Формирование торгового ассортимента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 00:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей работы - углубить, систематизировать и закрепить полученные знания в области формирования ассортимента, а также провести анализ в соответствии с теорией на примере магазина «Магнит».
Поставленная цель предполагает выполнение следующих задач:
1) изложить теоретическую сущность формирования ассортимента;
2) дать характеристику магазину и его месторасположению;
3) оценить товарный ассортимент и управление товарными запасами.

Содержание

Введение. 3
1. Теоретические основы формирование торгового ассортимента. 5
1.1 Понятие об ассортименте товаров и товарной номенклатуре и
принципы построения ассортимента. 14
1.2Факторы, влияющие на формирование ассортимента. 19
1.3 Показатели рациональности ассортимента. 22
2.Коммерческая работа по формированию ассортимента.
2.1 Характеристика магазина и анализ показателей эффективности коммерческой деятельности. 27
2.2 Формирование торгового ассортимента в магазине и его оценка, этапы и методы. 36
3. Направления совершенствования процессов формирования
ассортимента и управления товарными запасами. 45
Заключение. 49
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по ОКД.docx

— 103.62 Кб (Скачать файл)

На процесс формирования ассортимента товаров существенное влияние оказывают  факторы, определяющие спрос населения:

    • Социальные (социальный состав обслуживаемого населения, его образовательный и культурный уровень, характер трудовой деятельности);
    • Экономические (развитие производства, уровень доходов и социального обеспечения населения, уровень розничных цен на товары);
    • Демографические (численность и состав населения, количество и состав семей);
    • Природно-климатические (географическое расположение населенного пункта, климат);
    • Национально-бытовые (национальный состав населения, его традиции, нравы, обычаи)

Большинство перечисленных факторов спроса может быть учтено при формировании ассортимента товаров, так как многие имеют конкретное числовое выражение и являются постоянно действующими для определенного района. Их можно рассматривать в качестве элементов, определяющих силу воздействия спроса на формирования ассортимента.

 

 

 

 

1.3Показатели рациональности ассортимента.

 

 

 

Формированию ассортимента предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции. Она представляет собой  направленное построение оптимальной  ассортиментной структуры, товарного  предложения, при этом за основу принимаются  потребительские требования определенных групп и необходимость обеспечить наиболее эффективное использование  предприятием сырьевых, технологических  и других ресурсов с тем, чтобы  производить изделия с низкими  издержками.

Ассортиментная концепция выражается в виде системы показателей, характеризующих  по возможности оптимальное развитие производственного ассортимента данного  вида товаров. К ним относятся: разнообразие видов и разновидностей товаров, частота обновления ассортимента, уровень  соотношения цен на товары данного  вида и др. Цель ассортиментной концепции - сориентировать предприятие на выпуск товаров, соответствующих структуре  и разнообразию спроса покупателей.

Целевая направленность и искусство  планирования проявляются в воплощении реальных и потенциальных возможностей предприятия в определенное сочетание  продуктов, удовлетворяющих потребность  покупателя и позволяющих получить прибыль.

Типичный цикл планирования ассортимента и его реализации включает предварительную  оценку замысла, за которым следуют  разработка спецификаций, основанных на требованиях потребителя, создание образцов, проверка возможностей их массового  производства, рыночный тест.

Сокращение ассортимента — это  количественные и качественные изменения  состояния набора товаров за счет уменьшения его широты и полноты. Полнота ассортимента – это соответствие фактического наличия видов товара ассортиментному перечню. Оценивается  коэффициентом полноты:

где   - фактическое количество видов товара;

 - количество видов в ассортиментном  перечне.

Причинами сокращения ассортимента могут  быть падение спроса, недостаточность  предложений, убыточность или низкая прибыльность при реализации отдельных  товаров. Например, в последние годы наблюдается тенденция сокращения ассортимента за счет дешевых продовольственных  и непродовольственных товаров, невыгодных изготовителю и продавцу, но необходимых потребителю. Причем широта ассортимента товаров определяется количеством товарных групп и  подгрупп. Характеризуется коэффициентом  широты:

где   - фактическое количество групп в ассортименте;

 - нормативное количество групп.

Глубина ассортимента — количество разновидностей товаров по каждому  наименованию. Глубина характеризуется  коэффициентом глубины:

где   - разновидность товара (фактическое количество);

 - количество разновидностей, предусмотренных  ассортиментным перечнем.

Чем больше товаров разных наименований в данной товарной группе, тем ассортимент  глубже. Чем больше разных товарных групп, тем ассортимент шире. При  сокращении ассортимента уменьшается  количество товарных групп и ассортимент становится узким.

Расширение ассортимента — это  количественные и качественные изменения  набора товаров за счет увеличения показателей широты, полноты и  новизны. Причинами расширения ассортимента являются: увеличение спроса и предложения, высокая рентабельность продаж, внедрение  на рынок новых товаров. Расширение ассортимента наряду с увеличением  товарной массы — одно из важнейших  условий насыщения рынка товарами. Чем больше широта, тем больше насыщенность. Показатели широты применяются в зависимости от насыщенности рынка, а также от состояния спроса.

В условиях дефицита при плановой экономике, когда спрос превышал предложение, изготовителю и продавцу выгоднее было иметь узкий ассортимент  товаров. Ведь при большой широте ассортимента требуются дополнительные затраты на разработку и производство новых товаров, расширение производственных площадей, новых видов упаковки, маркировки. В торговле для широкого ассортимента требуются дополнительные площади торгового зала для выкладки товаров, увеличиваются транспортные расходы.

Широта выступает в качестве одного из критериев конкурентоспособности  предприятия. Для продавцов расширение ассортимента — мера скорее вынужденная, чем желательная. Расширение ассортимента может происходить и за счет обновления ассортимента при одновременном  сокращении доли товаров, не пользующихся спросом. Расширение ассортимента за счет импортных товаров связано с  сокращением ассортимента отечественных  товаров.

Стабилизация ассортимента — это  состояние набора товаров, характеризующееся  высокой устойчивостью и низкой степенью обновления. Это достаточно редкое состояние ассортимента, присущее в основном ассортименту пищевых  продуктов повседневного спроса. Под устойчивостью ассортимента понимается способность набора товаров  удовлетворять спрос на одни и  те же товары. Характеризуется коэффициентом  устойчивости:

где   - фактическое количество разновидностей товаров в момент отдельных проверок;

 - количество проверок;

 - количество разновидностей, предусматриваемых  ассортиментным перечнем.

Иногда устойчивость связывают  со сроком, в течение которого товары определенных видов, разновидностей и  наименований находятся в реализации. В этом случае устойчивость зависит  от: 

- наличия устойчивого спроса  и постоянного пополнения товарных  запасов на эти товары; 

- отсутствия или недостаточности  спроса на товары, которые залеживаются  на складах и прилавках; 

- несоответствия товарных запасов  возможностям реализации товаров.

Выявление товаров, пользующихся устойчивым спросом, требует маркетинговых  исследований методами наблюдения и  анализа документальных данных о  поступлении и реализации различных  товаров. Изготовители и продавцы чаще всего стремятся расширить количество товаров, пользующихся устойчивым спросом. Однако надо иметь в виду, что  вкусы и привычки со временем меняются, поэтому устойчивость ассортимента должна быть рациональной. Ассортимент  непродовольственных товаров отличается высокой степенью изменений под  воздействием моды, достижений научно-технического прогресса и других факторов.

Обновление ассортимента — это  качественные и количественные изменения  набора товаров, которые характеризуются  увеличением показателя новизны. Создается  набор товаров, который способен удовлетворять изменившиеся потребности  за счет новых товаров. Обновление проводится, как правило, в условиях насыщенного  рынка. Причины, побуждающие изготовителя и продавца обновлять ассортимент, могут быть разные.

Это: замена товаров, морально устаревших, не пользующихся спросом; разработка новых  товаров улучшенного качества с  целью стимулирования их покупки  потребителем; проектирование и разработка новых товаров, не имевших ранее  аналогов; расширение ассортимента за счет увеличения полноты ассортимента для создания конкурентных преимуществ  оптового предприятия.

Новизна товаров — характеризует  появление новых разновидностей товаров и оценивается коэффициентом  новизны:

где   - фактическое количество новых разновидностей товаров;

 - нормативное количество новых  разновидностей товаров.

Совершенствование ассортимента —  это количественные и качественные изменения набора товаров для  повышения его рациональности. Под  рациональностью ассортимента понимается способность набора товаров наиболее полно удовлетворять реально  обоснованные потребности разных сегментов  потребителей.

Гармонизация ассортимента — это  количественные и качественные изменения  набора товаров, отражающие степень  близости реального ассортимента к  оптимальному или лучшим зарубежным и отечественным аналогам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Коммерческая работа по формированию  ассортимента

2.1Характеристика магазина и анализ показателей эффективности коммерческой деятельности

 

 

 

Полное  фирменное наименование предприятия  – закрытое акционерное общество «ТАНДЕР». Юридический адрес ЗАО  «ТАНДЕР» соответствует почтовому: Российская Федерация, 350002, г. Краснодар.

«Магнит» - это сеть универсамов  товаров повседневного спроса и  для дома по всей России. «Магнит» - это магазины площадью от 500 кв. м  и более, ассортимент магазинов  насчитывает от 1 до 5 тысяч позиций.

Сеть магазинов является самостоятельным  хозяйствующим субъектом, созданным  для выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения  прибыли. Основным видом деятельности предприятий торговой сети является розничная продажа товаров повседневного спроса и для дома.

Объектом наблюдения является торговое предприятие ЗАО «Тандер» магазин «Магнит» «Ареал» находится по адресу: ул. Мамонтовой, дом 2.

По особенностям устройства это специально оборудованное  отдельно стоящее одноэтажное здание, предназначенное для продажи товаров и оказания услуг, обладает достаточным количеством помещений для нормального функционирования торгово-технологического процесса.

Согласно  ГОСТ Р 51773–2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий» по типу данный магазин относится к универсаму (супермаркету) – реализует продовольственные товары универсального ассортимента и непродовольственные товары частого спроса методом самообслуживания. По специализации данное предприятие является смешанным, т.е. реализует широкий ассортимент продовольственных товаров и универсальную группу непродовольственных товаров.

В магазине основный метод продажи – самообслуживание. При таком методе обслуживания уменьшаются  затраты времени на покупку, покупатель имеет возможность самостоятельно выбрать товар, а также расплатиться в едином кассовом узле. Кроме того используется и индивидуальный метод  обслуживания в деликатесном отделе, но оплата за эти товары производится в едином контрольно-кассовом узле.

В данном магазине оказывают основные и дополнительные услуги. Основная – реализация различных групп товаров в магазине. Дополнительные – информационно-консультационные (предоставление информации о товарах и их изготовителях, консультации специалистов о товарах, проведение рекламных презентаций товаров); оказание помощи покупателю в совершении покупки (прием и исполнение заказов на товар, упаковка купленных в магазине товаров.); создание удобств покупателям (гарантированное хранение купленных товаров, прием и хранение вещей покупателей); несвязанные на прямую с совершаемыми ими покупками (телефонные услуги, прокат аудио- и видеокассет, проявление фотопленок и печать фотографий, продажа газет и журналов).

Месторасположение магазина не совсем удачное, т.к. находится вдали от остановки и проезжей части, но вблизи нового жилого комплекса.

Режим работы магазина: с 10:00 ч до 21:00 ч без перерыва на обед и выходных.

На магазине имеется большая красочная вывеска  с наименованием предприятия. Вывеска, на которой указаны режим работы, организационно-правовая форма, юридический  адрес вывешена у входа в магазин. В торговом зале имеются вывески  с наименованием отделов, при  помощи которых покупатели легко ориентируются в магазине.

У входа  располагается доска «Информация  для потребителей», на ней указано:

  1. ФЗ «О защите прав потребителей»
  2. Книга отзывов и предложений
  3. Выдержки из Постановления №55 «Правила продажи отдельных видов товаров»
  4. Лицензия на право торговли

При покупке  товаров, покупатель имеет право  потребовать:

  1. Сертификат соответствия
  2. Декларацию о соответствии
  3. Копии, имеющие юридическую силу
  4. Товарно-сопроводительные документы

 

На продаваемые  товары в магазине оформлены ценники.

В них  указано:

  1. Наименование товара
  2. Производитель товара
  3. Цена за единицу
  4. Печать организации
  5. Подпись администратора

Документом, на основании которого осуществляется договор купли-продажи, между магазином  и покупателем, является ценник, поэтому  ценники в магазине оформляют четко и правильно. Каждый ценник находится около указанного в нем товаре.

Информация о работе Формирование торгового ассортимента