Шпаргалка по "Констітуціонному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 15:22, шпаргалка

Краткое описание

Понятие о констит.праве как отрасли права РБ
Констит. право рассм. в 3 аспектах: как отрасль права в системе национ. права; как наука, изучающая конституционно-правовые нормы и формирующиеся на их основе правоотношения и институты;как учебная дисциплина, которая базируется на достижениях и данных науки констит. права Термины «констит. право» и «гос.право» зачастую считаются синонимами. Круг, регулируемых соответствующей отраслью права, общественные отношения в странах, где употребляется тот или другой из указанных терминов примерно одинаков. общественных отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

шпоргалки к зачету.doc

— 272.00 Кб (Скачать файл)

Система демократических  институтов, отражающих связи избранных  лиц с избирателями.

Система демократических  форм работы, применяемых внутри самих представительных органов.

Гос. власть, игнорирующая народную власть, является незаконной и нелегитимной.

 

 

 

 

 

33. Форма правления  в Республике Беларусь

РБ— унитарное государство, форма правления — президентская  республика. Президенту Республики Беларусь делегированы законодательные полномочия на издание декретов и указов, имеющих  силу закона.

Существует двухпалатный парламент — Национальное собрание Республики Беларусь, состоящее из Палаты представителей и Совета Республики. В Палате представителей 110 депутатов. Депутаты избираются по мажоритарной системе прямым всеобщим голосованием. Совет Республики избирается местными Советами — от каждой области и города Минска избираются по 8 членов Совета Республики. 8 членов Совета назначаются президентом — всего 64 человека. Срок полномочий Национального собрания — 4 года. Административное деление

Основная статья: Администр деление Белоруссии. Р Б — унитарная республика, административная единица — область. Р Б делится на 6 областей, области делятся на районы и города областного подчинения. Общее число районов во всех областях составляет 118, а городов областного подчинения — 12. Город Минск является самостоятельной администр.единицей, которая не входит ни в одну область. Названия государства происходят от словосочетания Белая Русь , впервые упоминающегося в источниках середины XIII века. Белоруссия включает в свой состав такие исторические области, как Литва, Чёрная Русь, Полесье, Полоцкая земля, Витебская земля, Смоленская земля и Северщина. Особенность определения формы правления в Республике Беларусь видится в другом - именно в Беларуси четко выделилось два среза данного явления: политический и юридический. В политич. смысле Р. Бе., бесспорно, следует рассматр. как президентскую республику. Рассматривая закрепленные Конституцией правовой статус и компетенцию Президента Р.Бе., можно однозначно прийти к этому выводу. Статья 79 Конст. Р Б. определяет Президента как Главу гос-ва, гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина, который олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет страну в международной сфере, принимает меры по охране суверенитета Р..Б, ее нац. безопасности и территор. целостности, обеспечивает политич. и экономич. стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между ними. Юридич. смысле Р. Б следует определять как смешанную республику. Рассматривая форму правления в Р Б в ее формально-юридическом аспекте, необходимо исходить из сложившихся в науке констит. права критериев классификации форм правления. К таким критериям традиционно относятся порядок избрания Президента, его место среди ветвей власти, статус и способ формирования правительства, наличие либо отсутствие ответственности правительства перед парламентом, наличие либо отсутствие у главы государства права досрочного роспуска парламента и некоторые другие. Анализ формы правления в Бел., исходя из названных юридич.критериев, не позволяет определить ее как президентскую республику. Так, Президент Р.Б не входит ни в одну из ветвей власти, ему посвящена отдельная глава в Конституции. В то же время в классической президентской республике президент одновременно является главой исполнительной власти. В Бел. существует Правительство как самостоятельный орган власти, которому также посвящена отдельная глава Основного Закона. Согласно части второй статьи 106 Конст. Р Б Правительство подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом. В президентской республике правительство, как отдельный коллегиальный орган, отсутствует, при президенте существует кабинет, где министры имеют только совещательный голос.

 

34. Конституционно-правовой  статус политических партий

Прообразы политических партий существовали в Древней Греции и Риме. А в современном понимании  партии появились в период разложения буржуазных отношений. Существует 2 подхода по вопросам сущности партий: западный (буржуазный): предназначение партий видится в том, что их основная задача—приход к власти и ее удержание социалистический: партия—классовая организация и о завоевании власти речи не ведут.  В законодательстве дается определение «политической партии», ее роль, место, закрепляется порядок создания и устранения партий, финансирования, устанавливаются взаимоотношения партий и государства Виды партийных систем: Государство с многопартийной системой (идеальный вариант): при этом нет доминирующей партии, следовательно, они примерно одинаковы по влиянию, численности и т.д. Двухпартийная: не значит, что только 2 партии, но 2 из них наиболее сильные, многочисленные и попеременно сменяют друг друга (США, Великобритания).Однопартийная,  Нет парий: население не представляет, что такое партия, т.е. очень низкий уровень развития государства (ОАЭ, Саудовская Аравия).В РБ существует закон «О политических партиях» от 05.10.1994 г. Он регулирует права граждан на объединения, вопросы организации и деятельности партий РБ. Сейчас у нас зарегистрировано 18 партий (среди них либерально-демократическая, экологическая, труда, коммунистическая, женская и т.д.).Политическая партия — независимое, образованное на основах индивидуального добровольного членства, объединение граждан, действующее в рамках Конституции и законов РБ, содействующее выявлению и выражению политической воли граждан и участвующее в выборах. На территории РБ не могут создаваться политические партии других государств и иностранные граждане не могут состоять в наших партиях. Порядок создания партий: Учредителями могут быть граждане РБ, достигшие 18 лет, обладающие избирательным правом, не ограниченные судом в дееспособности и не находящиеся в местах лишения свободы. Необходимое количество—не менее 1 тыс. учредителей из большинства областей и г. Минска. Партии строятся по территориальному признаку, У партий есть свое название, символика, программа, устав.Членами партии не могут быть: работники МВД, КГБ, МЧС. Военнослужащие. Президент РБ. члены ЦИК на период своих полномочий приостанавливают членство в партии.

 Партии не могут  выбрать себе название, которое  уже имеется или название партии, которая ранее была ликвидирована.Реестр  партий ведет Министерство юстиции. Партии могут быть ликвидированы: По решению своих высших органов, По решению Верховного Суда (представление о ликвидации партии в Верховный Суд могут вноситься Министерством юстиции или Республиканской Прокуратурой).Партии имеют право: Образовывать и распространять свои печатные издания. Пользоваться государственными СМИ. Распространять информацию о себе, свои идеи, лозунги. Проводить митинги. Участвовать в выборах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

35. Конституционно-правовой  статус общественных объединений

Общественные объединения  бывают: Республиканские общественные объединения, деятельность которых распространяется на территорию всей республики. Международные общественное объединение, деятельность которого распространяется на территорию РБ и территорию 1 или нескольких иностранных государств, и которое имеет там организационные структуры. Местные общественное объединение, деятельность которого распространяется на территорию 1 или нескольких административно-территориальных единиц.Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией граждан права на объединения и вопросы организации их деятельности, реализуются законом «Об общественных объединениях» от 4 октября 1994г. с последующими изменениями и дополнениями.

Основные признаки общественных объединений: негосударственность, неприбыльность, добровольность объединения

Правовое положение  общественных объединений:В законе (ст.1) дается определение: Общественное объединение —добровольное формирования граждан, которое они образовали на основе общности интересов для совместной реализации гражданских, экономических, социальных и культурных прав. Иностранные граждане могут вступать в объединения, если это предусмотрено уставом. Не допускается вмешательство организации в государственную деятельность и наоборот.Порядок создания: Общественные объединения создаются по инициативе граждан, достигших 18 лет, А молодежные и детские могут создаваться гражданами 16 лет. Общественные объединения имеют свой устав (содержание аналогично уставу политической партии). Законодательство предъявляет требования к названию и символике. Нельзя: использовать название уже имеющегося объединения, использовать слова «национальный», «народный», «РБ», «Беларусь», использовать государственную символику или символику других государствВсе общественные объединения регистрируются в Министерстве юстиции, которое ведет специальный реестр. На местах реестры ведут исполкомы. Общественным объединениям могут быть вынесены Министерством юстиции письменные предупреждения (они могут быть обжалованы в суде).Общественные объединения могут быть ликвидированы по решению: своих высших органов, СудаЛиквидация международного общественного объединения производится Верховным Судом по представлению Министерства юстиции. Местных—по решению Областного (Минского городского Суда) Суда по представлению Управления юстиции соответствующих Исполкомов. Особенности общественных объединений:

Не ставят целью получение  власти. Материальная база—членские взносы, добровольные пожертвования, доход от проводимых культурно-массовых мероприятий (могут быть ликвидированы за однократное нарушение законодательства о массовых мероприятиях).

Деятельность Профсоюзов регулируется законом от 22 апреля 1992г. с последующими изменениями и  дополнениями. Основная задача Профсоюза  — защита прав, свобод, законных интересов  работников наемного труда.

Указом Президента от 30 июля 2003 г. установлено, что в РБ могут создаваться республиканские  государственно-общественные объединения. До принятия закона эти объединения  строят свою деятельность  в соответствии с законом «Об общественных объединениях».

 

 

 

36.Конституционно-правовой  статус религиозных организаций

Религия оказывает воздействие  на сознание граждан, и христианские церкви, как правило, не участвуют  в государственной жизни.

В РБ правоотношения в  области прав граждан на свободу  совести и вероисповедания, а также правовые основы деятельности религиозных организаций реализуются Конституцией (ст.16) и специальным законом «О свободе совести и религиозных организаций» от 1992 г. в редакции закона 2002 г. 

На 01.01.2004 г. в РБ насчитывается: 43 религиозных объединения 37 религиозных миссий 29 монастырей 18 братств 9 религиозных сестричеств 13 духовных учебных заведений 149 религиозных организаций 2763 религиозные общины 2030 культовых зданий

Религиозные организации  регистрируются в Государственном комитете по делам религии, который действует при  Совете Министров.

Религиозная община—объединенная в пределах одной или нескольких населенных пунктов группа граждан, являющихся приверженцами единого вероисповедания, для совместного исповедания веры и удовлетворения религиозных потребностей.

Они образовываются при  наличии не менее 10 религиозных общин  единого вероисповедания, из которых  хотя бы одно осуществляет свою деятельность не менее 20 лет.  Республиканское религиозное объединение—объединение, образованное из религиозных общин, действующих в большинстве областей РБ.  Религиозные объединения, монастыри, монашеские общины, религиозные братства, сестричества регистрируются Государственным комитетом по делам религии при Совете Министров. В случае нарушения законодательства РБ, регистрирующий орган вправе вынести письменное предупреждение, а в случае повторного нарушения в течение года орган вправе обратиться в Суд с предложением о ликвидации этой религиозной организации. Таким образом, она может быть ликвидирована:По решению Суда.

При совершении деятельности с нарушением прав, свобод, интересов граждан.

Если деятельность направлена против суверенитета РБ, на нарушение ее конституционного строя. По решению ее учредителей.

Религиозные обряды, ритуалы  проводятся в специальных зданиях и по месту жительства граждан при условии соблюдения общественного порядка. Их можно проводить в учреждениях Министерства здравоохранения, местах лишения свободы, но в специально отведенных для этого местах.  Религиозные организации вправе приобретать, распространять религиозную литературу. Ввозить в РБ ее и другие печатные, аудио, видеоматериалы разрешается после проведения государственной религиоведческой экспертизы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

37. Роль и  место трудовых коллективов   в управлении делами гос-ва.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

38. Понятие  об экономических отношениях  и их конституционные принципы  в РБ

Экономические отношения (экономическая система) -- строй экономической жизни страны, который определяется существующими формами собственности, принципами распределения общественного продукта, целями общественного производства и основания управления экономикой страны.

В настоящее время  в соответствии с Конституцией существует 2 вида собственности:

государственная  и частная

Права собственника: распоряжаться пользоваться владеть

1789 г.— Декларация  прав человека и гражданина, где  провозглашено, что собственность  является священной и неприкосновенной.

В современной Конституции  говорят о таких положениях, что  собственность должна использоваться не только для интересов, но и во благо всего государства. Советское законодательство, Конституция 1977г. и уголовное законодательство не одинаково оценивают статус государственной собственности и личной собственности. За рубежом имеет широкое распространение публичная собственность, которая может принадлежать и государству, и обществу, и коллективам, и гражданам.

В РБ установлен единый для  всех субъектов порядок начала хозяйственной  деятельности, а именно регистрационный: вмешательство органов государственной власти в деятельность субъектов хозяйствования запрещается, кроме случаев оговоренных законом. В нашем законодательстве закреплен перечень объектов, которые не подлежат разгосударствлению и приватизации, даже на Конституционном уровне (ст. 13) у нас закреплен ряд природных объектов, которые находятся в собственности государства (недра, воды, леса). Можно выделить принципы, характеризующие экономическую систему РБ: государство обеспечивает всем равные возможности для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, государство гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности, государство участвует в регулировании экономической деятельности в интересах человека и общества, наличие наряду с государственной частной собственности. Современная экономическая стратегия РБ определена курсом на приватизацию и разгосударствление, интенсивное использование имеющихся природных ресурсов, ведение народного хозяйства на основе передовых технологий и развитие рыночных отношений. Рыночная экономика основывается на принципе личной свободы. Его суть заключается в свободе: потребителя выбирать из многих конкурирующих продуктов и видов услуг, производителя открыть или расширить свое дело, взять на себя риск и получить вознаграждение в случае успеха, работника выбирать себе карьеру или переходить от одного работодателя к другому

Информация о работе Шпаргалка по "Констітуціонному праву"