Шпаргалка по "Констітуціонному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 15:22, шпаргалка

Краткое описание

Понятие о констит.праве как отрасли права РБ
Констит. право рассм. в 3 аспектах: как отрасль права в системе национ. права; как наука, изучающая конституционно-правовые нормы и формирующиеся на их основе правоотношения и институты;как учебная дисциплина, которая базируется на достижениях и данных науки констит. права Термины «констит. право» и «гос.право» зачастую считаются синонимами. Круг, регулируемых соответствующей отраслью права, общественные отношения в странах, где употребляется тот или другой из указанных терминов примерно одинаков. общественных отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

шпоргалки к зачету.doc

— 272.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26. Виды суверенитета

Суверенитет является неотъемлемой частью любого государства.

Суверенитет— (франц.) «верховенство», «независимость», «самостоятельность».В гос-ве не может быть несколько суверенитетов, он 1 и неделим, а выделение видов лишь условно. Первичен суверенитет народа, т.к. во всех Конституциях есть положение, что народ является источником государственной власти. Сам по себе он реализоваться не может. Это возможно только в условиях наличия государства, государственных органов, законодательства. Различают несколько видов С.: 1) С. государственный (независимость государства во внешней сфере и верховенство государственной власти внутри страны); С. является атрибутом государства; уважение С. – основополагающий принцип международного права, закрепленный в Уставе ООН; 2) С. национальный – полновластие нации, ее политическая свобода, обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, включая способность политически самоопределяться вплоть до отделения и образования самостоятельного государства; 3) С. народный (этот принцип впервые нашел юридическое закрепление во французской Декларации прав и свобод человека и гражданина (1789) – полновластие народа, т.е. обладание народом социально-экономическими и политическими средствами для реального участия в управлении делами общества и государства. При всей своей значимости принцип С. не рассматривается ныне как неограниченный и абсолютный, а находится в определенных отношениях с другими основополагающими, общепризнанными принципами международного и конституционного права. В сфере внутренних отношений он не должен вступать в противоречие с правами человека и гражданина в том виде, как они провозглашены международным правом и конституционно закреплены. Во внешних отношениях С. ограничен рядом общепризнанных принципов международного права, как, напр., запретом развязывания войны, обязательствами, взятыми на себя государством как членом международных, региональных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27. Декларация  о государственном суверенитете  от 27 июля 1990 года.

Декларация о государственном  суверенитете провозгласила «полный  государственный суверенитет Р  Б как верховенство, самостоятельность и полноту гос-ной власти республики в границах ее территории, правомочность ее законов, независимость республики во внешних отношениях».25 августа 1991 года Декларация о гос-ном суверенитете получила статус конституционного закона, на основании которого были внесены изменения и дополнения в Конституцию 1978 года. Новая Конституция Р-Б- была принята 15 марта 1994 года. После референдума 1996 года День независимости начали отмечать в День освобождения Минска от немецко-фашистских захватчиков 3 июля. 
Статья 1 Р Б – суверенное гос-во, утвердившееся на основе осуществления белорусской нацией ее неотъемлемого права на самоопределение, государственности белорусского языка, верховенства народа в определении своей судьбы. Неотъемлемые права Р Б как суверенного гос-ва реализуются в соответствии с общепризнанными нормами международного права. Р Б охраняет и защищает национальную государственность белорусского народа.Р Б имеет свой герб, флаг и гимн.Любые насильственные действия против национальной гос-ности Р Б со стороны политических партий, общественных объединений или лиц преследуются по закону. Статья 2 Граждане РБ всех ациональностей составляют белорусский народ, являющийся носителем суверенитета и единственным источником гос-ной власти в республике. Его полновластие реализуется непосредственно и через представительные органы гос-ной власти. Право выступать от имени всего народа республики принадлежит исключительно Верховному Совету РБ Статья 3 Гос-ный суверенитет Р Б утверждается во имя высшей цели – свободного развития и благополучия, достойной жизни каждого гражданина республики на основе обеспечения прав личности в соответствии с Конституцией Р Б и ее международными обязательствами.Статья 4 Гражданство Р Б является неотъемлемой частью ее суверенитета. Республика охраняет честь, здоровье, права и законные интересы своих граждан, обеспечивает их социальную защищенность. Они находятся под ее защитой, пребывая за пределами РБ. Республика принимает в гражданство и решает вопросы о выходе из гражданства. Статья 5Земля, ее недра, другие природные ресурсы на территории РБ, воздушное пространство являются собственностью белорусского народа, которому принадлежат исключительные права по их владению, пользованию и распоряжению.Р Б образует Нац. банк, подчиненный Верх. Совету республики, создает свою финансово-кредитную систему; подтверждает права собств. на специализир.банки, нах. на ее терр. на момент принятия этой Декларации, организует собственные налоговую и таможенную службы, имеет право на создание собственной денежной системы. Статья 6 Терр.Р. Б явл. неделимой и неприкосновенной и не может быть изменена или использована без согласия Р Б. Все вопросы о границах решаются только на основе взаимного согласия между Р Би смежными суверенными государствами путем заключения соответствующих договоров, которые подлежат ратификации Верховным Советом РБ. Статья 7На тер. РБ устанавливается верховенство Конституции РБ и законов РБ.Все граждане и лица без гражданства, государственные органы, предприятия, учреждения и организации, находящиеся или действующие на тер. Р Б, обязаны исполнять законодательство РБ.  

 

 

 

28.Гарантии суверенитета.

Суверенитет— «верховенство», «независимость», «самостоятельность». Различают несколько видов С.: 1) С. государственный (независимость государства во внешней сфере и верховенство государственной власти внутри страны); С. является атрибутом государства; уважение С. – основополагающий принцип международного права, закрепленный в Уставе ООН; 2) С. национальный – полновластие нации, ее политическая свобода, обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, включая способность политически самоопределяться вплоть до отделения и образования самостоятельного государства; 3) С. народный (этот принцип впервые нашел юридическое закрепление во французской Декларации прав и свобод человека и гражданина (1789) – полновластие народа, т.е. обладание народом социально-экономическими и политическими средствами для реального участия в управлении делами общества и государства. При всей своей значимости принцип С. не рассматривается ныне как неограниченный и абсолютный, а находится в определенных отношениях с другими основополагающими, общепризнанными принципами международного и конституционного права.

Гарантии суверинитета В гос-ве не может быть несколько  суверенитетов, он 1 и неделим, а выделение  видов лишь условно. Первичен суверенитет  народа, т.к. во всех Конституциях есть положение, что народ является источником государственной власти. Сам по себе он реализоваться не может.

Под этим понимаются материальные, организационные и правовые условия,  делающие реальностью независимость  гос-ва. Суверенитет является неотъемлемой частью любого гос-ва. Это возможно только в условиях наличия государства, гос-ных органов, законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29. Содружество  независимых государств

РБ является субъектом Содружества Независимых Гос-в. Правовой базой для создания СНГ явилось Соглашение "О создании Содружества Независимых Государств", подписанное 8 декабря 1991 г. руководителями Беларуси, России, Украины. В этот же день, 10 декабря 1991 года, был денонсирован Договор 1922 года об образовании Союза Советских Социалистических Республик. Целями СНГ, является развитие равноправного и взаимовыгодного сотрудничества своих народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях, содействие широкому информационному обмену, добросовестно и неукоснительно соблюдать взаимные обязательства. Гос-ва — члены Содружества взяли на себя обязательство сотрудничать в обеспечении международного мира и безопасности, осуществлении эффективных мер сокращения вооружений и военных расходов. Они стремятся к ликвидации всех ядерных вооружений, всеобщему и полному разоружению под строгим международным контролем. РБ действует в рамках СНГ как равноправный его член. Она сохраняет гос-ный суверенитет, территориальную целостность, независимость, свою конституцию, национальные (государственные) символы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30.Союз  Беларуси и России

2 апреля 1997 г.  в Москве был заключен Договор  о Союзе Б. и Р., а также  подписан Устав Союза Б. и  Р.. В соответствии с договором  два государства решили на добровольной основе образовать Сообщество Б и Р в целях объединения материального и интеллектуального потенциалов своих государств для подъема экономики, создания равных условий повышения уровня жизни народов и духовного развития личности. Сообщество основано на принципах суверенитета и равенства Сторон, демократии и уважения прав человека, общепринятых принципов и норм международного права.В соответствии со ст. 8 стороны обеспечивают равные права граждан Сообщества при получении образования, трудоустройстве, оплате труда, предоставлении других социальных гарантий; вводят единые стандарты социальной защиты; обеспечивают равное право физич. лиц на приобретение имущ. собственность, владение, пользование и распоряжение им на своих терр.; выравнивают условия пенсионного обеспечения уровни пособий и льгот ветеранам войны и труда, инвалидам и малообеспеченным семьям; унифицируют нормы в области охраны труда, социального страхования, производственной и социальной гигиены; создают общую информац. базу по вопросам занятости насе. и наличия трудовых вакансий. Высшим органом Сообщества является Высший Совет, в который входят главы государств и правительств, руководители парламентов Сторон, а также Председатель Исполнит. Комитета.Высший Совет в пределах полномочий Сообщества рассм. и решает важнейши. вопросы развития Сообщества, контролирует и направляет деятельность его органов по исполнению принятых решений. Высший Совет определяет местонахождение органов Сообщества. Высший Совет избирает Председателя на ротационной основе сроком на два года. Решения Высшего Совета принимаются на основе единогласия, при котором каждая из Сторон имеет один голос. Председатель Исполн. Комитета имеет совещательный голос. Высший Совет утверждает свой устав. Договор о Союзе явился свидетельством дальнейшего углубления двусторонних связей .Сообщество Б. и Р. было преобразовано в Союз с наделением его полномочиями согласно Уставу Союза. При этом каждое гос-во — участник Союза сохранило гос-ный суверенитет, независимость и территор. целостность, Конституцию, гос. флаг, герб и другие атрибуты гос-ности. В соотв. с Уставом установлено гражданство Союза: каждый гражданин РБ и каждый гражданин Р Ф является одновременно гражданином Союза. Граждане Б. и Р. пользуются равными гражданскими правами и свободами, как это предусмотрено законодательствами Договаривающихся Сторон Договаривающиеся Стороны обеспечивают доступность и равные права граждан в получении среднего, среднего специального, высшего и послевузовского профессионального образования. Абитуриенты поступают в учебные заведения на основе действующих правил приема. Граждане Б и Р имеют равные права в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда и других вопросах трудовых отношений. Трудовая деятельность регулируется на основе трудового договора (контракта) в соответствии с законодательством о труде. Договаривающиеся Стороны обеспечивают взаимное признание трудового стажа, включая стаж, исчисляемый в льготном порядке, и стаж работы по специальности, приобретенный в связи с трудовой деятельностью граждан.

 

 

 

 

 

 

31. Политическая  система общества, ее принципы  и особенности

Политическая система  состоит из множества компонентов. Важн. из них являются социальные институты и социальные нормы, которые, как правило, связаны с осуществлением политической власти. Прежде всего, это гос-во, политич-партии, обществен. организации и движения. Однако ряд авторов подходят к определению рамок политической системы более широко. В число ее компонентов включаются политич. отнош.и их субъекты, политич. и правовые нормы, политическое сознание и культура. В зарубежной литературе в качестве таковых рассм. также граждане, социальные общности и группы, институты власти, конституционно-правовые принципы, социально-политические ценности, традиции и даже территория страны. Комплекс политических институтов принято называть институциональной подсистемой    ; социальные, политические и правовые нормы – нормативной подсистемой. Институциональный подход к пониманию границ и сущности политсистемы исходит из того, что властные отношения реализуются прежде всего через политические институты. Главным из них является государство. Это обусловливается, во-первых, его правом на применение (вплоть до физического) принуждения, осуществляемое специальными государственными органами. И, во-вторых, обязательностью его велений для всех граждан. Гос-во выступает в качестве основного компонента политической системы общества. Политич. партии (в том числе и правящие) участвуют в осуществлении политической власти опосредованно, т.е. через гос.институты. Но главная цель партий – достижение политической власти, овладение государственными органами для решения представляемых ими интересов социальных сил. Правящие партии участвуют в разработке политического курса страны, формировании руководящих органов. Как правило, они выдвигают из своей среды и лидера государства. Политич. роль общественных организаций и движений. – оказание влияния на избирательные процессы, давление на государственные органы с целью достижения тех или иных индивидуальных, групповых или общественных целей. Политич., правовые и социальные нормы являются регулятивными элементами политсистемы. Она призвана упорядочивать отношения между субъектами (как первичными, так и вторичными) политики. Политическая норма – это правила, принципы, которыми субъекты руководствуются в своей деятельности. Они могут быть формальные и неформальные, универсальные и частные, явные и латентные, вербальные и письменные и др. Зафиксированные в установленном порядке политические нормы становятся и правовыми. Соц. нормы представляют собой исторически сложившиеся формы отношений людей, на основе которых решаются социальные проблемы общества. В качестве компонента или подсистемы общества в целом, политическая система выполняет по отношению к нему определенные функции. Как правило, они не постоянны, а видоизменяются в зависимости от общественно-политической ситуации. Важн. функциями являются интеграционная, целеполагающая, организаторская, регулятивная и артикуляции .интересов различных соц. субъектов.Интеграционная состоит в объединении всех элементов социальной структуры для достижения основополагающих целей. Эту функцию принято считать основной, так как она объединяет различные элементы общества в единое целое. Целеполагающая функция выражается в определении целей и задач развития общества. Она обеспечивает его устойчивость и динамичное развитие. Организаторская позволяет мобилизовать материальные и духовные ресурсы для реализации стоящих перед обществом задач и целей. Основную роль в реализации данной функции несут государственные институты.

 

32. Формы народовластия в стране

Народовластие—принадлежность всей полноты власти народу. 

Власть осуществляется:

Народом в целом

Частью народа, проживающей  на соответствующей территории

Избранные народом представители

Сформированными народом  органами и производными от последних  органами

Полновластие народа означает, что власть принадлежит только народу, она (власть) обращена ко всему обществу; народ управляет всеми государственными и общественными делами; народ свободно выражает свою волю, а органы государственной власти придают ей обязательный характер.

Формы власти: Власть осуществляется в форме государственной власти (власть осуществляется непосредственно народом или соответствующими органами)

      Общественная (объединения отдельные группы граждан, общественных и религиозных организ. Смешанная (общественно-государственная) (наблюдается в деятельности местных органов власти   — форма организации власти для совместного решения местных вопросов) Непосредственная (прямая) демократия—совокупность форм, средств непосредственной непосредственного осуществления народом принадлежащей ему власти.

Высшей формой непосредственной демократии является референдум, выборы.

Институты непосредственной демократии делятся на:

Императивного характера (принимаемые народом решения  являются окончательными и обязательными). Консультативного характера (выявленная с их помощью воля народа отражается на решениях соответствующего органа, но несмотря на то, что орган формирует окончательный текст, он может проигнорировать волю народа). Под представительной демократией понимается право народа выдвигать своих представителей для управления государством, т.е. для принятия решений, выражающих волю нарда в целом или населения соответствующей территории.

Концепция народного  представительства включает принципы:

Народное представительство  учреждается Конституцией.

Народ, являясь носителем  суверенитета, уполномочивает Парламент  от его имени осуществлять законодательную власть.

Народ избирает в Парламент  для осуществления законодательной  власти своих представителей.

Депутат Парламента является представителем всей нации, а не тех, кто его избрал, т.е. имеет свободный  мандат (в РБон императивный).

Представительная демократия включает составные части:

Система избираемых представительных органов, т.е. от Парламента до местных  Советов.

Информация о работе Шпаргалка по "Констітуціонному праву"