Шпаргалка по "Констітуціонному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 15:22, шпаргалка

Краткое описание

Понятие о констит.праве как отрасли права РБ
Констит. право рассм. в 3 аспектах: как отрасль права в системе национ. права; как наука, изучающая конституционно-правовые нормы и формирующиеся на их основе правоотношения и институты;как учебная дисциплина, которая базируется на достижениях и данных науки констит. права Термины «констит. право» и «гос.право» зачастую считаются синонимами. Круг, регулируемых соответствующей отраслью права, общественные отношения в странах, где употребляется тот или другой из указанных терминов примерно одинаков. общественных отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

шпоргалки к зачету.doc

— 272.00 Кб (Скачать файл)

1.Понятие о  констит.праве  как отрасли  права РБ

Констит. право рассм. в 3 аспектах: как отрасль права  в системе национ. права; как наука, изучающая конституционно-правовые нормы и формирующиеся на их основе правоотношения и институты;как  учебная дисциплина, которая базируется на достижениях и данных науки констит. права Термины «констит. право» и «гос.право» зачастую считаются синонимами. Круг, регулируемых соответствующей отраслью права, общественные отношения в странах, где употребляется тот или другой из указанных терминов примерно одинаков.  общественных отношений. Нормы констит. права закрепляют и регулир. наиболее важные основопол. отношения. Конст. право не включает и не объединяет другие отрасли права. Оно устанавливает основопол. принципы, которым должны соответствовать нормы других отраслей права. Система права состоит из многих отраслей права: гражданского, уголовного, трудового, администр. и т.д.. Среди них конституционное право занимает ведущую роль. Такая роль предопределяется следующим:предметом конституционного права,его источн. служит Конституция – основной закон, нормы кот. явл. исходными для всех отраслей права ,конституционное право устанавливает основополагающие принципы конституционного строя, важнейшие и для других отраслей права,конституционное право фиксирует основные права и свободы человека и гражданина, реализация которых порождает правоотношения в других отраслях права,конституционное право устанавл. принципы  гос.-терр. устройства, конституционное право учреждает систему органов государственной власти,конституционное право регулирует сам процесс создания права, определяет виды правовых актов. Конституционное право не включает и не объедин. другие отрасли права. Оно устанавл. основопол. принципы, которым должны соответствовать нормы других отраслей права. Конституционное право – это ведущая отрасль национального права, представляющая собой систему правовых норм, регулир. устройство государства, организацию гос-ной власти и местного самоуправления, отношения между человеком и гос-вом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Место конституционного  права  в системе парва   РБ. Задачи конституционного права  РБ.

Конституционное право  служит задаче, развитию, материально-технической  базы нашего общества, совершенствования  демократии и общественных отношений  с целью их обновления, воспитании. Высокосознательного, гуманного человека, повышению материального и культурного уровня жизни людей, его нормы направлены на обеспечение безопасности страны, укреплению мира и развития международного сотрудничества, оно служит укреплению законности и правопорядка в нашем обществе и государстве, обеспечивает формирование политической системы общества и сложению взаимодействию ее элементов, становлению правового государства, четком разграничении взаимодействии законодательной, исполнительной и судебной власти. Достижение приоритетности правового статуса человека перед всеми формированиями общества является задачей №1. Именно люди и организованное ими самоуправление должно быть реальными творцами всех процессов общественного развития, в чем велика роль и КП. При помощи норм КП определяется, и регулируются основные функции государства, а так же их изменение и совершенствование. Решение важных задач развития общества и государства требует особого творчества ученых конституционистов в разработке более эффективных концепций норм и институтов.

Задачи Конституционное право служит задаче, развитию, материально-технической базы нашего общества, совершенствования демократии и общественных отношений с целью их обновления, воспитании. Высокосознательного, гуманного человека, повышению материального и культурного уровня жизни людей, его нормы направлены на обеспечение безопасности страны, укреплению мира и развития международного сотрудничества, оно служит укреплению законности и правопорядка в нашем обществе и государстве, обеспечивает формирование политической системы общества и сложению взаимодействию ее элементов, становлению правового государства, четком разграничении взаимодействии законодательной, исполнительной и судебной власти. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Нормы конституционного  права

НОРМЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА — признаваемые, устанавливаемые  или санкционированные государственной  властью принципы и предписания (нормы), выраженные в Конституции  или получившие юридическое оформление (закрепление) в иных правовых актах, являющихся источниками конституционного права. Н.к.п. закрепляют правовое положение субъектов конституционного права (основные права, свободы, обязанности граждан и их объединений), устанавливают конституционную компетенцию органов государственной власти, правовые процедуры ее осуществления, закрепляют конституционно-правовые формы и средства разрешения конституционных споров и др. Соответственно своеобразие Н.к.п. заключается в следующем:

1) в их назначении. Н.к.п. регулируют поведение субъектов государственно-правовых отношений в целях осуществления полновластия народа, утверждения прав и свобод человека и гражданина, обеспечения государственного суверенитета;

2) в их юридической  природе. Н.к.п. относятся к  так называемым первичным нормам. Они устанавливают основные права, свободы и обязанности, конституционно-правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, конституируют принципы взаимоотношений между различными уровнями власти, между властью (государственной и муниципальной) и населением. В этом смысле Н.к.п. по своей природе являются учредительными, что не свойственно нормам никакой иной отрасли права. Отсюда вытекает их повышенная юридическая сила, они отличаются специально-юридическими механизмами действия и государственно-правовыми средствами охраны, определенная часть этих норм имеет прямое действие;

3) в особенностях их  юридической конструкции и строения, юридических свойствах, специфике  закрепляемых ими конституционных  средств регулирования. Имея публично-правовой характер, Н.к.п. используют нехарактерные для публичных отраслей права мягкие правовые средства. Этим объясняется наличие в конституционном праве большого количества договорных норм, содержащихся в международных и внутрифедеральных договорах, соглашениях;

4) в их своеобразной  юридической структуре (отсутствие  санкции, а иногда и гипотезы);

5) в многообразии юридических  форм выражения. Н.к.п. содержатся  в Конституции, конституционных  и обычных за конах, в президентских  и правительственных актах, в актах региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления. Специфической формой выражения конституционных норм являются акты референдумов и договорные нормы;

6) в наиболее высоком  уровне нормативности Н.к.п., что  находит выражение в наличии среди них большого числа норм-принципов, норм-дефиниций, норм-деклараций, т.е. так называемых исходных, или отправных, норм права, нехарактерных для других отраслей права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Виды норм  конституционного права

Виды конституционно-правовых норм

Классификация конституционно-правовых норм может быть проведена по различным  критериям:

а) по содержанию - на нормы, закрепляющие:

·  основы конституционного строя;

·  основы правового положения личности;

·  систему государственных органов;

·  избирательную систему, и т.д.;

б) по характеру имеющихся  в них предписаний: ·  управомачивающие - определяют компетенцию государственных органов и основные права граждан (ст.48 Конст Р Б )

·  обязывающие - устанавливают обязанности государственных органов и граждан (ст.57 ) ·  запрещающие — предусматривают правила запретительного характера. Такой является,;  в) по характеру регулируемых общественных отношений:

·  материальные (ст.56 Конст Р Б;) ·  процессуальные - регулируют порядок деятельности, производства в государственных органах – (ст.95 )

 по степени определенности  содержащихся в них предписаний:

·  императивные, в которых правило поведения не оставляет субъекту никакой свободы выбора, а четко предписывает поступать в соответствии с указанием (таких норм в конституционном праве большинство.;

·  диспозитивные, в которых субъекту предоставляется возможность воспользоваться или не воспользоваться своим правом, выбирать одно из действий, предусмотренных в данной норме.

д) по территории действия нормы могут быть:

·  республиканские (действуют в пределах государства);

·  местные (действуют в пределах отдельной административно-территориальной единицы).Они являются основными. Все другие правовые нормы исходят из норм Конституции и на них базируются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Источники конституционного  права

Под источн. права поним. те формы, в кот. находят свое выражение  правовые нормы.Каждая система права  знает несколько различных источников права. Наиболее старой, первичной формой права явл. правовой обычай, т.е. обычай, содержание которого отвечает интересам правящего класса, а соблюдение обеспечивается мерами гос. принуждения. Правовой обычай преимущ. служит источником права тогда, когда он закрепляет уже давно сложившиеся фактические отнош., кот. к тому же подвергаются медленной эволюции. Суды, применяя правовые обычаи, а позже и законы, часто сталкивались с казусами, которые ни в обычаях, ни в законах не были отражены. Прецедентная форма права была широко распр. в античных и феодальных гос.. Она до сих пор занимает важное место в англо-американском праве, в Англии многие констит. нормы сложились путем прецедента. Правовой обычай и судебный прецедент подготовили почву для появления закона, как установления органа гос. власти, содерж. правила поведения на подвластной ему терр. и общеобяз. для населения этой территории. Основн. видами источников констит. права явл. нормативно-правовые акты, судебные прецеденты, правовые обычаи, а также международные договора. Источн. Констит. права РБ явл:Конституция, Констит. законы, Программные  законы, Кодексы,Законы,Декреты, указы Президента Р. Б.,Акты Правительства (постановления Совета Министров),Решения местных Советов депутатов, исполнит.  и распоряд. органов,Акты Констит. Суда Р. Б., Общепризн. нормы и принципы международного права.Источн. Констит. права представл.  собой акты, выражающие в определю форме волю народа, направленную на установление, изменение или отмену  конституционно-правовых норм, закрепл. важнейшие общественные отнош., связанные с осуществл. Гос. власти. Эти акты издаются в установл. порядке и с соблюдением предусмотр. требований управомоченными субъектами на их издание, имеют заранее очерченную сферу действия во времени, в пространстве и по кругу лиц. Источн. констит. права, несмотря на множественность их форм,  образуют систему. У каждого акта есть свое место, свое основное назначение. Формы констит. права составл. своеобразную иерархию, в кот. одни акты подчин.  актам более высокой юридич. силы. По степени важности и характеру регулир. обществен. отнош. законы подразд.  на констит., органические и обычные.Конституция – Основной закон гос.. она устанавл. наиболее важные нормы и принципы, устои констит. строя. Констит. законы содержат переходные  полож., дополн., измен. в  конституцию. органическ. назыв. все законы, к которым отсылает конституция. Обычные законы регулируют менее важные общественные отношения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Наука конституционного права

КП как отрасль права следует отличать от науки КП. Как отрасль права она представляет собой совокупность юридических норм регулирующих более важные общественные отношения. Наука КП – шире понятие. Ее предмет – совокупность взглядов, знаний, идей, представлений о науке КП их назначение, цели, воздействия на политические, экономические, социальные процессы об эффективности норм права, об отмене устаревших и выработке новых, о конституционно правовых отношениях, через которые реализуется нормы КП. Учение этой отрасли права исследуют отрасли их возник.  и развития, взаимосвязи и взаимодействии в тесной связи с экономической базой, политической, а также занимаются широким обобщением явлений, их классификацией, выработкой предложений о повышении эффективности норм права, разрабатывают теорию данной отрасли права, дают определение различных понятий. Теоретич. основой науки КП является учение о государстве в праве, о роли народа в развитии общества, о базисе и надстройке, о понятии и сущности конституции, избирательном праве, организаций и политический партий в обществе, о демократии и законности как непременных требований развитии гуманного общества. Основным методом исследования науки КП является диалектический материализм. Суть – исследованные явления рассматриваются в движении, развитии с точки зрения того, как оно возникло, как развивалось и чем оно стало сегодня. Изученные явления исследуются также во взаимосвязи и взаимозависимости, гражданство, правовой статус человека и  гражданина, о роли общественных учитывается их внутреннее развитие и противоречие, постепенные накопление количественных элементов, явления влекущие переход его к новому качеству, учет закона развития и единстве противоположности. Применяются такие методы: индукция, дедукция, сравнительный, логический, социологический и др. методы познания. Анализ КП институтов не мыслим без глубокого познания политических, социологических, экономических общественных процессов. Использование статистических методов конкретных данных и электронной вычислительной техники. Источник. науки КП являются работы прогрессивных политический деятелей мира, дореволюционных русских ученых юристов, и так же белорусских ученых в области КП.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Конституционно-правовые  отношения, их субъты

Правоотнош.  служат главным  средством, при помощи которого требования юридических норм воплощаются в  поведении людей. Юридич. нормы,  проявляют свои регулир. св-ва лишь тогда, когда они начинают жить в правоотнош.. Обществ. отнош., урегулиров. нормами конституц. права, являются констит.--правовыми отношениями. Содержанием этих отнош. является соц. поведение субъектов конституц. права, обеспечив. и направляемое гос-вом путем определения их конкретных прав и обязанностей. Констит.-правовые отнош. обеспечивают связь конституции с важн. соц. процессами. Констит.--правовые отнош. служат тем критерием, который позволяет установить, в какой мере нашли отражение  в конституц. нормах требования объективных закономерностей, соответствуют ли эти нормы целям и задачам разв. данных отнош., какова их соц. эффективность .Конституц. правоотнош. обладают основными признаками, кот. присущи правоотнош. в целом.  1.Наиболее отличит. черта констит.-правовых отношений – их высокий политич. потенциал. Политич. отнош. выраж. интересы различных соц. групп, коренные интересы общества в целом. Политика, имея в своем основании экономику и будучи ее концентрированным выражением, охватывает все сферы общества.  В то же время они специфичны, им свойственна качественная обособленность, неповторимость. Конституц. принципы внутренней и внешней политики, возвращаясь в политические отнош., обеспечивают осуществл. народовластия, реальную свободу личности. 2.Важно подчеркнуть, что многим констит. правоотнош. присущ самый высокий уровень обобщения и наиболее абстрактная форма взаимод. субъектов. Такое взаимод. имеет общий, а не строго индивидуализированный характер. 3.Специфика констит.-правовых отнош. имеет и другие проявления. Констит. нормы реализ. обычно не изолировано, а в составе связки, поэтому возник. сложное переплетение конституц. и иных правоотнош. 4.Особен. конституц. правоотнош. заключ. и в специфике их элементов, в структурной организации. Стр-ра состоит из следующих элементов: Субъекты Конституц. правоотношения охватывают всю систему субъектов права, причем все ее основные виды и каждый участник занимает в таких отнош. особую – конституционную позицию. народ как единственный источник власти в целом , гос-во, органы  гос-ва, админ.-терр. единицы ,Члены Совета Республики и депутаты всех уровней, политич. партии и общественные объедин., трудовые коллективы, граждане,группа граждан, иностранные граждане,лица без гражданства,беженцы. Объекты Объектами общих конституц. правоотнош. выступают высшие соц.ценности, которые обретают констит. ранг и получают закрепление в констит. принципах, в программных положениях. Это: основы конституц. строя, человек, его права и свободы, интересы общ-ва и гос-ва, нац. и гос-ный уверенитет, демократия, право и законность.Объекты придают констит. правоотнош. осмысленность, целенаправленность, играют важную роль в обеспечении связи между их участниками, в реализации ими своих законных интересов. Содержание Особен. конституц. правоотнош. отражают специфику их содержания. Содерж. конституц. правоотнош. едино, вместе с тем оно не одномерно, имеет сложную структуру.

 

 

 

 

 

 

8. Конституция  Социалистической Советской Республики  Белоруссии от  3 февраля 1919 г.

Принято считать в  науке КП первой Конституцией РБ Конституцию  БССР 1919г. Основной задачей, которой  является - установление диктатуры  пролетариата в целях уничтожения  буржуазии, построение социализма. Эта  Конституция провозглашала отмену частной собственности на землю, объявила национальным достоянием: леса, недра, воды; закрепила союз рабочего класса с крестьянством, равноправие наций и народностей. В этой Конституции предусмотрено отстранение эксплуататоров в осуществлении власти. В целом акты  послеоктябрьского периода в Беларуси и в целом в БССР базировалась на утопичных  представлениях о победе социализма и коммунизма во всех странах мира. Конституционное строительство БССР долго эволюционировало.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Конституция  Социалистической Советской Республики  Белоруссии от  11 апреля 1927 г.

Основной  причиной замены Конституции 1919г. Конституцией 1927 г. явилось образование СССР (1922) и принятие им первой Конституции (1924). Конституция 1927 г. сохраняла многие черты, свойственные Конституции 1919г.:  -она не включала в свой текст «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа», что было характерно для Конституции 1919г.;

-по-прежнему  оставалась классовым документом, но в ней, в значительной  степени, смягчались формулировки о насилии, о подавлении, исключались положения о мировой революции; -в ней был отражен факт вхождения Беларуси в состав СССР. Одновременно закреплялось, что БССР добровольно передала Союзу часть своих полномочий; - не содержала прямого указания на суверенитет БССР; -провозглашалось создание местных национальных Советов; -закреплялось равноправие языков ряда национальностей, проживающих на территории БССР. -закреплялись различные формы собственности: от частной до государственной; - закреплялось равенство всех граждан независимо от вероисповедании, национальности и т.д.; -для городского и сельского населения регламентировались различимо нормы представительства; - выборы на съезды Советов были многоступенчатыми и проводились не тайно, а открытым голосованием; - были повторены положения предшествующей конституции (1919г.) относительно прав и обязанностей граждан;  -утверждался герб, флаг и столица БССР; -в отличие от конституций других советских республик и Конституции БССР, было закреплено разделение законодательной (Центральный исполнительный комитет.)

Информация о работе Шпаргалка по "Констітуціонному праву"