Шпаргалка по "Констітуціонному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 15:22, шпаргалка

Краткое описание

Понятие о констит.праве как отрасли права РБ
Констит. право рассм. в 3 аспектах: как отрасль права в системе национ. права; как наука, изучающая конституционно-правовые нормы и формирующиеся на их основе правоотношения и институты;как учебная дисциплина, которая базируется на достижениях и данных науки констит. права Термины «констит. право» и «гос.право» зачастую считаются синонимами. Круг, регулируемых соответствующей отраслью права, общественные отношения в странах, где употребляется тот или другой из указанных терминов примерно одинаков. общественных отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

шпоргалки к зачету.doc

— 272.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17. Принципы конституции -выраженные в конституциях конкретных государств основополагающие начала; определяют содержание общественных отношений, являющихся объектом конституционно-правового регулирования. К.п. могут относиться как к конституционному строю государства в целом ("Основы конституционного строя"), так и к его отдельным элементам.

1. Демократизм и полновластие  народа

2.Принцип законности

3.Равноправие и полновластие  граждан, гарантированность прав  и свобод

4. Принцип гуманизма

5. Государственное единство

6. Принцип разделение  власти

7. Идеологическое многообразие  и многопартийность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18. Юридические  свойства конституции

В качестве важн. юрид.свойства конституции выступает ее верховенство по отношению ко всем иным правовым актам. Данный принцип впервые нашел отражение в Конст. Р Б 1994г. Ни в одной из прежних Конст. СССР и БССР такого положения не содержалось. Статьей 137 Основного Закона Р Бь закреплено, что Конст. обладает высшей юридической силой. Это означает, что законы и иные правовые акты не должны противоречить Конст. Р Б, и что органы гос-ной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Консти.Р Б и законы. В случае расхождения закона с Конст. .действует Констит.. Важным юридич. свойством Конст. явл. и то, что она выступает в качестве основы формир. всего текущего законодательства. По этой причине Конст.нередко называют ядром правовой системы. Именно она опред. сам процесс правотворчества – устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, юридич. силу, порядок и процедуру принятия законов. Часто в самой конституции указывается, что для дальн. развития содержащихся в ней положений должны быть приняты соответствующие законы. В Конст. Р.Б.ссылка на закон имеется около ста раз..К юридическим свойствам конституции относится ее особая охрана. В этом задействована вся система гос. органов, осуществ. эту охрану в различных формах. Статья 99 Конституции РБ закрепляет, что Президент Беларуси является гарантом Конституции. В его присяге он обязуется соблюдать Конституцию Р Б. Важную роль в охране Конст. играет Конституционный Суд. Он рассматривает дела о соответствии Конст. Р Б, законов и других нормативных актов. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Конст.отличает и особый, усложненный порядок ее пересмотра и внесения поправок, который применительно к Конст.РБ будет изложен ниже. След.  юридич. свойством конст. является ее стабильность, устойчивость. Это означает, что положения конституции в сравнении с иными правовыми актами носят более устойчивый, постоянный характер и не подвержены частым изменениям под влиянием временных перемен в социально-экономической и политич. жизни гос-ва.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19. Порядок изменения и дополнения К. РБ

Статья 138. Вопрос об изменении  и дополнении Конституции рассматривается  палатами Парламента по инициативе Президента или не менее 150 тысяч граждан  Республики Беларусь, обладающих избирательным правом.

Статья 139. Закон об изменении  и дополнении Конституции может  быть принят после двух обсуждений и одобрений Парламентом с  промежутком не менее трех месяцев.Изменения  и дополнения Конституции Парламентом  не производятся в период чрезвычайного положения, а также в последние шесть месяцев полномочий Палаты представителей.

Статья 140. Конституция, законы о внесении в нее изменений  и дополнений, о введении в действие указанных законов, акты о толковании Конституции считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей от полного состава каждой из палат Парламента.Изменения и дополнения Конституции могут быть проведены через референдум. Решение об изменении и дополнении Конституции путем референдума считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования.

Разделы I, II, IV, VIII Конституции  могут быть изменены только путем  референдума.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20. Отличие конституции от обыкновенного закона

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21. Структура Конституции

Структура Конституции  Республики Беларусь представляет собой  систему конституционных норм и  имеет преамбулу (вступление), основную часть, заключительные и переходные положения. Конституционные нормы  включаются в разделы и главы. В преамбуле закрепляются основные принципы, на которых базируется Конституция. Указывается, что Конституция является Основным Законом Республики Беларусь. В основной части Конституции раскрываются: основы конституционного строя; права, свободы и обязанности человека и гражданина во взаимоотношениях системы «Личность, общество, государство»; вопросы избирательной системы и проведения референдума (народного голосования); статус и полномочия Главы государства, государственных органов — Парламента, Правительства, органов судебной власти; принципы осуществления местного управления и самоуправления; нормы, регламентирующие деятельность Прокуратуры и Комитета государственного контроля; финансово-кредитная система; вопросы действия Конституции и порядка ее изменения. В последнем разделе Конституции зафиксированы заключительные и переходные положения. Они позволили обеспечить переход к реализации норм о времени формирования общереспубликанских органов: Президент, Парламент, Правительство, а также приобретения ими полномочий и действия правовых актов до введения Конституции Республики Беларусь.Структура Конституции представляет собой систему группировки конституционных норм и последовательное их расположение. Конституционные нормы включаются в разделы и главы. Структура Конституции Республики Беларусь является стандартной: она имеет преамбулу, основную часть и заключительные переходные положения. В целом Конституция выглядит следующим образом: Преамбула Раздел 1-6 и 7 глав Конституции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22. Понятие основ конституционного сторя

Конституционный строй  – это форма или способ организации  государства, при котором обеспечено подчинение государства праву.

Признаки конституционного строя:

1) верховенство закона (права над государством)

2) разделение властей

3) приоритет общепризнанных  принципов и норм международного  права

4) эффективные механизмы  реализации и защиты прав человека

Анализируя вышеуказанные  признаки можно сделать вывод  о том, что признаки конституционного строя аналогичны признакам правового государства, следовательно термины конституционный строй и правовое государство тождественны. Наличие в государстве конституции не дает основания считать государство конституционным, необходимо, чтобы было обеспечено подчинение государства праву, а также реализация всех остальных признаков конституционного строя. Элементы конституционного строя основаны на элементах общественного строя, однако наполнены иным содержанием с учетом специфики конституционного строя.

Элементы конституционного строя:

1) политическая система

2) экономическая система

3) социальная структура  общества. В РБ взаимоотношения  между социальными национальными  общностями строятся на основе  равенства, взаимного доверия,  уважения прав и законных интересов,  а также с учетом других принципов и норм международного права.

4) Внешняя политика. Она  строится на основе приоритета  общепризнанных принципов и норм  международного права, а именно:

• равенства государств

• нерушимости границ

• неприменения силы, как  средства достижения государственной власти

• невмешательства во внутренние дела других государств и  т.д.

5) Защита государства.  Согласно ст.57 конституции защита  государства является обязанностью  и священным долгом гражданина  РБ, кроме конституции данный  элемент находит свое отражение в следующих НПА:

• Закон «об обороне»

• Закон «о всеобщей воинской обязанности и военной службе»

• Закон «о государственной  границе»

• Закон «о статусе  военнослужащего»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23. Конституционные характеристики РБ

Беларусь – унитарное, демократическое, социальное, правовое государство.

Это суверенное государство, носителем суверенитета выступает  народ. Символами Республики Беларусь как суверенного государства  являются ее Государственный флаг, Государственный герб и Государственный  гимн. Столица Республики – город  Минск.

Республика Беларусь ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а государство – нейтральным.

Человек объявлен высшей ценностью в условиях взаимной ответственности  государства и гражданина таким  образом, что государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности; гражданин ответственен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией.

В стране существует политическое многообразие, с условием запрета  создания и деятельности политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды.

Принцип разделения власти определяет осуществление государственной власти.

Конституция учреждает  принцип верховенства права.

Основой суверенитета и  пространственным пределом самоопределения  народа выступает территория. Территория Беларуси едина и неотчуждаема.

По форме государственного устройства Беларусь является унитарным государством, административными единицами которого выступают области, районы, города, иные административно-территориальные единицы.

Учреждены две формы  собственности: государственная и  частная.

Беларусь – светское государство.

Государственными языками  признаются белорусский и русский.

Цель Республики –  сделать свою территорию безъядерной  зоной, а государство – нейтральным  согласно ст. 18.

В стране гарантируется  социальное обеспечение (ст.47, 48).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24. Государственные символы РБ

Государственный флаг. Первоначально его стандарты были определены Законом от 19 сентября 1991 г. Он представлял собой полотнище, состоял с из трех горизонтально расположенных полос равной величины: верхней и нижней - белого, средней - красного цвета. На республиканском референдуме  в мае 1995 г. более половины граждан РБ, принявших  участие в голосовании, высказались за введение нового Гос-ного флага. Указом от 7 июня 1995 г. Президент утвердил Положение о государственном флаге Республики Беларусь, в соответствии с которым государственный флаг Р Б представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтально расположенных цветных полос: красной, занимающей 2/3 ширины флага, и зеленой, занимал 1/3 ширины флага. У древа вертикально расположен белор. национальный  орнамент красного цвета на белом поле, которое составляет 1/9 длины флага. Отношение ширины флага к его длине 1:2.Госн-ый герб. Во многих странах символы гос-ва, в том герб, сложились исторически, поэтому в конституциях о них не говориться. В Конституции Р Б о символах говорится в ст. 19 первоночально гос-ным гербом согласно Закону от 19 сен-i 1991 г. был признан герб «Погоня», представляющий собой изображение   расположенного на красном фоне всадника белого цвета, обратит в левую сторону, с поднятым мечом и щитом с крестом. На  основании майского (1995 г.) референдума, 7 июня 1995 г. был издан Указ президента, в соответствии с которым Гос. герб Р Б представляет собой зеленый контур Р Б золотых лучах солнца над земным шаром. Сверху контура находится  и конечная звезда красного цвета. Герб обрамляет венок из золотых кем, переплетенный зеленой лентой, на которой снизу сделана надпись золото «РБ». Гос-ный гимн. Он исполняется во время торжественных церемониях и иных мероприятий, проводимых государственными органами: при поднятии  Гос. флага Р.Б., после принятия  присяги Президентом, при открытии сессий парламента, при открытии сессии парламента, при открытии памятников, при вручении гос. наград Р Б,    при встречах и проводах глав государств и правительств зарубежных и при открытии и закрытии торжественных собраний.  . В результате проведенного в мае 1995 г. республик референдума решением большинства граждан Р Б, принимавших участие в голосовании, русский язык по своему статусу был приравнен к белорусскому. Такой же статус русского языка закреплен и в Конституции Р Б (ст. 17).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25. Понятие суверенитета государства

Суверенитет является неотъемлемой частью любого государства.

Развитие теории: Понятие было разработано в Средние века. В литературе отмечается, что классическое определение суверенитета было дано французским философом Ж. Баденом в его первой из 6 знаменитых книг о политическом сообществе (1576г.):Суверенитет - всеобщая абсолютная и постоянная власть над гражданином и подданным в политическом сообществе (Ж. Баден). Единого подхода по вопросам сущности, соотношения видов суверенитета нет. Суверенитет— (франц.) «верховенство», «независимость», «самостоятельность».В гос-ве не может быть несколько суверенитетов, он 1 и неделим, а выделение видов лишь условно.  Первичен суверенитет народа, т.к. во всех Конституциях есть положение, что народ является источником государственной власти. Сам по себе он реализоваться не может. Это возможно только в условиях наличия государства, государственных органов, законодательства. Нация—часть народа, проживающего в государстве. В Советской Конституции было право на самоопределение нации вплоть до определения и образования самостоятельности гос-ва.  В самостоятельном государстве каждая нация станет заявлять желание отделится от этого гос-ва и определить свое гос-во. В итоге идея суверенной нации станет оружием к средству распада государства. В современных Конституциях есть положение, закрепляющее, что территория данного государства едина и неделима. Государственно-правовые признаки РБ, как суверенного гос-ва. Гарантии суверенитета РБ. Суверенитет РБ впервые был закреплен в Декларации Верховного Совета 27 июля 1990г. 25 августа 1991г. был выдан закон «О предании статуса конституционного закона Декларации о государственном суверенитете», который просуществовал до 15 марта 1994г.. Эта Декларация не отменена, но ее положения практически полностью перекочевали в Конституцию. Признаки суверенитета РБ проявляются в: Верховенстве, единстве и независимости государственной власти. Верховенство власти проявляется в том, что она принадлежит народу. Единство проявляется в наличии системы органов, составляющих в совокупности единую гос-ную власть. Независимость проявляется в том, государственная власть самостоятельно реализует свою внутреннюю и внешнюю политику. Наличии своей территории . Наличии собственных вооруженных сил.

Наличие своего гражданства. Наличии собственной денежной и финансово-кредитной системы. Самостоятельности в вопросах науки, культуры и других сфер. Наличии государственной символики (гимн, герб, флаг).

 

 

 

Информация о работе Шпаргалка по "Констітуціонному праву"