региональным и межрегиональным программам;

- региональные мероприятия по социальной защите населения;

- учреждения социально-культурной сферы местного подчинения;

- содержание местных органов государственной власти и государственного управления;

- содержание правоохранительных органов, находящихся в подчинении местных Советов народных депутатов;

- возврат ссуд, полученных из вышестоящих бюджетов;

- другие мероприятия и программы регионального и межрегионального значения [Жук, А.А. Хуже, чем мы думаем / А.А. Жук // Белорусы и рынок. – 2009. - № 22. С. 10-11.31, с. 10].

Как и республиканский бюджет, местные  бюджеты финансируют мероприятия  по социальной защите населения, но на региональном уровне.

Следовательно, республиканский и местные бюджеты, являясь самостоятельными звеньями бюджетной системы, взаимодействуя на различных уровнях, обеспечивают осуществление проводимой правительственной экономической и социальной политики в интересах государства и населения.

 

 

1.4. Понятие и основные виды бюджетных дефицитов

 

Одной из основных задач  бюджетной политики государства  является регулирование дефицита госбюджета.

Бюджетный дефицит - это  сумма, на которую ежегодные расходы  бюджета превосходят его доходы. Государственный долг - это сумма задолженности государств своим или иностранным физическим или юридическим лицам. В зависимости от этого различают внутренний и внешний государственный долг.

Бюджетный дефицит и  государственный долг тесно взаимосвязаны. Ежегодный дефицит может покрываться либо за счет роста государственного долга, либо путем эмиссии денег. Даже бездефицитный государственный бюджет не может свидетельствовать о здоровой экономике, если у государства большой долг. Поэтому к дефициту государственного бюджета следует подходить очень внимательно.

Различают следующие  виды бюджетных дефицитов:

Циклический дефицит  госбюджета – результат действия встроенных стабилизаторов.

Структурный дефицит  госбюджета – разность между расходами  и доходами бюджета в условиях полной занятости.

Операционный дефицит  госбюджета – общий дефицит госбюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию госдолга.

Первичный дефицит госбюджета – разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу.

Квазифискальный дефицит госбюджета – скрытый дефицит госбюджета, обусловленный, квазифискальной деятельностью государства.

Циклический дефицит (излишек) государственного бюджета является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики. «Встроенный» (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Создание эффективных систем прогрессивного налогообложения и страхования занятости является первоочередной задачей для переходных экономик, где объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствием адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов макроэкономического управления.

Структурный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом.

Оценки структурного дефицита используются, в основном, в индустриальных странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами правительства.

Операционный дефицит - общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.

Обслуживание задолженности (то есть выплата процентов по ней  и постепенное погашение основной суммы долга - его амортизация) является важной статьей государственных  расходов.

Первичный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между  величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.

Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит - существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.

Квазифискальные операции включают, например, следующие:

- финансирование государственными  предприятиями избыточной занятости в государственном секторе и выплата ими заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;

- накопление в коммерческих  банках, отделившихся на начальных  стадиях экономических реформ от Национального Банка, большого портфеля недействующих ссуд - т.н. «плохих долгов» (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти кредиты, в конце концов, выплачиваются, в основном, за счет льготных кредитов Национального банка;

- отдельные операции, связанные с государственным  долгом, а также финансирование  Национальным Банком убытков  от мероприятий по стабилизации  обменного курса валюты, беспроцентных  и льготных кредитов правительству (например, на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.); кредиты рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание «плохих долгов», а также рефинансирование Национальным Банком сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ правительства по льготным ставкам и т.д.) [Свиридович, В.К. Устойчивость бюджета в финансовой стабилизации в Республике Беларусь / В.К. Свиридович // Банковский вестник. – 2007. - № 28. – С 2-5.33, с. 4].

Существует три основных способа финансирования дефицита госбюджета:

- монетизация бюджетного дефицита;

- внешнее долговое  финансирование;

- внутреннее долговое  финансирование.

В переходных экономиках монетизация дефицита государственного бюджета обычно используется в тех  случаях, когда имеется значительный внешний долг, и это исключает льготное финансирование из иностранных источников, а возможности внутреннего долгового финансирования также практически исчерпаны, что часто является главной причиной высоких внутренних процентных ставок. Этот способ финансирования целесообразен, если официальные валютные резервы Национального банка истощены, в силу чего урегулирование платежного баланса остается первостепенной задачей, причем предполагается, что экономика выдержит высокую инфляцию.

В случае монетизации  дефицита (то есть внутреннего банковского финансирования) нередко возникает сеньораж - доход государства от печатания денег. Сеньораж является следствием превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.

В условиях повышения  уровня инфляции возникает так называемый «эффект Танзи» - сознательное затягивание  налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в государственный бюджет, что характерно для многих переходных экономик. Нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы для «откладывания» уплаты налогов, так как за время «затяжки» происходит обесценивание денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик. В итоге дефицит государственного бюджета и общая неустойчивость финансовой системы могут возрасти.

Монетизация дефицита государственного бюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляться в других формах - например, в виде расширения кредитов Центрального Банка государственным предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных платежей.

Альтернативные возможности  внешнего льготного финансирования бюджетного дефицита (например, получение безвозмездных субсидий из-за рубежа или льготных займов по низким ставкам с длительными сроками погашения) являются наиболее привлекательными, так как в этом случае дефицит не только не оказывает негативного воздействия на экономику, но и может оказаться весьма полезным, если такое финансирование связано с производительным использованием ресурсов.

Нередко, однако, возможности  льготного финансирования в переходных экономиках либо ограничены из-за значительной внешней задолженности, либо используются правительствами преимущественно в непроизводительных целях - на потребительские дотации, выплаты пенсий, увеличение государственного аппарата и т.д. Такие дополнительные бюджетные расходы не могут быть быстро сокращены в случае прекращения их внешнего субсидирования на фоне отсутствия гарантированных внутренних источников покрытия, что усиливает общее напряжение в бюджетно-налоговой сфере.

Внешнее финансирование бюджетного дефицита оказывается менее  инфляционным, чем его монетизация, так как предложение товаров на внутреннем рынке увеличивается в той мере, в какой внешние займы способствуют расширению импорта.

При этом, чем более  открытой является переходная экономика  и чем более жестким - ее валютный курс, тем в меньшей степени внешнее долговое финансирование окажется инфляционным, но тем сильнее будет его воздействие на платежный баланс.

Привлечение средств  из иностранных источников для финансирования бюджетного дефицита может оказаться  относительно привлекательным вариантом для переходных экономик в тех случаях, когда:

1. удается организовать концессионное финансирование;

2. на внутреннем рынке ощущается дефицит капитала при высокой внутренней норме прибыли;

3. торговый баланс относительно благополучен при наличии благоприятных перспектив расширения рынка;

4. первоначальные размеры внешнего долга незначительны;

5. первоочередной задачей макроэкономической политики является снижение вероятной инфляции [Свиридович, В.К. Устойчивость бюджета в финансовой стабилизации в Республике Беларусь / В.К. Свиридович // Банковский вестник. – 2007. - № 28. – С 2-5.33, с. 4].

Информация о работе Государственные и местные бюджеты