Формирование торгового ассортимента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 00:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей работы - углубить, систематизировать и закрепить полученные знания в области формирования ассортимента, а также провести анализ в соответствии с теорией на примере магазина «Магнит».
Поставленная цель предполагает выполнение следующих задач:
1) изложить теоретическую сущность формирования ассортимента;
2) дать характеристику магазину и его месторасположению;
3) оценить товарный ассортимент и управление товарными запасами.

Содержание

Введение. 3
1. Теоретические основы формирование торгового ассортимента. 5
1.1 Понятие об ассортименте товаров и товарной номенклатуре и
принципы построения ассортимента. 14
1.2Факторы, влияющие на формирование ассортимента. 19
1.3 Показатели рациональности ассортимента. 22
2.Коммерческая работа по формированию ассортимента.
2.1 Характеристика магазина и анализ показателей эффективности коммерческой деятельности. 27
2.2 Формирование торгового ассортимента в магазине и его оценка, этапы и методы. 36
3. Направления совершенствования процессов формирования
ассортимента и управления товарными запасами. 45
Заключение. 49
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по ОКД.docx

— 103.62 Кб (Скачать файл)

Принцип работы «Магнита»  – обеспечить возможность для покупателя быстро и выгодно приобрести широкий спектр продовольственных товаров.

Магазин «Магнит» конкурентоспособен, так как  реализуемые товары качественные цены приемлемые.

В настоящее  время магазин вступил в период активной конкуренции за рынки сбыта. Маркетинговую политику деятельности магазина на рынке можно определить как удержание и планомерное увеличение (за счет вытеснения конкурентов) доли занимаемой на рынке.

«Магнит»  конкурентоспособен по следующим преимуществам:

  • Относительно низкий уровень цен по сравнению с другими крупными продовольственными магазинами города.
  • Квалифицированный и доброжелательный персонал.
  • Минимальные временные потери на поиск и покупку товаров.
  • Дополнительные услуги.
  • Широкий и демократичный ассортимент товаров, которые будут представлены в торговом зале, рассчитанный для потребителей с различным уровнем дохода.
  • Современное оборудование, обеспечивающее высокое качество оказываемых услуг, а также соответствующее хранение и «фейсинг».
  • Реализация программ по стимулированию спроса.
  • Наличие необходимого информационного обеспечения потребителей, включающего в себя присутствие в торговом зале продавцов – кассиров – консультантов, информационные таблички, ценники, рекламные материалы.

Для поставки нашей продукции предприятие тщательно отбирало поставщиков.

Поставщики выбираются по следующим характеристикам:

    • Квалифицированный персонал
    • Хорошие рекомендации
    • Качественный товар
    • Цены близкие к ценам производителей
    • Товар доставляется транспортом поставщика
    • Быстрая и временная доставка товара

С каждым из представителей поставщиков заключен договор поставки. В случае невыполнения своих обязательств поставщики выплачивают неустойку, так же предприятие может отказаться от услуг поставщика.

Большое внимание уделяется  сотрудничеству с местными производителями и поставщиками, что позволяет оперативно решать вопросы обеспечения сетей магазинов свежими товарами местного производства.

Магазины компании предлагают покупателям оптимальный ассортимент ходовых товаров повседневного спроса по сниженным розничным ценам. Особое место в ассортименте занимает продукция под частной торговой маркой «Магнит», в настоящий момент насчитывающая более 500 наименований.

Приоритеты в формировании базового ассортимента у компании различны. Скажем, «Магнит» делает ставку на быстрооборачивающиеся товары повседневного спроса с раскрученными брэндами, немного товаров с ограниченным сроком хранения и самую популярную бытовую химию.

Магазины «Магнит» на сегодняшний  день предлагает более 3000 наименований продукции, причем в разных магазинах  данный ассортимент может немного  отличаться. Основу (80%) составляют продукты питания, остальное – сопутствующие товары.

Около 50% товара, представленного в сетях, приходит по дистрибутивным каналам и эксклюзивным договорам, что неудивительно, учитывая, что все сети выросли из оптовых фирм. Данная политика, безусловно, влияет на ассортимент магазинов, поскольку заключенные договора подразумевают выполнение дистрибуторских планов.

У предприятия  заключены договора с местными и  иногородними поставщиками-изготовителями продукции (см. приложение 2 Таблица « Поставщики»)

В таблице 3. приведены основные показатели, характеризующие финансовую деятельность универсама «Магнит» за 2010-2011 годы.

 

 

 

 

 

Таблица 3.

 

 

п/п

Показатели

ед. изм.

2010 г.

2011 г.

Отклонение (+; -)

Отклонение  в %

1

2

3

4

5

6

7

1

Оборот  розничной торговли в сопоставимых ценах

тыс.руб.

26200,70

31050,20

4849,50

18,51

2

Валовый доход

тыс.руб.

7860,21

9310,56

1450,35

18,45

3

Уровень валового дохода к товарообороту

%

30,00

29,99

-

-

4

Издержки  обращения

тыс.руб.

4310,89

4870,52

559,63

12,98

5

Уровень издержек обращения

%

16,45

15,69

-

-0,76

6

Налоги

тыс.руб.

566,03

715,2

149,17

26,35

7

Прибыль от продаж

тыс.руб.

3549,32

4440,04

890,72

25,10

8

Прибыль от продаж к товарообороту

%

13,55

14,30

-

0,75

9

Прочие  доходы

тыс.руб.

628

790

162

25,80

10

Прочие  расходы

тыс.руб.

1190,87

1460,03

269,16

22,60

11

Чистая  прибыль

тыс.руб.

2420,42

3054,81

634,39

26

12

Рентабельность

%

9,24

9,84

-

0,006

13

Среднесписочная численность торговых работников

чел.

69

75

6

8,70

14

Прибыль на одного работника

тыс.руб.

35,08

40,73

5,65

16,11

15

Количество  продавцов 

человек

15

13

-2

-13,33

16

ОРТ на 1 продавца

тыс. руб.

1746,71

2388,48

641,76

36,74

17

Торговая  площадь

кв. м.

1500

1500

-

-

18

ОРТ на 1 кв.м. торговой площади

тыс. руб.

17,47

20,70

3,23

18,49

19

Однодневный товарооборот

тыс. руб.

71,78

85,07

13,29

18,51


 

Как видно из таблицы 3. данные о деятельности торгового предприятия «Магнит» говорят о повышении эффективности коммерческой работы предприятия, дальнейший анализ должен раскрыть причины и указать факторы, которые повлияли на увеличение прибыли.

Анализ объема и динамики розничного товарооборота основывается на данных бухгалтерской, статистической и оперативной  отчетности. Торговая деятельность розничных  предприятий характеризуется, прежде всего, степенью выполнения планов и  динамикой розничного товарооборота. За исследуемый период произошло  увеличение оборота розничной торговли на 18,51%. Это связано с появлением в ассортименте новых товарных групп, и углублением уже имеющимся. Чистая прибыль в отчетном году по сравнению с прошлым годом  увеличилась на 26% или на сумму 634,39 тыс.руб. рублей.

Рассмотрим  показатели товарных запасов по видам продукции за 2010-2011 гг.

 

Таблица 4. Динамика товарных запасов за 2010-2011 гг.

 

(Тыс р)

Товары и товарные группы

Сумма за 2010

Уд вес, %

Сумма за 2011

Уд вес, %

Отклонение запасов, в  (+,-) в структуре

Мясо и птица

3399

2,44

3685

1,86

-0,579

Колбасные изделия 

3941

2,83

4104

2,07

-0,757

Рыба и морепродукты

501

0,36

501

0,25

-0,107

Сельди

1480

1,06

1480

0,75

-0,315

Масло животное

3301

2,37

3987

2,01

-0,357

Масло растительное

1679

1,20

1974

1,00

-0,209

Жир пищевой и пр. жиры

 

0,00

1120

0,57

0,565

Маргариновая продукция

959

0,69

1300

0,66

-0,032

Майонез

940

0,67

1400

0,71

0,032

Молоко и молочная продукция

3328

2,39

4235

2,14

-0,251

Сыр

733

0,53

1524

0,77

0,243

Консервы мясные

1103

0,79

1103

0,56

-0,235

Консервы рыбные

2659

1,91

2859

1,44

-0,465

Консервы овощные

2484

1,78

3560

1,80

0,014

Консервы фруктово-ягодные

891

0,64

1540

0,78

0,138

Яйца

265

0,19

854

0,43

0,241

Сахар

7970

5,72

10210

5,15

-0,567

Кондитерские изделия

29338

21,05

38970

19,66

-1,386

Варенья, джемы, мед

932

0,67

1230

0,62

-0,048

Чай натуральный

1153

0,83

2100

1,06

0,232

Соль

855

0,61

1200

0,61

-0,008

Мука 

3890

2,79

4200

2,12

-0,672

Хлеб и хлебобулочные изделия

1507

1,08

3504

1,77

0,687

Крупа и бобовые

8944

6,42

12540

6,33

-0,090

Макаронные изделия

3542

2,54

6520

3,29

0,748

Картофель

66

0,05

560

0,28

0,235

Овощи

525

0,38

1423

0,72

0,341

Плоды и ягоды

1138

0,82

1324

0,67

-0,148

Водка и ликеро-водочные изделия

22925

16,45

34250

17,28

0,833

Вино

14124

10,13

21320

10,76

0,624

Конъяк

362

0,26

845

0,43

0,167

Шампанское

1085

0,78

2100

1,06

0,281

Пиво

2281

1,64

3120

1,57

-0,062

Безалкогольные напитки

7181

5,15

10230

5,16

0,009

Мороженое

1780

1,28

3210

1,62

0,343

Другие прод товары

2130

1,53

4129

2,08

0,555

Итого продовольственных товаров

139391

100,00

198211

100,00

 

 

Данные  таблицы свидетельствуют о том, что по видам и группам товаров  определенной тенденции к повышению  или понижению нет.  Отклонения  в структуре розничного товарооборота  в среднем варьируются от –1,2 до +2 процентных пункта. 

Рассмотрим по каким продуктам питания снижен удельный вес товарных запасов, а по каким возрос. Снижение наблюдаем по мясу и птице, колбасным изделиям, рыбе, маслу животному, консервам рыбным, сахару, кондитерским изделиям, и др. Повысился спрос на жир, яйца, хлеб и хлебобулочные изделия, макаронные изделия, картофель, водка и ликеро-водочные изделия (максимально, на 0,833 процентных пункта), вино (на 0,624) и другие продукты.

Из данного  анализа можно сделать вывод, что в связи с повышением спроса на перечисленные товары, магазин увеличил и их товарные запасы. Увеличение спроса сдвинулось в пользу более дешевых продуктов питания (хлеб, макаронные изделия и др.). Спрос на более дорогие продукты питания снизился (мясо, колбасы, рыба и др.). Это связано со снижением реальных доходов населения.

 

 

 

 

 

2.2Формирование торгового ассортимента в магазине Магнит и его оценка

 

 

 

Сущность формирования, управления и прогнозирования ассортимента заключается в том, чтобы товаропроизводитель своевременно предлагал определенную совокупность товаров, которые бы, соответствуя в целом профилю его производственной деятельности, наиболее полно удовлетворяли требованиям определенных категорий покупателей. 

Формирование товарного ассортимента – это разработка и установление в определенном порядке номенклатуры товаров, образующих необходимую совокупность для торговли. Одним из важных принципов формирования ассортимента товаров является обеспечение его устойчивости.

Формирование ассортимента в магазине «Магнит» базируется на следующих принципах.

1. Обеспечение соответствия ассортимента  товаров характеру спроса, предъявляемого  избранными для обслуживания  контингентами покупателей.

В целом ассортимент товаров, реализуемый  через  универсам «Магнит», складывается из следующих товарных групп:

Товаров повседневного спроса (главная  группа), 70%;

традиционных (ранее апробированных) товаров данного предприятия (объединения), 15%;

товаров, полученных по товарообмену, т.е. от других предприятий, производящих родственные или дополнительные виды товаров, 5%;

сопутствующих товаров, 10%.

Ассортимент по перечисленным группам  составляется исходя из  изучения спроса покупателя и ввода новинок товаров.Остальные группы формируются по результатам ранее проведённого изучения спроса в целях составления ассортимента.

 

Поскольку любой человек имеет  потребность в товарах ежедневного  спроса(в основном  это продукты питания-хлеб,молоко, масло и т.д.), то именно в этом направлении созданы приоритетные группы товаров.

Данные товары попадают в нишу «престижных» товаров, т.е. товаров, предназначенных  не только для использования по назначению, но и способны отвечать самым высоким  эстетическим запросам потребителей по отношению к продукции данного  типа.

Приоритетные группы товаров создают  имидж магазина, и именно с ними покупатели должны ассоциировать «Магнит».

Приоритеты первого уровня означают, что покупатели спонтанно именно с ними ассоциируют магазины «Магнит», приоритеты второй группы подразумевают  некоторую долю наведенных ассоциаций.

Приоритеты первого уровня:

Товары повседневного спроса.

Приоритеты второго уровня:

сопутствующие товары .

Приоритет товаров означает широту и глубину представления группы (относительно максимальной товарной матрицы) в каждом формате. Максимальная товарная матрица включает утвержденную стилевую и ценовую матрицы:

товарные группы, относящиеся к  приоритетам первого уровня представляются максимально возможной товарной матрицей во всех форматах магазинов;

товарные группы, относящиеся ко второму приоритету, представляются в полном объеме по широте ассортимента, но с возможностью сокращения его  глубины с сохранением стилевой матрицы (возможны незначительные количественные, но не структурные изменения) и ценовой  матрицы (возможны незначительные количественные, но не структурные изменения);

товарные группы ЗСУП представляются во всех форматах в прямой зависимости  от возможной в этом магазине площади;

неприоритетные товарные группы периодически полностью выводятся из ассортимента компании.

Политика магазина в области  ассортимента – нужно быть первыми  и уникальными.

Задача магазина в области ассортимента – быть ведущим универсамом в  приоритетных направлениях, поэтому  в универсаме максимально возможная  широта ассортимента представлена в  приоритетных направлениях и достаточная  во второстепенных.

3. Обеспечение глубины ассортимента.

Глубина ассортимента компании достаточна и оперирует понятиями «линеек» товаров. В наиболее важных подгруппах товаров количество линеек может  достигать 5-6, в важных составлять 3-4 линейки, в остальных подгруппах составлять 2-3 линейки.

Второстепенные группы содержат 1 (в виде исключения - 2) товарную линейку.

Под товарной линейкой понимается совокупность товаров, объединенных единой ценовой  категорией, стилем, качеством, максимально  «закрывающих» область применения, обозначенную подгруппой товара. Как  правило, понятие линейки в отношении  стиля, ценовой категории, качества, должно иметь максимально возможное  продолжение и по другим группам  и направлениям товарного ассортимента.

Информация о работе Формирование торгового ассортимента